программа кружковой работы по развитию ручной умелости графо-моторных навыков
материал по логопедии (старшая группа)

развитие мелкой моторики

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         Департамент образования города Москвы

                       Государственное Бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                   Города Москвы «Школа №222»

                                                                                           «Утверждаю»

                                                                                  Директор ГБОУ «Школа № 222»

                                                                                   _________________Баскакова Н.А.

                                                                                              «Согласовано»

                                                                                       Педагогическим советом

                                                                                       Протокол №___от______2017г.

                                                             Направленность: ознакомительная

                                                                    Детское объединение

                                                                    «Послушные пальчики»

Составитель программы: учитель-логопед

         Козлова Елена Александровна

Возраст детей: 5-6 лет

Срок реализации: 10 месяцев

Уровень программы: ознакомительный

                                                       Москва 2018-2019 год

                                                                                                                               

                                                                                                                                                                 

ПРОГРАММА

кружковой работы по развитию ручной умелости, развитие графо -моторных навыков

Послушные пальчики


Возрастная группа: 5-6 лет

 

2018 – 2019 учебный год

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Введение
  3. Предполагаемый результат освоения программы
  4. Методическое обеспечение
  5. Формы и методы работы
  6. Условия реализации Программы
  7. Дидактический материал и техническое оснащение
  8. План работы по развитию мелкой моторики рук старшая группа
  9. Методы определения ведущей руки
  10. Список литературы

 

Пояснительная записка

В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.

Содержание дополнительного образования направлено на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления психико-физического здоровья. Цель внедрения дополнительных образовательных услуг –развитие индивидуальных способностей, креативности, самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы.

Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и графо-моторных навыков «Послушные пальчики».

 

Введение

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву, они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима. Анализируя графику письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм и движений руки. Особенно ярко эти недостатки выражены у детей с речевыми нарушениями: они плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мышечная моторика и координация пальцев. Такие дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявляемый им образец, недостаточно ориентируются во времени и пространстве. Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф. Змановский, Н.Т.Терехова, А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М.М.Кольцова, С.О. Филиппова,- отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. По статистическим данным, в нашей стране с каждым годом увеличивается число детей, у которых при поступлении в школу наблюдается несформированность физиологических предпосылок к овладению письмом, слухо- зрительно моторных координаций.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, неуспеваемости, тревожного состояния ребенка в школе. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Цель Программы:

формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

Для решения поставленной цели были выдвинуты психолого-педагогические задачи, и определены направления работы, ориентированные на развитие ручной умелости у детей в разных возрастных группах. Система работы построена с учетом достижений в области педагогики и психологии, с сохранением традиций общественного дошкольного воспитания. В работе использовались современные методики и технологии разных авторов: И.А.Подрезова, Е.В.Колесникова, С.А.Калик, С.О.Филлипова, Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина…

Содержание, объем, порядок изучения программного материала рассчитаны на посещение кружка в течение года, и построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Общие задачи:

Развивать мелкую моторику и зрительно– двигательную координацию.

Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.

Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, аналогия).

Увеличить объем внимания, памяти.

Создать одинаковые условия для успешного развития графо –моторных навыков, как для праворуких, так и для леворуких детей.

Сохранение здоровья.

Задачи для детей 5-6 лет:

1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, тактильной чувствительности, упражнять в координации движений с речью.

2.Формировать нажим руки, совершенствовать графические умения и навыки в заданиях на штриховку и рисования предметов по клеткам.

3.Развивать пространственную координацию, конструктивные навыки, умение выполнять задания по словесной инструкции.

4.Способствовать развитию зрительно-пространственного восприятия, слуховой памяти, внимания, фонематического слуха.

5.Расширять знания и представления об окружающем мире.

6.Воспитывать организованность, усидчивость и аккуратность в работе.

