Главные вкладки

    Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».
    рабочая программа по теме

    Юрасова Ольга Николаевна

    Раскрыта технология проведения кружковой работы по подготовке руки к письму.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_kruzhkovoy_raboty_umnye_palchiki.docx31.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа

     кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму

     «Умные пальчики».

    Пояснительная записка

    В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.

      Содержание дополнительного образования в МДОУ направлено на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления психико-физического здоровья. Цель внедрения дополнительных образовательных услуг –развитие индивидуальных способностей, креативности, самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы.

      Коллектив учреждения – сплоченный, творческий коллектив единомышленников, осуществляющих деятельность на проявление конструктивного сотрудничества, личностно-ориентированного взаимодействия в обучении и воспитании детей, уважительного партнерства с семьями.

    Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму «Умные пальчики»

    Введение

       Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребенка, так и для родителей. Психологическое обследование показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную школьную деятельность. 

       Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.

       Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву,  они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима. Анализируя графику  письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм  и движений руки. Особенно ярко эти недостатки выражены у детей с речевыми нарушениями: они плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мышечная моторика и координация пальцев. Такие дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявляемый им образец, недостаточно ориентируются во времени и пространстве.  Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф. Змановский, Н.Т.Терехова, А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М.М.Кольцова, С.О. Филиппова,- отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. По статистическим данным, в нашей стране с каждым годом увеличивается число детей, у которых при поступлении в школу наблюдается несформированность физиологических предпосылок к овладению письмом, слухо- зрительно моторных координаций.

       Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

       Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, неуспеваемости, тревожного состояния ребенка в школе. Подготовка  к обучению  письму  требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений  и  заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством  и  при помощи взрослого.

       Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу.  В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

    Для предотвращения перечисленных трудностей, мы организовали кружок по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму. Эта услуга была востребована и у родителей детей нашего сада.

    Цель Программы: 

    обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

    Для решения поставленной цели были выдвинуты психолого-педагогические задачи, и определены направления работы, ориентированные на развитие ручной умелости у детей в разных возрастных группах. Система работы построена с учетом достижений в области педагогики и психологии, с сохранением традиций общественного дошкольного воспитания. В работе использовались современные методики и технологии разных авторов: И.А.Подрезова, Е.В.Колесникова, С.А.Калик, С.О.Филлипова, Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина…

    Содержание, объем, порядок изучения программного материала рассчитаны на посещение кружка в течение трех лет, и построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

    Общие задачи :

    1. Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.
    2. Развивать мелкую моторику и зрительно– двигательную координацию.
    3. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.
    4. Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, аналогия).
    5. Увеличить объем внимания, памяти.
    6. Развивать речь.
    7. Создать одинаковые условия для успешной подготовки руки к письму, как для праворуких, так и для леворуких детей.
    8. Сохранение здоровья.

    Задачи для детей 4-5 лет:

    1.Способствовать развитию мелкой моторики и тактильной чувствительности детей.

    2.Развивать слухо- зрительно- моторную координацию в работе с мелкими предметами и бумагой разной фактуры.

    3.Формировать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и обводку трафаретов.

    4.Способствовать развитию ориентировке в пространстве и психических процессов (логического мышления, внимания, памяти.)

    5.Расширять знания и представления об окружающем мире.

    6.Воспитывать интерес к занятиям изобразительной и творческой деятельности.

    Задачи для детей 5-6 лет:

    1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, тактильной чувствительности, упражнять в координации движений с речью.

    2.Формировать нажим руки, совершенствовать графические умения и навыки в заданиях на штриховку и рисования предметов по клеткам.

    3.Развивать пространственную координацию, конструктивные навыки, умение выполнять задания по словесной инструкции.

    4.Способствовать развитию зрительно-пространственного восприятия, слуховой памяти, внимания, фонематического слуха.

    5.Расширять знания и представления об окружающем мире.

    6.Воспитывать организованность, усидчивость и аккуратность в работе.

    Задачи для детей 6-7 лет:

    1.Тренировать тонкокоординированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.

