Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Буратино идет в школу»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Гадеева Елена

конспект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

 «Буратино идет в школу»

Подготовила:  Гадеева Елена Анатольевна, воспитатель МДОУ «Детского сада № 65 комбинированного вида», города Саранска.

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «развитие речи», «художественная литература», «познание», «социализация», «здоровье».

Цель занятия: Выявить уровень знания, умения и навыки по разделу «Обучение грамоте».

Задачи:

Образовательные: Проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте;

Речевые (коммуникативные): Упражнять в дифференциации изученных звуков; упражнять в звуковом анализе слова; закреплять умение составлять и анализировать схемы предложений; выявить уровень овладения навыком чтения; закреплять обобщающие понятия; обогащать словарный запас детей;

Развивающие: закрепить умение работать в тетради и у доски;

Воспитательные: воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.

Демонстрационный материал:  карточки со слогами, карточки со словами: ЛАСТИК, ЛИНЕЙКА, КАРАНДАШ, РУЧКА, ПЕНАЛ; карточка с физкультминуткой, карточка с предложением «Буратино идет в школу».

Раздаточный материал:  Речевые пеналы и в нем фишки-кружочки (гласный звук, ударный, согласный звук мягкий, согласный звук твёрдый, согласный звук звонкий, согласный звук глухой, слог (ударный, безударный),  карточки с картинками; , тетради либо чистые листочки, загадки; пеналы с карандашами и линейками, а также крышки от пластиковых бутылок, бумага для вырезывания кружков для букв.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Попрошу детей я встать          

За руки друг друга взять                                                          

И сомкнуться в ровный круг    

Ты мой друг и я твой друг

Руку другу протяни

и ему ты улыбнись                                    

Чтобы  дружбу доказать      

Надо другу помогать

В: Ребята, у нас сегодня гости, поздоровайтесь.                                                                            Вот и закончился учебный год и скоро вы пойдете в школу. Сегодня каждый из вас может проверить себя и доказать нашим гостям, что вы действительно готовы к школе, чему вы научились за год. Готовы показать свои знания и умения?                                                                                                        

2. Основная часть.  Постановка цели НОД

В: Сегодня у нас еще один гость - сказочный герой, а кто отгадайте загадку:

У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный,
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный,
Кто же это?  

Д:  (Буратино)                                      Входит Буратино.  

                                                               Здоровается с детьми.

В: Буратино, ты что-то очень грустный. Что с тобой случилось?

«У меня случилась беда, Лиса Алиса и Кот Базилио отняли мой Букварь. Говорят, что он им нужнее, что я безграмотный и он мне не к чему, теперь в школу мне идти не с чем. Просто так не хотят отдавать, говорят, что только поменяются на мой  золотой ключик. Как же я без золотого ключика, и букварь нужен. Ребята, что же мне делать, помогите. Очень хочется пойти в школу».

В: Ребята, поможем Буратино?                                  / Да /

Как же будем помогать?                 / Научим Буратино грамоте, подготовим его к школе /

В: Буратино, присоединяйся к нам, вместе будем заниматься. Все готовы?

- Присаживайтесь на стульчики (ковер) и все внимание на меня.

- Давайте вспомним и расскажем Буратино, что такое звуки, буквы, слоги. 

- Кто мне расскажет, что такое звуки?  / Это все что мы слышим и произносим /                                       - Какими бывают звуки? / Звуки бывают речевые и неречевые /                                                - Какие вы знаете неречевые звуки? / хлопок, стук, топот ногами /                                                    - А, кто произнесет речевые? / а, о, у, м, с, т, я и т.д. /                                                                                                     - На какие делятся речевые звуки?  / гласные и согласные /                                                        - Произнесите гласные звуки:  / а, о, и, ы, ....... /                                                                           - Как мы можем узнать, что они действительно гласные?  / Когда произносим гласные звуки голос при выдохе не встречает никаких преград, они тянутся и поются /                                                                                    - Какими могут быть гласные звуки?   / гласные звуки бывают ударными и безударными /        - А теперь произнесите согласные звуки:  т, м, р, с, б, к,.......... /                                                - Как мы можем узнать, что они действительно согласные?     / При произнесении согласных звуков голос на своем пути встречает преграды: это язык, зубы, губы /                                   - Какими могут быть согласные звуки?    / Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие/          

- Что такое буквы? Чем они отличаются от звуков?  / звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим  /                                                                                                                     - Сколько букв в русском алфавите? (33)

- Сколько гласных букв в алфавите? (10)

- Сколько согласных букв? (21)

- Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным и сколько их? (2 буквы – Ъ, Ь)

- Какая буква похожа на жука? (буква «Ж»)

- Какая буква похожа на четверку или перевернутый стул? (буква «Ч»)

- Назови самый короткий звук. (Й)                                                                                                   - Какие звуки самые длинные, протяжные, певучие? (Гласные)                                                - Есть ли среди согласных букв особенные? Назовите                                                                Дети: Есть.  Буквы Й, Ч, Щ всегда мягкие, потому что у них нет твердого парного звука.

