Программа кружковой работы по развитию ручной умелости: «Умелые ручки».
рабочая программа (средняя группа) по теме

Борш Алёна Георгиева

Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в ДОУ, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму "Умелые ручки".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

  1.  Паспорт программы                                                                                                    3
  2. Пояснительная записка                                                                                                5
  3. Цели и задачи программы                                                                                           6
  4. Формы и методы работы                                                                                             7
  5. Условия реализации Программы                                                                              7
  6. Учебно-методическое оснащение                                                                               7
  7. Ожидаемый  результат                                                                                                 8
  8. Сведения о кружке                                                                                                        8
  9. Календарно-тематическое планирование                                                                                                                                                                          
  10. Формы подведения итогов реализации программы                                            
  11. Литература                                                                                                                     15
  12. Приложения                                                                                                                

                                    Паспорт программы

Наименование программы

«Умелые ручки».

Информация об учредителе

Департамент муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города Нижневартовска.

Реквизиты образовательного учреждения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «детский сад компенсирующего типа» № 66 «Забавушка»

628617, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нижневартовск, улица Пермская, дом 11.

Муличенко Вера Михайловна – заведующий ДОУ

Контактные телефоны: 46-97-06; 46-45-77

Факс:46-97-06; E-mail: dou66@yandex.ru

Основание для разработки Программы

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 04.02.2010 № Пр-271;
  3. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 №61;
  4. Приказ Минобразования и науки РФ № 655 от 23 ноября 2009 «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
  5. Распоряжение Правительства ХМАО - Югры от 19.02.2010 №91-рп «О стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года»,
  6. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.07.2010 №160-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы» (с изменениями),
  7. «О целевых программах города Нижневартовска», распоряжение администрации города «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие образования города Нижневартовска на 2012-2014 годы» от 06.07.2011 №742;
  8. Программа развития МБДОУ ДСКВ № 66 «Забавушка» на 2012-2014 гг.

Заказчик

Программы

Педагогический совет ДОУ

Автор-составитель

Борш Алена Георгиевна– воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ ДСКВ №66

Цель программы:

- обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

Задачи программы

  • Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.
  • Развивать мелкую моторику и зрительно– двигательную координацию.
  • Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.
  • Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, аналогия).
  • Увеличить объем внимания, памяти.
  • Развивать речь.
  • Создать одинаковые условия для успешной подготовки руки к письму, как для праворуких, так и для леворуких детей.

Сохранение здоровья.

Ожидаемые результаты реализации Программы

  • Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
  • Ориентируется в пространстве и на микроплоскости.
  • Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.
  • Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
  • Сформированы графические навыки.
  • Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания

Сроки реализации программы

2014-2015 гг.

Система организации контроля исполнения Программы

Контроль выполнения Программы осуществляют администрация

МАДОУ

Пояснительная записка

В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.

  Содержание дополнительного образования в ДОУ направлено на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления психико-физического здоровья. Цель внедрения дополнительных образовательных услуг –развитие индивидуальных способностей, креативности, самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы.

  Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму «Умелые ручки».

   Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребенка, так и для родителей. Далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную школьную деятельность.

   Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.

   Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву,  они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима. Анализируя графику  письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм  и движений руки. Особенно ярко эти недостатки выражены у детей с речевыми нарушениями: они плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мышечная моторика и координация пальцев. Такие дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявляемый им образец, недостаточно ориентируются во времени и пространстве.  Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф. Змановский, Н.Т.Терехова, А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М.М.Кольцова, С.О. Филиппова,- отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. По статистическим данным, в нашей стране с каждым годом увеличивается число детей, у которых при поступлении в школу наблюдается несформированность физиологических предпосылок к овладению письмом, слухо- зрительно моторных координаций.

   Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

   Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, неуспеваемости, тревожного состояния ребенка в школе. Подготовка  к обучению  письму  требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений  и  заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством  и  при помощи взрослого.

   Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу.  В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Для предотвращения перечисленных трудностей, мы организовали кружок по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму. Эта услуга была востребована и у родителей детей нашего сада.

      Цель программы: обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

Задачи программы :

  • Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.
  • Развивать мелкую моторику и зрительно– двигательную координацию.
  • Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.
  • Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, аналогия).
  • Увеличить объем внимания, памяти.
  • Развивать речь.
  • Создать одинаковые условия для успешной подготовки руки к письму, как для праворуких, так и для леворуких детей.
  • Сохранение здоровья.

Формы и методы работы

  • Дидактические игры и игровые упражнения.
  • Занимательные задания и игры-соревнования.
  • Изобразительная и творческая деятельность.

-наглядный метод обучения и метод практических действий.

-ориентировочно-исследовательская деятельность.

-методы проблемно-поискового характера.

-моделирование и кодирование информации

НОД (занятия) по подготовке детей  предполагают организацию разных видов работ в следующих направлениях:

1. Гимнастика пальцев и кистей рук;

2. Задания по изодеятельности и конструированию.

3. Развитие мелкой моторики в работе с мелкими предметами

4. Ориентировка в пространстве и на листе бумаги;

5. Формирование элементарных графических навыков.

Условия реализации Программы

1.Систематическое проведение занятий

2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

4.Сотрудничество педагога с семьей.

Учебно-методическое оснащение

  • Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель»…
  • Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, соленое тесто, краски, восковые, цветные и простые карандаши, ножницы, природный материал, ткань, нитки, иголки, проволока…)
  • Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы, пуговицы, крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка), семена подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки…
  • Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам.
  • «Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндер-сюрприз», каштаны…)
  • Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки,
  • Пооперационные схемы изготовления поделок, карточки –таблицы для зрительных диктантов, схемы для «Оригами», рисунки –тренажеры для выкладывания контура предметов.
  • Пособия по сенсомоторике (пирамидки, вкладыши, шнуровки, «Сенсорные» коврики, кубики, клубки ниток, бутылки с завинчиванием крышек, кнопочницы, замки разных видов..)
  • Материал к играм М.Монтессори (пипетки, мерные емкости,..)
  • Тетради в клетку, линейку, тетради на печатной основе с заданиями.
  • Тематические иллюстрации.

Ожидаемые результаты:

  • Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
  • Ориентируется в пространстве и на микроплоскости.
  • Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.
  • Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
  • Сформированы графические навыки.
  • Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания

Сведения о кружке

Занятия по подготовке детей к обучению письму проходят в группе 4 раза в неделю во второй половине дня 17.00-17.20. Кружок посещают дети, начиная с 4-х лет. Длительность посещения кружка 1 года. Дети средней группы занимаются -20 минут. Количество детей в группе – 12.

Ведут данную кружковую работу воспитатели – Щербицкая С. А., Борш А. Г.

Календарно-тематическое планирование

Октябрь

Занятие № 1.

1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).

2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу».

3. «Помоги зайчику найти дорожку домой» (пальчиком провести дорожку к домику зайчика ).

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона).

Занятие № 2.

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2.Пальчиковая гимнастика «Капуста».

3.Игра «Помоги ёжику собрать все грибы на полянке» (учить закручивать и откручивать пробки «грибочки»).

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона).

Занятие № 3.

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).

2.Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки».

3.Штриховка «Овощи».

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона).

Занятие № 4.

1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.

2.Пальчиковая гимнастика «Семья».

3.Штриховка «Фрукты».

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона).

Ноябрь

Занятие № 1.

1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).

2..Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит».

3.Разбери пуговицы по цвету.

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона).

Занятие №2.

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2..Пальчиковая гимнастика «Рыбка».

3.«Собери бусы».

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона).

Занятие № 3.

1.Массаж пальчиков карандашами  (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).

2.Пальчиковая гимнастика «Апельсин».

3.Обведи по контуру (овощи и фрукты).

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона).

Занятие № 4.

1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).

2.Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать».

