«Ученье – путь к умению». Знакомство с буквой «П».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Андрусик Татьяна Александровна

Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте  в подготовительной  к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_podgotovke_detey_obucheniya_gramote.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте  в подготовительной  к школе группе.

   Тема:  «Ученье – путь к умению». Знакомство с буквой «П».      

  Цель: создание благоприятных условий для развития связной речи .

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Программное содержание (программные задачи):

1. Воспитательные: воспитывать желание получать знания, готовиться к обучению в школе.

2. Развивающие: расширять и систематизировать знания о предложениях; упражнять в придумывании предложений с заданным словом; закреплять умение проводить звуковой анализ слова;

3. Образовательные: познакомить детей с буквой «П» (заглавной и строчной); осваивать способы слогового чтения;

совершенствовать умение составлять графическую запись предложения;

    4.Здоровьесберегающие: укрепление здоровья воспитанников   посредством двигательных упражнений

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная

Материалы и оборудование: игрушка-Буратино с рюкзаком за спиной; карточки с изображением гласных букв А, О, У, Ы, Е; наборное полотно; стенд с изображением предметов, начинающихся с буквы «П»; демонстрационные и раздаточные карточки для составления схемы предложений; демонстрационные  и раздаточные  карточки  красного и синего цвета для звукового анализа слова; кубики с изображенными на них буквами; тетради в клеточку; простые карандаши по количеству детей.

Методические приемы: объяснение, показ, закрепление, напоминание, игра, использование художественного слова, указания, обобщения, поощрение.

Предварительная работа: дидактическая игра «Составь предложение с заданным словом»;  рассматривание азбуки в картинках; звуковой анализ слов; разучивание физкультминутки; печатание знакомых букв в тетрадях в клеточку; игра с кубиками, на которых изображены буквы; индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов.

Содержание организованной деятельности детей:

I Организационный этап

Упражнение «Буратино»:

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.

Воспитатель: «Ой, ребята, смотрите кто к нам в гости пришел - Буратино! Посиди немного с нами, много нового и интересного узнаешь»

Сажаю игрушку - Буратино возле доски.

II Основной этап

1.  Работа с предложением.

-Ребята, Буратино очень любит петь песни. Давайте составим предложение про него.

Правильно. Получилось предложение «Буратино поет».

-Скажите, сколько слов в предложении «Буратино поет»?

-Какое первое  слово в предложении «Буратино поет»?

-Какое второе слово в предложении «Буратино поет»?

Составим схему этого предложения.

-Вспомните и скажите, как обозначается графически каждое слово в предложении? (каждое слово в предложении обозначается чертой  ____  )

-Как обозначается первое слово в предложении? (в начале черты ставится вертикальная палочка  |___ )

-Как обозначается последнее слово в предложении?(            . )

Составляем схему предложения «Буратино поет» используя карточки (когда все дети составили схему предложения на своих рабочих местах, предлагаю одному ребёнку выполнить задание на наборном полотне).

                                                 .                            

-Сколько карточек ты использовал?

-Какое слово обозначает первая карточка?

-Какое слово обозначает вторая карточка?

-Придумайте про Буратино новые предложения, которые состоят из двух слов (ответы детей)

Теперь я усложняю задачу (ставлю новую схему). Посмотрите на наборное полотно.

                                                                         .

-Сколько слов в этом предложении?

-Ребята, давайте попробуем составить предложение из трёх слов (дети приводят  свои примеры).

-Молодцы, хорошие предложения придумали.

2.  Звуковой анализ слова.

Обращаю внимание детей на Буратино.

-Какое самое любимое слово у Буратино? Кто для него самый близкий и родной человек? (папа)

Я с вами согласна. «папа» - самое дорогое для него слово.

Подумайте, из каких звуков состоит слово «папа»? У вас на столе лежат карточки синего и красного цвета.

-Какие звуки  обозначаются синим цветом?

-Какие звуки обозначаются красным цветом?

Проводится звуковой анализ слова «папа»:

-Сколько звуков в слове «папа»?

-Какого цвета первая карточка?

-Какой звук она обозначает?

-Какого цвета вторая карточка?

-Какой звук она обозначает?   и  т.д.

По ходу ответов детей на вопросы воспитатель выстраивает фишки на доске в нужном порядке.

-У кого карточки расположены в том же порядке, как на доске, поднимите руки.

Необходимо похвалить тех детей, которые справились с заданием без посторонней помощи.

- А теперь Буратино объявляет весёлую перемену.

Физкультминутка.

