Дополнительная общеразвивающая программа "Буквоешка"
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа) на тему

мутьева марина владимировна
Образовательная программа «Буквоешка» разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»; с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативам СанПин 2.4.1.3049-13. Программа «Буквоешка» направлена на развитие устной речи и подготовку к курсу обучения грамоте, а также на развитие математических представлений детей 5 – 6 лет. Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи — фонетические, лексические, грамматические — и на их основе — развитие связной речи. Отличительной особенностью программы является ее комплексность. Программа направлена на развитие у детей познавательного интереса, желания и привычки думать, стремления узнать что-то новое. Научить общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно полезную деятельность. Ведущей деятельностью дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, соревнуются, делают «открытия» и т.д. В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, группах. Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками LEGO. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. Обязательным условием реализации программы является участие в ней родителей воспитанников. Включение родителей в педагогический процесс, прежде всего, важно ребенку, который сможет проводить с ними больше времени, осознавать, что мама и папа интересуются его успехами, а в случае неудачи всегда придут ему на помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukvoeshka_5-6.doc583.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА  ДЕТСКИЙ САД № 37

Обсуждена                                                                                       Утверждаю

на педагогическом совете                                                         Заведующий МАДОУ д/с № 37

МАДОУ д/с №  37                                                                      ______________Н.В.Крюкова

Протокол № __________                                                           Приказ № __________________

от «___» ____________20___г.                                                 от «___» ____________ 20___ г.

Председатель педагогического совета

_______________С.В.Грязнова

Дополнительная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Буквоешка»

нормативный срок освоения – 1 год

 

Разработчик:

воспитатель 1 квалификационной категории

Мутьева Марина Владимировна  

 

Калининград 2015

 Пояснительная записка

Направленность  образовательной программы

Образовательная программа «Буквоешка» разработана в соответствии с  Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  приказом Министерства  образования и науки Российской Федерации от 29 августа № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»; с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативам СанПин 2.4.1.3049-13.

Программа «Буквоешка» направлена на развитие устной речи  и подготовку к курсу обучения грамоте,  а также на развитие математических представлений детей 5 – 6 лет.  Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи — фонетические, лексические, грамматические — и на их основе — развитие связной речи.

Отличительной особенностью программы является ее комплексность. Программа направлена на развитие у детей познавательного интереса, желания и привычки думать, стремления узнать что-то новое. Научить   общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно полезную деятельность.

Ведущей деятельностью дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, соревнуются, делают «открытия» и т.д.  В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, группах. Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками LEGO. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.

 Обязательным условием реализации программы является участие  в ней родителей воспитанников. Включение родителей в педагогический процесс, прежде всего, важно ребенку, который сможет проводить с ними больше времени, осознавать, что мама и папа интересуются его успехами, а в случае неудачи всегда придут ему на помощь.

                 

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

 

Новизна данной программы заключается в ее четкой логической структуре, гармоничном сочетании развития устной речи и математике у дошкольников. Программа «Буквоешка» обеспечивает каждому ребенку дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в школе.

        Развитие речи детей, а также развитие элементарных математических  представлений осуществляются при различных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте и математике. Педагогический процесс предполагает так же введение широкого круга познавательных задач (именно об этом писали в свое время Д.Б.Эльконин, О.М.Дьяченко, Н.С.Варенцова, Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова и др.)

        В исследованиях Г.И. Щукиной, Л.И. Божович,  Д.Б. Эльконина, А.И. Леонтьева и др. доказано, что успешность обучения в школе зависит от целого ряда условий и, в частности, от уровня развития как общих способностей от которых зависит успех и индивидуальное своеобразие деятельности (В.С. Мерлин), так и частных способностей определенной направленности.

Содержание программы обеспечивает:

  • личностно — ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым;
  • развитие интеллектуально-речевых и общих способностей каждого ребенка;
  • формирование у ребенка комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).

Цель и задачи программы

Цель программы — всестороннее развитие ребенка – развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил.

Задачи программы по развитию речи и обучению дошкольников элементам грамоты: 

1.Развитие звуко-буквенного анализа.

  • Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и  называть заданные звуки.
  • Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах.
  • Закреплять умение делить слова на слоги.
  •    Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.
  • Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие
    согласные, звонкие и глухие согласные.
  • Учить определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).
  •    Продолжать знакомить с графическим изображением слова — прямоугольником (моделирование).
  • Познакомить с условным обозначением звуков: гласные – красный квадрат, твердые согласные — синий квадрат, мягкие согласные - зеленый квадрат (моделирование).
  • Учить обозначать на схеме место звука в слове, используя графические изображения звуков.
  • Учить писать слова с помощью графических изображений.
  • Учить писать печатные буквы в клетке, используя образец.
  • Учить соотносить звук и букву.
  • Учить писать слова, предложения печатными буквами.
  • Учить проводить звуковой (фонетический) анализ слова.
  • Способствовать развитию фонематического восприятия.
  • Учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты.
  • Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.
  • Познакомить с термином «предложение».
  • Учить правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение».
  • Учить составлять предложение из двух, трех, четырех слов.
  • Учить записывать предложение условными обозначениями.
  • Способствовать развитию графических навыков.
  • Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  • Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Формы и режим занятий

Занятия   проводятся во второй половине дня, два  раза в неделю. В середине занятия проходит физминутка. Распределение программного материала соответствует возрастным особенностям детей и реальным требованиям, предъявляемым к современному обучению. Количество занятий соответствует количеству, предусмотренному любой вариативной программой.

        Приоритетной формой организации детей на занятиях является объединение их в малые группы 6-8 детей или индивидуальные занятия. Это позволяет удовлетворить стремление детей к общению, совместным действиям и эмоциональным переживаниям.

        Отдельные задания, представленные в рабочих тетрадях для детей, могут быть использованы как часть  занятия (5-6 минут).

        При организации занятий  широко используются  такие средства, как игровые упражнения, художественные произведения,  дидактические игры, стихи, рисунки, задания практического характера, а также наглядный материал в виде плакатов.

        

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

По обучению грамоте ребенок к концу года должен:

- знать буквы русского алфавита;

- писать буквы русского алфавита в клетке;

- понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»;

- определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;

- различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

- пользоваться графическим обозначением звуков (гласные - красный квадрат, твердые согласные - синий квадрат, мягкие согласные — зеленый квадрат);

- уметь записывать слово условными обозначениями, буквами;

- соотносить звук и букву;

- писать слова, предложения условными обозначениями, буквами.

- определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;

- проводить звуковой анализ слов;

- читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;

-правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово»,
«предложение»;

- составлять предложение из двух, трех, четырех слов, анализировать его.

