Конспект НОД "Возвращение Вовки из тридевятого царства"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Килевник Александра Васильевна

Поможет закрепить знание детей в  выполнении звукового анализа слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kilevnik_a._v.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Полтавский детский сад «Солнышко»

Полтавского района Омской области

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области речевое развитие (обучение грамоте)

Тема: «Возвращение Вовки из тридевятого царства»

Подготовительная группа

Подготовила  воспитатель

Первой квалификационной категории

Килевник А. В.

Май 2017 г

Вид деятельности: речевая (обучение грамоте)

Формы организации: игры с правилами

Цель: Закрепление знаний, умений и навыков по разделу «грамоте.

Задачи:

- Совершенствовать умение выполнять звуковой анализ слов; различать гласные и согласные звуки (твердые и мягкие); определять место звука в слове (в начале, конце, в середине).

- Закреплять представление детей о том, что слоги в слове произносятся последовательно один за другим; упражнять в определении количества слогов в словах, в подборе слов на определенный слог.

- Совершенствовать умение детей определять порядок слов в предложении; выполнять условно-графическую запись предложения на доске (листке бумаги) с применением правила написания предложения.

- Развивать фонематический слух, внимание, память.

- Воспитывать навыки самостоятельной деятельности, доброту, чувство взаимовыручки и помощи.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал:

- конверт с письмом от Вовки из тридевятого царства.

- карточки с изображением сказочных героев: Вовка из тридевятого царства (в кафтане и в школьной форме), печка, «Двое с ларца – одинаковы с лица, Василиса Премудрая, Золотая рыбка, Царь - государь»

- картинка для выполнения анализа предложения «Царь красит забор»; картинка для выполнения звукового анализа слова «печка»

- пяти звуковая модель слова печка, фишки красного, синего, зеленого цвета

- магнитная и меловая доска, магниты, мел, тряпочка, указка.

Раздаточный материал:

- карточки для определения позиции звука в словах (в начале, конце, середине слова)

- линейки с окошками (динамические схемы) для определения количества слов в предложении

- листы бумаги, простые карандаши

- фишки – призы

- карточки с цифрами 1, 2, 3.

Содержание организационной деятельности

Организационный момент

Воспитатель обращает внимание детей на письмо

Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо из сказочного тридевятого царства. Я хочу чтобы вы прочли это письмо. Поднимите руки те, кто уже умеет читать (дети которые умеют читать поднимают руки)

Ваня, прочти пожалуйста содержание письма.

 «Ребята, пишет вам Вовка из тридевятого царства. Кроме вас мне никто не сможет помочь. Я очень хочу вернуться домой, и своим школьным друзьям, а выйти из царства не могу. Для этого мне надо выполнить несколько заданий сказочных героев из тридевятого царства. Я один не справлюсь, так как ни чего не знаю и не умею. Пожалуйста, помогите».

Воспитатель прикрепляет к магнитной доске изображение сказочного героя – Вовки из тридевятого царства.

Воспитатель: Вовка, попал в беду. Мы можем ему помочь? А как? (ответы детей) А вы, хотите ему помочь?

Не горюй, Вовка, то беда – не беда!

Письмо попало в детский сад,

В руки наших дошколят

Мы тебе сейчас поможем,

Горевать тебе негоже.

Ну что, ребята, поможем Вовке выполнить все задания и вернуться домой к своим школьным друзьям? (да)

Тогда слушайте внимательно и вспоминайте все свои задания

Игра «Если вы согласны»

- если вы согласны, что наша речь состоит из слов, хлопните в ладоши.

- если вы согласны, что слово состоит из звуков и слов, закройте глаза руками.

- если вы согласны, что звуки бывают гласные и согласные, помашите рукой.

- если вы согласны, что согласные звуки бывают твердые и мягкие, моргните.

- если вы согласны, что твердый согласный звук обозначается на схемах зеленой фишкой, а мягкий согласный синей, встаньте.

(Воспитатель спрашивает у детей, почему они не встали с места. Дети объясняют свое не согласие и исправляют ошибку, твердый согласный звук обозначается на схемах синей фишкой, а мягкий согласный звук зеленой).

- если вы согласны, что предложение состоит из слов, коснитесь кончика носа.

- если вы согласны, что буквы мы читаем и пишем, а звуки говорим и слышим, погладьте себя по голове.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ни чего не забыли. Теперь мы справимся с любыми заданиями.

Воспитатель прикрепляет к магнитной доске рядом с Вовкой изображение печки.

Воспитатель: Пока мы с вами знания вспоминали, Вовка пришел к печке. А та, дыма напустила, все дороги им укутала:

«Не найти тебе Вовка дороги из тридевятого царства. Будешь ты теперь учиться дрова рубить, меня топить, тесто месить, да пирожки печь. А если сделаешь звуковой анализ слова «ПЕЧКА» покажу тебе дорогу дальше»

Ребята, поможем Вовке выполнить это задание?

