Организованная образовательная деятельность .Обучение грамоте в подготовительной к школе группе. Звук и буква Й.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Бакиева Ильсияр Минлегалиевна

Данную организованную образовательную деятельность я проводила в рамках городского Дня открытых дверей 29.03.2017 года. ООД проводилась с детьми подготовительной к школе группы. На Дне открытых дверей присутствоваломного гостей из других образовательных учреждений города Ханты - Мансийска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте

Тема: Буква И краткая, звук (Й)

Цели  и задачи:

- знакомство с буквой;

-дифференциация понятий « звук» и « буква»;

- выявление артикуляторных и акустических характеристик звука;

- выделение звука в словах, определение его местоположения;

-сопоставление звука с другими, фонетически схожими с ним звуками;

-обогащение словарного запаса детей, создание условий для употребления                     новых слов в собственной речи;

-формирование навыка образования и употребления форм слов, согласования с другими частями речи;

-обучение ответам на вопросы, диалогической речи, добавлению недостающих слов;

- развитие мелкой моторики пальцев рук, умения ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Материалы и оборудование: настенный алфавит, доска, мел, листы в крупную клетку, простой карандаш, грамзапись «Шум моря», конверт с письмом, карта, бескозырки – по количеству детей.

Ход занятия.

- Дорогие ребята, что это там такое? Что за шум? Ой! Кто – то принес конверт с письмом. Хотите узнать, что написано в этом письме? (да)

Письмо. «Здравствуйте, дорогие ребята! Помогите мне, пожалуйста, найти необитаемую страну Буквляндия, которая состоит из нескольких островов. Отправляю вам карту, которая вам поможет добраться в эту волшебную страну! Там вы найдете сундук с сокровищами!

Ваш друг Робинзон Крузо»

  - Ребята, поможем Робинзону Крузо? Кто это такой?

-Хорошо, с вами отправимся в путешествие в Буквляндию, а на чем отправимся, мы сейчас узнаем.

- Итак, проведем графический диктант и узнаем, на чем же мы отправимся в путешествие.

C:\Users\Ильсияр\Desktop\sxemi_grafichniy_diktant3-150x144.jpg

Начнем справа налево, от точки. 8 клеточек вправо; 2 клетки наискосок вправо, вниз; 4 клетки вправо; 2 клетки наискосок вправо вверх; от точки 4 клетки влево вверх наискосок.

От точки в середине 6 клеток вверх; 2 клетки вправо, 1 клетку вниз, 2 клетки влево.

- Что получилось? (кораблик) Правильно! Давайте послушаем стихотворение про кораблик.

Алекса расскажет стихотворение про кораблик.

Кораблик
Потеплело. Побежали
Всюду быстрые ручьи.
Засвистели птицы песню:
«Чьи мы? Чьи мы? Чьи-чьи-чьи...»
Смастерю-ка я кораблик
Из бумажного листа,
Ручеёк его подхватит
И закружит у моста.
Только вырвется отважно
Мой кораблик на волну
И помчится дальше к морю,
В неизвестную страну.

 (С. Семенова)

Итак, отправимся на кораблике в путешествие. Все готовы? (да).

А я хочу проверить, как вы готовы?

Проговаривание чистоговорки 

Ель, ель, ель- наскочил корабль на мель.

- Одеваем бескозырки. Превращаемся в моряков. Взяли в руки весла. Сели в кораблик. Для нас на карте будут отмечены привалы на островах с заданиями, их будет несколько. Если вы выполните эти задания, то отметим смайликом, можно отправляться дальше. Нам необходимо пройти все привалы. Отправляемся. Все готовы? (Грамзапись «Шум волн»)

Первый привал: (я зачитываю сказку)

- Существует буква в нашем языке, которая незаметна, но играет значимую роль. О какой букве идет речь, постарайтесь узнать из небольшого рассказа.

Странная буква.

Заскучали буквы в алфавите.

-Споем?- сказала одна своей соседке.

-Я не умею, - грустно сказала та.

