Организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну загадок»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Белова Мария Николаевна

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Художественное творчество».

Цели:

– знакомство с происхождением и природой загадок; развитие умения отгадывать и сочинять загадки.

– Выявление тематики загадок, знакомство с наиболее распространенными видами загадок;
– развитие творческих способностей дошкольников в процессе создания загадок, формирование логического мышления, устной речи учащихся, навыков выразительного чтения;
– воспитание интереса к устному народному творчеству, бережного и внимательного отношения к слову;

– формировать умение передавать в рисунке образы знакомых и придуманных загадок;

– выбирать изобразительное содержание и отражать наиболее характерные особенности;

– развитие воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_zagadok.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/с №29 «Брусничка»

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗАГАДОК»

Подготовила

и провела воспитатель

Белова Мария Николаевна

28.01.2015г.

Путешествие в страну Загадок

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Художественное творчество».

Цели: 

– знакомство с происхождением и природой загадок; развитие умения отгадывать и сочинять загадки.

– Выявление тематики загадок, знакомство с наиболее распространенными видами загадок;
– развитие творческих способностей дошкольников в процессе создания загадок, формирование логического мышления, устной речи учащихся, навыков выразительного чтения;
– воспитание интереса к устному народному творчеству, бережного и внимательного отношения к слову;

– формировать умение передавать в рисунке образы знакомых и придуманных загадок;

– выбирать изобразительное содержание и отражать наиболее характерные особенности;

– развитие воображения.

 

Задачи:
– проверить знания полученные учащимися по простым жанрам искусства; – способствовать развитию у детей смекалки, логического мышления, фантазии, эрудиции; – воспитывать умение выслушивать мнение других детей, излагать логически свою точку зрения.

Оборудование:

– карта «Страны Загадок»,

– предметы-отгадки,

– листы белой бумаги,

– цветные карандаши.

Предварительная работа: знакомство с историей возникновения загадки (беседа); дидактические игры: «Вершки-корешки», «Домашние помощники»; вечер развлечений «Загадки Угадайки»; русская народная игра «Маковое зернышко»; рассматривание иллюстраций и предметных картинок.

  1. Организационный момент

Сегодня, ребята, мы с вами продолжим наше путешествие по планете Фольклора. Мы будем говорить об одном жанре устного народного творчества – загадках.

  1.  Беседа о загадках

– Какие жанры устного народного творчества вы знаете?

Одно из главных богатств России – народное творчество. Читая произведения устного народного творчества, мы узнаем о жизни наших предков, о том, какие качества характера людей ценили они в старое время. Эти произведения делают нашу речь более яркой, выразительной.

Загадка - вид устного народного творчества. Это замысловатый вопрос или иносказание, требующее ответа. Они выражены в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихах.

Откуда появились загадки? Само название жанра происходит от слова - «гадати» - думать, рассуждать. «Гадание» - это выяснение чего-то скрытого. Давным-давно, еще тогда, когда люди боялись природы, древнему охотнику, земледельцу, скотоводу казалось, что всюду есть добрые и злые существа. В лесу - леший, в реке - водяной и русалки, в избе - домовой. Думали, что дерево, рыба, птица - все понимают человеческий язык. И для того, чтобы обмануть зверя и понимать друг друга, придумали особый язык - «загадочную речь». Например, медведя называли коровой, а на их языке - «шыкуша», коня - домохвостый. Вот из этой загадочной речи и родились загадки.

Значение загадок в жизни наших предков было велико. Главное, что загадка была средством к существованию, загадка помогала добывать пищу; из сказок мы узнали, что умение героев отгадывать загадки делало их в конце сказки знатными, богатыми людьми. Загадки объясняли предкам многие явления в природе, такие как гром, молния, гроза. А для чего нужно уметь отгадывать загадки в наше время? (Загадка - это зарядка для развития ума, сообразительности, смекалки)

Ребята, отгадать загадку бывает довольно трудно. Загадка – это хитро поставленный вопрос. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте изобразить поэтические образы в движениях:

«Выше леса стоячего,

Ниже облака ходячего

Стоит круглый дом

Без дверей, без окон» (Гора)

Первое движение (первая строка) – руки потянулись вверх;

Второе движение (вторая строка) – руки потянулись вниз;

Третье движение (третья строка) – руки пошли волнами (широкими округлыми движениями показываем что-то большое).

  1. Путешествие в страну Загадок

А теперь давайте совершим путешествие в страну Загадок.

На доске карта путешествия, на ней 5 загадочных городов. Вместе с нашими героями мы отправляемся в путешествие по стране загадок. Перед нами город «Загадочных признаков».

Мохнатенькая,

Усатенькая,

Молоко пьет,

Песенки поет. (Кошка)

– Рассмотрите игрушку кошки и объясните, почему эта загадка о кошке. Автор загадок выделил все признаки кошки. Рассмотрите игрушку собачку и придумайте загадку про нее.

– Следующий город «Загадочных частей». В этом городе предметы загадывают, указывая на их части. Отгадайте загадку:

Четыре колеса, один мотор,

 Один руль, одна кабина,

Один багажник. Что это? (Автомобиль.)

– Составьте загадку про счеты. (На 10 проволочках по десять птичек.)

– Следующий город «Загадочных мест». Предметы здесь прячутся, они оставляют нам сведения о своем окружении, подсказывая тем самым, где их можно искать. Отгадайте загадку:

И у бабушки есть,

И у дедушки есть,

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у дочки есть,

И у внучки есть,

И у лошадки есть,

И у собачки есть.

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать. (Имя)

– Сочините загадку про иголку. Где? У кого? В каких предметах есть иголки? Что есть у ежика, у елки, у шприца, у швейной машинки?

– Следующий город «Противоречий». Этот город очень таинственный, да ведь и сама загадка - это тайна. В этом городе живут загадки, в которых может говориться о самых противоположных вещах. Например, «что такое твердое и жидкое? (Вода.) Давайте поучимся составлять такие загадки про зонтик. (Как гриб, но несъедобный.)

– Следующий город «Загадочных дел». Жители этого города готовы поведать обо всех делах, на которые они только способны. Вот что сообщает один из них: «Я и дыротык, спиночес и тестораскатайка, и трубкокрут, и рисовалка». (Карандаш)

Послушайте загадки из одного слова, придумайте такие же:

«Затемнялки» - шторы.

«Освещалки» - лампочки.

  1.  Итог занятия:

– В каких «загадочных» городах мы сегодня были? Что вы узнали о загадках?

– А теперь, ребята, давайте нарисуем отгадки к тем загадкам, которые вам хорошо известны или к тем, которые вы придумали сами. Организуем выставку этих работ для наших родителей и предложим им отгадать наши загадки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему "Путешествие в страну Здоровья" Май 2016г

Цель данного занятия: Воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих....

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в космос»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Путешествие в космос". Цель: Создание условий для развития умений вык...

Совместная с музыкальным руководителем и воспитателем непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Геометрию"

НОД по формированию элементарных математических представлений была проведена в рамках месячных курсов для воспитателей старших групп ДОО города Магадана "Современные модели предшкольного образова...

Конспект Организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие колобка»

Конспект Организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе  группе «Путешествие колобка»...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое светофора»

Конспект организованной образовательной деятельностив подготовительной к школе группеОбразовательная область: познавательное развитиеРаздел: ознакомление с окружающим миромТема: «Путешестви...