Звуковой анализ слова «ПЕЧКА»

Воспитатель: Положите перед собой схему слова. Сейчас вы будете разбирать слово «ПЕЧКА» самостоятельно, а у доски (мольберта) это слово будет разбирать (имя ребенка)

Вся группа работает самостоятельно, а вызванный ребенок – с обратной стороны доски (мольберта). Когда вызванный ребенок закончил и большее число детей, доска (мольберт )разворачивается.

Воспитатель: Почему ты составил (а) именно эту модель слова? Объясни. (ребенок объясняет)

Ребенок

В слове «ПЕЧКА» пять звуков

- Первый звук в слове «ПЕЧКА» звук «П», мягкий согласный звук и обозначается зеленой фишкой.

- Второй звук в слове «ПЕЧКА» звук «Е», гласный звук и обозначается красной фишкой.

- Третий звук в слове «ПЕЧКА» звук «Ч», мягкий согласный звук и обозначается зеленой фишкой.

- Четвертый звук в слове «ПЕЧКА» звук «К», твердый согласный звук и обозначается синей фишкой.

- Пятый звук в слове «ПЕЧКА» звук «А», гласный звук и обозначается красной фишкой.

Воспитатель: А вы ребята проверти, у вас такая модель слова получилась? Проверти и своего соседа.

Воспитатель: Молодцы ребята, задание выполнили правильно. Уберите все фишки на место. Послушайте еще раз это слово (педагог при произнесении слова «ПЕЧКА» выделяет звук «Ч»)

Скажите какой звук я выделила голосом?  (звук «Ч»)

Печка не пропустит Вовку, если он не разгадает секрет звука «Ч». Ребята, а вы знаете этот секрет? Вспомните, секрет звука «Ч». (звук «Ч» всегда мягкий)

Правильно звук «Ч» всегда мягкий, он не имеет твердой пары.

Воспитатель: Печка спрятала звук «Ч» в разных словах. Вовке надо найти звук в слове. Надо помочь Вовке в поисках звука.

Игра «Прядки» («Где звук»(в начале, конце, середине слова)

Звук наш спрятался, ребята

Звук наш спрятался и ждет.

Кто его быстрей найдет

Где звук «Ч», подскажи

Карточку подними.

У детей на столах карточки. Дети определяют позицию звука в слове поднимая карточку. Карточки представляют собой прямоугольники, разделенные на части.

Если звук находится в начале слова, то ребенок поднимает прямоугольник с точкой в первом столбике. Если звук находится в середине слова, то ребенок поднимает карточку с точкой в среднем столбике. Если звук находится в конце слова, то ребенок поднимает карточку с точкой в последнем столбике.

Педагог называет слова, выделяя звук «Ч».

Примерный набор слов с звуком «Ч».

        Ч

Ч

        

Ч

Чайник

Кочан

Дочь

Часы

Туча

Сыч

Червяк

Качели

Печь

Чашки

Дача

Ночь

Черепаха

Ключ

Воспитатель: Молодцы! Правильно определили место звука в словах.

Дым из печки рассеялся и Вовка пошел по дороге дальше.

Воспитатель прикрепляет к магнитной доске изображение сказочных героев «Двое из ларца – одинаковы с лица»

Воспитатель: На пути повстречались Вовке «Двое из ларца – одинаковы с лица»

«Чтобы мы пропустили тебя дальше – угости нас, чем ни будь вкусненьким»

«Чем же вкусным их угостить» - думает Вовка

Воспитатель: Ребята, давайте поможем ему и назовем «вкусные слова»

Игра «Назови вкусные слова»

Дети называют продукты питания (торт, халва, конфеты и т.д.). за каждое слово ребенок получает призовую фишку.

Воспитатель: Обрадовались «Двое из ларца – одинаковы с лица», а разделить вкусное угощение между собой не могут. Просят они Вовку: «Раздели нам эти «вкусные слова» на части (слоги)»

Игра «Сколько слогов в этом слове»

Педагог произносит названные детьми «вкусные слова». Дети определяют количество слогов и поднимают карточки с цифрами 1, 2, 3.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли и на этот раз вы Вовке.

Воспитатель прикрепляет к магнитной доске изображение «Василисы Премудрой»

Воспитатель: Идет Вовка дальше, а навстречу ему «Василиса Премудрая»:

«Выполнить Вовка мое задание, пропущу тебя дальше. Тебе нужно к одному слогу прибавить другой слог, чтобы получилось слово. А знаешь ли ты Вовка, как произносятся слоги в слове?»

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, как произносятся слоги в слове? (слоги в слове произносятся последовательно один за другим: в начале слова – первый, затем все остальные).

Воспитатель: Правильно. Зная это, мы сможем легко помочь Вовке выполнить задание «Василиса Премудрая».

Игра «Докончи слово»

Слоги могут в слова превращаться,

Если с ними уметь обращаться

Будем с вами слова подбирать

Мне начинать, а вам продолжать.

Я буду называть первый слог, а вам надо к данным слогам добавить второй слог, чтобы получилось слово.