Учебно – тематическое планирование программы «Буквоешка»

№ раздела

№  темы

Общий объём программы

(час., мин.)

Теоретичес-

кая часть

Практическая

часть

 Обучение грамоте

1 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

2 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

3 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

4 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

5 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

6 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

7 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

8 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

9 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

10 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

11 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

12 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

13 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

14 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

15 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

16 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

17 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

18 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

19 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

20 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

21 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

22 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

23 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

24 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

25 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

26 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

27 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

28 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

29 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

30 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

31 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

32 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

33 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

34 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

35 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

36 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

37 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

38 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

39 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

40 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

41тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

42 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

43 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

44 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

45 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

46 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

47 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

48 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

49 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

50 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

51 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

52 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

53 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

54 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

55 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

56 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

57 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

58  тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

59 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

60 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

61 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

62 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

63 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

64 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

65 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

66 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

67тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

68 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

69 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

70 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

71 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

72 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

 73 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

74 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

75 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

76 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

77 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

78 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

79 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

80 тема

25 мин.

10 мин.

15 мин.

Итого:

2000 мин./

33 ч.20 мин.

800 мин/

13 ч. 20 мин.

1200 мин/

20 ч.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

                                                       5-6 лет

      №

занятия

                               Тема

 Месяц        

Кол-во

 часов

1

Знакомство с многообразием слов.

Сентябрь

1

2

Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках.

1

3

Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов.

1

4

Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко.

1

5

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги.

1

6

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги.

1

7

Знакомство с многообразием слов.

1

8

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги.

1

                                                                    Всего:

      8

1

Звуки «С-СЬ» (песенки большого и маленького насоса), знакомство с твердыми и мягкими согласными.

Октябрь

1

2

Звуки «З-ЗЬ» (песенки большого и маленького комара), знакомство с твердыми и мягкими согласными.

1

3

Звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ», твердые и мягкие согласные.

1

4

Звук «Ц».

1

5

Звук «Ш» («песенка ветра»).

1

6

Звук «Ж» («песенка жука»).

1

7

Звуки «Ш-Ж».

1

8

Чтение русской народной сказки «Сивка-бурка».

1

                                                                    Всего:

      8

1

Звук «Щ».

 

Ноябрь

1

2

Звук «Ч».

1

3

Звуки «Ч-Щ».

1

4

Звуки «Р-РЬ».

1

5

Звуки «Л-ЛЬ».

1

6

Звуки «М-МЬ».

1

7

Звуки «Б-БЬ».

1

8

Звуки «К-КЬ».

1

                                                                   Всего:

8

1

Звук «Г».

Декабрь

1

2

Звуки «Г-К».

1

3

Звуки «Д-ДЬ».

1

4

Звуки «Т-ТЬ».

1

5

Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ»

1

6

Закрепление пройденного материала. Звуки «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ»

1

7

Закрепление пройденного материала. Звуки «Р-РЬ», «Ш».

1

8

Закрепление пройденного материала. Звуки «Л-ЛЬ», «Б-БЬ»

1

9

Закрепление пройденного материала.

1

                                                                    Всего:

9

1

Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка».

Январь

1

2

В гостях у братцев гласных.

1

3

Звук и буква «А».

1

4

Звук и буква «О».

1

5

Звук и буква «У».

1

6

Звук и буква «Ы».

1

                                                                    Всего:

      6

1

Звук и буква «Э».

Февраль

1

2

Чтение слов из пройденных букв «АУ», «УА».

1

3

Звук и буква «Л», чтение слогов «ЛА», «ЛО», «ЛУ», «ЛЫ», «ЛЭ».

1

4

Звук и буква «М». Чтение слогов.

1

5

Звук и бкува «Н». Чтение слогов.

1

6

Звук и буква «Р». Чтение слогов. Знакомство с предложениями.

1

7

Чтение туркменской народной сказки «Падчерица». Сопоставление с русской народной сказкой «Хаврошечка»

1

8

Звукобуквенный анализ слов.

1

                                                                     Всего:

8

1

Закрепление пройденного материала Гласные и согласные звуки.

Март

1

2

Чтение украинской народной сказки «Хроменькая уточка».

1

3

Буква «Я». Чтение слогов, слов, предложений.

1

4

Буква «Ю».Чтение слогов, слов.  

1

5

Чтение сказки В. Бианки «Сова».

1

6

Буква «Е». Чтение слогов, слов.

1

7

Буква «Ё». Чтение слогов, слов.

1

8

Звук и буква «И». Чтение слогов, слов.

1

9

Закрепление пройденного материала.

1

                                                                 Всего:

       9

1

Чтение сказки Х.К. Андерсена «Гадкий утенок».

Апрель

1

2

Звуки «Г-К»,  «ГЬ-КЬ»,  буквы «Г-К».

1

3

Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ». Чтение слогов.

1

4

Буквы «В-Ф». Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ».

1

5

Чтение сказки М. Михайлова «Лесные хоромы». Сопоставление с русской народной сказкой «Теремок».

1

6

Буквы «З-С». Звуки «З-ЗЬ», «С-СЬ».

1

7

Буквы «Б-П». Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ». Чтение слогов.

1

8

Буква «Х.»  Звуки «Х-ХЬ». Чтение слогов.

1

                                                                 Всего:

8

1

Буквы и звуки «Ж-Ш». Чтение слогов, слов.

Май

1

2

Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке».

1

3

Буквы и звуки «Ч-Щ». Чтение слогов.

1

4

Малые фольклорные формы.

1

5

Буква и звук «Ц». Чтение слогов.

1

6

Путешествие по «Лабиринтам  букв».

1

7

Буква и звук «Й». Чтение слов.

1

8

Буква «Ь». Чтение слов.

1

                                                                   Всего:

       8

1

Буква «Ъ». Чтение слов.

Июнь

1

2

Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».

1

3

Чтение слов, слогов.

1

4

Чтение слов, слогов.

1

5

Чтение слов, составление предложений по сюжетным картинкам.

1

6

Жанровые и языковые особенности потешек, песенок, загадок и пословиц.

1

7

Путешествие в сказку.

1

8

Алфавит, чтение стихотворения.

1

                                                                  Всего:

       8

                                        ИТОГО:

      80

Самоподготовка

Июль - август

Дидактические игры.

Словесные игры.

Чтение сказок.

Закрепление пройденного материала.

Работа с семьями воспитанников.

