Главные вкладки

    Подготовка руки к письму: развитие ручной умелости.
    консультация по обучению грамоте (средняя группа) на тему

    Носова Наталья Викторовна

    Развитие ручной умелости всегда было одной из важных задач воспитания детей дошкольного возраста. Упражнения для развития "ручной умелости"входили в систему заданий для детей, разработанную М.Монтессори.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_ruchnoy_umelosti_2.docx16.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Подготовка руки к письму:

    развитие ручной умелости

           Развитие ручной умелости всегда было одной из важных задач воспитания детей дошкольного возраста. Интересные «ручные работы» для детей придумал автор первой в мире системы обучающих игр для малышей Ф. Фребель в 19 веке

    (складывание из бумаги – аналогия современного оригами, конструирование из

    гороха и палочек, выкладывание фигурок из палочек и лучинок, нанизывание,

    плетение узоров из полосок бумаги, пальчиковые игры). Упражнения для

    развития «ручной умелости» входили и в систему заданий для детей,

    разработанную М. Монтессори (вкладыши, рамки для застегивания и шнуровки

    и другие), в систему Л.К. Шлегер (работа с глиной, песком, деревом, бумагой и

    картоном).

    ТОП- 30 занятий, способствующих развитию ручной умелости и подготовке

    руки ребенка к письму:

           Это важно знать! Для подготовки к письму и выполнения графических

    упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш.

    Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для проведения линии.

    - выкладывание фигур и узоров из мелкой мозаики;

    - конструирование из мелких деталей, из конструкторов, требующих

    завинчивания гаек, шурупов;

    - конструирование из бумаги и картона;

    - плетение шнуров из ярких цветных веревочек;

    - работа на детском настольном ткацком станочке;

    - вязание крючком и на спицах;

    - шитье и вышивка (примечание: для ребенка 6 лет нужна иголка длиной 4 см,

    не тонкая, с продольным ушком. Дети осваивают швы «вперед иголку» по

    прямой линии, «за иголку», «через край»);

    - изготовление поделок из проволоки;

    - пришивание пуговиц;

    - нанизывание бусин и изготовление детских бус;

    - изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование);

    - пальчиковые игры;

    - штриховки;

    - изготовление коллажей (вырезание ножницами фигур из журналов и

    составление из них композиций);

    - выжигание по дереву;

    - выпиливание;

    - валяние;

    - раскрашивание картинок (важно не само по себе раскрашивание, а чтобы

    картинка была раскрашена карандашом без выхода за контуры, аккуратно, не

    спеша);

    - рисование узоров на бумаге в клеточку («продолжи начатый узор»);

    - дорисовывание недостающей половины рисунка по клеточкам;

    - обведение рисунков по точкам;

    - выкладывание из спичек фигур и узоров (у спичек нужно предварительно

    обрезать головки для безопасности ребенка);

    - плетение разных узоров из бумажных полос, а потом и из тесьмы,

    придумывание своих новых сочетаний и узоров;

    - изготовление бумажных бус (прямоугольная полоска разрезается по диагонали

    на треугольники, каждый треугольник скручивается по диагонали, конец

    треугольника приклеивается. Получается цветная бумажная бусинка. Бусины

    нанизываются на тесьму);

    - вырезание гирлянд из бумаги, сложенной гармошкой;

    - декоративное рисование (рисование узоров – элементов русских росписей –

    хохломской, городецкой, мезенской и других) – ребенок учится правильно

    располагать элементы на плоскости, строить их в ритме;

    - задания с линейками — трафаретами животных, геометрических фигур,

    фруктов, овощей и других фигурок (обведение контура по трафарету и его

    штриховка или дорисовывание и раскрашивание; составление картин из

    элементов разных трафаретов);

    - рисование на доске мелом, цветными мелками;

    - оригами;

    - изготовление поделок из природного материала (шишки, каштаны, веточки,

    листья, семена, горох).

    Подготовка руки к письму: как определить уровень готовности руки

    ребенка к письму?

           Дома можно провести с ребенком несколько простых упражнений, которые

    помогут определить, достаточно ли хорошо развита у малыша мелкая моторика

    и готова ли его рука к письму. Приведу в пример два традиционных задания (их

    часто дают детям при поступлении в школу).

    Задание 1. Рисуем круг. Покажите ребенку нарисованный на листе бумаги круг.

    Диаметр круга 3-3,5 см. И попросите ребенка нарисовать точно такой же круг на

    его листе бумаги (простым карандашом).

          Если кисть руки ребенка развита слабо, то могут наблюдаться такие

    признаки:

    - вместо круга получится овал или круг выйдет слишком маленького размера,

    - линия будет прерывистой, угловатой, неровной; вместо одного плавного

    движения руки при рисовании круга у ребенка будет много мелких прерывистых

    движений кисти руки при рисовании,

    - ребенок будет стремиться зафиксировать кисть руки неподвижно на листе

    бумаги.

    Задание 2. Штриховка. Предложите ребенку заштриховать силуэт простого

    предмета (домик, кораблик, яблоко или любой другой) прямыми линиями, не

    выходя за границы силуэта. Покажите образец – как можно штриховать

    (горизонтальная штриховка, вертикальная штриховка, диагональная штриховка)

    Ребенок сам выбирает, в каком направлении он будет штриховать.

           Если рука недостаточно хорошо развита, то малыш станет постоянно

    переворачивать изображение (так как не может поменять направление действия

    рукой).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».

    Раскрыта технология проведения кружковой работы по подготовке руки к письму....

    « РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

    научно-методическая разработка по развитию ручной умеости при подготовке детей к школе...

    Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».

    Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму «Ум...

    Подготовка руки к письму. Развитие мелкой моторики.

    Наибольшие трудности в первом классе вызывает обучение письму. Одна из причин этого кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кисти рук к выполнению графических упражнений....

    ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ: РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ

    ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ: РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИРазвитие ручной умелости всегда было одной из важных задач воспитания детей дошкольного возраста. Интересные «ручные работы» для детей при...

    Подготовка руки к письму детей средней группы "Умелые пальчики"

    laquo;История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы»,- считал известный русский пси...

    Развитие ручной моторики и подготовка руки к письму у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

    В этой статье изложена система работы развития ручной  моторики и подготовка руки к письму у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата...