Конспект НОД по обучению грамоте с воспитанниками старшего дошкольного возраста "Звуковой анализ слова «роза», знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Конспект НОД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_s._g.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 26 «МАЯЧОК» Г.ВОРКУТЫ

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по обучению грамоте в старшей группе.

ТЕМА: «Звуковой анализ слова «роза», знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков»

                                                                         

                                                                        Мироненкова Е.М. воспитатель

                                                        МБДОУ «Детский сад №26» г.Воркуты

Цель: Знакомство детей со слогообразующей ролью гласных звуков.

Задачи:

Образовательная:  

- познакомить детей со слогообразующей ролью гласных звуков;

- формировать умение производить звуковой анализ  слова «роза»;  понимать учебную задачу и выполнять ее;                                                                              

 - активизировать речевую деятельность детей.

Развивающая: 

- развивать внимание, память, связную речь.

Воспитывающая:

- воспитывать желание прийти на помощь.

Словарная работа:

Активизация: слова, звуки, слоги, жители страны звуков.

Оборудование: картинка-схема слова «роза», 2 синие и 2 красные фишки, указка, мяч.

Ход занятия:

Часть

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методы и приемы

Вводная

Предлагаю детям встать в круг.

- Сегодня у нас будет занятие по обучению грамоте.

- Ребята, помните, как вы помогли жителям стране звуков, нашли все гласные звуки?

- Жители этой страны передали вам спасибо и сказали, что вы настоящие друзья.

Но не успели они обрадоваться, как в страну звуков ворвалась метель и перемешала все слова. С того времени в стране звуков наступил беспорядок. Жители совсем не знают, что им делать.

- Ребята, как можно помочь жителям страны звуков?

- Правильно, давайте наведем там порядок, и расставим все слова по своим местам.

- Впереди нас ждут задания. Если мы с ними справимся, то у нас получится навести порядок.

- Вы готовы?

- Присаживайтесь за столы.

Встают в круг

Слушают

- Да, помним.

Слушают

- Нужно навести порядок.

- Да, мы готовы.

Садятся за столы.

Орг. момент

Вопрос к детям

Проблемная ситуация

Вопрос к детям

Одобрение

Объяснение

Вопрос к детям

Основная

- Ребята, послушайте первое задание.

- Я буду читать вам загадки, вам нужно добавить последнее слово, которое подходит по рифме. Будьте внимательны.

Жестко вам на стуле если,

То понежьтесь в мягком...

Папе, Барсику и Ване

Сладко спится на...

Зимой заклеено оно,

В узорах белых все...

И для дел, и для красы

На стене висят...

Словно пчелы возле улья,

Все к столу слетелись...

Рукавички поскорее

Посуши на...

Четырьмя ногами стол

Поцарапал новый...

Уходя, дружок, проверь,

Заперта ли крепко...

Чтобы ночью сладко спать,

В спальне есть всегда...

Соням всем она подружка -

С пухом мягкая...

Мягко падал чтоб Егор,

У кроватки есть...

Ох высок, ну как жираф,

Толст, как слон, наш новый...

- Молодцы, с первым заданием справились. Слова, которые вы назвали, уже встали на свои места, а нам пора выполнить второе задание.

Второе задание.

- Ребята, я напоминаю вам, что каждый звук живет в домике.

- Давайте посчитаем, сколько звуков в слове роза?

- Правильно, молодцы.

- Давайте медленно вместе произнесем слово р-о-з-а.

- Давайте определим первый звук.

Послушайте, как я произнесу слово: р-р-оза (задерживаю указку на первой клеточке)

- Произнесите слово также как я, выделяя первый звук.

- Какой первый звук вы слышите?

- Звук [р] гласный или согласный?

- Как вы догадались?

- Звук [р] твёрдый или мягкий?

- Каким цветом обозначается твердый согласный звук?

- В какую клеточку положим фишку?

- Р-о-о-за (задерживаю указку на второй клеточке)

-  Давайте вместе произнесем слово.

- Какой второй звук слове роза?

- Звук [о] гласный или согласный?

- Как вы догадались?

- Каким цветом обозначается гласный звук?

- В какую клеточку положим фишку?

- А теперь мы попробуем определить третий звук в слове ро-з-з-а, повторите за мной (задерживаю указку на третьей клеточке)

- Какой третий звук в слове ро-з-з-а?

- Звук [з] гласный или согласный?

- Как вы догадались?

- Звук [з] твёрдый или мягкий?

- Каким цветом обозначается твердый согласный звук?

- В какую клеточку положим фишку?

- Нам осталось определить последний, четвёртый звук.

- Роз-а-а, повторите за мной (задерживаю указку на четвертой клеточке).

- Какой четвертый звук в слове розаа-а?

- Звук [а] гласный или согласный?