Примерный набор слов (вариант № 1)

Ма…(ма)          кук…(ла)          дро… (ва)          ка…(ша)

Кош…(ка)        цап…(ля)          ко…(за)             руч…(ка)

Бу…(сы)           шу…(ба)           ва…(та)            лу…(на)

Вед…(ро)         сум…(ка)          лод…(ка)          зу…(бы)

Вет…(ка)

Примерный набор слов (вариант № 2)

Воспитатель                                                  Дети (по очереди)

Ко                                                                     -за; -са; -ра; -ни

Ро                                                                     -га; -за; -са

Пи                                                                   -ла; -ща          

Ба                                                                  -ня; -нан

Ли                                                                 -мон; -на

Ва                                                                 -гон; -за

Воспитатель: Василиса хоть и Премудрая, но и вы ребята, не глупые. Справились с ее заданием. Молодцы, сколько, много слов вы помогли составить Вовке.

Воспитатель прикрепляет рядом изображение Золотой рыбки.

Воспитатель: Пришел Вовка к синему морю и кликнул «Золотую рыбку». Стал он просить Золотую рыбку исполнить его желание :

«Хочу, чтобы ты Золотая рыбка сделала так, чтобы я оказался у себя дома»

Золотая рыбка ему и говорит: «Сегодня ни я твои желания буду исполнять, а ты мои. Ты Вовка должен сделать со мной «звуковую зарядку»

Воспитатель: Ребята, сделаем ее вместе с Вовкой

«Звуковая зарядка»

Педагог предлагает детям, поставить руки на пояс и напоминает правила: «Если вы услышите гласный звук, то поднимите руки вверх, если вы услышите твердый согласный звук, то делаете наклон вправо, а если услышите мягкий согласный звук, то делаете наклон в лево».

Далее педагог произносит гласные и согласные звуки (твердые и мягкие). После каждого произнесенного звука дети выполняют соответствующие движение.

Примерный набор звуков: а, б, м, бь, л, ль, ы, р, рь, у, н, дь, нь, д, я, с, сь, о

Воспитатель: молодцы, ребята! Все старались быть внимательными и помогли Вовке правильно сделать «звуковую зарядку».

Воспитатель прикрепляет к магнитной доске сказочного героя царя.

Воспитатель: Идет Вовка дальше. Навстречу ему Царь – государь:

«Поможешь мне сделать анализ предложения, не казню тебя, а выпущу из тридевятого царства».

Ребята давайте прочитаем предложение анализ которого надо сделать Вовке. (Дети читают «ЦАРЬ КРАСИТ ЗАБОР»)

Работа с предложением «Царь красит забор»

Воспитатель: Ребята возьмите в руки линейки с окошками (динамические схемы). Послушайте еще раз предложение и откройте столько окошек, сколько слов в предложении «Царь красит забор»

- Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, второе, третье.

, вспомните правила написания предложения. (Предложение начинается с заглавной буквой, слова пишутся на расстоянии друг от друга, в конце ставится точка).

Изобразите схему предложения на листочках, а у доски это сделает (имя ребенка)

Дети выполняют графическую запись предложения (/----- ------- ------ .)

Ребята, проверти, у вас такая схема предложения получилась.

Молодцы! Правильно все сделали.

Воспитатель: Решил царь отпустить Вовку из тридевятого царства : «Это Вовка было последнее задание. Закрой глаза, сосчитай до трех и мы окажемся у себя дома».

Вовка ток и сделал. Очутился он в своей школе, где с радостью встретился с друзьями, а помогли в этом вы. Молодцы!

Итог (рефлексия)

Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Смогли ли мы помочь Вовке? Что вы сегодня делали для Вовки?

Понравилась вам выполнять задания сказочных героев?

Какое задание было для вас самым легким? А самым трудным?

Молодцы, выручили Вовку из беды. 1 сентября вы впервые переступите школьный порог и станете первоклашками. Возможно, в школе вы встретите нашего Вовку.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Сказки для Вовки из тридевятого царства"

Конспект НОД включает интеграцию образовательных областей: познание, социализация, чтение художественной литературы.За основу взяты дидактические игры направленные на сенсорное развитие дошкольников....

Праздник осени "Вовка в тридевятом царстве".Конспект НОД

Конспект НОД с детьми старшей группы.Тема деятельности: «Вовка в тридевятом царстве»Направление: Познавательное, развивающее, музыкальноеОбразовательные области: «Музыка», «Коммуникация».Форма организ...

Выпускной бал «Вовка в стране Сказок» (По мотивам сказки «Вовка в тридевятом царстве»)

Ах, какой сегодня день —Грустный и веселый.До свиданья, детский сад!Здравствуй, школа!...

Конспект НОД "Вовка из тридевятого царства"

Конспект НОД по ориентировке в пространстве в подготовительной группе...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Поможем Вовке вернуться домой" по сказке " Вовка в Тридевятом Царстве"

Программные цели: Учить различать геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, четырёхугольник, многоугольник.), видеть форму знакомых геометрических фигур в окружающих предметах.С помощью графиче...

Конспект ОД «Вовка в Тридевятом царстве»

Надеюсь вам будет полезен мой конспект...