   

Календарный учебный график

реализации дополнительной общеразвивающей программы

социально-педагогической направленности «Буквоешка»

на 2015 – 2016 учебный год

Содержание

Возраст 5-6 лет

Количество групп

1

Начало учебного года

1 сентября 2015г

Окончание учебного года

31 августа 2016г

Сроки проведения родительских организационных и тематических собраний

сентябрь, май

Продолжительность учебного года

Всего недель

40

1-е полугодие

16

2-е полугодие

24

Продолжительность рабочей недели

5 дней

Дни занятий

понедельник, среда

Время занятий

15.30-15.55

Недельная образовательная нагрузка занятий

2

Объём недельной образовательной нагрузки (минут)

50

Сроки проведения мониторинга

сентябрь, май

Периодичность показа деятельности

январь, июнь

Темы итогового занятия

- «В гостях у братцев гласных»

-  «Путешествие в сказку»


Содержание программы «Буквоешка»

№ п/п

Тема

Цели и задачи

Методические приёмы

Обеспечение

1.

Знакомство с многообразием слов.

1.Познакомить с многообразием слов.

2.Формировать интерес к речевой деятельности.

3.Учить рисовать короткие, отрывистые линии.

1.Игровое упражнение «Обведи правильно».

2. Игра «Назови скорее». 3.Рисование коротких, отрывистых линий.

4.Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши.

2.

Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках.

1.Учить моделировать слово в виде прямоугольника.

2.Познакомить с многообразием слов.

3.Формировать интерес к речевой деятельности.

1.Игровое упражнение «Кто внимательный?».

2.Игра «Встреча друзей».

3.Игра «Загадки-обманки».

4.Игра «Назови правильно».

5.Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши.

3.

Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов.

1.Учить детей делить слова на слоги.

2.Познакомить с тем, что слова могут звучать похоже.

3.Формировать интерес к речевой деятельности.

1.Игровое упражнение «Соедини правильно».

2.Игра «Загадки и отгадки».

3.Рисование коротких линий.

4.Игра «Какие бывают слова?».

5.Физкультминутка

Тетрадь, цветные карандаши.

4.

Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко.

1.Учить сравнивать слова по звучанию.

2.Продолжать знакомить со звучащим словом.

3.Формировать интерес к речевой деятельности.

1.Игровое упражнение «Кто в домике живет?».

2.Игровое упражнение «Соедини правильно».

3.Игра «Подскажи словечко».

4.Игра «Зарядка».

5.Рисование округлых и прямых линий.

Тетрадь, цветные карандаши.

5.

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги.

1.Учить делить на слоги слова.

2.Закреплять умение сравнивать слова по звучанию.

3.Формировать интерес к речевой деятельности.

1.Игровое упражнение «Загадки и отгадки», загадки.

2.Игровое упражнение «Соедини правильно».

3.Раскрашивание картинок-отгадок, деление слогов на слоги,

рисование коротких отрывистых линий.

Тетрадь, цветные карандаши.

6.

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги.

1.Учить подбирать слово к схеме.

2.Продолжать знакомить детей делить слова на слоги, используя схему слова.

3.Формировать интерес к речевой деятельности.

1.Игровое упражнение «Раздели правильно».

2.Игровое упражнение «Загадки и отгадки».

3.«Игра с пальчиками».

4.Физкультминутка.

5.Игровое упражнение «Кто у кого?», деление слогов на слоги, отгадывание загадок.

6. Игра «кто внимательный?».

Тетрадь, цветные карандаши.

7.

Знакомство с многообразием слов.

1.Учить находить несоответствие в рисунке.

2.Формировать интерес к речевой деятельности.

3.Продолжать знакомить с многообразием слов.

1.Игровое упражнение «Раздели правильно».

2.Игровое упражнение «Загадки и отгадки».

3.«Игра с пальчиками».

4. Физкультминутка.

5. Игровое упражнение «Кто у кого?», деление слогов на слоги, отгадывание загадок.

6.Игра «Кто внимательный?».

Тетрадь, цветные карандаши.

8.

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги.

1.Учить воспринимать стихотворение.

2.Развивать поэтический слух.

3.Продолжать учить делить на слоги.

4.Формировать интерес к речевой деятельности.

1.Игровое упражнение «Соедини правильно».

2.Игра «Встреча друзей».

3.Игра «Подскажи словечко».  4.Игра «Встреча друзей».

5. Физкультминутка.

6.Игровое упражнение «Найди ошибки художника».

Тетрадь, цветные карандаши.

9.

Звуки «С-СЬ» (песенки большого и маленького насоса), знакомство с твердыми и мягкими согласными.

1.Учить интонационно выделять звуки «С-СЬ».

2.Познакомить детей с твердыми и мягкими согласными.

3.Формировать интерес к речевой деятельности.

1.Игровое упражнение «Песенка насоса».

2.Игра «Подскажи словечко».

3.Игра «Пальчики», раскрашивание листиков на березе, заучивание стихотворения Г. Сапгира.

4. Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши.

10.

Звуки «З-ЗЬ» (песенки большого и маленького комара), знакомство с твердыми и мягкими согласными.

1.Учить интонационному выделению звуков «З-ЗЬ» в словах.

2.Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «З-ЗЬ».

3.Формировать интерес к речевой деятельности.

1.Игра «Зайке холодно сидеть». 2.Игровое упражнение «Что забыл нарисовать художник?». 3.Заучивание стихотворения Б. Заходера, рисование ушей зайчикам.

4. Физкультминутка.

5.Игровое упражнение «Как поют комары?».

6.Игра «Загадки и отгадки».

Тетрадь, цветные карандаши.

11.

Звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ», твердые и мягкие согласные.

1.Учить называть первый звук в словах.

2.Продолжать учить различать твердые и мягкие согласные звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ».

3.Формировать интерес к речевой деятельности.

1.Игровое упражнение «Помоги животным найти домик», работа с картинками.

2.Игровое упражнение «Раздели правильно».

3.Игра «Подскажи словечко». 4.Игра «Зайке холодно сидеть».

5.Физкультминутка.

6.Игра «Кто внимательный?», деление слов на слоги.

Тетрадь, цветные карандаши.

12.

Звук «Ц».

1.Учить различать и произносить твердый согласный звук «Ц» в словах.

2.Развивать связную речь, ее выразительность.

3.Формировать интерес к речевой деятельности.

1.Игра «Закончи предложение». 2.Игровое упражнение «Цапля», рисование огурцов.

3.Заучивание стихотворения Г. Сапгира.

4.Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши.

13.

Звук «Ш».

1.Учить различать и произносить твердый согласный звук «Ш» в словах.

2.Развивать связную речь, ее выразительность.

3.Формировать интерес к речевой деятельности.

1.Игровое упражнение «Будь внимательным».

2.Игра «Подскажи словечко». 3.Игра «Шарик», рисование шариков.

3.Заучивание потешки.

4.Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши.

14.