- Как вы догадались?

- Каким цветом обозначается гласный звук?

- В какую клеточку положим фишку?

- А теперь все вместе прочитаем слово роза (медленно веду указкой по схеме, останавливаясь ненадолго на красных фишках.)

- Сколько звуков в слове роза? 

- Сколько гласных звуков?

- Какой первый гласный звук?

- Назовите второй гласный звук?

- Сколько в слове «роза» согласных звуков?

- Назовите первый согласный звук?

- Какой второй согласный звук?

- Умнички, и тут вы справились, еще одно слово встало на место.

- Ой, что-то я устала, а вы устали? Я видела как вы старались, хотите отдохнуть?

- Тогда подойдите ко мне и повторяйте за мной.

Наклоняемся вперед,

Руки в стороны.

Ветер дует, завывает,

Нашу мельницу вращает,

Раз, два, три, четыре

Завертелись, закружились.

- Молодцы, нас ждет следующее задание.

Третье задание.

- Ребята, сколько слогов в слове «роза»?

- Как можно проверить?

- Попробуйте разделить слово на слоги хлопками, ро-за.

 - В словах столько слогов, сколько гласных звуков. В каждом слоге есть гласный звук.

- Посмотрите вокруг, найдите и назовите в те предметы, которые состоят из одного слога (например: мяч).

- А теперь найдите предметы, которые делятся на два слога (например: кубик).

- Попробуйте найти предметы, которые делятся на три слога (например: самолет).

- Ребята, вы так быстро справились, у нас осталось последнее задание, оно очень важное. Встаньте в круг.

Я буду по очереди бросать вам мяч и называть профессию. Тот, кому я брошу мяч, назовет мне, чем занимается человек этой профессии.

Например: Повар – варит.

Врач....

Учитель....

Строитель…

Пианист....

Писатель...

Портниха…

Прачка....

Уборщица..

Фотограф...

Продавец…

- Ребята, вы справились со всеми заданиями, вы настоящие друзья.

Слушают.

- Кресле.

- Диване.

- Окно.

- Часы.

- Стулья.

- Батарее.

- Пол.

- Дверь.

- Кровать.

- Подушка.

- Ковер.

- Шкаф.

Слушают.

- В слове роза 4 звука.

- Р-о-з-а.

- Р-р-оза

- Звук [р].

- Звук [р] согласный

- Его нельзя пропеть.

- Звук [р] твёрдый.

- Синим цветом.

- В первую.

- Р-о-о-за

- Звук [о]

- Звук [о] гласный

- Его можно пропеть.

- Красным цветом.

- Во вторую.

- Ро-з-з-а

- Звук [з]

- Звук [з] согласный

- Его нельзя пропеть.

- Звук [з] твёрдый

- Синим цветом.

- В третью.

- Роз-а-а

- Звук [а]

- Звук [а] гласный

- Его можно пропеть.

-  Красным цветом.

- В четвертую.

- Роза.

- В слове роза 4 звука.

- Два.

- Звук [о].

- Звук [а].

- Два.

- Звук [р].

- Звук [з].

- Да, мы устали, хотим.

Наклоняются вперед, руки в стороны

Правой рукой касаются пола

Левую руку отводят назад в сторону, меняют положение рук.

- В слове роза два слога.

- Хлопками.

- Делят слово роза хлопками на два слога.

- стул, стол, мяч, пол, шкаф.

- Кукла, чашка, кубик, доска, часы.

- Телефон.

Для проверки выбирают любой способ, например: хлопки, шаги, подносят руку к подбородку.

Слушают.

- Лечит.

- Учит.

- Строит.

- Играет.

- Пишет.

- Шьет.

- Стирает.

- Убирает (моет).

- Фотографирует.

- Продает.

Слушают.

Объяснение

Игровое упражнение «Загадки-складки»

Звуковой анализ слова «роза» с опорой на схему.

Вопросы к детям

Образец

Вопросы к детям

Образец

Вопросы к детям

Образец

Вопросы к детям

Вопросы к детям

Физкультминутка

«Мельница»

Деление слов на слоги. 

Игра «Найди, назови и подели»

Объяснение

Игра с мячом «Кто, чем занимается?»

Заключительная

- Ребята, что мы делали на занятии по обучению грамоте?

-У вас получилось выполнить все задания?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Какое задание вам было трудно выполнить?

- Ребята, вы смогли навести порядок в стране звуков и расставить все слова по своим местам, наконец-то жители страны звуков обретут счастье, ведь у них теперь порядок, благодаря вам. Сегодня я еще раз узнала, что вы добрые ребята, любите помогать всем, кто попросит помощи, молодцы.

- Наводили порядок в стране звуков.

- Да.

Высказывания детей.

Слушают.

Подведение итогов