Консультация для родителей "Первые шаги в грамоте"
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Консультация для родителей о том, как правильно научить дошкольника читать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervye_shagi_v_gramote.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Первые шаги в грамоте

Можно ли учить ребёнка читать до его поступления в школу? Этот вопрос интересует многих родителей. Педагоги и психологи отвечают на него вполне определённо. Да, можно. И лучше это делать грамотно. Но прежде чем приступить к обучению, надо подготовить ребёнка. Педагоги рекомендуют начинать подготовку к обучению чтению с пяти лет. Эта подготовка включает знакомство со звуковой стороной речи родного языка. Предполагается научить ребёнка выделять в слове определённые звуки, устанавливать порядок их следования друг за другом, различать гласные и согласные, а среди согласных –твёрдые и мягкие, находить сходство и различия в звучании разных слов. Цель этой работы – добиться, чтобы ребёнок свободно ориентировался в звуковой структуре слова. Ведь от этого зависит овладение родным языком. Кроме того, предлагаемый способ обучения чтению направлен на развитие умственных способностей ребёнка, так как связан с осознанием обобщённых представлений о языковых явлениях: звуковом анализе, дифференциации звуков, некоторых грамматических правил и самом чтении.

Детям 4-5 лет свойственно играть звуками, «перебирать» звуки, составлять сочетания, порой бессмысленные и смешные. Поэтому и начинать обучение грамоте нужно с выделения отдельных звуков в слове. При этом гласные звуки легче выделять, так как их можно спеть (а-а-а) или долго протянуть. Труднее научить выделять согласные звуки. Правда, некоторые из них тоже поддаются длительному произнесению (ш,ж,р,з,с). Нужно произнести слово слитно, протянуть при этом согласный «мммак», «жжжук» и т.д. другие согласные звуки (к, д, т, п и др.) долго тянуть нельзя. Чтобы ребёнок начал выделять такие звуки в словах, учите его произносить их громко и отчётливо («дом», «кот»). Такое выделение звуков на фоне слитного произнесения слова называется интонационным.

Самое главное правило обучения чтению: учите выделять звуки в словах так, как они слышатся на фоне произнесения всего слова. Так в слове «рррак» - первый звук звучит твёрдо (р), а в слове «рьрьрепка» звучит мягко (рь). Произнося согласные, не заменяйте их названиями букв (не «рэ», а «р»). При выделении какого-либо звука, слово не разрывайте, а произносите целиком. Звук не отрывается от слова, а только подчёркивается голосом интонационно («шшшум», «мышшшь»).

Далее нужно научить устанавливать последовательность звуков в слове, выделять их по порядку. Это предупреждает в дальнейшем пропуски букв при письме. Для анализа слов существует специальный наглядный материал. Его легко изготовить самостоятельно. Он включает в себя ряд из трёх клеточек (1-я клетка – начало слова, 2-я клетка – середина, 3-я клетка – конец слова) и фишки, обозначающие звуки (синие, зелёные и красные). С первых же занятий учите ребёнка вести пальчиком под клеточками схемы в соответствии с произнесением звуков.

Приступая к чтению, необходимо знать, что главная трудность состоит в чтении слогов с мягкими согласными. Дошкольнику надо знать, что гласные звуки – е,ё, я, ю, и – смягчают согласный, за которым стоят. При чтении слогов ребёнка надо научить смотреть на букву, следующую за согласным. Таким образом, вырабатывается способ чтения, который исключает побуквенное чтение слов. Ребёнок сразу начинает читать по слогам. В результате, период к чтению целыми словами, к беглому чтению происходит легче и быстрее.

Следующий шаг – звуковой анализ слов. Ребёнку нужно объяснить, что согласные бывают твёрдые и мягкие. Согласные твёрдые обозначают синей фишкой, согласные мягкие – зелёной, гласные – красной. Например: ЛЕС. Первый звук –ль- согласный мягкий, обозначаем зелёным кружком, второй звук – е – гласный, обозначаем красным, третий звук – с – согласный твёрдый, обозначаем синим кружком.

Слушайте ребёнка, когда он читает, внимательно и терпеливо. Заниматься с ребёнком чтением лучше ежедневно не менее 10 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "10 важных шагов"

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»? Это действительно так, и это очень важно. Важно то, что можно быть хорошей мамой, такой, какой хотите быть именно вы и именно для вашего ребенка....

Консультация "Вместе весело шагать"

Консультация для родителей о совместном с детьми активном отдыхе....

Консультация для родителей "Шагая осторожно, за улицей следи"

Консультация для родителей по ПДД "Шагая осторожно, за улицей следи"...

Консультация Шаг за шагом

Консультация для родителей...

Консультация "6 уверенных шагов к звуку "Р"

Вся артикуляционная гимнастика хороша. Но ваша главная задача — научить ребёнка держать язык за верхними зубами...

Дидактическая игра «По дорожке я шагаю - финансовую грамоту изучаю...»

Возраст детей: 5+ Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. ...