Программа кружковой работы по развитию ручной умелости: «Умелые ручки».
рабочая программа (средняя группа) по теме
Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в ДОУ, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму "Умелые ручки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_programma_-_umelye_ruchki_po_montessori.doc | 50.51 КБ |
kruzhkovaya_programma_-_umelye_ruchki_po_montessori.doc | 48.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Паспорт программы 3
- Пояснительная записка 5
- Цели и задачи программы 6
- Формы и методы работы 7
- Условия реализации Программы 7
- Учебно-методическое оснащение 7
- Ожидаемый результат 8
- Сведения о кружке 8
- Календарно-тематическое планирование
- Формы подведения итогов реализации программы
- Литература 15
- Приложения
Паспорт программы
Наименование программы | «Умелые ручки». |
Информация об учредителе | Департамент муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города Нижневартовска. |
Реквизиты образовательного учреждения | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «детский сад компенсирующего типа» № 66 «Забавушка» 628617, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нижневартовск, улица Пермская, дом 11. Муличенко Вера Михайловна – заведующий ДОУ Контактные телефоны: 46-97-06; 46-45-77 Факс:46-97-06; E-mail: dou66@yandex.ru |
Основание для разработки Программы |
|
Заказчик Программы | Педагогический совет ДОУ |
Автор-составитель | Борш Алена Георгиевна– воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ ДСКВ №66 |
Цель программы: | - обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом. |
Задачи программы |
Сохранение здоровья. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
|
Сроки реализации программы | 2014-2015 гг. |
Система организации контроля исполнения Программы | Контроль выполнения Программы осуществляют администрация МАДОУ |
Пояснительная записка
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.
Содержание дополнительного образования в ДОУ направлено на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления психико-физического здоровья. Цель внедрения дополнительных образовательных услуг –развитие индивидуальных способностей, креативности, самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы.
Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму «Умелые ручки».
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребенка, так и для родителей. Далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную школьную деятельность.
Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву, они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима. Анализируя графику письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм и движений руки. Особенно ярко эти недостатки выражены у детей с речевыми нарушениями: они плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мышечная моторика и координация пальцев. Такие дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявляемый им образец, недостаточно ориентируются во времени и пространстве. Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф. Змановский, Н.Т.Терехова, А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М.М.Кольцова, С.О. Филиппова,- отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. По статистическим данным, в нашей стране с каждым годом увеличивается число детей, у которых при поступлении в школу наблюдается несформированность физиологических предпосылок к овладению письмом, слухо- зрительно моторных координаций.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, неуспеваемости, тревожного состояния ребенка в школе. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Для предотвращения перечисленных трудностей, мы организовали кружок по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму. Эта услуга была востребована и у родителей детей нашего сада.
Цель программы: обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.
Задачи программы :
- Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.
- Развивать мелкую моторику и зрительно– двигательную координацию.
- Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.
- Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, аналогия).
- Увеличить объем внимания, памяти.
- Развивать речь.
- Создать одинаковые условия для успешной подготовки руки к письму, как для праворуких, так и для леворуких детей.
- Сохранение здоровья.
Формы и методы работы
- Дидактические игры и игровые упражнения.
- Занимательные задания и игры-соревнования.
- Изобразительная и творческая деятельность.
-наглядный метод обучения и метод практических действий.
-ориентировочно-исследовательская деятельность.
-методы проблемно-поискового характера.
-моделирование и кодирование информации
НОД (занятия) по подготовке детей предполагают организацию разных видов работ в следующих направлениях:
1. Гимнастика пальцев и кистей рук;
2. Задания по изодеятельности и конструированию.
3. Развитие мелкой моторики в работе с мелкими предметами
4. Ориентировка в пространстве и на листе бумаги;
5. Формирование элементарных графических навыков.
Условия реализации Программы
1.Систематическое проведение занятий
2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
4.Сотрудничество педагога с семьей.