У Буратино в рюкзаке гласные буквы. Под музыку дети совершают движения. Как только музыка перестаёт звучать, Буратино «достаёт» из рюкзака карточку с буквой, а дети, узнав  букву, проговаривают про неё знакомую речёвку.

А-А-А - дома я сама.

У-У-У – молоко кому.

О-О-О – едим эскимо.

Ы-Ы-Ы – причитали книгу мы.

Е-Е-Е – дайте травки мне.

- Поиграли и сели на свои места.

3.  Знакомство с буквой «П». Чтение. Работа с кубиками.

-Дети, с буквами обозначающие какие звуки мы играли? (гласные)

-Какие ещё бывают звуки? (согласные)

-Чем гласные звуки отличаются от согласных? (гласные поются, тянутся, а согласные не поются)

-С какого звука начинается слово папа? (со звука П)

-Как произносится звук П? (он произносится с помощью губ, во рту образуется преграда, отрывисто)

-Какой это звук?  (согласный)

- Правильно, звук П согласный, спеть его нельзя, произнесите его ещё раз        П-П-П.

Звук П обозначается буквой «П» (пэ). Посмотрите внимательно, как выглядит буква П (на доске закреплена карточка с изображением буквы «П»).

Давайте попробуем сделать букву «П» сами. Встаньте парами и положите руки друг другу на плечи. Вот и получилась буква «П».

О внешнем виде этой буквы придумано много стихотворений. Вот некоторые из них.

Петя, Петя, Петушок,

С буквой П знакомится,

Чтобы Папа прочитать,

Букву П всем надо знать.

На хоккее, на футболе

Буква П – ворота в поле

Теперь, познакомившись с буквой «П» вы можете читать слоги.

Давайте поиграем с кубиками.

-Составьте слово «папа» из букв, которые расположены на кубиках

После составления дети читают  слово «папа»  по своим кубикам.

4. Печатание буквы «П».

Учимся печатать букву «П».

Посмотрите, как пишется буква «П». Есть буква заглавная и строчная.

-Для чего нужна заглавная буква?  (с неё пишутся имена, фамилии, клички животных, Названия городов, а ещё с неё начинается предложение)

Строчная буква выглядит, как строчная, только поменьше ростом.

Сначала мы будем учиться печатать заглавную букву.

Высота заглавной буквы две клеточки. Сначала ставим вертикальную палочку высотой две клеточки, затем отступив вправо, две клеточки ставим ещё одну вертикальную палочку высотой две клеточки. Затем соединяем верхние концы между собой.

Отступив от напечатанной  буквы одну клеточку вправо, печатаем следующую букву.

Строчная буква помещается в одну клеточку.

Ставим вертикальную палочку высотой одна клетка, рядом ставим вторую палочку, а затем, соединяем верхние концы между собой. При подготовке к работе в тетрадях, напоминаю о правильной осанке во время письма.

Работа детей в тетрадях в клеточку.

После того, как дети написали две строчки предложить отдохнуть.

Физкультминутка

Наши пальчики писали,

Наши пальчики устали.

Мы немного отдохнём

И опять писать начнем.

На третьей строке  буква заглавная и буква строчная чередуются.

-Молодцы. Вы хорошо потрудились. Выделяю детей, которые выполнили задание более качественно.

       III Заключительный этап. Рефлексия.

В ходе анализа необходимо назвать детей, которые проявили активность, правильно отвечая на вопросы педагога, и тех, кто справился с теми заданиями, которые ранее не мог выполнить самостоятельно.

-Но что это? Мне кажется, наш Буратино пошевелился. Это неспроста, может быть, у него для нас есть какой-нибудь сюрприз? (подзываю одного ребёнка, чтобы он посмотрел, что принёс Буратино в рюкзаке)

-Ой, да это же печенье!

-Спасибо тебе Буратино. Какая всё-таки чудесная эта буква «П», вкусная и полезная. Буратино мы обязательно покушаем твое печенье с чаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с буквами. Гласные буквы.

Презентация к альбому дошкольников 5-7 лет  "До школы 6 месяцев: срочно учимся читать"     Молчановой О.Г. (1,2 занятие). 1-5 слайд развитие мелкой моторики, 6--9 сл...

Знакомство с буквой или этапы формирования образа буквы

В статье говорится об этапах изучения буквы с точки зрения аналитико-синтетического метода....

Консультация для родителей. Игры для знакомства с буквами и закрепления зрительного образа букв.

Прежде чем начать играть с ребенком, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружностей и полукружий); бук...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...