Сказки на песке
методическая разработка по обучению грамоте (младшая группа) на тему

Мужанова Наталия Михайловна

ПЕОЧНИЦА В ГРУППЕ ДЛЯ ИНСЦЕНИРОВАНИЯ СКАЗОК - НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕЧИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitateli.docx144.79 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатели:

Мужанова Н. М.

Черепанова И. И.

Инновации в развитии речи.

АКТУАЛЬНОСТЬ :

Развитие речи является актуальной проблемой современного общества.

Поэтому совершенно очевидно, что довольно остро назревает вопрос о совершенствовании дидактических приемов, методов образовательно-информационной работы с современным подрастающим поколением.

При этом необходимо учитывать и потребности семьи, т. е. создавать технологии применимые и доступные в семейном образовании и воспитании.

Одним  наиболее ярким и эффективным решением этого вопроса является педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу.

Тема: СКАЗКИ НА ПЕСКЕ.

ПРОБЛЕМА: в группе есть дети с речевыми дефектами, которые не способны к сотрудничеству.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой, а также формирование способности к сотрудничеству, умению слушать друг друга, социальной гибкости, развивая с помощью творчества речевые навыки и избавления от речевых дефектов

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. Мягко повлиять на поведение ребенка (раскрепощая, уменьшить тревожность, лучше понять его внутренний мир.

2. Развивать связную речь ребенка с помощью современных технологий (сказко-терапия и песочная терапия).

3. Приобрести положительный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.

4. Развивать творчество, воображение, фантазию, положительные чувства и желания.

Основные принципы игр на песке:

  1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.

Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

  1. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и прочего.

Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личную заинтересованность ребенка к происходящему.

  1. Реальное «проживание», проигрывание невозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например. Оказавшись в роли спасителя принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает его на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Что нужно для игр в песок?

  1. Водонепроницаемый ящик. Если вы будете заниматься с детьми подгруппой или индивидуально, то его размер – 50х70х8 см. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Песочные  терапевты « любовно» назвали ящик с песком «подносом»- по бокам он должен быть снабжен ручками для удобства транспортировки. Лучше, если  он будет именно деревянным, это облегчит перенос опыта в реальную деятельность. Однако, не беда, если ваш ящик будет из другого материала.  В наше время существует множество вариаций и предметов, которые можно приспособить под песочницу. В нашем случае – это поддон для рассады (пластиковый, водонепроницаемая часть) и прочный каркас.

Для занятий небольшими группами детей ящик понадобится значительно большего размера.

  1. Чистый, просеянный песок (можно прокалить его в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным или мелким.

Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет смочен водой.

Этапы игры

Средства

Стиль поведения взрослых

  1. Введение в игровую среду.

Установка на внимательное слушание и активное участие – присказки, потешки, обещания необыкновенных приключений и испытаний.

Доверительный стиль общения, внимательное отношение к каждому ребенку, диалог с каждым. Сниженный тон голоса, суггетивный (внушаемый, вселяемый веру в себя)  характер высказываний.

  1. Знакомство с игрой и ее героями.

Прослушивание начала сказки, истории и строительство в песочнице игрового пространства (сказочной страны, замков, дворцов, морей, лесов- того, что требуется по сюжету игры), заселение его различными персонажами(сказочными героями, животными, буквами, геометрическими фигурами и тд)

Позиция «отстраненного рассказчика», доброжелательного и мягкого помощника, исследователя создаваемого пространства.

  1. Моделирование конфликта, трудностей.

Детям зачитывается продолжение истории, в которой происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир(появляются отрицательные персонажи ,разрушения: драконы, чудовища, ураган и тд).

Создание ситуации, в которой ребенок действует самостоятельно, может переносить и обыгрывать в игре с песком негативные эмоции, при этом взрослый может выступать отрицательным героем, используя фигурки и куклы для игр в песке.

  1. Выбор помощи.

Обращение к ребенку за помощью:-что будет с жителями страны? Что же делать? Как же быть? Сможешь ли ты помочь героям? Только ты (вы) с таким добрым сердцем, сможешь помочь героям этой сказки. можно облачиться в сказочные одежды и знакомиться с помощниками. Новыми – положительными персонажами.

Взрослый- заинтересованное лицо, изучающее ситуацию, ищет выход наравне с ребенком. Взрослый убеждает, подбадривает, вселяет веру в себя, указывает на потенциальные возможности ребенка. Применяем суггетивные интонации.

  1. Борьба и победа.

Дети обыгрывают ситуацию борьбы с отрицательными персонажами. Здесь – они мудрецы и рыцари, феи и волшебники ( положительные персонажи). Далее происходит смена сюжета в песочнице. Именно здесь и сейчас дети выступают Творцами- они восстанавливают разрушенный мир, соответственно со своими желаниями и приобретенными знаниями и умениями.  Одерживают победу, устраивают все по новому. Усиливается успешный опыт- детям благодарны все сказочные герои.

Взрослый поддерживает, подбадривает, выражает свою заинтересованность, убеждает ребенка в том, что у него все получится. Потом высказывает искренне восхищение ребенком, благодарит за выдумку и доброту.

  1. Утверждение победы.

Спонтанное продолжение игры, в которой происходит празднование победы.

Взрослый спрашивает об эмоциональном состоянии детей, мыслях и чувствах, которые возникли в процессе игры, понравилось ли им, что они будут делать, если вдруг опять попадут в похожую ситуацию и тд.

  1. Перспектива дальнейших приключений.

Рассказ о дальнейших играх и приключениях.

Взрослый пытается заинтересовать ребенка.

Заключение:

Применение «песочницы» очень часто можно встретить в логопедии или психологии. Этот метод хорошо зарекомендовал себя в этих областях. Игры с песком хорошо развивают мелкую моторику, а также расслабляющий релаксационный массаж при играх в песке хорошо активирует все психические процессы. По этому, логопеды и психологи активно используют «песочницу» в своей практике. Реже данный метод работы встречается в педагогической практике. Мы хотим рассказать вам о применении «песочницы» в нашей практике. Сказки на песке очень хорошо развивают речь, мышление, воображение. Раскрепощают детей и позволяют им развиваться творчески. Данная техника работы позволяет детям сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Тем самым развивается речевая активность, формируется правильное становление речи.


http://cliparts.co/cliparts/dT4/ooM/dT4ooM8ac.png https://rfclipart.com/image/big/f6-31-1c/caterpillar-wants-to-become-a-butterfly-Download-Royalty-free-Vector-File-EPS-15884.jpg       https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/33827/f5bbe8ca-58f0-42d9-96ee-83fa936a3dd2/s800   

Оксана Онисимова.

Непоседа.

Когда-то на небе жила звездочка. Она была большая непоседа, и на месте ей не сиделось. То она пыталась подвинуться чуть-чуть вправо, то немножко влево, то начинала крутиться вокруг своей оси. «Перестань - говорили ей старшие звезды – звезды так себя не ведут!» Она успокаивалась ненадолго. Но звезды не могут двигаться по небу, как захотят, и однажды наша звездочка крутилась - крутилась, вертелась- вертелась, пока не сорвалась.

«Ух, ты! Я летаю!» - подумала звезда, и вдруг: «Бултых!» - упала в воду. И медленно-медленно пошла ко дну. Вокруг все было голубое и прозрачное. Плавали странные рыбы, медузы и морские коньки.

- Привет – кричала им звезда – я с неба!

Морские жители смотрели на нее с удивлением. Они подплывали поближе рассмотреть звезду, а потом рассказывали об этом всем своим знакомым.

- К нам упала звезда – говорили они с гордостью – с середины неба.

И все больше обитателей глубин приплывали на нее посмотреть. Звезде такая жизнь очень нравилась, ведь все вокруг было так необычно! У нее появилось столько новых знакомых! Никто не делал ей замечаний, не говорил вести себя спокойней, наоборот, звезда рассказывала о своем житье на небе, и ее слушали, затаив дыхание.

- Останусь здесь жить – решила звезда – очень уж мне нравится.

Весть о том, то в море поселилась звезда, быстро распространилась. Скоро птицы и ветер донесли ее до звезд.

- Наша непоседа живет в море – удивлялись звезды – надо же!

- И очень довольна - говорили другие – там прекрасные условия!

Так появились морские звезды. А теплой летней ночью можно наблюдать, как какая-нибудь звездочка на небе решает сменить место жительства и падает в море.

Оксана Онисимова

Сказка про паучка.


В один прекрасный день в лесу родился паучок. То есть, это только так говориться, что день был прекрасный, потому, потому что если кто-то в этот день рождается, он прекрасен только поэтому, независимо от погоды. А погода была совсем неуютная. Наступила осень. Ветры танцевали свои пляски, дождик то всплакнет, то перестанет, а солнышко спряталось в туче, как в пуховом одеяле.

- Надо идти домой, - подумал паучок, - Стоп. А где я живу?

Паучок подумал, подумал, не надумал ничего, а спросить было не у кого.

- Наверное, нигде, - решил паучок. Ну что же. Тогда мне надо найти себе дом. – И он отправился в путь.

« Дом - это очень важно – размышлял паучок, - это должно быть такое место, где укроешься от непогоды, спрячешься от врагов, и где просто тебе будет очень хорошо». Так он набрел на медвежью берлогу. Этот дом понравился паучку. « Вот здесь я буду жить, - решил он – тут и сухо, и просторно, а с таким соседом мне никто не страшен». И паучок стал плести свою паутину. Но медведю была не нужна компания. Заметив паучка, он закричал: « Это что за букашка – таракашка», сгреб его лапой и выбросил на улицу.

« Не повезло, - сказал паучок, - ну ничего, пойду искать дальше».

На этот раз он путешествовал по воздуху. Он перелетал с дерева на дерево на своей паутинке, как на ковре – самолете, пока не наткнулся на беличье дупло. Какая там была чистота! Ни пылиночки, ни сориночки. Белка очень этим гордилась. « Прекрасный дом, - подумал паучок, - надеюсь, здесь найдется место для меня». И он устроился в уголке. Но когда белка увидела паучка, она воскликнула: « Кошмар! В моем жилище появились насекомые! Это негигиенично!» Взяла веник и смела паучка с паутинкой в

помойное ведро. Паучок хотел поселиться в гнезде у ласточек, но птенцы чуть не съели его. Тогда он нашел пчелиный улей, но пчелы трудились без отдыха, а паучок не мог им помогать, и все смотрели на него, как на лентяя и лодыря. Паучок ушел.

Оказалось, найти дом совсем непросто. Заяц его чуть не раздавил, еж колючками уколол, с лягушками хотел жить – так чуть не утонул.

И вот бредет он лесу, грустный, измученный и замерзший. И думает, что на целой земле не находится места для маленького паучка. В сердце у него тоска и отчаяние, но он уже так устал, что даже плакать не может. Так шел, шел паучок, и вышел к деревне. Был вечер, погода ненастная, и в одном из окон паучок увидел свет. Он пошел туда ни на что, не надеясь, просто посмотреть, кому там не спиться. Подобравшись к окошку, он увидел, что в комнате сидит мальчик и мастерит из бумаги чудесный дом. С крыльцом, трубой, и даже ставнями на окошечках. Паучок так залюбовался им, что не заметил, как оказался рядом с мальчиком. Дом получился таким красивым, что паучок даже охнул. Мальчик почесал затылок:

- Кто же здесь будет жить? – в раздумье он поднял голову, как будто именно там летали умные мысли, и увидел паучка.

- О – воскликнул мальчик – и паучок в испуге попятился к окну – стой, постой, пожалуйста. Ты не хотел бы жить в этом доме? Я очень долго строил его, и по моему будет грустно, если он будет пустовать.

- Ты предлагаешь мне остаться здесь? – не поверил паучок

- Верно. Мне бы этого очень хотелось.

- И ты не выбросишь меня в мусорное ведро и не выгонишь на улицу?

- Конечно, нет! - возмутился мальчик – Как можно так поступать!

- Я с большой радостью принимаю твое предложение, мальчик – торжественно сказал паучок – и, надеюсь, мы станем друзьями.

И дальше все было именно так!

Оксана Онисимова

Бабочка.