Звук «Ж» («песенка жука»).

1.Учить различать и произносить твердый согласный звук «Ж» в словах.

2.Развивать связную речь, ее выразительность.

3.Формировать интерес к речевой деятельности.

1.Работа с картинками.

2. Игра «Загадки и отгадки». 3.Игровое упражнение «Раздели правильно», «Будь внимательным».

4.Игра «Жуки», рисование желудей.

5.Заучивание стихотворения И. Солдатенко.

6.Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши.

15.

Звуки «Ш-Ж».

1.Способствовать развитию фонематического слуха.

2.Развивать связную речь, ее выразительность.

3.Формировать интерес к речевой деятельности.

1.Игровое упражнение «Помоги животным найти свой вагон».

2. Игра «Подскажи словечко», «Соедини правильно», рисование дорожек.

3. Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши.

16.

Чтение русской народной сказки «Сивка-бурка».

1.Учить детей понимать смысл сказки, заключенную в ней мораль.

2.Закрепить знания о жанровых особенностях сказки.

3.Развивать чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.

4.Воспитывать у детей эмоциональную восприимчивость к образному содержанию сказки.

1.Беседа по содержанию сказки. 2.Рассматривание выставки книг-сказок.

3.Работа с иллюстрациями. 4.Физкультминутка.

Книжки-сказки «По щучьему велению», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка», «Конек-горбунок» П. Ершова, иллюстрации к сказкам.

17.

Звук «Щ».

1.Учить различать и произносить твердый согласный звук «Щ» в словах.

2.Развивать связную речь, ее выразительность.

3.Формировать интерес к речевой деятельности.

1.Игровое упражнение «Соедини правильно».

2.Игра с мячом «Назови скорее», 3.Игра «Подскажи словечко», рисование щеток .

4.Разучивание стихотворение С. Михалкова.

5. Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши.

18.

Звук «Ч».

1.Учить различать и произносить твердый согласный звук «Ч» в словах.

2.Развивать связную речь, ее выразительность.

3.Формировать интерес к речевой деятельности.

1.Игровое упражнение «Будь внимательным».

2.Игра «Часы».

3.Игра «Загадки и отгадки».

4.Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши.

19.

Звуки «Ч-Щ».

1.Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки «Ч-Щ».

2.Развивать связную речь, ее выразительность.

3.Формировать интерес к речевой деятельности.

1.Игровое упражнение «Раздели правильно».

2. Игра «Черепахи», «Кто внимательный?».

3.Физкультминутка.

Тетрадь, цветные ка-рандаши, картинки с изображением овощей.

20.

Звуки «Р-РЬ».

1.Учить различать и произносить твердый согласный звук «Р-РЬ» в словах.

2.Развивать связную речь, ее выразительность.

3.Формировать интерес к речевой деятельности.

1.Игра «Загадки и отгадки».

2.Игра «Зарядка», «Кто внимательный?», закрашивание предметов, заучивание стихотворения О. Выготской.

3.Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши, разрезная азбука.

21.

Звуки «Л-ЛЬ».

1.Учить различать и произносить твердый согласный звук «Л-ЛЬ» в словах.

2.Развивать связную речь, ее выразительность.

3.Формировать интерес к речевой деятельности.

1.Игра «Подскажи словечко».

2.Игровое упражнение «Раздели правильно», рисование неваляшки, заучивание стихотворения Е. Александровой.

3.Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши, предметные картинки.

22.

Звуки «М-МЬ».

1.Учить различать и произносить твердый согласный звук «М-МЬ» в словах.

2.Развивать связную речь, ее выразительность.

3.Формировать интерес к речевой деятельности.

1.Игра «Загадки и отгадки».

2.Игровое упражнение «Раскрась правильно», рисование мишки, заучивание стихотворения Т. Шоригиной.

3.Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши.

23.

Звуки «Б-БЬ».

1.Учить различать и произносить твердый согласный звук «Б-БЬ» в словах.

2.Развивать связную речь, ее выразительность.

3.Формировать интерес к речевой деятельности.

1.Игровое упражнение «Подскажи словечко».

2.Игра «Раздели правильно», деление слов на слоги, игра «Буратино», заучивание стихотворения Г. Сапгира, рисование бус.

3.Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши, картинки-дублеры.

24.

Звуки «К-КЬ».

1.Учить различать и произносить твердый согласный звук «К-КЬ» в словах.

2.Развивать связную речь, ее выразительность.

3.Формировать интерес к речевой деятельности.

1.Игровое упражнение «Назови первый звук»

2.Игра «Подскажи словечко», 3.Игра «Найди и раскрась», «Пальчики», закрашивание овощей, заучивание стихотворения Д. Хармса.

4.Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши

25.

Звук «Г».

1.Учить различать и произносить твердый согласный звук «Г» в словах.

2.Развивать связную речь, ее выразительность.

3.Формировать интерес к речевой деятельности.

1.Игра «Подскажи словечко».

2.Упражнение «Раздели правильно».

3.Игра «Загадки и отгадки», «Кто внимательный?», заучивание стихотворения Г. Сапгира.

4.Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши.

26.

Звуки «Г-К».

1.Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки «Г-К».

2.Развивать связную речь, ее выразительность.

3.Формировать интерес к речевой деятельности.

1.Игровое упражнение «Раскрась и обведи правильно», «Соедини правильно».

2.Игра «Скворечник», закрашивание предметов, нахождение различий в двух похожих рисунках Т. Шорыгиной.

3.Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши.

27.

Звуки «Д-ДЬ».

1.Учить различать и произносить твердый согласный звук «Д-ДЬ» в словах.

2.Развивать связную речь, ее выразительность.

3.Формировать интерес к речевой деятельности.

1.Игра «Загадки и отгадки», «Кто внимательный?», «Птичка».

2.Игровое упражнение «Раскрась правильно », штриховка и рисование кругов.

3.Заучивание стихотворения М. Дружининой.

4.Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши, картинки, игрушки.

28.

Звуки «Т-ТЬ».

1.Учить различать и произносить твердый согласный звук «Т-ТЬ» в словах.

2.Развивать связную речь, ее выразительность.

3.Формировать интерес к речевой деятельности.

1.Игровое упражнение «Назови первый звук».

2.Игровое упражнение «Раздели правильно».

3.Игра «Часы», рисование тучи и зонтика.

4.Заучивание стихотворения В. Берестова.

5.Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши.

29.

Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ».

1.Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ».

2.Развивать связную речь, ее выразительность.

3.Формировать интерес к речевой деятельности.

1.Игровое упражнение «Обведи правильно», «Раздели правильно», «Нарисуй домик», рисование домика, повторение стихотворений.

