Подготовка к школе.
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

ВЕРЕМЕЕНКО ОЛЬГА ЮРЬЕВНА

Развитие познавательно - интеллектуальной сферы личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №21 «Золотая Рыбка»

Рабочая программа кружка

«Подготовка к школе»

                         Составила:

                                                                                                      Веремеенко О. Ю.

                                                    г. Ачинск    

        2015 – 2016г

Пояснительная записка.

В настоящее время проблема адаптации детей в начальной школе стоит очень остро. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников уровень психического развития ребенка. По этой причине необходимо не только учитывать, но и формировать готовность учащегося к школе. Нужно создать  условия для благоприятной адаптации к школьному обучению, работать над формированием познавательной и двигательной активности и учебной мотивации детей. Работать над развитием комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, мышления, речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие мелкой моторики. Формировать психологическую готовность ребёнка  к школе.  

В предлагаемой программе объединены несколько задач по подготовке детей к школе. Занятия направлены на развитие познавательной активности, интеллекта, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер деятельности.
На занятиях используются сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов и творческого мышления.

Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. На это направлены занятия педагога, а также его консультационная работа с родителями будущих первоклассников.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к  школе, используются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счётным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью, рабочими листами  и др.

Программа разделена на два блока: Познавательное развитие и Речевое развитие.

Познавательное развитие включает в себя не просто банальное изучение цифр и обучение счёту, но также содержит в себе задания, выполняя которые (в занимательной и интересной для него форме) ребенок осваивает:

размер предмета (высокий - низкий, длинный - короткий, большой - маленький, широкий - узкий и т.д.);

сравнительные характеристики предметов и их отличительные признаки;

употребление математической терминологии, посредством восприятия инструкций к полученному заданию;

геометрические фигуры.

Кроме того, отличительной и важной составляющей данного этапа является подготовка ребёнка к решению задач. На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по «стране» цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы, ориентироваться в пространстве

Речевое развитие – это развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал(клей, ножницы, цветная бумага) Сюда же входит и обучение грамоте(знакомство с буквами).  Развитие коммуникативных способностей  дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.

Во время решения интересных и увлекательных заданий, которые маленькие ученики выполняют, они, незаметно сами для себя, учатся писать. На данном этапе мы не ставим себе цель обучения ребёнка письму, а стремимся подготовить ещё слабую и неуверенную детскую ручку к такому сложному и замысловатому для них действию, как написание букв и цифр.

Цель программы: развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности ребенка, что позволяет ему в дальнейшем адаптироваться к новым условиям и успешно овладеть школьной программой.

 Задачи: Создание условий для:

  • развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей;
  • развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности;
  • формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребёнка.

Формы и режим занятий: в течение 7 месяцев 2 раза в неделю дети посещают  занятия. Каждое занятие состоит из многофункциональных заданий, позволяющих решать несколько задач.

Структуру занятия, с точки зрения временных характеристик, можно обозначить так:

  • 1-2 этапы (развитие речи и подготовка руки к письму) - 10минут;
  • динамическая пауза -  5 минут;
  • 3-4 этапы -  10 минут.

Каждое занятие включает физминутки, проведение пальчиковой гимнастики.
Для проведения занятий каждому ребенку необходима тетрадь в клетку, простой и цветные карандаши,  для учителя – демонстрационный и раздаточный материал.
 

Ожидаемые результаты:

  • овладение цифровым рядом от 0 до 10;
  • знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, ромб);
  • ориентирование в пространстве (право, лево, верх, низ, вперёд, назад);
  • освоение размера предметов (высокий-низкий, длинный-короткий, широкий-узкий и т. д.);
  • знание алфавита;
  • обогащение активного словаря ребёнка;
  • подготовка руки к письму.

Тематическое планирование

Познавательное развитие.

№ п/п

Тема занятия

Месяц

Дата

ноябрь

1

Графические работы. Один - много. Налево, направо, вверх, вниз.

