Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе ФФНР по теме: «ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ПО МОТИВАМ СЕМИКАРАКОРСКОЙРОСПИСИ»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Кокоревич Раиса Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37

 

Сценарий образовательной ситуации

 в подготовительной группе  ФФНР по теме:

 

«ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ПО МОТИВАМ

 СЕМИКАРАКОРСКОЙРОСПИСИ»

 

 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,   «Художественно-эстетическое развитие»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Автор разработки:

                                 Кокоревич Раиса Николаевна

                                                воспитатель

                                             высшей квалификационной категории

         МБДОУ д/с № 37

 

 

город  Новочеркасск

2014

Тип ситуации: тренировочная.

Тема: «Декоративное рисование по мотивам семикаракорской росписи»

Цель: познакомить детей с художественной культурой Донской земли – Донской  росписью.

Образовательные задачи:

·        Учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (листочки, подсолнух, завитки) по мотивам семикаракорской росписи. Развивать технические умения – рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях; работать с трафаретом,  наносить краску губкой.

·        Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре Дона и предметам народного прикладного искусства.

Материалы к занятию:

Технические средства:слайдовая  презентация «Донской узор».

Раздаточный материал для детей:трафареты подсолнуха, листочков,  гуашь, палитра, кисть № 2, № 4, простой карандаш, салфетки бумажные и тканевые, плоскостное изображение тарелки.

Предварительная работа:

·        рассказ воспитателя о Донском промысле – Семикаракорскойкерамике;

·        организация и посещение детьми выставки семикаракорской посуды в детском саду;

·        рассматривание авторских работ Донской керамики;

·        просмотр видеофильма «Семикаракорская керамика 35 лет»;

·        работа детей в альбоме «Солнечная керамика» автор И.А.Лыкова.

 

Ход образовательной ситуации.

1.       Введение в ситуацию.

Воспитатель: ребята,  вы пришли на выставку Донской керамики. Напоминаю, что посуда хрупкая, поэтому экспонаты руками трогать нельзя. Пройдите и рассмотрите посуду.

- Как вы думаете, из какого материала сделана эта посуда?

Дети: посуда сделана из глины.

Воспитатель:  обратите внимание на кувшин. Он тоже сделан из глины. Но чем он отличается от остальной посуды?

Дети: этот кувшин  не украшен узором.

Воспитатель: верно. Донские мастера  расписывали посуду узорами, поэтому она такая яркая и красивая.

Воспитатель: ребята, давайте подойдем к чайному столику и поближе рассмотрим узоры на посуде. Обратите внимание на тарелку (показываю тарелку). Какими элементами росписи она украшена?

Дети: в центре тарелки художник нарисовал цветы-подсолнушки, а  по краям нарисованы листочки.

Воспитатель: верно. Подсолнушек это главные элемент узора и его художник разместил в центре тарелки.

Воспитатель:  ребята, а вы бы хотели научиться расписывать посуду донским узором?

Дети: да. Хотим.

Воспитатель:  Тогда, дорогие друзья, я  приглашаю вас в мою художественную мастерскую  научиться расписывать   донской росписью посуду. А расписывать мы будем тарелку.  Проходите, рассаживайтесь по удобней  и давайте еще раз посмотрим на тарелку.

На экране идет слайдовая презентация «Донской узор».

Воспитатель.

- Какой формы тарелка? 

- Какой   элемент донской росписи украшает тарелку?

Дети: подсолнушек. 

- Кто заметил, где находится подсолнушек?

Дети: подсолнушек нарисован в центре тарелки.

-Правильно,  подсолнушек находится в центре, потому, что это главный элемент росписи.

- Что еще есть у подсолнуха?

Дети: середина.

- Почему середина черного цвета?

Дети: это семечки, а семечки черного цвета.

Воспитатель: ребята, вы сможете нарисовать такой узор?

Дети: мы хотим научиться расписывать посуду Донским узором, чтобы показать своим друзьям. Мы сможем нарисовать этот узор.

2.Продуктивная деятельность. 

Воспитатель:  Ребята,  перед вами лежат тарелочки, которые мы будем украшать донским узором. Рисовать мы будем подсолнушек.

Чтобы получился у нас  красивый узор, мы должны найти  центр тарелки.

Возьмите простой карандаш и поставьте в центре точку.  Все нашли середину тарелки? Молодцы!

Воспитатель:  Рисовать подсолнушек мы будем с помощью трафарета. Возьмите, как я, трафарет двумя руками и положите в центр тарелки. Получилось? Хорошо!

Воспитатель.    Сухой губкой  набрали немного желтой, немного красной гуаши. Левой рукой придерживаем трафарет, а правой рукой   раскрашиваем подсолнушек.