3.Разберем счетные палочки по цвету.

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона).

Декабрь.

Занятие № 1.

1.Массаж пальчиков «Катаем карандашики ».

2.Пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики».

3.Шнуровка «Пришей пуговицу».

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).

Занятие №2.

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).

2.Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили».

3.Рисуем пальчиком по манке.

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).

Занятие № 3.

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2.Пальчиковая гимнастика «Замок».

3.Поможем Золушке разобрать крупу (фасоль и горох).

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).

Занятие № 4.

1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).

2.Пальчиковая гимнастика « Котик».

3.Игра с прищепками «Ёжик», «Солнышко», «Цыпленок» .

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).

Январь.

Занятие № 1.

1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.

2.Пальчиковая гимнастика «Снежок».

3.Игра «Застегни и растегни» (пано «Веселый ёжик»).

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).

Занятие №2.

1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).

2.Пальчиковая гимнастика «Лужок»,«За грибами».

3.Шнуровка «Яблоня».

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).

Занятие № 3.

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» ( поглаживание пальчиков в разных направлениях).

2.Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки ».

3.«Собери бусы».

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).

Занятие № 4.

1.Массаж пальчиков «Катаем карандашики ».

2.Пальчиковая гимнастика «Семья».

3.Игра «Найди ,что спряталось в фасоли».

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).

Февраль.

Занятие № 1.

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2.Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит».

3.Мягкие пазлы «Бабочка, улитка, слоник».

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Занятие №2.

1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).

2..Пальчиковая гимнастика «Капуста».

3.Игры с пробками (движение указательным и средним пальцами, имитация катания на лыжах).

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Занятие № 3.

1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» ( нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).

2.Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Шарик».

3.Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок.

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Занятие № 4.

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).

2..Пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики ».

3.«Выложи по контуру» (выкладывать по контуру рисунка фасолью, горохом, рисом).

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Март.

Занятие № 1.

1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.

2.Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать».

3.Шнуровки «Укрась платье », «Укрась рукавичку».

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Занятие №2.

1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).

2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу ».

3.Штриховка «Цветы для мамы».

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Занятие № 3.

1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.

2.Пальчиковая гимнастика «Шарик».

3.Развесь белье на веревку (закрепляем платочки на веревке прищепками).

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Занятие № 4.

1..Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка.

2.Пальчиковая гимнастика «Наши нежные цветы распускают лепестки».

3. Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Апрель.

Занятие № 1.

1..Массаж пальчиков - сжимание и разжимание эспандера.

2.Пальчиковая гимнастика «Апельсин».

3. Составление  контуров  предметов (например дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Занятие №2.

1..Массаж пальчиков - катание деревянных палочек по столу.

2.Пальчиковая гимнастика «Сапожник».

3. Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Занятие № 3.

1..Массаж пальчиков - перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.

2.Пальчиковая гимнастика «Семья».

3.Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Занятие № 4.

1..Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка.

2.Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит».

3. Пано «Теремок» Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Май.

Занятие № 1.

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2.Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки».

3.«Бусы для мамы» нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – леску.

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Занятие №2.

1..Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка.

2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу».

3.«Самый ловкий» - капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Занятие № 3.

1..Массаж пальчиков - сжимание и разжимание эспандера.

2.Пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики»

3.Стирание ластиком нарисованных предметов.

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Занятие № 4.

1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).

2.Пальчиковая гимнастика «Замок».

3.«Самый ловкий».  Доставание бусинок ложкой из стакана.

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

           Формы подведения итогов реализации программы

Для выявления уровня развития детей  проводится  педагогическая диагностика - 1раз в год (май).

Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования  «Умелые ручки».