    2.Продолжать работать над развитием слухо- зрительно- моторных функций, ориентировки на микроплоскости.

    3.Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.

    4.Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе.

    5.Способствовать развитию психических процессов- внимания, памяти, мышления, воображения.

    6.Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

    7.Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.

    Занятия по подготовке детей к обучению письму предполагают организацию разных видов работ в следующих направлениях:

    1. Гимнастика пальцев и кистей рук;

    2. Задания по изодеятельности и конструированию.

    3. Развитие мелкой моторики в работе с мелкими предметами

    4. Ориентировка в пространстве и на листе бумаги;

    5. Формирование элементарных графических навыков.

    Методическое обеспечение

    Занятия по подготовке детей к обучению письму проходят в отдельном кабинете во второй половине дня. Кружок посещают дети, начиная с 4-х лет. Длительность посещения кружка три года. Дети средней группы занимаются -20 минут, старшей группы-25 минут, подготовительной группы-30 минут.

    Ведет данную кружковую работу воспитатель Юрасова Ольга Николаевна, имеющая высшую квалификационную категорию.

    Формы и методы работы

    1. Дидактические игры и игровые упражнения.
    2. Занимательные задания и игры-соревнования.
    3. Изобразительная и творческая деятельность.

    -наглядный метод обучения и метод практических действий.

    -ориентировочно-исследовательская деятельность.

    -методы проблемно-поискового характера.

    -моделирование и кодирование информации

    Условия реализации Программы

    1.Систематическое проведение занятий

    2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

    3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

    4.Сотрудничество педагога с семьей.

    Дидактический материал и техническое оснащение

    1. Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель»…
    2. Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, соленое тесто, краски, восковые, цветные и простые карандаши, ножницы, природный материал, ткань, нитки, иголки, проволока…)
    3. Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы, пуговицы, крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка), семена подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки…
    4. Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам.
    5. «Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндер-сюрприз», каштаны…)
    6. Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки,
    7. Пооперационные схемы изготовления поделок, карточки –таблицы для зрительных диктантов, схемы для «Оригами», рисунки –тренажеры для выкладывания контура предметов.
    8. Пособия по сенсомоторике (пирамидки, вкладыши, шнуровки, «Сенсорные» коврики, кубики, клубки ниток, бутылки с завинчиванием крышек, кнопочницы, замки разных видов..)
    9. Материал к играм М.Монтессори (пипетки, мерные емкости,..)
    10. Тетради в клетку, линейку, тетради на печатной основе с заданиями.
    11. Тематические иллюстрации.

    Итоговая диагностика

    К концу посещения кружка «Умные пальчики» мы предполагаем, что у детей будут сформированы следующие умения:

    1. Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
    2. Ориентируется в пространстве и на микроплоскости.
    3. Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.
    4. Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
    5. Сформированы графические навыки.
    6. Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания

    Диагностика готовности руки к овладению письмом проводится с использованием методики Е.В.Колесниковой из книги «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва, 2009г., теста К.Йирасика, графических диктантов Д.Б.Эльконина, монометрического теста «Вырезание круга»

    Рекомендуемая таблица по итогам диагностики:

    Фамилия Имя

    ребенка

    Развитие мелкой моторики

    Ориентировка в пространстве

    Развитие графических навыков

    Вырезывание ножницами

    Срисовывание

     образца

    Штриховка

    Графический

    диктант

    Тест Керна Йерасика

    1.

    2.

    Рекомендуемые задания для диагностики:

    1.Развитие мелкой моторики

    -Упражнения «Кольцо», «Зайчик»-пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу),

    -«Сделай бусы» нанизывание мелкого и крупного бисера(оценивается быстрота, создание рисунка)

    -Завязывание шнурков разной величины

    -Застегивание пуговиц (5шт) разного размера

    2.Ориентировка в пространстве

    -Зрительные, слуховые диктанты

    -Д\И «Найди, где спрятано?»