Учебно-методическое оснащение
- Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель»…
- Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, соленое тесто, краски, восковые, цветные и простые карандаши, ножницы, природный материал, ткань, нитки, иголки, проволока…)
- Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы, пуговицы, крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка), семена подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки…
- Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам.
- «Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндер-сюрприз», каштаны…)
- Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки,
- Пооперационные схемы изготовления поделок, карточки –таблицы для зрительных диктантов, схемы для «Оригами», рисунки –тренажеры для выкладывания контура предметов.
- Пособия по сенсомоторике (пирамидки, вкладыши, шнуровки, «Сенсорные» коврики, кубики, клубки ниток, бутылки с завинчиванием крышек, кнопочницы, замки разных видов..)
- Материал к играм М.Монтессори (пипетки, мерные емкости,..)
- Тетради в клетку, линейку, тетради на печатной основе с заданиями.
- Тематические иллюстрации.
Ожидаемые результаты:
- Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
- Ориентируется в пространстве и на микроплоскости.
- Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.
- Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
- Сформированы графические навыки.
- Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания
Сведения о кружке
Занятия по подготовке детей к обучению письму проходят в группе 4 раза в неделю во второй половине дня 17.00-17.20. Кружок посещают дети, начиная с 4-х лет. Длительность посещения кружка 1 года. Дети средней группы занимаются -20 минут. Количество детей в группе – 12.
Ведут данную кружковую работу воспитатели – Щербицкая С. А., Борш А. Г.
Календарно-тематическое планирование
Октябрь
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).
2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу».
3. «Помоги зайчику найти дорожку домой» (пальчиком провести дорожку к домику зайчика ).
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона).
Занятие № 2.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Капуста».
3.Игра «Помоги ёжику собрать все грибы на полянке» (учить закручивать и откручивать пробки «грибочки»).
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона).
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).
2.Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки».
3.Штриховка «Овощи».
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона).
Занятие № 4.
1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
2.Пальчиковая гимнастика «Семья».
3.Штриховка «Фрукты».
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона).
Ноябрь
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).
2..Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит».
3.Разбери пуговицы по цвету.
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона).
Занятие №2.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2..Пальчиковая гимнастика «Рыбка».
3.«Собери бусы».
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона).
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).
2.Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
3.Обведи по контуру (овощи и фрукты).
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона).
Занятие № 4.
1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).
2.Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать».
3.Разберем счетные палочки по цвету.
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона).
Декабрь.
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков «Катаем карандашики ».
2.Пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики».
3.Шнуровка «Пришей пуговицу».
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).
Занятие №2.
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).
2.Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили».
3.Рисуем пальчиком по манке.
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Замок».
3.Поможем Золушке разобрать крупу (фасоль и горох).
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).
Занятие № 4.
1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).
2.Пальчиковая гимнастика « Котик».
3.Игра с прищепками «Ёжик», «Солнышко», «Цыпленок» .
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).
Январь.
Занятие № 1.
1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
2.Пальчиковая гимнастика «Снежок».
3.Игра «Застегни и растегни» (пано «Веселый ёжик»).
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).
Занятие №2.
1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).
2.Пальчиковая гимнастика «Лужок»,«За грибами».
3.Шнуровка «Яблоня».
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» ( поглаживание пальчиков в разных направлениях).
2.Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки ».
3.«Собери бусы».
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).
Занятие № 4.
1.Массаж пальчиков «Катаем карандашики ».
2.Пальчиковая гимнастика «Семья».
3.Игра «Найди ,что спряталось в фасоли».
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).
Февраль.
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит».
3.Мягкие пазлы «Бабочка, улитка, слоник».
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Занятие №2.
1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).
2..Пальчиковая гимнастика «Капуста».
3.Игры с пробками (движение указательным и средним пальцами, имитация катания на лыжах).
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» ( нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).
2.Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Шарик».
3.Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок.
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Занятие № 4.
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).
2..Пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики ».
3.«Выложи по контуру» (выкладывать по контуру рисунка фасолью, горохом, рисом).
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Март.
Занятие № 1.
1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
2.Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать».
3.Шнуровки «Укрась платье », «Укрась рукавичку».
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Занятие №2.
1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).
2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу ».
3.Штриховка «Цветы для мамы».
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Занятие № 3.
1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
2.Пальчиковая гимнастика «Шарик».
3.Развесь белье на веревку (закрепляем платочки на веревке прищепками).
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Занятие № 4.
1..Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка.
2.Пальчиковая гимнастика «Наши нежные цветы распускают лепестки».
3. Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Апрель.
Занятие № 1.
1..Массаж пальчиков - сжимание и разжимание эспандера.
2.Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
3. Составление контуров предметов (например дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Занятие №2.
1..Массаж пальчиков - катание деревянных палочек по столу.
2.Пальчиковая гимнастика «Сапожник».
3. Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Занятие № 3.
1..Массаж пальчиков - перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.
2.Пальчиковая гимнастика «Семья».
3.Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Занятие № 4.
1..Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка.
2.Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит».
3. Пано «Теремок» Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Май.
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки».
3.«Бусы для мамы» нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – леску.
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Занятие №2.
1..Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка.
2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу».
3.«Самый ловкий» - капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Занятие № 3.
1..Массаж пальчиков - сжимание и разжимание эспандера.
2.Пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики»
3.Стирание ластиком нарисованных предметов.
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Занятие № 4.
1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).
2.Пальчиковая гимнастика «Замок».
3.«Самый ловкий». Доставание бусинок ложкой из стакана.
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Формы подведения итогов реализации программы
Для выявления уровня развития детей проводится педагогическая диагностика - 1раз в год (май).
Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования «Умелые ручки».
Формы подведения итогов реализации программы: участие детей в конкурсах различного уровня муниципального, регионального, международного.
ЛИТЕРАТУРА:
- Антонова А.В. Развитие графических навыков у дошкольников.
- Бардышеа Т. Ю. Разговорчивые пальчики. — М., 2001.
- Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. Развиваем руки — чтоб учиться писать, и красиво рисовать. — Ярославль, 1997.
- Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. «Пальцы помогают говорить», Москва, 2008
- Готовим детей к школе. Н.Ю.Яшина. Н.Новгород, 1996
- Гурьянов Е.В.Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма.-М., 1959
- Дошкольное воспитание. 2003, №3-7
- Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. — М., 2001.
- Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты», Москва 2007
- Колесникова Е.В. «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва,2007
- Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников.-М.,1970
- Машин Л., Мадышева Е. Домашняя школа Монтессори. — М., 1998.
- «Организация работы в группах предшкольной подготовки», О.В.Загороднева, АРКТИ, 2011
- Особенности обучения письму шестилетних первоклассников.\\ Начальная школа.1987.№4
- .Подрезова И.П. Школа умелого карандаша. Москва 2007
- Синицына Е. Умная тетрадь. — М., 1999.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.-Москва,1995
- Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. —СПб., 2008.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками, развиваем речь. –СПб., 1997
- Система М. Монтессори. Теория и практика. М. Г. Сорокова. – Москва, «Академия»,2005 г.
- Образовательная программа для групп3-6 лет по методу Монтессори. - Снежинск, 2002 г.
- Основные упражнения практической жизни, Пермякова Л.В., Смирнова Н. Н. – Снежинск, 2004 г.
- Развитие речи, обучение письму в дошкольных Монтессори-группах, Снежинск, 2002 г.
- Практическая Монтессори- педагогика, Е. Хилтунен, Москва 2005 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендуемые задания для детей:
1.Развитие мелкой моторики
-Упражнения «Кольцо», «Зайчик»-пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу),
-«Сделай бусы» нанизывание мелкого и крупного бисера(оценивается быстрота, создание рисунка)
-Завязывание шнурков разной величины
-Застегивание пуговиц (5шт) разного размера
2.Ориентировка в пространстве
-Зрительные, слуховые диктанты
-Д\И «Найди, где спрятано?»