Зеленая, толстая, лохматая гусеница сидела на листке сирени и страдала. «Нет ничего хуже, чем родиться гусеницей, - думала она, и на сердце ей тяжелым камнем опускалась тоска, - никто меня не любит. Конечно, ведь я такая некрасивая. Ох, да еще и толстая! Только сумасшедший может любить такую нелепость!» Гусеница жевала свежий зелененький листочек, наполненный соками самой жизни, но еда не доставляла ей удовольствия. Одиночество – вот что тяготило ее и делало несчастной. Одиночество! Что может быть хуже и несправедливее его? И нет никакого выхода, никакой надежды! «Всю жизнь и проживу так: страшная, жирная, никому не нужная»,- решила гусеница и заплакала.



И, вдруг, кто-то ее окликнул. Гусеница обернулась, и: «О! О! О!» - это было самое красивое, восхитительное и необыкновенное создание на земле! Это была бабочка! Узор ее крыльев, казалось, сочетал в себе все краски, и был поистине совершенным.



«Посмотри на меня! – крикнула бабочка, и все вокруг наполнилось ликованием, - Я нравлюсь тебе?» Гусеница вздохнула еще горше, и на душе у нее стало еще тяжелее. «А! – догадалась бабочка, - ты, конечно, меня не узнала! Я была гусеницей, твоей соседкой. С нижних веток, слышишь?» Гусеница подумала. Что бабочка сошла с ума, или, того хуже, смеется над ней. « Да-да-да,- тараторила бабочка, - это именно я! Ах, не верит!!! Ну, помнишь, мы лазили с тобой высоко на дерево насладиться запахом цветущей вишни? Помнишь? Мы потратили на это три дня, зато какой был аромат! А вспомни, мы спасались от воробья под листом лопуха. И нам было ужасно страшно, я плакала, а ты меня утешала. Ну! Вспомнила, наконец?!» Да, с гусеницей и вправду случились все эти истории, и у нее была соседка, но они не то, чтобы дружили… И уже давным-давно не виделись. Происходящее теперь казалось гусенице какой-то беспорядочной путаницей.



«Со мной такое случилось, такое случилось, – продолжала бабочка,- настоящее волшебство! Я так давно мечтала быть красивой, легкой и уметь летать. И я стала играть, что я бабочка. Я представляла себе, что я делаю, как я двигаюсь, что чувствую, и это доставляло мне огромное удовольствие. Были моменты, когда я забывала о том, кто я на самом деле. Я играла долго – долго. Я так привыкла к своей игре, что она превратилась для меня в реальность. И, однажды произошло чудо! Я заснула, и спала долго-долго. Я не знаю, что со мной происходило, но проснулась я настоящей, всамделишной бабочкой! Настоящей бабочкой! Я этого так хотела!»



Гусеница была изумлена, а бабочка совершенно счастлива.



«Все просто, - говорила бабочка, - то есть не очень просто, но ничего. Я знаю, как это делается, я тебя научу. Надо только очень – очень – очень захотеть и начать играть. Давай попробуем. Представь, что ты легкая, как пушок, красивая необычайно, и умеешь летать…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка на песке (занятие по песочной терапии для детей раннего возраста).

Занятия помогают раскрыть способности, использовать ресурсы, проявить свою активность, удовлетворять потребности, получать удовольствие от жизни и повышать стрессоустойчивость....

Сказка на песке "День рождение Мишутки"

Цель: Знакомство с профессией пекарь. Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Задачи: Воспитывать желание оказывать помощь, поощрять желание учавствова...

Солнечная сказка на песке. (занятие по песочной терапии).

Солнечная сказка на песке. (занятие по песочной терапии).Цели занятия:1. Гармонизация психоэмоционального состояния детей.2. Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения.3. ...

А если это сказка на песке?..

Каждый ребёнок познаёт мир через удивительный мир сказок. Чему нас учит сказка? – А если это сказка на песке? Давайте попробуем совместить, на пе...

Сказка на песке

Статья "Сказка на песке" содержит арт-терапевтический эффект для тех родителей, которым не безразлична судьба   подрастающего поколения.Так как именно сказке принадлежит ведущая роль в опред...

Досуг «Песочное путешествие Колобка» (в рамках проекта «Сказки на песке»).

Цель: формировать интерес к русскому народному творчеству посредством сказки «Колобок»Задачи:- Создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, доставить детям радость;- Развивать мелкую и крупную мото...