Воспитатель.Положили губку на тарелочку и аккуратно двумя руками сняли трафарет.  Вам нравится ваш подсолнушек? Посмотрите на мой образец и скажите, чего не хватает  вашему подсолнушку? Правильно, его надо «оживить» - нарисовать серединку.   Но пока краска сырая, мы не сможем нарисовать «оживку».  Надо подождать, пока она подсохнет.

Физминутка  «Петух»

Рано утром казаков будит петух, он взлетает на плетень, хлопает крыльями и кричит «Ку-ка-ре-ку!» Давайте поиграем, но сначала выберем считалочкой водящего, который должен узнать петушка.

Сидел петух на лавочке,

Считал свои булавочки.

Раз, два, три,

А водить-то будешь ты!

Дети стоят в кругу, повторяют слова:

Утром кто зарю встречает,

Песни звонко распевает,

Казакам спать мешает?

Воспитатель   указывает на ребёнка, выбранный петушок кричит «Ку-ка-ре-ку», а водящий отгадывает, чей голос услышал.

Воспитатель.  Пока мы с вами играли, краска высохла,  и теперь мы можем «оживить»  наш узор.

У вас на столах в стаканчиках стоят  кисточки двух размеров. Возьмите толстую кисточку. Покажите ее.   Намочите ее водой и наберите немного  черной краски. Набирайте аккуратно, чтобы краска не капала с кисточки.

Рисуем середину.  Разрисовали?  У всех получилось?

Воспитатель.  Продолжаем «оживлять» наш подсолнушек. Можно нарисовать точки вокруг серединки,  а можно иначе  (показываю несколько образцов).

«Оживите»  свой донской подсолнушек.   Вам нравится  рисунок?

Подсолнушки засияли, как наше Донское яркое солнышко.

Воспитатель.  Ребята, в каждой тарелке есть ободок. Он есть и в нашей тарелке.  Его тоже надо украсить.  Украшать мы будем листиками.  Простым карандашом мы наметим место, где будем рисовать листик. Это нужно для тог, чтобы листики располагались на одинаковом расстоянии друг от друга.

Воспитатель.  Рисовать листики будем с помощью трафарета. Взяли трафарет и положили на место, где нарисована точка.  Листочек должен находиться только на ободке и не заходить в середину тарелки.  Сухой губкой набрали зеленую краску и нарисовали лист. Аккуратно сняли трафарет, повернули тарелку  и на месте точки нарисовали лист. Дальше выполняйте работу самостоятельно.  Все выполнили работу?  Молодцы.

Воспитатель.  А теперь мы будем работать без трафарета, одной тонкой кистью. Возьмите тонкую кисть и покажите  ее.  Намочите ее водой, наберите черной краски и  нарисуйте красивые завитки.

Воспитатель.Все нарисовали завитки?  Посмотрите, как заиграл донской  узор на вашей тарелке.  Полюбуйтесь на свою работу и работу своих друзей.

Когда ваши работы подсохнут, вы можете их забрать и подарить своим друзьям или родителям.

3.Осмысление.

Воспитатель: ребята, где мы с вами были?

Дети: мы были на выставке семикаракорской посуды, рассматривали узоры, которыми она расписана. А потом мы посетили художественную мастерскую.

Воспитатель: чем вы занимались в художественной мастерской?

Дети: мы учились  рисовать  узор на тарелочке с помощью трафаретов.

Воспитатель: что было для вас самым трудным?

Дети: мне было трудно пользоваться трафаретом. А мне аккуратно губкой наносить краску. Мне сложно было рисовать завитки.

 Воспитатель: почему вам удалось нарисовать узор?

Дети: мы внимательно слушали объяснение,  как пользоваться трафаретом и

губкой, как правильно их располагать на тарелке и старались все выполнить правильно.

Воспитатель:ребята, что вам сегодня больше всего понравилось?

Дети: мне понравилось рассматривать посуду, а мне украшать тарелочку с помощью трафарета. Мне понравилось работать губкой.

Воспитатель:  я рада, что вам сегодня было интересно. Когда ваши работы подсохнут, вы можете их забрать и подарить своим друзьям или родителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyati_mir_otkrytiy.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37

Сценарий образовательной ситуации

 в подготовительной группе  ФФНР по теме:

«ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ПО МОТИВАМ

 СЕМИКАРАКОРСКОЙРОСПИСИ»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,   «Художественно-эстетическое развитие»

              Автор разработки:

                                 Кокоревич Раиса Николаевна

                                                воспитатель

                                             высшей квалификационной категории

         МБДОУ д/с № 37

город  Новочеркасск

2014

Тип ситуации: тренировочная.

Тема: «Декоративное рисование по мотивам семикаракорской росписи»

Цель: познакомить детей с художественной культурой Донской земли – Донской  росписью.

Образовательные задачи:

  • Учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (листочки, подсолнух, завитки) по мотивам семикаракорской росписи. Развивать технические умения – рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях; работать с трафаретом,  наносить краску губкой.
  • Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре Дона и предметам народного прикладного искусства.

Материалы к занятию:

Технические средства:слайдовая  презентация «Донской узор».

Раздаточный материал для детей:трафареты подсолнуха, листочков,  гуашь, палитра, кисть № 2, № 4, простой карандаш, салфетки бумажные и тканевые, плоскостное изображение тарелки.

Предварительная работа:

  • рассказ воспитателя о Донском промысле – Семикаракорскойкерамике;
  • организация и посещение детьми выставки семикаракорской посуды в детском саду;
  • рассматривание авторских работ Донской керамики;
  • просмотр видеофильма «Семикаракорская керамика 35 лет»;
  • работа детей в альбоме «Солнечная керамика» автор И.А.Лыкова.

Ход образовательной ситуации.

  1. Введение в ситуацию.

Воспитатель: ребята,  вы пришли на выставку Донской керамики. Напоминаю, что посуда хрупкая, поэтому экспонаты руками трогать нельзя. Пройдите и рассмотрите посуду.

- Как вы думаете, из какого материала сделана эта посуда?

Дети: посуда сделана из глины.

Воспитатель:  обратите внимание на кувшин. Он тоже сделан из глины. Но чем он отличается от остальной посуды?

Дети: этот кувшин  не украшен узором.

Воспитатель: верно. Донские мастера  расписывали посуду узорами, поэтому она такая яркая и красивая.

Воспитатель: ребята, давайте подойдем к чайному столику и поближе рассмотрим узоры на посуде. Обратите внимание на тарелку (показываю тарелку). Какими элементами росписи она украшена?

Дети: в центре тарелки художник нарисовал цветы-подсолнушки, а  по краям нарисованы листочки.

Воспитатель: верно. Подсолнушек это главные элемент узора и его художник разместил в центре тарелки.

Воспитатель:  ребята, а вы бы хотели научиться расписывать посуду донским узором?

Дети: да. Хотим.

Воспитатель:  Тогда, дорогие друзья, я  приглашаю вас в мою художественную мастерскую  научиться расписывать   донской росписью посуду. А расписывать мы будем тарелку.  Проходите, рассаживайтесь по удобней  и давайте еще раз посмотрим на тарелку.

На экране идет слайдовая презентация «Донской узор».

Воспитатель.

- Какой формы тарелка?  

- Какой   элемент донской росписи украшает тарелку?

Дети: подсолнушек.  

- Кто заметил, где находится подсолнушек?

Дети: подсолнушек нарисован в центре тарелки.

-Правильно,  подсолнушек находится в центре, потому, что это главный элемент росписи.

- Что еще есть у подсолнуха?

Дети: середина.

- Почему середина черного цвета?

Дети: это семечки, а семечки черного цвета.

Воспитатель: ребята, вы сможете нарисовать такой узор?

Дети: мы хотим научиться расписывать посуду Донским узором, чтобы показать своим друзьям. Мы сможем нарисовать этот узор.

2.Продуктивная деятельность.  

Воспитатель:  Ребята,  перед вами лежат тарелочки, которые мы будем украшать донским узором. Рисовать мы будем подсолнушек.

Чтобы получился у нас  красивый узор, мы должны найти  центр тарелки.

Возьмите простой карандаш и поставьте в центре точку.  Все нашли середину тарелки? Молодцы!

Воспитатель:  Рисовать подсолнушек мы будем с помощью трафарета. Возьмите, как я, трафарет двумя руками и положите в центр тарелки. Получилось? Хорошо!

Воспитатель.    Сухой губкой  набрали немного желтой, немного красной гуаши. Левой рукой придерживаем трафарет, а правой рукой   раскрашиваем подсолнушек.

Воспитатель.Положили губку на тарелочку и аккуратно двумя руками сняли трафарет.  Вам нравится ваш подсолнушек? Посмотрите на мой образец и скажите, чего не хватает  вашему подсолнушку? Правильно, его надо «оживить» - нарисовать серединку.   Но пока краска сырая, мы не сможем нарисовать «оживку».  Надо подождать, пока она подсохнет.

Физминутка  «Петух»

Рано утром казаков будит петух, он взлетает на плетень, хлопает крыльями и кричит «Ку-ка-ре-ку!» Давайте поиграем, но сначала выберем считалочкой водящего, который должен узнать петушка.

Сидел петух на лавочке,

Считал свои булавочки.

Раз, два, три,

А водить-то будешь ты!

Дети стоят в кругу, повторяют слова:

Утром кто зарю встречает,

Песни звонко распевает,

Казакам спать мешает?

Воспитатель   указывает на ребёнка, выбранный петушок кричит «Ку-ка-ре-ку», а водящий отгадывает, чей голос услышал.

Воспитатель.  Пока мы с вами играли, краска высохла,  и теперь мы можем «оживить»  наш узор.

У вас на столах в стаканчиках стоят  кисточки двух размеров. Возьмите толстую кисточку. Покажите ее.   Намочите ее водой и наберите немного  черной краски. Набирайте аккуратно, чтобы краска не капала с кисточки.

Рисуем середину.  Разрисовали?  У всех получилось?

Воспитатель.  Продолжаем «оживлять» наш подсолнушек. Можно нарисовать точки вокруг серединки,  а можно иначе  (показываю несколько образцов).

«Оживите»  свой донской подсолнушек.   Вам нравится  рисунок?

Подсолнушки засияли, как наше Донское яркое солнышко.

Воспитатель.  Ребята, в каждой тарелке есть ободок. Он есть и в нашей тарелке.  Его тоже надо украсить.  Украшать мы будем листиками.  Простым карандашом мы наметим место, где будем рисовать листик. Это нужно для тог, чтобы листики располагались на одинаковом расстоянии друг от друга.

Воспитатель.  Рисовать листики будем с помощью трафарета. Взяли трафарет и положили на место, где нарисована точка.  Листочек должен находиться только на ободке и не заходить в середину тарелки.  Сухой губкой набрали зеленую краску и нарисовали лист. Аккуратно сняли трафарет, повернули тарелку  и на месте точки нарисовали лист. Дальше выполняйте работу самостоятельно.  Все выполнили работу?  Молодцы.

Воспитатель.  А теперь мы будем работать без трафарета, одной тонкой кистью. Возьмите тонкую кисть и покажите  ее.  Намочите ее водой, наберите черной краски и  нарисуйте красивые завитки.

Воспитатель.Все нарисовали завитки?  Посмотрите, как заиграл донской  узор на вашей тарелке.  Полюбуйтесь на свою работу и работу своих друзей.

Когда ваши работы подсохнут, вы можете их забрать и подарить своим друзьям или родителям.

3.Осмысление.

Воспитатель: ребята, где мы с вами были?

Дети: мы были на выставке семикаракорской посуды, рассматривали узоры, которыми она расписана. А потом мы посетили художественную мастерскую.

Воспитатель: чем вы занимались в художественной мастерской?

Дети: мы учились  рисовать  узор на тарелочке с помощью трафаретов.

Воспитатель: что было для вас самым трудным?

Дети: мне было трудно пользоваться трафаретом. А мне аккуратно губкой наносить краску. Мне сложно было рисовать завитки.

 Воспитатель: почему вам удалось нарисовать узор?

Дети: мы внимательно слушали объяснение,  как пользоваться трафаретом и

губкой, как правильно их располагать на тарелке и старались все выполнить правильно.

Воспитатель:ребята, что вам сегодня больше всего понравилось?

Дети: мне понравилось рассматривать посуду, а мне украшать тарелочку с помощью трафарета. Мне понравилось работать губкой.

Воспитатель:  я рада, что вам сегодня было интересно. Когда ваши работы подсохнут, вы можете их забрать и подарить своим друзьям или родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 39 муниципального образования Усть-Лабинский район на 2012- 2013 учебный год

Цель: обеспечение творческой активности и способности педагога к адекватной деятельности в предметных и социальных ситуациях в условиях инновационного развития образования.Содержание:·...

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 39 муниципального образования Усть-Лабинский район на 2012- 2013 учебный год

Цель: обеспечение творческой активности и способности педагога к адекватной деятельности в предметных и социальных ситуациях в условиях инновационного развития образования.Содержание:·...

Рабочая общеобразовательная программа дошкольного образования первой младшей группы №2 (с 2 до 3 лет) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №28 «Лесная сказка» Елабужского муниципального

Данная рабочая программа предусматривает организацию и проведение психолого-педагогической работы с детьми 2-3 лет. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с Примерной общео...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 поселка городского типа Ильского муниципального образования Северский район Консультация для воспитателей « Сенсорная развивающая среда в детском са

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 поселка городского типа Ильского муниципального образования Северский  район...