3.Срисовывание образца
-задания на листе бумаги в клетку, в линейку
-дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение)
4.Штриховка
-выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.
Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.
5.Графический диктант.
-Задание по типу «Продолжи узор»
- Графический диктант Д.Б.Эльконина
6. Тест Керна Йирасика
-Срисовывание фразы «Он ел суп»
-Срисовывание группы точек
-Рисование фигуры человека
При оценке рисунка человека учитывается:
- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
- способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.
7.Вырезание ножницами.
-Вырезание силуэта предмета
- Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга» (На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.)
Критерии оценки деятельности ребенка:
За каждое правильное задание ставится 5 баллов
Высокий уровень- задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма баллов по заданиям -60-80 баллов
Средний уровень- есть 2-4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь, сумма баллов от36 до 59 балла
Низкий бал-задание не выполнено, сумма баллов от 25 до 35 баллов.
Методы определения ведущей руки
Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:
- Ребенку предлагается несколько спичечных коробков. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.
- Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит пузырек.
- Ребенку предлагается развязать несколько узлов из шнурка средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит).
- Ребенок должен протереть классную доску (стол, шкаф и т. д.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.
- Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.
- Раздавать карточки (ведущая рука та, что раскладывает карточки).
- Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).
- Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).
- Рисовать пальцем одной руки на ладони другой.
- Неведущая рука держит часы, ведущая выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы.
- Переплетения пальцев рук. Сверху оказывается большой палец ведущей руки.
- Скрещивание рук — «поза Наполеона». Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть неведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.
- Вырезание ножницами по кругу. Ведущая рука та, которая держит ножницы
У детей ведущая рука формируется к 4-м годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает левую руку и тем более, если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя.
Предварительный просмотр:
Содержание
- Паспорт программы 3
- Пояснительная записка 5
- Цели и задачи программы 6
- Формы и методы работы 7
- Условия реализации Программы 7
- Учебно-методическое оснащение 7
- Ожидаемый результат 8
- Сведения о кружке 8
- Календарно-тематическое планирование
- Формы подведения итогов реализации программы
- Литература 15
- Приложения
Паспорт программы
Наименование программы | «Умелые ручки». |
Информация об учредителе | Департамент муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города Нижневартовска. |
Реквизиты образовательного учреждения | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «детский сад компенсирующего типа» № 66 «Забавушка» 628617, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нижневартовск, улица Пермская, дом 11. Муличенко Вера Михайловна – заведующий ДОУ Контактные телефоны: 46-97-06; 46-45-77 Факс:46-97-06; E-mail: dou66@yandex.ru |
Основание для разработки Программы |
|
Заказчик Программы | Педагогический совет ДОУ |
Автор-составитель | Борш Алена Георгиевна– воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ ДСКВ №66 |
Цель программы: | - обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом. |
Задачи программы |
Сохранение здоровья. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
|
Сроки реализации программы | 2014-2015 гг. |
Система организации контроля исполнения Программы | Контроль выполнения Программы осуществляют администрация МАДОУ |
Пояснительная записка
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.
Содержание дополнительного образования в ДОУ направлено на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления психико-физического здоровья. Цель внедрения дополнительных образовательных услуг –развитие индивидуальных способностей, креативности, самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы.
Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму «Умелые ручки».
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребенка, так и для родителей. Далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную школьную деятельность.
Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву, они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима. Анализируя графику письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм и движений руки. Особенно ярко эти недостатки выражены у детей с речевыми нарушениями: они плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мышечная моторика и координация пальцев. Такие дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявляемый им образец, недостаточно ориентируются во времени и пространстве. Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф. Змановский, Н.Т.Терехова, А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М.М.Кольцова, С.О. Филиппова,- отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. По статистическим данным, в нашей стране с каждым годом увеличивается число детей, у которых при поступлении в школу наблюдается несформированность физиологических предпосылок к овладению письмом, слухо- зрительно моторных координаций.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, неуспеваемости, тревожного состояния ребенка в школе. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Для предотвращения перечисленных трудностей, мы организовали кружок по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму. Эта услуга была востребована и у родителей детей нашего сада.