2.Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши, набор геометрических фигур.

30.

Закрепление пройденного материала. Звуки «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ».

1.Способствовать развитию слухового внимания.

2.Развивать связную речь, ее выразительность.

3. . Формировать интерес к речевой деятельности.

1.Игра «Загадки-обманки, «Кто катается на карусели?».

2. Игровое упражнение «Соедини правильно».

3. «Игра с пальчиками», «Кто в домике живет?», штриховка.

4.Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши.

31.

Закрепление пройденного материала. Звуки «Р-РЬ», «Ш».

1.Способствовать развитию слухового внимания.

2.Закрепить умение называть заданный звук четче, чем другие.

3.Продолжать учить детей делить слова на слоги, используя модель слова.

4.Способствовать развитию слухового внимания.

1.Игра «Звуки поменялись местами», «Загадки и отгадки», 2.Игровые упражнения «Соедини правильно», «Раскрась правильно».

3.Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши, картинки с изображением единичных предметов.

32.

Закрепление пройденного материала. Звуки «Л-ЛЬ», «Б-БЬ».

1.Закрепить внимание различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки «Л-ЛЬ», «Б-БЬ».

2.Продолжать учить называть первый звук в слове.

3.Продолжать учить детей делить слова на слоги, используя модель слова.

4.Способствовать развитию слухового внимания.

1.Деление слов на слоги.

2.Игра «Необычный цветок», «Раскрась и обведи правильно», 3.Игровое упражнение «Соедини правильно», рисование березки.

4.Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши.

33.

Закрепление пройденного материала.

1.Способствовать развитию слухового внимания.

2.Продолжать учить делить на слоги слова, используя схему слова.

3.Развивать активную речь.

1.Деление слов на слоги.

2.Игра «Звуки поменялись местами», «Отгадай загадки», 3.Игровое упражнение «Необычный цветок», «Раздели правильно».

4.Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши, обручи, набор кубиков.

34.

                 

Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка».

1.Формировать интерес и потребность в чтении книг (сказки).

2.Формировать у детей понятие о жанре «сказка».

3.Закреплять умение использовать в речи предложения разных типов.

4.Воспитывать познавательный интерес, развивать речь, внимание, память.

1.Беседа по содержанию сказки.

2.Работа с иллюстрациями.

3.Рисование иллюстраций к сказке в тетради.

4.Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши, иллюстрации к сказке.

35.

В гостях у братцев гласных

1.Повторить знакомые буквы, закрепить понятие о гласных и согласных звуках, о твердых и мягких.

2.Продолжать развивать речевые и слуховые навыки у детей, тренировать память и внимание

1.Игра «Динамические картинки».

2.Физкультминутка «Лиса».                          

3.Загадки.                            

Тетрадь, цветные карандаши, картинки на  фланелографе.

36.

Звук и буква «А».

1.Уметь определять место звука «А» в словах.

2.Учит писать печатную букву «А».

3.Способствовать развитию звуко – буквенного анализа.

4.Познакомить с гласным звуком «А» и его условным обозначениям – красный квадрат.

1.Заучивание стихотворения «Аист».

2.Игра «Определи место звука в слове».

3.Рисуем матрёшек. Пишем букву «А».

4.Физкультминутка.

5.Игра «Определи место буквы в слове».

Тетрадь, цветные карандаши.

37.

Звук и буква «О».

1.Познакомить с гласным звуком «О».

2.Учить писать печатную букву «О».

3.Учить определять место звуков в словах.

1.Игра « Найди, обведи».

2.Рисуем мешки, пишем букву «О».

3.Игра «Определи место звука в слове».

4.Игра «Кто внимательный»

Тетрадь, карандаши, игрушечный меч, картинки с изображением волка, кошки, слона.

38.

Звук и буква «У».

1.Учить слушать текст стихотворения и называть слова со звуком «У».

2.Познакомить с буквой «У».

3.Учить писать печатную букву «У».

1.Игра «Загадки и отгадки».

2 Игра «Слово».

3.Рисуем крючки, пишем букву «У».

4.Разучивание стихотворения Т. Виеру  «Утка».

Тетрадь, цветные карандаши, игрушки: петух, утка.

39.

Звук и буква «Ы».

1.Познакомить с буквой «Ы», сначала по точкам, потом самостоятельно.

2.Учить делить слова на слоги.

3.Учить писать букву «Ы».

1.Игра «Подскажи словечко».

2.Игра «Ну-ка буква отзовись».

3.Отгадывание загадок.

4.Физкультминутка «Мы бегаем кругом».

Тетрадь, цветные карандаши.

40.

Звук и буква «Э».

1.Познакомить с буквой «Э».

2.Учить писать печатную букву «Э».

3.Познакомить с гласным звуком «Э» и его условным обозначением – красный квадрат.

1.Игра «Закончи предложение».

2.Пишем букву «Э».

3.Игра «Напиши правильно».

4.Игра «Кто больше?».

5.Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши.

41.

Чтение слов из пройденных букв «АУ», «УА».

1.Закреплять знания о гласных буквах и звуках «А», «О», «У», «Ы», «Э».

2. Закреплять умения писать печатные гласные буквы.

1.Игровое упражнение  «Напиши и прочитай».

2.Игра «Кто больше?».

3.Игровое упражнение «Кто в домик живёт?».

4.Игра «Закрась правильно».

5.Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши.

42.

Звук и буква «Л», чтение слогов «ЛА», «ЛО», «ЛУ», «ЛЫ», «ЛЭ».

1.Познакомить со звуком «Л», как согласный звук, и его обозначения – синий квадрат.

2.Познакомить с печатным написанием.

3.Учить читать слоги «ЛА», «ЛО», «ЛУ», «ЛЫ», «ЛЭ».

4. Учить писать слоги.

1.Игра «Назови первый звук».

2.Игра «Предмет, схема».

3.Пишем букву «Л».

4.«Раздели правильно».

5.Физкультминутка «Влево- вправо».

Тетрадь, цветные карандаши,  разрезная азбука, слоги.

43.

Звук и буква «М». Чтение слогов.

1.Способствовать развитию звуко-буквенного анализа.

2.Познакомить со звуком «М».

3.Познакомить с печатной буквой «М».

4.Учить читать слоги «МА», «МО», «МЫ», «МЭ».

1.Игра «Загадки и отгадки».

2.Игра «Определи место звука в слове».

3.Игра «Слоговые домики».

4.Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши.

44.

Звук и бкува «Н». Чтение слогов.

1.Познакомить со звуком «Н» как согласным звуком.

2.Познакомить с печатным написанием буквы «Н».

3.Учить писать букву «Н».