1 неделя

2

Налево, направо, вверх, вниз. Первый, последний. Столько же. Большой, маленький. Больше, меньше, столько же

2 неделя

3

Понятия: «над», «под», «перед», «за». Число 1.

3 неделя

4

Закрепление понятий «больше», «меньше». Знакомство с днями недели.

4 неделя

декабрь

5

Ориентация на плоскости. Закономерность. Ближе, дальше. Число 2. Пара. Первый, второй. Больше, меньше, столько же.

1 неделя

6

Решение задач. Дорисовывание. Больше, меньше, столько же.

2 неделя

7

Сборка из частей целого. Понятие: внутри, вне, на стороне. Число 3.

3 неделя

8

Больше, меньше. Одинакового размера. Геометрические фигуры. Число 4.

4 неделя

январь

9

Подборка и запись чисел. Выше, ниже. Одинаковой высоты. Число 5.

2 неделя

10

Сравнение. Порядковый счёт. Рисование по клеточкам. Число 6.

3 неделя

февраль

11

Старше, младше. Короче, длиннее, одинаковые длины. Прямоугольник. Подборка и запись чисел.

1 неделя

12

Ориентировка в пространстве и на плоскости. Цвета Радуги. Число 7.

2 неделя

13

Ориентировка на плоскости: выше, ниже, между, посередине. Раньше, позже. Число 8.

3 неделя

март

14

Цвет. Изменение цвета. Решение арифметических задач. Составление простых примеров.

1 неделя

15

Рисование по клеточкам. Составление фигур из частей и деление фигур на части. Число 9.

2 неделя

16

Ориентация в пространстве и на плоскости. Рисование по клеточкам. Число 10.

3 неделя

17

Изменение признаков - размера и формы. Взаимосвязь между целым и частью.

4 неделя

апрель

18

Сборка целого из частей. Предыдущее и последующее числа. Прямой и обратный счёт.

1 неделя

19

Понятия «раньше», «позже», «впереди», «позади», «внутри», «между».

2 неделя

20

Логические игры, поиск закономерностей.

3 неделя

21

Дорисовывание. Повторение изученного материала. Геометрические фигуры. Конструирование

4 неделя

май

22

Изменение признаков: размера, формы и цвета.

1 неделя

23

Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).

2 неделя

24

Подборка и запись чисел. Раньше, позже. Впереди, сзади. Составление и решение простых примеров.

3 неделя

25

Срисовывание. Символы. Обратный счет.

4 неделя

        

Речевое развитие.

урока

Тема  уроков

Месяц

Дата

1

Речевые и неречевые звуки. Гласный звук [а], буква Аа.

Учимся рисовать. Точки и штрихи

ноябрь

1 неделя

2

Гласные звуки. Гласный звук  [о], буква Оо

Письмо прямых коротких линий.

2 неделя

3

Гласный звук  [и], буква Ии

Копируй, повторяй.

3 неделя

4

Гласный звук  [у] , буквы Уу.

Игра «Найди букву»

4 неделя

5

Согласный звук[м,м,], буква Мм.

Ознакомление со слоговым строением слова.

Повтори, дорисуй.

декабрь

1 неделя

6

Ознакомление со звуковым строением слова: гласные и согласные звуки. Согласный звук[н, н,], буква Нн.

Ориентировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику»

2 неделя

7

Согласный звук[к,к,], буква Кк.

Штриховка, копирование.

3 неделя

8

Согласный звук[т,т,], буква Тт.

Нарисуй так же.

4 неделя

9

Согласный звук[п,п,], буква Пп.

Буквы. Слоги и слова.

Игра «Слова бывают разные»

январь

1 неделя

10

Гласный звук  [ы], буква ы.

Фонематическая игра. Рисование по точкам.

2 неделя

11

Согласный звук[х,х,], буква Хх.Ударение. Слияние согласного с гласным.