Формы подведения итогов реализации программы: участие детей в конкурсах различного уровня муниципального, регионального, международного.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Антонова А.В. Развитие графических навыков у дошкольников.
  2. Бардышеа Т. Ю. Разговорчивые пальчики. — М., 2001.
  3. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. Развиваем руки — чтоб учиться писать, и красиво рисовать. — Ярославль, 1997.
  4. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. «Пальцы помогают говорить», Москва, 2008
  5. Готовим детей к школе. Н.Ю.Яшина. Н.Новгород, 1996
  6. Гурьянов Е.В.Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма.-М., 1959
  7. Дошкольное воспитание. 2003, №3-7
  8. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. — М., 2001.
  9. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты», Москва 2007
  10.  Колесникова Е.В. «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва,2007
  11. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников.-М.,1970
  12. Машин Л., Мадышева Е. Домашняя школа Монтессори. — М., 1998.
  13. «Организация работы в группах предшкольной подготовки», О.В.Загороднева, АРКТИ, 2011
  14. Особенности обучения письму шестилетних первоклассников.\\ Начальная школа.1987.№4
  15. .Подрезова И.П. Школа умелого карандаша. Москва 2007
  16. Синицына Е. Умная тетрадь. — М., 1999.
  17. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.-Москва,1995
  18. Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. —СПб., 2008.
  19. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками, развиваем речь. –СПб., 1997
  20. Система М. Монтессори. Теория и практика. М. Г. Сорокова. – Москва, «Академия»,2005 г.
  21. Образовательная программа для групп3-6 лет по методу Монтессори. -  Снежинск, 2002 г.
  22. Основные упражнения практической жизни, Пермякова Л.В., Смирнова Н. Н. – Снежинск, 2004 г.
  23. Развитие речи, обучение письму в дошкольных Монтессори-группах, Снежинск, 2002 г.
  24. Практическая Монтессори- педагогика, Е. Хилтунен, Москва 2005 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендуемые задания для детей:

1.Развитие мелкой моторики

-Упражнения «Кольцо», «Зайчик»-пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу),

-«Сделай бусы» нанизывание мелкого и крупного бисера(оценивается быстрота, создание рисунка)

-Завязывание шнурков разной величины

-Застегивание пуговиц (5шт) разного размера

2.Ориентировка в пространстве

-Зрительные, слуховые диктанты

-Д\И «Найди, где спрятано?»

3.Срисовывание образца

-задания на листе бумаги в клетку, в линейку

-дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение)

4.Штриховка

-выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.

Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.

5.Графический диктант.

-Задание по типу «Продолжи узор»

- Графический диктант Д.Б.Эльконина

6. Тест Керна Йирасика

-Срисовывание фразы «Он ел суп»

-Срисовывание группы точек

-Рисование фигуры человека

При оценке рисунка человека учитывается:
- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
- способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.

7.Вырезание ножницами.

-Вырезание силуэта предмета

- Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга» (На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.)

Критерии оценки деятельности ребенка:

   За каждое правильное задание ставится 5 баллов

Высокий уровень- задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма баллов по заданиям -60-80 баллов

Средний уровень- есть 2-4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь, сумма баллов  от36 до 59 балла

Низкий бал-задание не выполнено, сумма баллов от 25 до 35 баллов.

Методы определения ведущей руки

Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:

  • Ребенку предлагается несколько спичечных коробков. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.
  • Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит пузырек.
  • Ребенку предлагается развязать несколько узлов из шнурка средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит).
  • Ребенок должен протереть классную доску (стол, шкаф и т. д.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.
  • Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.
  • Раздавать карточки (ведущая рука та, что раскладывает карточки).
  • Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).
  • Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).
  • Рисовать пальцем одной руки на ладони другой.
  • Неведущая рука держит часы, ведущая выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы.
  • Переплетения пальцев рук. Сверху оказывается большой палец ведущей руки.
  • Скрещивание рук — «поза Наполеона». Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть неведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.
  • Вырезание ножницами по кругу. Ведущая рука та, которая держит ножницы

У детей ведущая рука формируется к 4-м годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает левую руку и тем более, если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя.