4.Учить писать слоги «НА», «НО», «НУ», «НЭ», «НЫ».

1. Игра «Подскажи словечко».

2. Игра «Определи место звука в слове».

3. Игра «Соедини правильно».

4. Игра «Кто больше».

5. Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши, разрезная азбука и слоговая.

45.

Звук и буква «Р».

Чтение слогов.

Знакомство с предложениями.

1.Познакомить с согласным звуком и его условным обозначением – синий квадрат.

2.Учить писать печатную букву «Р».

3.Учить читать слога «РА», «РО», «РУ», «РЫ», «РЕ».

1.Игра «Подскажи словечко».

2.Определять место звука и обозначать на схеме.

3.Игра «Закрась правильно».

4.Игра «Слова и слоги».

5. Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши, разрезная азбука.

46.

Чтение туркменской народной сказки «Падчерица». Сопоставление с русской народной сказкой «Хаврошечка».

1.Расширять знания детей о русских народных сказках.

2.Закреплять умение отличать сказку от других литературных произведений.

3.Учить детей анализировать сказку.

4.Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения.

5.Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

6.Развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас.

1.Беседа по содержанию сказки. 2.Работа с иллюстрациями. 3.Сравнительный анализ сказок. 4.Рисование иллюстраций в тетради к каждой части сказки «Падчерица».

5.Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши, иллюстрации к сказке.

47.

Звукобуквенный анализ слов.

1.Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный.

2.Учить детей определять позицию звука в слове.

3.Научить детей определять порядок звуков в слове и отдельные звуки.

4.Учить правильно, соотносить звуки и буквы.

1.Игра «Узнай звук и напиши букву в окошко».

2.Игра «Найди домик буквам». 3.Игровое упражнение «Какой гласный (согласный) звук слышится в слове?», «Где спрятался гласный звук?».

4.Игра «Хлопни столько раз, сколько звуков услышал».  5.Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши, разрезная азбука, картинка-схема. 

48.

Закрепление пройденного материала.

Гласные и согласные звуки.

1.Продолжать учить соотносить звуки и букву.

2.Учить читать написанное слово.

3.Закрепить умение различать гласные и согласные.

1.Игровое упражнение «Как зовут мальчика?».

2.Игра «Звук потерялся».

3.Игровое упражнение «Звук и буква».

4.Игра «Подскажи словечко».

5.Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши.

49.

Чтение украинской народной сказки «Хроменькая уточка».

1.Познакомить детей с украинской сказкой «Хроменькая уточка».          

2.Продолжать формировать умение воспринимать образное содержание сказки.

3.Закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях сказки.

4.Развивать память, воображение и интонацию выразительной речи.

5.Воспитывать интерес  и любовь к сказкам.

6.Развивать  монологическую  речь.

1.Беседа по содержанию сказки. 2.Рассматривание выставки книг-сказок.

3.Придумывание продолжения сказки.

4.Упражнение с песней уточки. 5.Физкультминутка.

Обложки сказок «Колосок», «Рукавичка»,

«Пых», мнемотаблица к сказке «Хроменькая уточка», цветные карандаши,

листы бумаги, разделённые на три части, аудиозапись «В мире много

сказок».

50.

Буква «Я». Чтение слогов, слов, предложений.

1.Познакомить с гласной буквой «Я».

2.Учить писать букву «Я».

3.Учить читать слоги «МА-МЯ», «ЛА-ЛЯ», «НА – НЯ», «РА – РЯ».

4. Учить слова читать в предложениях.

1.Заучивание стихотворения.

2.Игра «Загадки  и отгадки».

3.Игровое упражнение «Как зовут девочку?».

4. Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши.

51.

Буква «Ю». Чтение слогов, слов.  

1.Познакомить и учить писать букву «Ю».

2.Учить читать слоги и слова.

3.Продолжать знакомить с согласными «МЬ», «ЛЬ», «НЬ», «РЬ» и их условным обозначением – зелёный квадрат.

1.Учим стихотворение.

2.Игровое упражнение «Напиши правильно».

3.Игровое упражнение  «Читай и записывай знаками».

4. Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши.

52.

Чтение сказки В. Бианки «Сова».

1.Знакомство с творчеством В. Бианки. 2. 2.Развивать память, воображение и интонацию выразительной речи.

1.Работа по содержанию сказки. 2.Рисование иллюстраций к сказке.

3.Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши.

53.

Буква «Е». Чтение слогов, слов.

1.Познакомить с буквой «Е» и её условным обозначением – красный квадрат.

2.Учить писать печатную букву «Е».

3.Учить читать слоги и слова.

1.Заучивание стихотворения.

2.Игра «Подскажи словечко».

3.Игра «Соедини правильно».

4.Составь и напиши предложение знаками.

5. Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши.

54.

Буква «Ё». Чтение слогов, слов.

1.Познакомить и учить писать печатную букву «Ё» и её условным обозначением – красный квадрат.

2.Учить читать слоги, слова.

1.Игра «Слушай, смотри, пиши».

2.Игра «Буквы рассыпались».

3.Игра «Ну-ка буква отзовись».

4.Игра «Подскажи словечко».

5. Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши.

55.

Звук и буква «И». Чтение слогов, слов.

1.Познакомить с гласным звуком «И».

2.Учить писать печатную букву «И».

3.Продолжать знакомить с согласными «МЬ», «ЛЬ», «НЬ», «РЬ».

1.Игра «Загадки и отгадки».

2.Игровое упражнение «Определи место звука в слове».

3.Игра «Предмет, схема, слово».

4.Физкультминутка.

Тетрадь, цветные Карандаши

56.

Закрепление пройденного материала.

1.Закрепить умение писать гласные «Я,» «Ю», «Е», «И».

2.Учить определять первое, второе, третье слово в предложение.

1.Игра «Напиши правильно».

2.Игра «Кто больше».

3.Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши.

57.

Чтение сказки Х.К. Андерсена «Гадкий утенок».

1.Знакомство с творчеством датского сказочника Х.К. Андерсена.

2.Чтение сказки Х.К. Андерсена «Гадкий утенок».

1.Работа с тематической выставкой книг «Сказки Х.К. Андерсена».

2.Работа по содержанию сказки. 3.Физкультминутка.

Книги Х.К. Андерсена.

58.

Звуки «Г-К», «ГЬ-КЬ»,  буквы «Г-К».

1.Познакомить со звуками «Г-ГЬ», «К-КЬ».

2.Учить писать печатные буквы «К –Г».

3.Познакомить с буквами «Г- К».

1.Игра «Подскажи словечко».

2.Игра «Слово, схема».

3.Физкультминутка «Кузнечики».                        

4.Игровое упражнение «Слоговые домики».