                     Буквы Ж, Ш, Ц –  всегда твердые, т.к. у них нет мягкого парного звука.                  - Ребята, кто скажет, что такое слоги?    / Это когда согласный звук произносят вместе с гласным /                                                                    В: Молодцы. А теперь следующее                                                                               Задание «Определение первого звука в названии изображения на картинке»                   *** На столе подготовлены предметные картинки

                                  Дети поднимают любую картинку и определяют первый звук в слове

Лиса --- Л*--- сог, мяг, звон;  Медведь --- М*--- сог, мяг, звон; Заяц ---З --- сог, твер, звон;.........и т.д

В: - Переходим к  Игре «Слоговой  аукцион» Задание  / составь слово /

                                         ***На доске в разном порядке карточки-слоги

В: - Задание: к одному из слогов нужно прибавить другой слог, чтобы получилось слово.

        (Приложение 1).

ГУ

ЗА

ЛУ

СИ

НО

МЫ

ВА

ЛО

НА

КНИ

ГА

КИ


                      В результате получаем слова: Гуси, Мыло, Кино, Ваза, Луна, Книга.

В: Молодцы, следующее  Задание «Раздели слова на слоги», а чтоб узнать какие слова отгадаем загадки  / загадываются загадки о предметах в пенале /                                        (Приложение 3)

          ***На доску вывешивают карточки- слова, название которых нужно разделить на слоги   / предметы для пенала /

В: Чтобы разделить слова на слоги, какое нужно использовать правило?                                             / Сколько в слове гласных столько и слогов /

          *** Дети по очереди делят слова на картинках  на слоги, определяют ударный слог

В: Буратино, наши дети умеют не только хорошо заниматься, а также развлекаться. Ребята, давайте немного разомнемся.

Физкультминутка: Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся,                                                                        

                                          Руки в стороны развел, Видно ключик не нашел,                                                                            

                                          Чтобы ключик нам достать,  Нужно на носочки встать

В: А теперь ребята пройдем на рабочие места за столы.                                                      Слово-карточка «пенал» на доске                                                                                    В: Внимание на доску Следующее задание                                                                                  «Составь звуковой анализ отгаданного нами слова «пенал»»                      Вы должны определить из каких звуков состоит  слово «пенал». Возьмите речевые пеналы и откройте их.  Используйте нужную схему и определенного цвета квадраты.  Работаем. Кто готов?

В: Сколько в слове букв? Сколько в слове звуков?  Сколько слогов? На какой слог ударение? Сколько согласных? Сколько гласных? Какой первый звук в слове? Какой второй? Третий? Назовите первый звук второго слога? Последний звук слова? Какой звук в слове согласный глухой? Назовите согласный звонкий?

***Заслушиваются ответы детей. Воспитатель просит детей убрать все в речевые коробки. Коробку отложить.

В: Молодцы, сложим все аккуратно в звуковые пеналы. Звуковые пеналы отложить на край стола.

 ***Дети убирают пеналы, воспитатель готовит доску, где написано предложение

- Ребята, что-то написано на доске? кто прочитает?      Буратино идет в школу.   - предложение «Буратино идет в школу.»   подготовить на бумагу  прочитать (по желанию)                                         

- Что мы прочитали? / предложение /                                                                                                            

Приступим к заданию «Работа с предложением»

- Что такое предложение? / это набор слов, связанных между собой по смыслу и содержат законченную мысль /                                                                                                                                     - Чтоб начать писать предложение, какое  правило мы должны знать? / Предложение пишут с большой буквы /                                                                                                                                                                - Что еще в предложении пишут с большой буквы? /ФИО  людей, клички животных, названия городов, рек, стран пишут с большой буквы /                                                                                                                                                                                                                                                             - А что ставим в конце предложения?  /  В конце предложения ставят точку /                                                                                                            - А какие еще знаки ставят в конце предложения? / Вопросительный знак,  восклицательный /              - Сколько слов в этом предложении?   / 4 слова /                                                                                              - Первое слово........./.Буратино/                                                          

- Второе............/.идет/     Третье............../.в /        Четвертое........./..школу /                                                   - Назовите короткое слово в этом предложении    /  в  /                                                                      

Задание  Работа в тетрадях (ориентация на листе бумаги)

- Запишем схему предложения в тетради.                   !__________.           !___  ___  _  ___ .            