Предварительный просмотр:

Содержание

  1.  Паспорт программы                                                                                                    3
  2. Пояснительная записка                                                                                                5
  3. Цели и задачи программы                                                                                           6
  4. Формы и методы работы                                                                                             7
  5. Условия реализации Программы                                                                              7
  6. Учебно-методическое оснащение                                                                               7
  7. Ожидаемый  результат                                                                                                 8
  8. Сведения о кружке                                                                                                        8
  9. Календарно-тематическое планирование                                                                                                                                                                          
  10. Формы подведения итогов реализации программы                                            
  11. Литература                                                                                                                     15
  12. Приложения                                                                                                                

                                    Паспорт программы

Наименование программы

«Умелые ручки».

Информация об учредителе

Департамент муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города Нижневартовска.

Реквизиты образовательного учреждения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «детский сад компенсирующего типа» № 66 «Забавушка»

628617, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нижневартовск, улица Пермская, дом 11.

Муличенко Вера Михайловна – заведующий ДОУ

Контактные телефоны: 46-97-06; 46-45-77

Факс:46-97-06; E-mail: dou66@yandex.ru

Основание для разработки Программы

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 04.02.2010 № Пр-271;
  3. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 №61;
  4. Приказ Минобразования и науки РФ № 655 от 23 ноября 2009 «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
  5. Распоряжение Правительства ХМАО - Югры от 19.02.2010 №91-рп «О стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года»,
  6. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.07.2010 №160-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы» (с изменениями),
  7. «О целевых программах города Нижневартовска», распоряжение администрации города «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие образования города Нижневартовска на 2012-2014 годы» от 06.07.2011 №742;
  8. Программа развития МБДОУ ДСКВ № 66 «Забавушка» на 2012-2014 гг.

Заказчик

Программы

Педагогический совет ДОУ

Автор-составитель

Борш Алена Георгиевна– воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ ДСКВ №66

Цель программы:

- обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

Задачи программы

  • Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.
  • Развивать мелкую моторику и зрительно– двигательную координацию.
  • Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.
  • Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, аналогия).
  • Увеличить объем внимания, памяти.
  • Развивать речь.
  • Создать одинаковые условия для успешной подготовки руки к письму, как для праворуких, так и для леворуких детей.

Сохранение здоровья.

Ожидаемые результаты реализации Программы

  • Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
  • Ориентируется в пространстве и на микроплоскости.
  • Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.
  • Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
  • Сформированы графические навыки.
  • Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания

Сроки реализации программы

2014-2015 гг.

Система организации контроля исполнения Программы

Контроль выполнения Программы осуществляют администрация

МАДОУ

Пояснительная записка

В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.

  Содержание дополнительного образования в ДОУ направлено на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления психико-физического здоровья. Цель внедрения дополнительных образовательных услуг –развитие индивидуальных способностей, креативности, самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы.

  Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму «Умелые ручки».

   Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребенка, так и для родителей. Далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную школьную деятельность.

   Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.

   Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву,  они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима. Анализируя графику  письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм  и движений руки. Особенно ярко эти недостатки выражены у детей с речевыми нарушениями: они плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мышечная моторика и координация пальцев. Такие дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявляемый им образец, недостаточно ориентируются во времени и пространстве.  Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф. Змановский, Н.Т.Терехова, А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М.М.Кольцова, С.О. Филиппова,- отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. По статистическим данным, в нашей стране с каждым годом увеличивается число детей, у которых при поступлении в школу наблюдается несформированность физиологических предпосылок к овладению письмом, слухо- зрительно моторных координаций.

   Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

   Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, неуспеваемости, тревожного состояния ребенка в школе. Подготовка  к обучению  письму  требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений  и  заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством  и  при помощи взрослого.

   Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу.  В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Для предотвращения перечисленных трудностей, мы организовали кружок по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму. Эта услуга была востребована и у родителей детей нашего сада.

