Образовательная ситуация в подготовительной к школе группе " Путешествие в страну Грамматики"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Роднова Татьяна Вячеславовна

Образовательная ситуация по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Грамматики "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Страна Грамматики23.39 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ  детский сад № 24  «Колобок»

пос. Большие-Дворы, Павлово-Посадский муниципальный район, Московской области

        

КОНСПЕКТ

открытой

   образовательной ситуации

в подготовительной к школе группе

 «Путешествие в страну Грамматики»

Образовательная область:

Речевое развитие

  

                                         Воспитатель :

                                                        Роднова Татьяна

                                                        Вячеславовна

20 октября 2017 г.

2017 – 2018 учебный год

Цель: закрепить у детей знания звуко-буквенного анализа .

Задачи :

- Развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память.

- Обобщить знания о гласных и согласных звуках.

- Формировать умение выполнять слоговой анализ слов из 1-2-3-х слогов.

- Закрепить правильное нахождение антонимов.

- Закрепить знания детей о разных видах транспорта.

- Воспитывать умение слушать ответы товарищей, оценивать свою деятельность.

Интеграция образовательных областей :

Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.

Оборудование : колокольчик,  конверт,  карандаш,  зеркало, демонстрационный материал (картинки с изображением города БУКВ и ЗВУКОВ, картинка с изображением осеннего парка, картинка с изображением буквы «Ж»), тарелочка пластиковая с манной крупой,  кленовые листочки из картона (с заданиями), раскраски, аудиозапись «Реснички».

Предварительная работа :

Обучение детей делению слов на слоги. Знакомство с гласными и согласными звуками. Беседы о различных видах транспорта.

Ход   НОД :

     Воспитатель звонит в колокольчик.

     Воспитатель: Ребята,  подойдите скорее ко мне и присядьте  на стульчики. У меня для вас есть маленький сюрприз!  Сегодня утром в наш детский сад почтальон принес письмо, адресованное детям подготовительной к школе группы. На конверте есть обратный адрес : Страна Грамматики.

     Вам интересно, что в нем написано? Тогда слушайте: « Дорогие ребята! Вам пишут жители страны Грамматики. А вы знаете, что такое грамматика? Грамматика- это наука, изучающая звуки, слова и предложения. Мы приглашаем вас в гости в нашу замечательную и волшебную страну. Мы знаем много игр и с удовольствием научим вас играть в них. А еще для вас мы приготовили много интересных испытаний и заданий, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, то вас ждет награда.»

     Ну, что ребята, вы готовы отправиться в путешествие в страну Грамматики?

Дети :  Да

Воспитатель: Как вы думаете на чем можно отправиться в путешествие? Какие у вас предложения?

Дети: В путешествие можно отправиться на поезде .

Воспитатель: А кто управляет поездом?

Дети: Поездом управляет машинист.

Воспитатель: А еще какие предложения?

Дети: В путешествие можно отправиться на самолете.

Воспитатель: А кто управляет самолетом?

Дети: Самолетом управляет летчик (пилот).

Воспитатель: А на чем еще можно отправиться в путешествие?

Дети: На автомобиле.

Воспитатель: А кто управляет автомобилем?

Дети: Автомобилем управляет водитель (шофер).

Воспитатель: Ребята, а поезд, самолет, автомобиль, корабль каким одним словом можно назвать?

Дети: транспорт.

Воспитатель: Ребята, но к сожалению в страну Грамматики не ходят поезда и не летают самолеты. Оказаться в этой стране можно только при помощи волшебного карандаша, который нам прислали в письме жители страны Грамматики. Смотрите вот он. (Воспитатель достает карандаш из конверта и показывает детям).  Ребята, встаньте тихонечко рядом со стульчиком, закройте глаза и замрите, а я скажу волшебные слова: «Раз, два, три в страну Грамматики нас веди!» .  Ребята, а теперь откройте глазки.

       Вот мы и в волшебной стране Грамматика!  Посмотрите у нас на пути кривое зеркало. И дальше сможет пройти только тот кто справится с его чарами. Посмотрите, на тыльной стороне зеркала написано задание. Я буду называть вам слово, а вы будите смотреть в зеркало и называть противоположное по смыслу слово. Каждый должен будет назвать только по одному слову.  (близко- далеко…..)

     Молодцы, вы справились с чарами кривого зеркала. Но пока вы смотрели в кривое зеркало, ваши глазки устали и им нужно немножко отдохнуть. Давайте сделаем гимнастику для глаз.

  «Упражнение реснички» (аудиозапись).

  Ну, что теперь можно идти дальше. Закрыли глазки и тихонечко пошагали на месте. А теперь открыли глазки.  Смотрите мы с вами пришли в город  БУКВ и ЗВУКОВ. Пока мы шли, наши ножки немножко устали, давайте сядем на стульчики и дадим нашим ножкам отдохнуть.

     Ребята, а вы знаете, почему мы говорим иногда «буква», а иногда «звук»? Чем отличаются эти понятия?

Дети: Буквы мы видим, пишем, читаем.

          Звуки  мы слышим и произносим.

          Звуки записываются буквами.