Цель программы: обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.
Задачи программы :
- Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.
- Развивать мелкую моторику и зрительно– двигательную координацию.
- Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.
- Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, аналогия).
- Увеличить объем внимания, памяти.
- Развивать речь.
- Создать одинаковые условия для успешной подготовки руки к письму, как для праворуких, так и для леворуких детей.
- Сохранение здоровья.
Формы и методы работы
- Дидактические игры и игровые упражнения.
- Занимательные задания и игры-соревнования.
- Изобразительная и творческая деятельность.
-наглядный метод обучения и метод практических действий.
-ориентировочно-исследовательская деятельность.
-методы проблемно-поискового характера.
-моделирование и кодирование информации
НОД (занятия) по подготовке детей предполагают организацию разных видов работ в следующих направлениях:
1. Гимнастика пальцев и кистей рук;
2. Задания по изодеятельности и конструированию.
3. Развитие мелкой моторики в работе с мелкими предметами
4. Ориентировка в пространстве и на листе бумаги;
5. Формирование элементарных графических навыков.
Условия реализации Программы
1.Систематическое проведение занятий
2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
4.Сотрудничество педагога с семьей.
Учебно-методическое оснащение
- Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель»…
- Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, соленое тесто, краски, восковые, цветные и простые карандаши, ножницы, природный материал, ткань, нитки, иголки, проволока…)
- Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы, пуговицы, крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка), семена подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки…
- Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам.
- «Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндер-сюрприз», каштаны…)
- Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки,
- Пооперационные схемы изготовления поделок, карточки –таблицы для зрительных диктантов, схемы для «Оригами», рисунки –тренажеры для выкладывания контура предметов.
- Пособия по сенсомоторике (пирамидки, вкладыши, шнуровки, «Сенсорные» коврики, кубики, клубки ниток, бутылки с завинчиванием крышек, кнопочницы, замки разных видов..)
- Материал к играм М.Монтессори (пипетки, мерные емкости,..)
- Тетради в клетку, линейку, тетради на печатной основе с заданиями.
- Тематические иллюстрации.
Ожидаемые результаты:
- Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
- Ориентируется в пространстве и на микроплоскости.
- Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.
- Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
- Сформированы графические навыки.
- Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания
Сведения о кружке
Занятия по подготовке детей к обучению письму проходят в группе 4 раза в неделю во второй половине дня 17.00-17.20. Кружок посещают дети, начиная с 4-х лет. Длительность посещения кружка 1 года. Дети средней группы занимаются -20 минут. Количество детей в группе – 12.
Календарно-тематическое планирование
Октябрь
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).
2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу».
3. «Помоги зайчику найти дорожку домой» (пальчиком провести дорожку к домику зайчика ).
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона).
Занятие № 2.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Капуста».
3.Игра «Помоги ёжику собрать все грибы на полянке» (учить закручивать и откручивать пробки «грибочки»).
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона).
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).
2.Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки».
3.Штриховка «Овощи».
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона).
Занятие № 4.
1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
2.Пальчиковая гимнастика «Семья».
3.Штриховка «Фрукты».
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона).
Ноябрь
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).
2..Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит».
3.Разбери пуговицы по цвету.
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона).
Занятие №2.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2..Пальчиковая гимнастика «Рыбка».
3.«Собери бусы».
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона).
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).
2.Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
3.Обведи по контуру (овощи и фрукты).
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона).
Занятие № 4.
1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).
2.Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать».
3.Разберем счетные палочки по цвету.
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона).
Декабрь.
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков «Катаем карандашики ».
2.Пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики».