      Цель программы: обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

Задачи программы :

  • Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.
  • Развивать мелкую моторику и зрительно– двигательную координацию.
  • Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.
  • Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, аналогия).
  • Увеличить объем внимания, памяти.
  • Развивать речь.
  • Создать одинаковые условия для успешной подготовки руки к письму, как для праворуких, так и для леворуких детей.
  • Сохранение здоровья.

Формы и методы работы

  • Дидактические игры и игровые упражнения.
  • Занимательные задания и игры-соревнования.
  • Изобразительная и творческая деятельность.

-наглядный метод обучения и метод практических действий.

-ориентировочно-исследовательская деятельность.

-методы проблемно-поискового характера.

-моделирование и кодирование информации

НОД (занятия) по подготовке детей  предполагают организацию разных видов работ в следующих направлениях:

1. Гимнастика пальцев и кистей рук;

2. Задания по изодеятельности и конструированию.

3. Развитие мелкой моторики в работе с мелкими предметами

4. Ориентировка в пространстве и на листе бумаги;

5. Формирование элементарных графических навыков.

Условия реализации Программы

1.Систематическое проведение занятий

2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

4.Сотрудничество педагога с семьей.

Учебно-методическое оснащение

  • Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель»…
  • Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, соленое тесто, краски, восковые, цветные и простые карандаши, ножницы, природный материал, ткань, нитки, иголки, проволока…)
  • Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы, пуговицы, крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка), семена подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки…
  • Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам.
  • «Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндер-сюрприз», каштаны…)
  • Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки,
  • Пооперационные схемы изготовления поделок, карточки –таблицы для зрительных диктантов, схемы для «Оригами», рисунки –тренажеры для выкладывания контура предметов.
  • Пособия по сенсомоторике (пирамидки, вкладыши, шнуровки, «Сенсорные» коврики, кубики, клубки ниток, бутылки с завинчиванием крышек, кнопочницы, замки разных видов..)
  • Материал к играм М.Монтессори (пипетки, мерные емкости,..)
  • Тетради в клетку, линейку, тетради на печатной основе с заданиями.
  • Тематические иллюстрации.

Ожидаемые результаты:

  • Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
  • Ориентируется в пространстве и на микроплоскости.
  • Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.
  • Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
  • Сформированы графические навыки.
  • Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания

Сведения о кружке

Занятия по подготовке детей к обучению письму проходят в группе 4 раза в неделю во второй половине дня 17.00-17.20. Кружок посещают дети, начиная с 4-х лет. Длительность посещения кружка 1 года. Дети средней группы занимаются -20 минут. Количество детей в группе – 12.

Календарно-тематическое планирование

Октябрь

Занятие № 1.

1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).

2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу».

3. «Помоги зайчику найти дорожку домой» (пальчиком провести дорожку к домику зайчика ).

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона).

Занятие № 2.

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2.Пальчиковая гимнастика «Капуста».

3.Игра «Помоги ёжику собрать все грибы на полянке» (учить закручивать и откручивать пробки «грибочки»).

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона).

Занятие № 3.

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).

2.Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки».

3.Штриховка «Овощи».

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона).

Занятие № 4.

1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.

2.Пальчиковая гимнастика «Семья».

3.Штриховка «Фрукты».

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона).

Ноябрь

Занятие № 1.

1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).

2..Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит».

3.Разбери пуговицы по цвету.

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона).

Занятие №2.

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2..Пальчиковая гимнастика «Рыбка».

3.«Собери бусы».

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона).

Занятие № 3.

1.Массаж пальчиков карандашами  (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).

2.Пальчиковая гимнастика «Апельсин».

3.Обведи по контуру (овощи и фрукты).

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона).

Занятие № 4.

1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).

2.Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать».

3.Разберем счетные палочки по цвету.

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона).

Декабрь.

Занятие № 1.

1.Массаж пальчиков «Катаем карандашики ».

2.Пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики».

3.Шнуровка «Пришей пуговицу».

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).

Занятие №2.

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).

2.Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили».

3.Рисуем пальчиком по манке.

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).

Занятие № 3.

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2.Пальчиковая гимнастика «Замок».