Учимся рисовать. Точки и штрихи

3 неделя

12

Согласный звук[с,с,], буква Сс. Письмо прямых коротких линий.

февраль

1 неделя

13

Согласный звук[ц], буква Цц. Предложения состоят из слов. Количество слов в предложении. Сливаем слоги.

Копируй, повторяй.

2 неделя

14

Согласный звук[б,б,], буква Бб. Повторение изученного материала.

Повтори, дорисуй.

3 неделя

15

Согласный звук[д.д,], буква Дд. Игры Деда Буквоеда.

Ориентировка на линованной бумаге.

март

1 неделя

16

Согласный звук[г.г,], буква Гг. Твёрдые и мягкие согласные. Точки и штрихи.

2 неделя

17

Согласный звук[в,в,], буква Вв. Ударение в слове. Схема слова.

Рисование по точкам.

3 неделя

18

Согласный звук[ф,ф,], буква Фф. Гласные и согласные звуки.

Точки и штрихи.

4 неделя

19

Согласный звук[ш], буква Шш. Твердые и мягкие согласные звуки.

Учимся рисовать. Точки и штрихи.

апрель

1 неделя

20

Согласный звук[ж], буква Жж. Слог и слово.

Ориентировка на линованной бумаге.

2 неделя

21

Согласный звук[л,л,], буква Лл. Деление слов на слоги.

Повтори, дорисуй.

3 неделя

22

Согласный звук[р,р,], буква Рр. Звуковой состав слова. Модели слов.

Рисование по точкам.

4 неделя

23

Согласный звук[ч,], буква Чч. Копируй, повторяй.

май

1 неделя

24

Согласный звук[щ,], буква . ЩщПредложение.

Письмо прямых коротких линий.

2 неделя

25

Гласный звук [э], буква Ээ. Типы предложений.

Рисование по точкам.

3 неделя

Используемая литература:

  1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Министерство образования и науки РФ от 20.05.2015г.
  2. Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В. «Моя любимая азбука». М. «Баланс», 2003г.
  3. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет.- Ярославль: Академия развития, 2006.
  4. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. М.:ВАКО, 2006
  5. Степанова О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе.- М: ТЦСфера, 2003
  6. Ленвитас Г.Г.Нестандартные задачи по математике в первом классе. – М.: Илекса, 2004.
  7. .Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике М.:Просвещение, 1989
  8. С. И. Волкова. Альбом по математике и конструированию 1 класс. – М.: Просвещение, 1995
  9. «Подготовки руки к письму»; Прохорова Г.А., ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2008 г
  10. «Учимся писать», рабочая тетрадь; Гаврина С.Е. и др.,     ЗАО «РОССМЭН-ПРЕСС», 2008 г.
  11. Н.Г.Салмина, А.О.Глебова «Учимся рисовать. Клетки, точки и штрихи». Москва: Вентана-Граф. 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование в "Школе раннего развития" ( подготовка к школе)

Календарно-тематическое планирование занятий по подготовке к школе....

Логопедическая школа для родителей (ЛШР). Подготовка к школе.

Материалы нашей школы ЛШР могут быть интересны другим родителям. В данной презентации о том, на что необходимо обратить внимание при подготовке к школе....

Статья для родителей подготовительной к школе группы на тему "Подготовка к школе"

Консультация для родителей детей дошкольного возраста  на тему: "Подготовка к школе". Эту информацию можно использовать на родительском собрании или в качестве консультации в родительский уголок ...

Проект "Мы идем в школу" подготовка к школе родителей будущих первоклассников

Традиционно очень много усилий затрачивается на то, чтобы подготовить к школе детей. Проводятся занятия в детском саду, организуются подкурсы при школах. Но готовить к школе нужно не только детей, но ...

Скоро в школу! Подготовка к школе.

quot;... психологическая готовность к школе - это как снежный ком.  Все о ней слышали,а что это такое, толком никто  не представляет. Вот с арифметикой или чтением всекуда проще- ...