Работа по подготовке детей к развитию графо-моторных навыков предполагают организацию разных видов работ в следующих направлениях:

1. Гимнастика пальцев и кистей рук;

2. Развитие мелкой моторики в работе с мелкими предметами

3. Ориентировка в пространстве и на листе бумаги;

4. Формирование элементарных графических навыков.

Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучение правильным приёмам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.

Особое внимание следует обратить на правильность посадки за столом, правильность удержания пишущего предмета, расположение листа бумаги на столе, формирование умений выполнять линии различной толщины и формы, ориентацию на листе бумаги.

Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития качеств: способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями; обучаемости; зрительного анализа и зрительно-двигательной координации движений руки; навыков пространственной ориентации.

Предполагаемый результат освоения программы

К концу реализации программы дети должны знать и уметь:

Знать

Уметь

знать гигиенические правила письма

Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.

Знать правильное расположение тетради и ручки при письме.

уметь правильно держать ручку, карандаш.

Знать правила штриховки.

Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.

Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.

Знать правила

 работы с тетрадью.

Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.

 

Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице.

 

 

Рисование по клеточкам по слуховому восприятию.

Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.

На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке, совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой.

В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались достаточно чёткие пространственные ориентиры, и они свободно воспринимают слуховые задания. Занятия рекомендуется проводить два раза в неделю по 30 минут. Перед выполнением задания психологический настрой, а после выполнения - упражнения для кистей рук. Задания можно выполнять различным материалом: шариковой ручкой, фломастером, простым или цветным карандашами.

Все знания и умения, полученные на занятиях кружка, дети закрепляют в свободной деятельности. Дети самостоятельно перерисовывают картинки по клеточкам, придумывают различные свои фигуры.

Подготовка руки к письму.

Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Овладение строчкой.

Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала.

Пальчиковая гимнастика.

Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с "пальчиковых игр", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 - 7 минут.

Графические упражнения. Штриховка.

Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

Методическое обеспечение

Занятия кружка проходят во второй половине дня. Кружок посещают дети, начиная с 5-х лет. Длительность посещения кружка один год. Дети старшей группы занимаются -30минут.

Формы и методы работы

Дидактические игры и игровые упражнения.

Занимательные задания и игры-соревнования.

Изобразительная и творческая деятельность.

-наглядный метод обучения и метод практических действий.

-ориентировочно-исследовательская деятельность.

-методы проблемно-поискового характера.

Условия реализации Программы

1.Систематическое проведение занятий

2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

4.Сотрудничество педагога с семьей.

Дидактический материал и техническое оснащение

Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель»…

Материал для ручного труда (цветные и простые карандаши, шнурки, шариковые ручки ….)

Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, волчки…

Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам.

Фигурные и геометрические трафареты,

карточки –таблицы для зрительных диктантов, рисунки –тренажеры для выкладывания контура предметов.

Пособия по сенсомоторике (пирамидки, вкладыши, шнуровки, «Сенсорные» коврики, кубики, клубки ниток, бутылки с завинчиванием крышек, кнопочницы, замки разных видов..)

Тетради в клетку, тетради на печатной основе с заданиями.

Тематические иллюстрации.

Календарно-тематический план.

Октябрь:

Пальчиковая гимнастика                    

                                                               

«Развитие руки».                                  Самомассаж ладони и пальцев руки (с предметами).  

  Беседа с детьми о                                соблюдении   элементарных гигиенических правил    

                                                                при письме:  правильной посадкой при

                                                                работе с тетрадью, положением листа,

                                                                кисти руки, пишущего инструмента.

«Формирование графических навыков».

                                                                       Работа на листе бумаги – ориентировка

                                                                      Правая-левая сторона, верх-низ

                                             Ноябрь:

Пальчиковая гимнастика

                                                               

«Развитие руки».                                  Самомассаж ладони и пальцев руки (с предметами).  

 «Формирование графических навыков».

                                                               Работа в тетради (геометрические фигуры:    

                                                               круг,треугольник, квадрат)  

                                                              линейка-трафарет    

                                             Декабрь:

Пальчиковая гимнастика

                                                               

«Развитие руки».                                  Самомассаж ладони и пальцев руки (с предметами).  