3.Поможем Золушке разобрать крупу (фасоль и горох).

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).

Занятие № 4.

1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).

2.Пальчиковая гимнастика « Котик».

3.Игра с прищепками «Ёжик», «Солнышко», «Цыпленок» .

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).

Январь.

Занятие № 1.

1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.

2.Пальчиковая гимнастика «Снежок».

3.Игра «Застегни и растегни» (пано «Веселый ёжик»).

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).

Занятие №2.

1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).

2.Пальчиковая гимнастика «Лужок»,«За грибами».

3.Шнуровка «Яблоня».

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).

Занятие № 3.

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» ( поглаживание пальчиков в разных направлениях).

2.Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки ».

3.«Собери бусы».

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).

Занятие № 4.

1.Массаж пальчиков «Катаем карандашики ».

2.Пальчиковая гимнастика «Семья».

3.Игра «Найди ,что спряталось в фасоли».

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).

Февраль.

Занятие № 1.

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2.Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит».

3.Мягкие пазлы «Бабочка, улитка, слоник».

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Занятие №2.

1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).

2..Пальчиковая гимнастика «Капуста».

3.Игры с пробками (движение указательным и средним пальцами, имитация катания на лыжах).

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Занятие № 3.

1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» ( нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).

2.Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Шарик».

3.Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок.

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Занятие № 4.

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).

2..Пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики ».

3.«Выложи по контуру» (выкладывать по контуру рисунка фасолью, горохом, рисом).

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Март.

Занятие № 1.

1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.

2.Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать».

3.Шнуровки «Укрась платье », «Укрась рукавичку».

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Занятие №2.

1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).

2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу ».

3.Штриховка «Цветы для мамы».

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Занятие № 3.

1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.

2.Пальчиковая гимнастика «Шарик».

3.Развесь белье на веревку (закрепляем платочки на веревке прищепками).

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Занятие № 4.

1..Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка.

2.Пальчиковая гимнастика «Наши нежные цветы распускают лепестки».

3. Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Апрель.

Занятие № 1.

1..Массаж пальчиков - сжимание и разжимание эспандера.

2.Пальчиковая гимнастика «Апельсин».

3. Составление  контуров  предметов (например дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Занятие №2.

1..Массаж пальчиков - катание деревянных палочек по столу.

2.Пальчиковая гимнастика «Сапожник».

3. Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Занятие № 3.

1..Массаж пальчиков - перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.

2.Пальчиковая гимнастика «Семья».

3.Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Занятие № 4.

1..Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка.

2.Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит».

3. Пано «Теремок» Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Май.

Занятие № 1.

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2.Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки».

3.«Бусы для мамы» нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – леску.

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Занятие №2.

1..Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка.

2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу».

3.«Самый ловкий» - капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Занятие № 3.

1..Массаж пальчиков - сжимание и разжимание эспандера.

2.Пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики»

3.Стирание ластиком нарисованных предметов.

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Занятие № 4.

1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).

2.Пальчиковая гимнастика «Замок».

3.«Самый ловкий».  Доставание бусинок ложкой из стакана.

4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

           Формы подведения итогов реализации программы

Для выявления уровня развития детей  проводится  педагогическая диагностика - 1раз в год (май).

Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования  «Умелые ручки».

Формы подведения итогов реализации программы: участие детей в конкурсах различного уровня муниципального, регионального, международного.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Антонова А.В. Развитие графических навыков у дошкольников.
  2. Бардышеа Т. Ю. Разговорчивые пальчики. — М., 2001.
  3. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. Развиваем руки — чтоб учиться писать, и красиво рисовать. — Ярославль, 1997.
  4. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. «Пальцы помогают говорить», Москва, 2008
  5. Готовим детей к школе. Н.Ю.Яшина. Н.Новгород, 1996
  6. Гурьянов Е.В.Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма.-М., 1959
  7. Дошкольное воспитание. 2003, №3-7
  8. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. — М., 2001.
  9. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты», Москва 2007
  10.  Колесникова Е.В. «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва,2007
  11. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников.-М.,1970
  12. Машин Л., Мадышева Е. Домашняя школа Монтессори. — М., 1998.
  13. «Организация работы в группах предшкольной подготовки», О.В.Загороднева, АРКТИ, 2011
  14. Особенности обучения письму шестилетних первоклассников.\\ Начальная школа.1987.№4
  15. .Подрезова И.П. Школа умелого карандаша. Москва 2007
  16. Синицына Е. Умная тетрадь. — М., 1999.
  17. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.-Москва,1995
  18. Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. —СПб., 2008.
  19. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками, развиваем речь. –СПб., 1997
  20. Система М. Монтессори. Теория и практика. М. Г. Сорокова. – Москва, «Академия»,2005 г.
  21. Образовательная программа для групп3-6 лет по методу Монтессори. -  Снежинск, 2002 г.
  22. Основные упражнения практической жизни, Пермякова Л.В., Смирнова Н. Н. – Снежинск, 2004 г.
  23. Развитие речи, обучение письму в дошкольных Монтессори-группах, Снежинск, 2002 г.
  24. Практическая Монтессори- педагогика, Е. Хилтунен, Москва 2005 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендуемые задания для детей:

1.Развитие мелкой моторики

-Упражнения «Кольцо», «Зайчик»-пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу),

-«Сделай бусы» нанизывание мелкого и крупного бисера(оценивается быстрота, создание рисунка)

-Завязывание шнурков разной величины

-Застегивание пуговиц (5шт) разного размера

2.Ориентировка в пространстве

-Зрительные, слуховые диктанты

-Д\И «Найди, где спрятано?»

3.Срисовывание образца

-задания на листе бумаги в клетку, в линейку

-дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение)

4.Штриховка

-выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.

Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.

5.Графический диктант.

-Задание по типу «Продолжи узор»

- Графический диктант Д.Б.Эльконина

6. Тест Керна Йирасика

-Срисовывание фразы «Он ел суп»

-Срисовывание группы точек

-Рисование фигуры человека

При оценке рисунка человека учитывается:
- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
- способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.

7.Вырезание ножницами.

-Вырезание силуэта предмета

- Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга» (На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.)

Критерии оценки деятельности ребенка:

   За каждое правильное задание ставится 5 баллов

Высокий уровень- задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма баллов по заданиям -60-80 баллов

Средний уровень- есть 2-4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь, сумма баллов  от36 до 59 балла

Низкий бал-задание не выполнено, сумма баллов от 25 до 35 баллов.

Методы определения ведущей руки

Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:

  • Ребенку предлагается несколько спичечных коробков. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.
  • Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит пузырек.
  • Ребенку предлагается развязать несколько узлов из шнурка средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит).
  • Ребенок должен протереть классную доску (стол, шкаф и т. д.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.
  • Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.
  • Раздавать карточки (ведущая рука та, что раскладывает карточки).
  • Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).
  • Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).
  • Рисовать пальцем одной руки на ладони другой.
  • Неведущая рука держит часы, ведущая выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы.
  • Переплетения пальцев рук. Сверху оказывается большой палец ведущей руки.
  • Скрещивание рук — «поза Наполеона». Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть неведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.
  • Вырезание ножницами по кругу. Ведущая рука та, которая держит ножницы

У детей ведущая рука формируется к 4-м годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает левую руку и тем более, если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».

Раскрыта технология проведения кружковой работы по подготовке руки к письму....

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».

Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму «Ум...

Программа кружковой работы по нетрадиционной технике рисования «Умелые ручки».

Программа кружковой работы по нетрадиционной технике рисования «Умелые ручки»....

Рабочая программа кружковой работы художественно-эстетического направления «Оч-умелые ручки» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели...

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Дружные пальчики»

Пояснительная запискаВ современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколе...

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» для детей 5-7 лет.

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» для детей 5-7 лет....