Цель: развитие речи детей посредством знакомства с произведениями народного искусства (потешки, колыбельные).
Задачи:
Речевое развитие
Формирование словаря - На основе обогащения представлений о ближайшем окружении расширять и активизировать словарный запас детей новыми словами «Люлечка», «Колыбелька».
Звуковая культура речи - Упражнять во внятном произнесении гласных и согласных звуков путем имитации голосов животных. Способствовать формированию интонационной выразительности речи детей. Нацеливать на отчетливое произнесение слов и коротких фраз.
Грамматический строй речи - Помогать употреблять в речи имена существительные в форме множественного числа, обозначающие животных (лисы, зайцы, утки, птицы).
Приобщение к художественной литературе
воспитывать умение слушать новые произведения, предоставлять возможность договаривать слова и несложные фазы. С помощью мнемотаблицы помочь запомнить колыбельную.
Интеграция образовательных областей.Художественно – эстетическое развитие
- Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на произведения народного искусства (потешки, колыбельные). Воспитывать интерес к произведениям народного искусства.
Коммуникативное развитие – Формировать доброжелательное, отношение друг к другу, создание игровой ситуации, способствующей формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.
Физическое развитие - Развивать мелкую моторику рук. Упражнять умение выполнять движения в паре.
- Разучить народную игру «Кот Васька». Учить действовать по сигналу – определенной фразе.
Оформление и оборудование – на занятии используется компьютер для показа презентаций, проигрыватель с записью плача ребенка. В центре зала – макет русской печки. За ней лежит пирог, а также перчаточные куклы – Бабушка и Кот. Рядом с печкой на стуле - колыбелька, в которой лежит кукла – ребенок, завернутый в пеленку.
Ход занятия
Дети входят в группу вместе с воспитателем.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в гости к бабушке. А дорога к бабушке не близкая. Чтобы добраться, повторяйте за мной движения. Садитесь на лошадок, - поехали.
(Дети скачут по кругу и повторяют движения за воспитателем)
- Еду, еду к бабе, к деду!
На лошадке в красной шапке.
По ровненькой дорожке
На одной ножке.
По рытвинам, по кочкам,
По бугорочкам.
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг … в яму!
БУХ!
(в конце потешки дети садятся на стулья)
Воспитатель: Ну, вот и приехали. Проходите в избу, рассаживайтесь поудобнее. (Дает установку на правильную осанку) Нас уже Бабушка встречает.
(Из-за «печки» появляется кукла – Бабушка).
Бабушка: Здравствуйте, мои дорогие! Здравствуйте, внучки и внученьки, здравствуй, доченька! Наконец-то вы приехали, заждалась я вас.
Погостите у меня, я вам хозяйство своё покажу.
Показ слайдов презентации 1. Дети имитируют голоса животных.
- Хозяйство у меня большое:
Овечки в речке умываются,
Барашки в овражке болтаются, и кричат: Бее-е!
Козочки на лужочке поскакивают, и кричат: Ме-е-е!
Уточки у лужицы покрякивают, и кричат: кря- кря!
Коровки у дубровки помыкивают, и кричат: му-у-у!
Конички у горочки побрыкивают и кричат: иго-го!
Да какие вы большие стали, подросли, ай, да семья большая!
Пальчиковая игра
У нас семья большая да веселая – пять братьев озорных (сначала показ воспитателя, потом вместе с детьми)
Мальчик- пальчик,
Где ты был?
-С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Одна Маша – не наша,
Да и та хороша!
Бабушка - А Маша-то наша в люльке лежит. (Подходит к люльке) Это люлечка плетеная, позолочёная). Что перед нами, детки?
Дети: Люлечка.
Бабушка: А ещё как можно назвать?
Дети: Колыбелька.
Бабушка: А кто в люльках спит?
Дети: Детки малые.
Бабушка- В нашей люльке Машенька лежит, битый час не спит.
(Раздается плач ребенка в записи). А у меня дел невпроворот – прибрать, постирать пирогов напечь, ох не управлюсь в срок. Вы уже большие, убаюкайте Машеньку, а я пойду.
(Бабушка - кукла уходит за печку, воспитатель берет из колыбельки куклу – ребенка, завернутого в пеленку)
Воспитатель поет - Баю-бай, баю-бай,