- Закройте тетради и отложите их на край стола. Буратино, понравилось  тебе у нас на занятии?                    «Да, очень. Спасибо вам ребята, Я очень многому у вас научился, мне                  

                                    было очень интересно. Но, как же, мне букварь обратно получить».

В: Ребята, У меня есть волшебный сундучок, я предлагаю, с помощью его проучить Лису Алису и Кота Базилио. А, за одно, сделаем полезное дело: выручим Буратино (вернем ему букварь) и Лисе Алисе с Котом Базилио угодим. Давайте изготовим для них буквы, с помощью них они смогут складывать слоги и составлять слова, тем самым научатся читать. Вот будет полезное дело. Для этого мы используем необычный материал: крышечки, сверху мы наклеим кружочек с буквой, кружочек вырежем из бумаги, буквы напишем, готовые буквы сложим в сундучок и, Буратино обменяет сундучок, как найденный клад, на букварь. Возьмите с края стола подготовленный материал. Приступим к работе.

                          Выполняется продуктивная деятельность – ручной труд. После выполнения этого задания, воспитатель просит подойти к нему, сложить сделанные буквы в сундучок и преподносит его Буратино.

Буратино благодарит. Прощается. Уходит. Воспитатель подводит итог.

- Вот и закончилось наше занятие. Понравилось ли вам наше занятие? Чем мы занимались? Какие вам задания понравились?

                                            Приложение 2

Во время продуктивной деятельности для подсказки детям можно зачитать загадки о звуках

Обруч, мяч и колесо,
Вам напомнят букву ...(О) 

Давно известно детям всем:                          
Корова знает букву ...(М)

Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произведу,
То услышишь букву... (У)

 В слове рот и в слове крот 
Эта буковка живёт.
В слове тигр она р-р-рычит,
В слове крик она кричит. (Р)

В слове мы и в слове вы                              

Есть такая буква — ...(Ы)
Целый час жужжит уже
На цветочке буква ...(Ж) 

Киска сливки пьёт из миски,
Эта буква есть в ириске.
Знают все друзья мои,
Эта буква — буква ...(И) 

На заре звенит звонок,
На двери висит замок.
Есть в занозе и козе 
Эта буква — буква ...(З)

        Приложение 2

                                             Приложение 3

                                                               

ЗАГАДКИ

                                         

Вы цветным карандашом

Все рисуночки раскрасьте.

Чтоб подправить их потом,

Очень пригодится...

(ластик)

Линию прямую, ну-ка,

Сам нарисовать сумей-ка!

Это сложная наука!

Пригодится здесь...

(линейка)

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует,

А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом. (Карандаш)

Я с собой её ношу,

Всё, что нужно, напишу.

Замечательная штучка

Самопишущая... (ручка).

                                            На коробку я похож,

                                            Ручки ты в меня кладешь.

                                            Школьник, ты меня узнал?

                                            Ну, конечно, я -... (пенал)

Список использованной литературы:

1. Акулова Е. А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших                                                      

    дошкольников.// Дошкольное воспитание№8,2008

2. Акулова Е. А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших          

    дошкольников.// Дошкольное воспитание№9,2008

3. Журова Л.Е., Подготовка к обучению грамоте детей 5 – 6 лет. – М.: «Вентана – Граф»,                  

    2010.

4. Журова Л.Е., Подготовка к обучению грамоте детей 6 – 7лет. – М.: «Вентана – Граф»,    

    2010.

5. Ушакова О.С., Развитие речи дошкольников.5 – 6 лет.– М.: Изд-во Института                  

    Психотерапии, 2001

6. Развитие связной речи. Подготовительная группа./ Автор-составитель Т. В. Иванова. –            

    Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие на воздушном шаре"

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие на воздушном шаре"...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие на воздушном шаре»

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в игровой форме в подготовительной группе....

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну грамматики»

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну грамматики»...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе " На поиски сокровищ!"

В конспекте в увлекательной игровой форме дети закрепляют и упражняют свои знания: умение определять буквы наощупь, чтение слогов и слов, умение  ориентироваться на плане группы. Совер...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "К школе готовы!"

quot;Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения" (К. Ушинский)Программное содержание:Коррекционно-образовательные цели:• Закреплять навык звук...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности "К школе готовы!"

В данном занятии показаны основные виды учебной деятельности, которыми овладели воспитанники при обучении нрамоте...