Тетрадь, цветные карандаши.

59.

Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ».

Чтение слогов.

1.Познакомить со звуками «Д-ДЬ», «Т-ТЬ».

2.Учить писать печатные буквы  «Д – Т».

3.Познакомить с буквами  «Д – Т».

1.Игра «Загадки и отгадки».

2.Игра «Узнай, какой звук».

3.Физкультминутка.                          

4.Игровое упражнение «Слоговые домики».

Тетрадь, цветные карандаши.

60.

Буквы «В-Ф».               Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ».

1.Познакомить со звуками «В-ВЬ»,        «Ф-ФЬ».

2.Учить писать печатные буквы  «В – Ф».

3.Познакомить с буквами  «В –Ф» .

1.Игра «Подскажи словечко».

2.Игра «Определи место звука в слове».

3.Физкультминутка «Волчок».                        

4.Игровое упражнение «Слоговые домики».

Тетрадь, цветные карандаши.

61.

Чтение сказки М. Михайлова «Лесные хоромы». Сопоставление с русской народной сказкой «Теремок».

1.Формировать умение правильно называть произведение, жанр, тему, соотносить новую тему с прошлым опытом общения с книгой.

2.Развивать речь, пополнять их словарный запас.

1.Анализ пословиц.

2.Беседа по содержанию сказки. 3.Инсценировка сказки. 4.Упражнение на использование вопросительной интонации. 5.Физкультминутка.

Сказка М. Михайлова «Лесные хоромы», сказка «Теремок».

62.

Буквы «З-С».

Звуки «З-ЗЬ», «С-СЬ».

1.Познакомить со звуками «З-ЗЬ», «С-СЬ».

2.Учить писать печатные буквы  «З-С».

3.Познакомить с буквами  «З-С».

1.Игра «Загадки и отгадки».

2.Игра «Определи место звука в слове».

3.Физкультминутка «Зайка серенький сидит» .                        

4.Игровое упражнение «Слоговые домики».

5.Игра «Допиши и прочитай».

Тетрадь, цветные карандаши.

63.

Буквы «Б-П».

Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ».        Чтение слогов.

1.Познакомить со звуками «Б-БЬ»,         «П-ПЬ».

2.Учить писать печатные буквы «Б – П».

3.Познакомить с буквами  «Б – П».

4.Учить читать слоги.

1.Игра «Загадки и отгадки».

2.Игра «Соедини правильно».

3.Физкультминутка «Буратино».                        

4.Игровое упражнение «Слоговые домики».

5.Игра «Буквы рассыпались».

Тетрадь, цветные карандаши.

64.

Буква «Х».

Звуки «Х-ХЬ».

Чтение слогов.

1.Познакомить со звуками «Х-ХЬ».

2.Учить писать печатную букву «Х».

3.Познакомить с буквой «Х».

4.Учить читать слоги.

1.Игра «Подскажи словечко».

2.Игра «Закончи предложение».

3.Физкультминутка «Хомяк».                        

4.Игровое упражнение «Слоговые домики».

5.Чтение рассказа «Утро в деревне».

Тетрадь, цветные карандаши.

65.

Буквы и звуки «Ж-Ш».

Чтение слогов, слов.

1.Познакомить со звуками «Ж-Ш».

2.Учить писать печатные буквы «Ж-Ш».

3.Учить читать слоги.

1.Игра «Подскажи словечко».

2.Игра «Предмет, слово, схема».

3.Физкультминутка «Жук».                        

4.Игровое упражнение «Слоговые домики».

Тетрадь, цветные карандаши.

66.

Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке».

1.Учить разгадывать загадки.

2.Развивать связную речь.

3.Развивать умение составлять предложения и пословицы из слов.

4.Развивать навыки словообразования и словоизменения.

5.Развивать умение употреблять в речи образные выражения, поговорки.

6.Развивать логическое мышление, творческое воображение, фантазию.

7.Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельность, активность, инициативность.

1.Беседа по содержанию сказки. 2.Рассматривание выставки книг-сказок А.С. Пушкина. 3.Прослушивание фрагментов фонозаписи сказки. 4.Физкультминутка.

Игрушка рыбка, аквариум, тёмная ткань, большой кусок синей ткани, природ-ный материал: мор-ские звёзды, различ-ные раковины, резино-вые пробки, ИКТ презентация «Море» с записью звуков моря, криков дельфинов, музыкальные произ-ведения: Бетховен – музыка ангелов, мело-дия слёз, коктейльные трубочки на каждого ребёнка, графин с солёной водой и графин с пресной водой; альбомные листы, наборы «Вьетнамская игра», клей, магнитная доска, модели: старик, старуха, аквариум с рыбкой, рыбаки.

67.

Буквы и звуки «Ч-Щ».

Чтение слогов.

1.Познакомить со звуками «Ч-Щ».

2.Учить писать печатные буквы «Ч-Щ».

3.Учить читать слоги.

1.Игра «Подскажи словечко».

2.Игра «Соедини правильно».

3.Физкультминутка «Часы».                        

4.Игровое упражнение «Слоговые домики».

5.Чтение отрывка из стихотворения.

Тетрадь, цветные карандаши.

68.

Малые фольклорные формы.

1.Знакомство с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, скороговорками, загадками.

2.Переносное значение слов и словосочетаний.

1.Упражнение «Объясни, покажи».

2.Отгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. 3.Составление рассказов по пословицам и рисование по ним рисунков.

4.Игра «Загадка». Заучивание скороговорки.

5.Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши.

69.

Буква и звук «Ц».

Чтение слогов.

1.Познакомить со звуком «Ц» в словах.

2.Учить писать печатную букву «Ц».

3.Познакомить с буквой «Ц».

4.Совершенствовать навыки чтения.

1.Игра «Загадки и отгадки».

2.Игра «Буквы рассыпались».

3.Физкультминутка.                        

4.Игровое упражнение «Слоговые шарики».

5.Чтение отрывка из стихотворения.

Тетрадь, цветные карандаши.

70.

Путешествие по «Лабиринтам  букв».

1.Способствовать развитию психических процессов внимания.

2.Умение сохранять направление движений руки в соответствии с изображением буквы.

3.Закрепить гласные звуки.

1.Работа с игровизором.

2.Хоровод-песенка «Про звуки и буквы».

3.Игра «Теремки».

4.Физкультминутка.

Схемы-лабиринты с гласными буквами «А», «О», «У», «Ы», «Э», «Я», «Е», «Ю», «И», «Ё».

71.

Буква и звук «Й».

Чтение слов.

1.Познакомить со звуком «Й».

2.Учить писать печатную букву «Й».

3.Познакомить с буквой «Й».