    3.Срисовывание образца

    -задания на листе бумаги в клетку, в линейку

    -дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение)

    4.Штриховка

    -выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.

    Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.

    5.Графический диктант.

    -Задание по типу «Продолжи узор»

    - Графический диктант Д.Б.Эльконина

    6. Тест Керна Йирасика

    -Срисовывание фразы «Он ел суп»

    -Срисовывание группы точек

    -Рисование фигуры человека

    При оценке рисунка человека учитывается:
    - наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
    - наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
    - способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.

    7.Вырезание ножницами.

    -Вырезание силуэта предмета

    - Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга» (На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.)

    Критерии оценки деятельности ребенка:

       За каждое правильное задание ставится 5 баллов

    Высокий уровень- задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма баллов по заданиям -60-80 баллов

    Средний уровень- есть 2-4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь, сумма баллов  от36 до 59 балла

    Низкий бал-задание не выполнено, сумма баллов от 25 до 35 баллов.

    Методы определения ведущей руки

    Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:

    1. Ребенку предлагается несколько спичечных коробков. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.
    2. Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит пузырек.
    3. Ребенку предлагается развязать несколько узлов из шнурка средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит).
    4. Ребенок должен протереть классную доску (стол, шкаф и т. д.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.
    5. Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.
    6. Раздавать карточки (ведущая рука та, что раскладывает карточки).
    7. Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).
    8. Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).
    9. Рисовать пальцем одной руки на ладони другой.
    10. Неведущая рука держит часы, ведущая выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы.
    11. Переплетения пальцев рук. Сверху оказывается большой палец ведущей руки.
    12. Скрещивание рук — «поза Наполеона». Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть неведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.
    13. Вырезание ножницами по кругу. Ведущая рука та, которая держит ножницы

    У детей ведущая рука формируется к 4-м годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает левую руку и тем более, если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя.

    СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Антонова А.В. развитие графических навыков у дошкольников.
    2. Бардышеа Т. Ю. Разговорчивые пальчики. — М., 2001.
    3. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. Развиваем руки — чтоб учиться писать, и красиво рисовать. — Ярославль, 1997.
    4. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. «Пальцы помогают говорить», Москва, 2008
    5. Готовим детей к школе. Н.Ю.Яшина. Н.Новгород, 1996
    6. Гурьянов Е.В.Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма.-М., 1959
    7. Дошкольное воспитание. 2003, №3-7
    8. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. — М., 2001.
    9. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты», Москва 2007
    10.  Колесникова Е.В. «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва,2007
    11. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников.-М.,1970
    12. Машин Л., Мадышева Е. Домашняя школа Монтессори. — М., 1998.
    13. «Организация работы в группах предшкольной подготовки», О.В.Загороднева, АРКТИ, 2011
    14. Особенности обучения письму шестилетних первоклассников.\\ Начальная школа.1987.№4
    15. .Подрезова И.П. Школа умелого карандаша. Москва 2007
    16. Синицына Е. Умная тетрадь. — М., 1999.
    17. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.-Москва,1995
    18. Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. —СПб., 2008.
    19. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками, развиваем речь. –СПб., 1997

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».

    Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму «Ум...

    Кружковая работа по развитию ручной умелости и речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

      Уровень развития ручной умелости тесно взаимосвязан с речью и способствует ее развитию, поэтому необходимы разнообразные формы коррекционно-развивающей работы с детьми, в которых бы соче...

    Кружковая работа по развитию ручной умелости и речи у детей дошкольного возраста "Волшебные пальчики"

    Занятия в кружке развивают индивидуальную творческую деятельность.Уровень развития ручной умелости тесно взаимосвязан с речью и способствует ее развитию....

    Программа кружковой работы по развитию ручной умелости: «Умелые ручки».

    Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в ДОУ, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму "Умелые ру...

    Развитие ручной моторики и подготовка руки к письму у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

    В этой статье изложена система работы развития ручной  моторики и подготовка руки к письму у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата...

    Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Дружные пальчики»

    Пояснительная запискаВ современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколе...