Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Кодзасова Ирина Сергеевна

Звук и буква В

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya_bukva_i_zvuk_v.doc479 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                             

Сценарий образовательной ситуации

в подготовительной группе

«Звук и буква В»

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Составитель:        Егорова Ирина Сергеевна

город  Сосновоборск

2016 год


Тип ситуации: «открытие» нового знания.

Тема: «Звук и буква В».

Цель: знакомство с буквой В и звуками, которые она обозначает: В, Вь.

Образовательные задачи.

1.Формировать

  • представления: о

             - букве В и её элементах,

             - о звуках, которые обозначает данная буква: В и Вь;

  •   умение узнавать букву В среди других букв;
  •   навык чтения слогов: ов, ав, ыв, ив, ув, во, ва, ви, вы, ву.

2. Содействовать формированию умения вести диалог.

3. Содействовать развитию:

  • зрительного внимания;
  • мелкой моторики;
  • мыслительных операций:

- анализа, синтеза и звукового анализа;

- сравнения;

- обобщения;

  • образного мышления;
  • любознательности;
  • взаимодействия в парах;
  • самостоятельности в достижении поставленной цели.

4. Способствовать развитию положительного эмоционального отклика воспитанника на результат совместной работы.

Материалы к занятию.

Демонстрационный материал:

  •  звуковые домики с выложенными на них изученными звуками А, И, О, У, Ы, С, Т, К, Х;
  • буква В увеличенного размера 15*20 см, в файле, а в нем же раздаточные буквы «в» размером 6*12 см;
  • портреты двух одинаковых мальчиков, но в ботинках разного цвета (синего и зеленого);
  •  две кепки, вырезанные из самоклеющейся бумаги: синего и зеленого

цвета; 

  • конверт с заданиями (23*34 см), украшенный буквами В.

Раздаточный материал:

  • буквы В  печатный вариант - 3 шт., заглавная и прописная;
  •  графический образ буквы без одного элемента в начертании, для упражнения
  • «Дорисуй букву»; размер каждой карточки 6*10 см, количество карточек равно количеству детей.
  • простой карандаш;
  • различные материалы, для составления букв:

   тесьма, счетные палочки, фасоль, ниточка

геометрические фигуры: круг, полукруг;

  • поднос (на каждого ребенка);
  • картинки  (10-12 шт., размером 15*20 см ) (количество картинок на 3 больше, чем количество детей) с изображением, имеющим в своем названии звук В, либо отсутствие этого звука: валенки, девочка, кувшинка, варежки, сыр, шапка, верблюд, корова, воробей, виноград.

Оформление  образовательной ситуации.

  • посылка с адресом, на месте отправителя - картинки с изображением предметов, начинающихся на звуки В или Вь (Волк- В, ослик – О, воробей - В, крот - К, аист - А);

   

                           

  • любая настольно-печатная игра по обучению грамоте (для сюрприза детям, размером с сундучок);
  • магнитная доска;
  • плакат Алфавит;    
  • два стола, поставленные в линию, друг за другом (на них размещены подносы с различными материалами для составления букв).

 

Предварительная работа с детьми.

  1. Реализация планомерной работы по обучению грамоте:
  • знакомство детей со звуками и буквами, которые их обозначают: А, И, О, У, Ы, С, К, Т, Х, В;
  • умение определять элементы, из которых состоят изученные буквы;
  • умение  соединять два звука, при прочтении слога (с изученными буквами);
  • умение различать на слух гласные и согласные звуки, давать их характеристику;
  • умение определять местоположение звука в слове;
  • умение играть в дидактическую игру «Прочитай по первым звукам»;
  • формирование представления о том, что, что имена собственные пишутся с заглавной буквы.
  1. Просмотр мультфильма «Вовка в тридевятом царстве».

Ход образовательной ситуации.

1.Введение в ситуацию.

Цель: создание условий для возникновения у детей внутренней потребности к поисковой деятельности – способа открывания посылки.    

 Дидактическая задачи:

- способствовать формированию положительной мотивации включения в поисковую деятельность;

- сформировать детскую цель: открыть посылку;

- содействовать формированию у детей веру в достижение цели.