-А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и!..

-Й…Й…Й…

-И правда, не умеешь. Странно: все гласные поют, а ты  нет.

-Я не гласная.

-Согласная, что ли?

-Не знаю.

-Ну, и кому ж ты такая нужна?

-Всем нужна. Видишь, я стою в алфавите.

-Стои - жалко, что ли, - сказала буква И.

                  - Не « стои», а « стой». Вот я и пригодилась!

-Ну, хорошо, стой. А зачем у тебя этот знак?

-Сама  догадайся…

-Догадались, о какой букве идет речь?

-Правильно. Буква – И краткая. А какой звук она обозначает? Давайте произнесем!

-Совершенно верно - звук (Й). Какой же это звук- гласный или согласный? Чтобы определить, давайте произнесем его. (все произносят)

Что во рту помогает нам его произнести?

-Верно, язычок. Он прижимается боками к нёбу.  Значит, он всё-таки согласный, но необычный, а всегда мягкий согласный.

Как будем обозначать этот звук? Каким цветом? (зеленым)

Второй привал. Выложи схему слова ЙОД при помощи сигналов.

-  Давайте повторим, как обозначаются гласные звуки? (стишок про гласные)

 Встречаются ли преграды, препятствия при произнесении этих звуков? Покажите сигнальчиком. Давайте пропоем их!

А что происходит с согласными? Какие преграды могут встретиться у согласных звуков?

Третий привал: найди место буквы (при помощи предметов и птички)

В нашей речи мало встречается слов с этим звуком. В основном, он находится в середине или в конце слов. А в начале он стоит только в иностранных словах, появившихся в нашей речи - « йод», « йог», « йогурт».

- Давайте попробуем определить, в каких словах может встречаться звук (Й). Ответьте на вопросы. Если вы правильно подберете ответ, то в ваших словах будет звук (Й):

-Что мы произносим, когда нам неожиданно становится больно? (Ой!)

-Когда мы чего-то испугались? (Ай!)

-Крошечная девочка, которая жила в цветке? ( Дюймовочка)

-Кто похитил Царевну-лягушку у Ивана- царевича? ( Кощей Бессмертный)

-Как зовут мальчика, который ничего не знает? ( Незнайка)

-Мальчика, который ничего не хочет делать? ( Лентяй)

-Плохие отметки в школе? ( Тройка, двойка)

-Птица, которая хорошо поёт? ( Соловей, канарейка)

-Птица, которая умеет говорить? ( Попугай)

-Морская белая птица? (чайка)

-Кто обедал в зоопарке у зверей? ( Воробей)

-Городской транспорт? ( Троллейбус, трамвай)

-Вы - молодцы! Ответили на все вопросы. В какой части слов мы чаще всего встретили звук (Й)?

-Согласна с вами - в середине и в конце слов.

-А сейчас мы подойдем к столу и найдем предметы, где есть звук Й и определим место этого звука в слове и покажем на нашей птичке.

Предметы: линейка, зайка, майка, лейка, йогурт, йод;  лишние предметы: тетрадь, тарелка, кружка, кукла)

Четвертый привал (физминутка)

  А теперь немного отдохнем. Проведем физминутку.

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)

 Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)

Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.) 

Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.) 

Мы по берегу гуляем, Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.) 

Ищем ракушки в песке (Наклоны.) 

И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.) 

Чтоб побольше их собрать,

— Надо чаще приседать. (Приседания.)

  Пятый привал

 – Сейчас мы поиграем в необычную игру. Как настоящие капитаны, мы будем учиться приказывать. Я называю слово, а вы мне говорите это слово со словом       « Ты».

- Слушать, прыгать, танцевать, улыбаться, умываться, думать, делать, хлопать, стирать, убирать, гулять, поливать, собирать.

- Что изменилось в этих словах? (Появился звук (Й)).

 Молодцы! Вы услышали, что появился этот необычный звук.

Шестой привал

– Мы познакомились со звуком (Й)- произносили, определяли в какой части слов он чаще всего встречается. Но не надо забывать и о букве, которую он обозначает - буква  И  краткая. Сейчас, чтобы её не обидеть, мы её слепим из пластилина.

(На доске)

-Н- надела поясок,

И - надела поясок.

Буква Н надела ровно,

Буква  И - наискосок.

Ты ей шапку подари-

Станет краткой буква И.

- Ребята, мы нашли страну Буквляндия, выполнили предложенные задания, нам пора отправляться обратно в детский сад. Садимся в кораблик и поплывем обратно! (Грамзапись «Шум моря»)

Подведение итогов. Рефлексия 

- Молодцы! С какой новой буквой и каким звуком мы сегодня познакомились? Что вы можете о них сказать? Какой это звук? Почему? Какой буквой он обозначается? На следующем занятии мы узнаем, с кем дружит этот звук.

А сейчас мы наконец– то откроем наш сундук, посмотрим, что же там такое?. А сами ребятки нашли шоколадные медальки со смайликами.

А для наших гостей там тоже небольшие подарки (Сердечки или ракушки с пожеланиями)

C:\Users\Ильсияр\Desktop\sxemi_grafichniy_diktant3-150x144.jpg

Кораблик
Потеплело. Побежали
Всюду быстрые ручьи.
Засвистели птицы песню:
«Чьи мы? Чьи мы? Чьи-чьи-чьи...»
Смастерю-ка я кораблик
Из бумажного листа,
Ручеёк его подхватит
И закружит у моста.
Только вырвется отважно
Мой кораблик на волну
И помчится дальше к морю,
В неизвестную страну.

Йод

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Помогите мне, пожалуйста, найти необитаемую страну Буквляндия, которая состоит из нескольких островов. Отправляю вам карту, которая вам поможет добраться в эту волшебную страну! Там вы найдете сундук с сокровищами!

Ваш друг Робинзон Крузо»

http://th15.st.depositphotos.com/1037178/2980/v/450/depositphotos_29806075-stock-illustration-sea-shell-vector-cartoon-illustration.jpg

http://th15.st.depositphotos.com/1037178/2980/v/450/depositphotos_29806075-stock-illustration-sea-shell-vector-cartoon-illustration.jpg

Счастья   Здоровья    Удачи    Успехов   Любви

Счастья   Здоровья    Удачи    Успехов   Любви

Счастья   Здоровья    Удачи    Успехов   Любви

Счастья   Здоровья    Удачи    Успехов   Любви

Счастья   Здоровья    Удачи    Успехов   Любви

Счастья   Здоровья    Удачи    Успехов   Любви

Счастья   Здоровья    Удачи    Успехов   Любви

Счастья   Здоровья    Удачи    Успехов   Любви

Счастья   Здоровья    Удачи    Успехов   Любви

Счастья   Здоровья    Удачи    Успехов   Любви


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук и буква М"

Занятие в игровой форме поможет детям познакомиться со звуками [М] и [Мь], буквой М;читать слоги; закрепить умение определять позицию звуков в словах, умение составлять предложение с заданным словом, ...

Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук и буква Б"

Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук и буква Б"...

Конспект НОД по подготовкке по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук и буква Ч"

Конспект НОД по подготовке по обучению грамтое в подготовительной к школе группе с использованием мультимидиной презентации....

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Звук и буква Ч в формате «сидим дома с пользой дела» ( 27.04 - 30.04)

Цель: Познакомить детей со звуком [ч] и буквой ЧОбразовательные задачи: 1) закрепить умение детей выделять звук [ч] из ряда звуков, слогов, слов;2) упражнять в определении места звука в слове (начало,...

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Звук и буква Ч в формате «сидим дома с пользой дела»

Цель: Познакомить детей со звуком [ч] и буквой ЧОбразовательные задачи: 1) закрепить умение детей выделять звук [ч] из ряда звуков, слогов, слов;2) упражнять в определении места звука в слове (начало,...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква Р»

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква Р»Задачи:обучающие: закреплять произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях; позн...