 «Формирование графических навыков».

                                                               Работа в тетради (геометрические фигуры:    

                                                              Прямоугольник, овал, трапеция, ромб)  

                                                              линейка-трафарет    

                                             Январь:

Пальчиковая гимнастика

                                                               

«Развитие руки».                                  Самомассаж ладони и пальцев руки (с предметами).  

 «Формирование графических навыков».

                                                               Работа в тетради (геометрические фигуры:    

                                                               полукруг)

                                                              Закрепление знаний о геометрических фигурах

                                                              Развитие зрительного внимания, ориентировки в      

                                                              Микро-пространстве

                                                              линейка-трафарет    

                                             Февраль:                                            

Пальчиковая гимнастика

                                                               

«Развитие руки».                                  Самомассаж ладони и пальцев руки (с предметами).  

 «Формирование графических навыков».

                                                               Работа в тетради (геометрические фигуры)

                                                              Закрепление знаний о геометрических фигурах

                                                              Развитие зрительного внимания, ориентировки в      

                                                              Микро-пространстве

                                                              линейка-трафарет    

                                             Март:                                            

Пальчиковая гимнастика

                                                               

«Развитие руки».                                  Самомассаж ладони и пальцев руки (с предметами).  

 «Формирование графических навыков».

                                                               Работа в тетради (геометрические фигуры)    

                                                              Закрепление знаний о геометрических фигурах

                                                              Развитие зрительного внимания, ориентировки в      

                                                              Микро-пространстве

                                                              Развитие воображения

                                                              Развитие анализа и синтеза

                                                              линейка-трафарет    

                                             Апрель:                                            

Пальчиковая гимнастика

                                                               

«Развитие руки».                                  Самомассаж ладони и пальцев руки (с предметами).  

 «Формирование графических навыков».

                                                               Работа в тетради (геометрические фигуры)  

                                                              Закрепление знаний о геометрических фигурах

                                                              Развитие зрительного внимания, ориентировки в      

                                                              Микро-пространстве

                                                              Работа на листе (точка ,линия, кривая линия, горизонтальная линия, вертикальная линия, наклонные линии)

                                             Май:                                            

Пальчиковая гимнастика

                                                               

«Развитие руки».                                  Самомассаж ладони и пальцев руки (с предметами).  

 «Формирование графических навыков».

                                                               Работа в тетради (геометрические фигуры)  

                                                              Закрепление знаний о геометрических фигурах

                                                              Развитие зрительного внимания,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь – Лань, Санкт-Петербург, 1997.
  2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики – Дрофа, 2000.
  3. Лосев П., Плутаева Е. Дошкольное воспитание. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет - № 3, 5,6 2005.
  4. Гаврина С.Е., Щербинина С.В. Готовим руку к письму. Росмэн-Пресс, 2006.
  5. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Пальчиковая гимнастика». Москва АСТ 2004 год
  6. Колесникова Е.В. «Форма и цвет».
  7. Тетрадь «Развиваем графические навыки».
  8. Папки дошкольника «клеточка, лабиринты…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».

Раскрыта технология проведения кружковой работы по подготовке руки к письму....

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».

Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму «Ум...

Кружковая работа по развитию ручной умелости и речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

  Уровень развития ручной умелости тесно взаимосвязан с речью и способствует ее развитию, поэтому необходимы разнообразные формы коррекционно-развивающей работы с детьми, в которых бы соче...

Кружковая работа по развитию ручной умелости и речи у детей дошкольного возраста "Волшебные пальчики"

Занятия в кружке развивают индивидуальную творческую деятельность.Уровень развития ручной умелости тесно взаимосвязан с речью и способствует ее развитию....

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости: «Умелые ручки».

Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в ДОУ, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму "Умелые ру...

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Дружные пальчики»

Пояснительная запискаВ современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколе...

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» для детей 5-7 лет.

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» для детей 5-7 лет....