3.Шнуровка «Пришей пуговицу».
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).
Занятие №2.
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).
2.Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили».
3.Рисуем пальчиком по манке.
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Замок».
3.Поможем Золушке разобрать крупу (фасоль и горох).
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).
Занятие № 4.
1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).
2.Пальчиковая гимнастика « Котик».
3.Игра с прищепками «Ёжик», «Солнышко», «Цыпленок» .
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).
Январь.
Занятие № 1.
1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
2.Пальчиковая гимнастика «Снежок».
3.Игра «Застегни и растегни» (пано «Веселый ёжик»).
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).
Занятие №2.
1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).
2.Пальчиковая гимнастика «Лужок»,«За грибами».
3.Шнуровка «Яблоня».
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» ( поглаживание пальчиков в разных направлениях).
2.Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки ».
3.«Собери бусы».
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).
Занятие № 4.
1.Массаж пальчиков «Катаем карандашики ».
2.Пальчиковая гимнастика «Семья».
3.Игра «Найди ,что спряталось в фасоли».
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).
Февраль.
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит».
3.Мягкие пазлы «Бабочка, улитка, слоник».
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Занятие №2.
1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).
2..Пальчиковая гимнастика «Капуста».
3.Игры с пробками (движение указательным и средним пальцами, имитация катания на лыжах).
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» ( нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).
2.Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Шарик».
3.Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок.
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Занятие № 4.
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).
2..Пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики ».
3.«Выложи по контуру» (выкладывать по контуру рисунка фасолью, горохом, рисом).
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Март.
Занятие № 1.
1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
2.Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать».
3.Шнуровки «Укрась платье », «Укрась рукавичку».
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Занятие №2.
1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).
2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу ».
3.Штриховка «Цветы для мамы».
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Занятие № 3.
1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
2.Пальчиковая гимнастика «Шарик».
3.Развесь белье на веревку (закрепляем платочки на веревке прищепками).
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Занятие № 4.
1..Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка.
2.Пальчиковая гимнастика «Наши нежные цветы распускают лепестки».
3. Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Апрель.
Занятие № 1.
1..Массаж пальчиков - сжимание и разжимание эспандера.
2.Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
3. Составление контуров предметов (например дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Занятие №2.
1..Массаж пальчиков - катание деревянных палочек по столу.
2.Пальчиковая гимнастика «Сапожник».
3. Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Занятие № 3.
1..Массаж пальчиков - перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.
2.Пальчиковая гимнастика «Семья».
3.Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Занятие № 4.
1..Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка.
2.Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит».
3. Пано «Теремок» Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Май.
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки».
3.«Бусы для мамы» нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – леску.
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Занятие №2.
1..Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка.
2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу».
3.«Самый ловкий» - капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Занятие № 3.
1..Массаж пальчиков - сжимание и разжимание эспандера.
2.Пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики»
3.Стирание ластиком нарисованных предметов.
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Занятие № 4.
1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).
2.Пальчиковая гимнастика «Замок».
3.«Самый ловкий». Доставание бусинок ложкой из стакана.
4. Работа с монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).
Формы подведения итогов реализации программы
Для выявления уровня развития детей проводится педагогическая диагностика - 1раз в год (май).
Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования «Умелые ручки».
Формы подведения итогов реализации программы: участие детей в конкурсах различного уровня муниципального, регионального, международного.
ЛИТЕРАТУРА:
- Антонова А.В. Развитие графических навыков у дошкольников.
- Бардышеа Т. Ю. Разговорчивые пальчики. — М., 2001.
- Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. Развиваем руки — чтоб учиться писать, и красиво рисовать. — Ярославль, 1997.
- Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. «Пальцы помогают говорить», Москва, 2008
- Готовим детей к школе. Н.Ю.Яшина. Н.Новгород, 1996
- Гурьянов Е.В.Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма.-М., 1959
- Дошкольное воспитание. 2003, №3-7
- Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. — М., 2001.
- Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты», Москва 2007
- Колесникова Е.В. «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва,2007
- Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников.-М.,1970
- Машин Л., Мадышева Е. Домашняя школа Монтессори. — М., 1998.
- «Организация работы в группах предшкольной подготовки», О.В.Загороднева, АРКТИ, 2011
- Особенности обучения письму шестилетних первоклассников.\\ Начальная школа.1987.№4
- .Подрезова И.П. Школа умелого карандаша. Москва 2007
- Синицына Е. Умная тетрадь. — М., 1999.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.-Москва,1995
- Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. —СПб., 2008.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками, развиваем речь. –СПб., 1997
- Система М. Монтессори. Теория и практика. М. Г. Сорокова. – Москва, «Академия»,2005 г.
- Образовательная программа для групп3-6 лет по методу Монтессори. - Снежинск, 2002 г.
- Основные упражнения практической жизни, Пермякова Л.В., Смирнова Н. Н. – Снежинск, 2004 г.
- Развитие речи, обучение письму в дошкольных Монтессори-группах, Снежинск, 2002 г.
- Практическая Монтессори- педагогика, Е. Хилтунен, Москва 2005 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендуемые задания для детей:
1.Развитие мелкой моторики
-Упражнения «Кольцо», «Зайчик»-пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу),
-«Сделай бусы» нанизывание мелкого и крупного бисера(оценивается быстрота, создание рисунка)
-Завязывание шнурков разной величины
-Застегивание пуговиц (5шт) разного размера
2.Ориентировка в пространстве
-Зрительные, слуховые диктанты
-Д\И «Найди, где спрятано?»
3.Срисовывание образца
-задания на листе бумаги в клетку, в линейку
-дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение)
4.Штриховка
-выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.
Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.
5.Графический диктант.
-Задание по типу «Продолжи узор»
- Графический диктант Д.Б.Эльконина
6. Тест Керна Йирасика
-Срисовывание фразы «Он ел суп»
-Срисовывание группы точек
-Рисование фигуры человека
При оценке рисунка человека учитывается:
- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
- способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.
7.Вырезание ножницами.
-Вырезание силуэта предмета
- Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга» (На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.)
Критерии оценки деятельности ребенка:
За каждое правильное задание ставится 5 баллов
Высокий уровень- задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма баллов по заданиям -60-80 баллов
Средний уровень- есть 2-4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь, сумма баллов от36 до 59 балла
Низкий бал-задание не выполнено, сумма баллов от 25 до 35 баллов.
Методы определения ведущей руки
Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:
- Ребенку предлагается несколько спичечных коробков. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.
- Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит пузырек.
- Ребенку предлагается развязать несколько узлов из шнурка средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит).
- Ребенок должен протереть классную доску (стол, шкаф и т. д.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.
- Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.
- Раздавать карточки (ведущая рука та, что раскладывает карточки).
- Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).
- Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).
- Рисовать пальцем одной руки на ладони другой.
- Неведущая рука держит часы, ведущая выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы.
- Переплетения пальцев рук. Сверху оказывается большой палец ведущей руки.
- Скрещивание рук — «поза Наполеона». Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть неведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.
- Вырезание ножницами по кругу. Ведущая рука та, которая держит ножницы
У детей ведущая рука формируется к 4-м годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает левую руку и тем более, если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».
Раскрыта технология проведения кружковой работы по подготовке руки к письму....
Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».
Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму «Ум...
Программа кружковой работы по нетрадиционной технике рисования «Умелые ручки».
Программа кружковой работы по нетрадиционной технике рисования «Умелые ручки»....
Рабочая программа кружковой работы художественно-эстетического направления «Оч-умелые ручки» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели...
программа кружковой работы по развитию ручной умелости графо-моторных навыков
развитие мелкой моторики...
Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Дружные пальчики»
Пояснительная запискаВ современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколе...
Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» для детей 5-7 лет.
Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» для детей 5-7 лет....