4.Совершенствовать навыки чтения.

1.Игра «Подскажи словечко».

2.Игра «Буква потерялась».

3.Физкультминутка.                          

4.Игра «Предмет, слово, схема».

5.Чтение считалки.

Тетрадь, цветные карандаши

72.

Буква «Ь».

Чтение слов.

1.Учить писать слова.

2.Учить писать печатную букву «Ь».

3.Познакомить с буквой «Ь» и его смягчающей функцией.

4.Совершенствовать навыки чтения.

1.Игра «Допиши и прочитай».

2.Игра « Слово, схема».

3.Физкультминутка.

Тетрадь, цветные карандаши.

73.

Буква «Ъ».

Чтение слов.

1.Учить писать печатную букву «Ъ».

2.Познакомить с печатной буквой «Ъ».

3.Совершенствовать навыки чтения.

1.Игра «Звук, буква, слово».

2.Игра « Слово, схема».

3.Физкультминутка.

4.Чтение стихотворения.

5.Игра «Найди букву».

Тетрадь, цветные карандаши.

74.

Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».

1.Сформировать представление о творчестве писателя, познакомить с особенностями его творчества,

2.Учить ставить цель, планировать свою деятельность, оценивать свою деятельность.

3. Формирование универсальных учебных действий.

1.Беседа по содержанию рассказа. 2.Работа с пословицей. 3.Составление рассказов по пословице.

4.Физкультминутка.

Портреты писателей, индивидуальный раздаточный материал, рисунки.

75.

Чтение слов, слогов.

1.Учить читать слова.

2.Учить разгадывать ребусы.

3.Закреплять умение определять в предложении 1-е, 2-е, 3-е слово.

1.Игра «Какой звук потерялся?».

2.Игра «Допиши правильно».

3.Физкультминутка.                        

4.Игровое упражнение «Кто катается на карусели?».

5.Отгадывание загадок.

6.Разгадывание ребусов.

Тетрадь, цветные карандаши.

76.

Ребусы.

1.Учить разгадывать ребусы.

2.Умение составлять из первых звуков слово.

3.Выдвигать предположения, предлагать доказательства решения учебной задачи.

1.Игра «Допиши правильно».

2.Физкультминутка.                        

3.Игровое упражнение. 4.Отгадывание загадок.

5.Разгадывание ребусов.

Тетрадь, цветные карандаши, ребусы, лабиринты.

77.

Чтение слов, составление предложений по сюжетным картинкам.

1.Продолжать учить писать печатные буквы.

2.Учить составлять предложения по сюжетным картинкам.

3.Учить различать гласные и согласные звуки и буквы.

1.Игра «Допиши гласные буквы и прочитай слова».

2.Игра «Допиши согласные буквы и прочитай слова».

3.Физкультминутка.                        

4.Игровое упражнение «Составь и запиши предложение».

5.Игра «Подскажи словечко».

Тетрадь, цветные карандаши.

78.

Жанровые и языковые особенности потешек, песенок, загадок и пословиц.

1.Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц («Где лад, там и склад»).

2.Воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний («водой не разольешь», «бросать слова на ветер», «играть в кошки – мышки»).

3.Формировать умения анализировать образные выражения в загадке («живой порхает огонек»).

1.Рассматривание выставки книг потешек и песенок.

2.Отгадывание загадок. 3.Упражнение «Скажи по-другому».

4.Придумывание историй к пословице «Палец слаб, а кулак силен» и рисование иллюстраций к ним.

5.Физкультминутка.

Книги.

79.

Путешествие в сказку.

1.Учить эмоционально воспринимать содержание сказки.

2.Развивать основные психические процессы: память, внимание, образное мышление.

3.Способствовать развитию мелкой моторики рук, творческому воображению.

1.Рассказывание сказки «Коза-дереза».

2.Составление рассказов с помощью мнемотаблиц.

3.Игра с «Мягким конструктором» В.Воскобовича.

Картинки к сказке, мнемотаблицы, «Мягкий конструктор» В.Воскобовича.

80.

Алфавит, чтение               стихотворения.

1. Познакомить с алфавитом.

2.Закреплять умение писать пройденные буквы.

3.Совершенствовать навыки чтения.

1.Игра «Необычный дом».

2.Чтение стихотворения.

3.Физкультминутка.                        

Тетрадь, цветные карандаши, плакат «Алфавит».


Методическое обеспечение программы:

Демонстрационный  материал

Количество

Карандаши простые

20

Карандаши цветные

10

Разрезная азбука

2

Набор букв

1

Набор слогов

1

Сюжетные картинки

8

Предметные картинки

5

«Животные»

10

«Птицы»

8

«Овощи»

8

«Фрукты»

8

«Рыбы»

5

Наглядный материал

«Грибы»

20

«Ягоды

9

«Фрукты»

10

«Листочки»

10

«Бабочки»

5

«Мячи»

8

«Цыплята»

9

«Ежики»

8

«Птицы»

4

«Морковь»

10

«Слоники»

7

«Лимоны»

10

«Елочки»

5

Дидактические игры

«Чудесный мешочек»

1

«Чего не стало?»

1

«Что изменилось?»

1

«Сфинкс»

1

«Подбери геометрическую фигуру»

1

«Пройди в ворота»

1

«Каких фигур недостает»

1

«Живое число»

1

«Найди пару»

1

«Подбери по цвету»

1

«Белый лист»

1

«Найди девятую кошку»

1

«Чудо крестики»

3

«Расскажи сказку»

1

«Расскажи мне, расскажи»

1

«Угадай по описанию»

1

«Лото: определи первый звук в слове»

1

«Украсим елку»

1

Технические средства обучения

Мультимедиа

1

Магнитофон

1

Принтер

1

Ноутбук

1

Диски

2

Оборудование

Мольберт

1

Ширма

1

Доска

1

Коврограф «Ларчик»

1

Бубен

2

Картотеки

Картотека для подготовки к обучению грамоте

1

Картотека фонематических  потешек

1

Картотека речевых пятиминуток

1

Картотека пальчиковой гимнастики

1

Картотека считалок

1

Подборка  физминуток

1

Подборка загадок

1

Список используемой литературы:

  1. Колесникова Е.В. ПРОГРАММА «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».- Изд. 2-е, перераб. - М.: Издательство  «Ювента», 2007.
  2. Колесникова Е.В. Развитие звуко - буквенного анализа у детей  5 - 6 лет.  Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я».- М.: Издательство  «Ювента», 2007.
  3. Колесникова Е.В.  «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5 -6  лет. - М. .: Издательство  «Ювента», 2008.
  4. Бондоренко Г.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ. - Воронеж: ООО «Метода», 2013-190с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....