Воспитатель: Ребята, а на какие две группы подразделяются звуки?

Дети: гласные и согласные.

Воспитатель: А как отличить гласные звуки от согласных?

Дети: Гласные звуки состоят только из голоса, их можно петь. А в каждом согласном звуке есть шум. Согласные петь нельзя.

Воспитатель: Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемый воздух встречает какие либо преграды?

Дети: При образовании гласных звуков, выдыхаемый воздух проходит через рот свободно, не встречает никаких преград.  

Воспитатель : Давайте проверим. Произнесите звук «А», «О»……

Воспитатель: А при образовании согласных звуков , выдыхаемый воздух встречает во рту препятствия или нет?

Дети: При образовании согласных звуков, выдыхаемый воздух во рту встречает различные препятствия (язык, губы, зубы, нёбо) и от этого получается шум.

Воспитатель: Давайте проверим. Произнесите звук «Б», «Ш»….

Ребята, а теперь давайте вспомним стихотворение про гласные и согласные звуки. Повторяйте его вместе со мной:

      Гласные тянутся песенкой звонкой ,

     Могут заплакать и закричать.

     В темном лесу звать и аукать,

     Но не умеют свистеть и рычать.

     А согласные согласны

     Шелестеть, шипеть, свистеть,

     Даже фыркать и скрипеть.

     Но не хочется им петь.

Воспитатель: Ребята, в этом чудесном городе БУКВ и ЗВУКОВ жители очень любят заниматься физкультурой и играть. Давайте и мы присоединимся к ним и немного поиграем.  Тихонечко встали рядом со стульчиками и повторяем слова и  движения вместе со мной.

     В домик буквы жук влетел

     Закружился и запел:

     Жу-жу-жу, жу-жу-жу

     Очень весело кружу!

     Вот он право полетел – ж-ж-ж

     Каждый вправо посмотрел.

     Вот он влево полетел – ж-ж-ж

     Каждый влево посмотрел.

     Жук кружиться и хохочет

     И на носик сесть он хочет – ж-ж-ж!

Воспитатель: А теперь ребята присели на стульчики и внимательно слушайте мои вопросы. Кто знает ответ – поднимает руку.

Воспитатель:  Какой звук чаще произносим и выделяем в этой игре?

Дети: Это звук «Ж»

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, как мы произносим этот звук. Губы округлены и несколько выпячены вперед. Зубы сближены. Широкий кончик языка приподнят к краю неба. Кончик языка дрожит. При произнесении звука воздух встречает преграду – зубы и язык.

Давайте все вместе еще раз произнесем этот звук.

Скажите звук «Ж» гласный или согласный?

Дети: Это согласный звук. Так как есть преграда.

Воспитатель: Ребята звук «ж» обозначается буквой «Ж». (воспитатель показывает картинку с изображением буквы «Ж»).

Воспитатель: Как вы думаете на какое насекомое похожа эта буква?

Дети : на жука

Воспитатель: правильно , на жука.

Послушайте  шуточное стихотворение про букву «Ж»

      Букву «Ж» увидав, наклонился жираф:

      Побежала буква вдруг,

      Да ведь это просто жук.

Воспитатель: Ребята, а давайте в тарелочке с манной крупой потренируемся пальчиком писать букву «Ж».

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой красивый осенний парк находится в городе БУКВ и ЗВУКОВ. Осень разукрасила листья деревьев в желтые, красные и оранжевые цвета. Особенно красив осенью клен.

Ребята, тихонечко встаньте рядом со своими стульчиками и давайте покажем как ветер качает веточки клена.

   

   (дети выполняют движения в соответствии с текстом)

     Ветер тихо клен качает,

     Вправо, влево наклоняет.

     Раз наклон и два наклон,

     Зашуршал листвою клен.

 А вот и кленовые листочки. Но листочки не простые. На них написаны задания для ребят.

1 листочек : Слова можно разделить на части. Как называются эти части? (слоги).

2 листочек:  Сколько слогов в слове КЛЕН

3 листочек: Сколько слогов в слове ОСЕНЬ

4 листочек: Сколько слогов в слове ЛИСТЬЯ

5 листочек: Сколько слогов в слове ЛИСТОПАД

6 листочек: Молодцы ! Ребята, вы отлично справились со всеми заданиями. И за это жители волшебной страны Грамматики» дарят вам  вот эти замечательные раскраски.

Воспитатель: Вот и закончилось наше увлекательное путешествие в страну Грамматики. Пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель берет волшебный карандаш и говорит волшебные слова: «Раз, два, три в обратно в детский сад нас веди».

     

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране Грамматики»

Занятие способствующее развитию звуко буквенного анализа и фонематического слуха....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране Грамматики»

Занятие способствующее развитию звуко буквенного анализа и фонематического слуха....

Организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну загадок»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Художественное творчество».Цели:– знакомство с происхождением и природой загадок; развитие умен...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну грамматики»

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну грамматики»...

Сценарий образовательной ситуации в подготовительной к школе группе «Путешествие в сказку»

Сценарий образовательной ситуации в подготовительной к школе группе «Путешествие в сказку»  (интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», ...