Дети входят

 Ребята, а вы любите получать подарки? Когда вам их дарят?

 Вы знаете, когда я сегодня пришла на работу, меня ждал сюрприз. Кто знает, что такое сюрприз?

 Хотите, я вам его покажу? 

 

 Посылка?! В адресе указано: «Детский сад, подготовительная к школе группа. УМНЫМ, УМЕЛЫМ И ДОБРЫМ РЕБЯТАМ». Как вы думаете, кому она предназначается?

 Почему вы так решили?

 Вы хотите открыть посылку и узнать, кто и что в ней прислал для умных ребят?

 Давайте откроем!

 Что вам нужно сделать, чтобы открыть посылку?

 Ребята, вы сможете это сделать!

  1. Актуализация

Дидактические задачи:

- актуализировать знание букв А, О, У, И, Ы, С, К, Х;

- закреплять умение классифицировать звуки на две группы: гласные и согласные, давать их характеристику;

- тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.

 Чтобы читать и писать, что нужно знать? 

 Вы уже знаете звуки?!

 Давайте их назовем… (А, О, У, И, Ы, С, К, Х.)

 На какие две группы можно разделить звуки, которые обозначаются этими буквами? 

 Как вы отличаете гласный звук от согласного?

Проводится игровое упражнение «Твердый звук - мягкий звук».

 Молодцы и умницы!!! Вы знаете буквы и звуки, которые обозначаются этими буквами. Значит, сможете прочитать и записать, кто нам прислал посылку.

 Как же нам узнать от кого она?

 Прочитать? А буквы где? Здесь лишь картинки: волк, ослик, воробей, крот, аист.

 Кто сможет прочитать? (ВОВКА.) 

 Как у тебя, получилось слово Вовка? 

 Называйте, что нарисовано на первой картинке? (Волк).

 Какой первый звук в слове «волк»? (В).

 Запомните этот звук. В слове «ослик» («воробей», «крот», «аист») какой первый звук? (В, О, В, К, А). 

 Сможете прочитать имя отправителя? (Да, Вовка).

  1. Затруднения в ситуации.

Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для знакомства с буквой В, формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и постановки познавательной цели.

 Давайте запишем имя Вовка! Что нужно сделать, чтобы записать имя Вовка? (Взять буквы и выложить имя на наборном полотне.).

 Смогли вы записать имя отправителя посылки?

 Почему не смогли? (Потому что не можем выбрать букву В, не знаем, как она выглядит)

 Значит, что нам надо узнать? (Как выглядит буква)

А где можем узнать?

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи: организовать процесс самостоятельного поиска детьми способа преодоления затруднения и «открытия» новой буквы В.

 Может кто-то из вас уже знает букву В?

 Как и где мы можем в этом убедиться? (Спросить  у взрослых, посмотреть информацию в интернете, обратиться к азбуке, в алфавите найти.).

 Посмотрите! У нас есть алфавит, и сколько здесь букв! Какая из них буква В?

 А как вы узнали, что это именно она?

 У меня есть увеличенное изображение буквы В.

 Из каких элементов состоит буква «В» и сколько их?

 Скажите, на что она похожа?  (На кренделёк, неваляшку, цифру 8, парус у лодки, маску, очки.)

 Ребята в нашем наборном полотне поселилась новая буква. Попытайтесь отыскать букву «В» в магнитной азбуке среди других букв и прикрепите ваши находки к мольберту.

 Молодцы! Сами нашли новую букву, рассказали, из каких элементов она состоит, отыскали её среди других букв. Я уверена, что вы уже можете дописать имя отправителя!

 Здесь конверты и сундучок.

 Вот письмо от Вовки. «Задание 1. У меня есть два друга: Ваня и Витя, они близнецы. Я их никогда не путаю! Сможете ли вы различить, кто из мальчиков Ваня, а кто Витя?! Если справитесь, узнаете, что в сундучке».

 Вы запомнили, как зовут мальчиков? (Ваня и Витя.)

 С какого звука начинается имя Ваня? (Оно начинается со звука В.)

 С какого звука начинается имя Витя? (Оно начинается со звука Вь.)

 С гласных или согласных звуков начинаются их имена? (С согласных).

 Давайте проверим и покажем, поются ли они? (Нет, не поются.).

 С одного ли звука они начинаются, послушайте ещё раз: Ваня, Витя? (Нет, рвуки разные: имя Ваня начинается со звука В, имя Витя, начинается со звука Вь.)

 Какой буквой мы будем обозначать их имена? (Буквой В.)

 Как же мы сможем различить близнецов?  (У них разная обувь), (У одного синие ботиночки, а у другого – зелёные.)

 

 У меня идея (!), помните, каким цветом мы обозначаем твердый и мягкий звуки? (Твёрдые звуки обозначаем - синим цветом, а мягкие звуки – зелёным.)

 Кто же из них Ваня? (Ваня в синих ботинках.)

 Какого цвета наденем Ване кепку?  (Кепку синего цвета)

 Почему? (Имя Ваня начинается с твердого звука В)

 Почему Вите наденем кепку зеленого цвета?! (Имя Витя начинается с мягкого звука Вь.)

 Почему не взяли красного цвета кепку? (Красным цветом обозначаем гласные звуки.)

 Отлично! Вы сами определили и сказали, что буква В, может обозначать два звука: какие, напомните мне? (Звуки В и Вь.)

 Молодцы! Буква В обозначает твердый звук В и мягкий звук Вь.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Дидактические задачи:

- формирование опыта узнавания буквы В;

- развитие умения проводить звуковой анализ слова (определять место звука в слове);

- развитие мелкой моторики и образного мышления;

- тренировка умения чтения слогов с новой буквой.

 Вы замечательно справились с заданием! Доказали Вовке, что сумели различить близнецов. Но у нас есть ещё задание от Вовки. Посмотрите!

Задание 2.

 Выберите каждый по одной картинке, в названии которой слышится звук В или Вь. Определите место его нахождения в слове и положите картинку к соответствующей схеме, на стол.

 Вы верно выбрали картинки со звуками В и Вь и определили место звука в слове.

Задание 3.

Игровое упражнение «Составь букву».

 Сможете ли вы составить букву В из различных материалов? (Да, сможем.).

 Какие умники и умницы! По вашим работам я поняла, что вы хорошо запомнили букву и её элементы.

 «Молодцы, ребята, вы выполнили задания, целенаправленно шли к цели: открыть посылку, поэтому в сундучке вы найдете подарок за свои труды».

В качестве подарка предполагается настольная игра по обучению грамоте, например, «Забавная азбука».

6. Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.

 Что интересного и полезного мы сегодня сделали?

 Удалось ли нам открыть посылку и получить подарок? 

 Что вам в этом помогло?

 Какие еще знания и умения Вам пригодились?

 Какие задания были трудные? 

 Скажите, трудные задания легче выполнять одному или с друзьями?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе ФФНР по теме: «ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ПО МОТИВАМ СЕМИКАРАКОРСКОЙРОСПИСИ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе  ФФНР по теме: «ДЕК...

Сценарий образовательной ситуации в подготовительной к школе группе по познавательному развитию на тему: «Знакомимся с числом пять»

Задачи: Образовательные:-- упражнять в количественном и порядковом счете, продолжать развивать умения разбивать множество по двум совместимым свойствам;- учить ориентироваться на листе бумаги;-  ...

Индивидуальный проект Разработка сценария образовательной ситуации в подготовительной группе по теме: «Счет до десяти ».

сформировать представление о числе и цифре 10, умение считать до восьми, соотносить цифру  10 с количеством;сформировать опыт целеполагания и закрепить умение преодолевать затруднение способом «с...

Сценарий образовательной ситуации в подготовительной к школе группе «Правила безопасного поведения с огнем»

- Ребята, скажите, пожалуйста, какой праздник скоро мы будем отмечать? Правильно, Новый год! Вам нравится этот праздник? А чем он вам нравиться? Да, это самый любимый праздник взрослых и детей. Все го...

Сценарий образовательной ситуации в подготовительной к школе группе «Путешествие в сказку»

Сценарий образовательной ситуации в подготовительной к школе группе «Путешествие в сказку»  (интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», ...