Конспект совместной деятельности по обучению грамоте. Викторина «БУРАТИНО И ГРАМОТЕИ»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Хрушкова Людмила Аркадьевна

Итоговая деятельность по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект36.18 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина «Буратино и ГРАМОТЕИ»

Конспект итоговой совместной деятельности по подготовке к обучению грамоте

  • Возрастная группа детей:

Подготовительная к школе

  • Тема совместной  деятельности:

Викторина «Буратино и ГРАМОТЕИ»

  • Цель:

Демонстрация  полученных детьми знаний и умений по подготовке к обучению грамоте  на практике.

Психолого-педагогические  задачи:

  • Показать умения детей

- проводить звуковой анализ

- составлять слова из слогов

- называть слова на заданные буквы

- в быстром темпе произносить скороговорку

- отгадывать загадки

- находить пропущенные буквы

- составлять предложение по схеме

- разгадывать кроссворды

  • Воспитывать доброе отношение к сказочному герою и друг к другу;  развивать дух здорового соперничества и желание победить.
  • Интегрируемые образовательные области:

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное

  • Виды детской деятельности, лежащие в основе организации НОД

Игровая

Коммуникативная

  • Методы и приёмы:

Беседа

Игровой

Художественное слово

Практический

Наглядный

ИКТ

  • Оборудование и материалы:

Компьютер

Проектор

Демонстрационный экран

Презентация «Викторина «Буратино и ГРАМОТЕИ»»

Эмблемы для каждой группы по названию команды

Наградные медали 1, 2, 3 место

Стол для жюри

Флажки для оценок (баллов) жюри

Тексты загадок

Пазлы со слогами

Фишки красные, синие, зелёные по 5 штук

Магнитная азбука

Магнитная доска – 3 шт.

Кроссворды (А3) для каждой команды (см. слайды с кроссвордами)

Маркеры 3 шт.

Тексты для чтения (А3) для каждой команды

Ход деятельности:

Под музыку в музыкальный зал входят дети подготовительных к школе групп «Солнышко», «Сказка» и «Рябинка».

Ведущая:

- Уважаемые зрители, представляю вашему вниманию команду «Рябинка» и её капитана (имя и фамилия ребёнка), давайте поприветствуем команду громкими аплодисментами!  (Ведущий объявляет две другие команды. Дети строятся в три шеренги. Капитаны вместе с детьми хором произносят  девизы.)

- Дорогие ребята, вот и подошёл к концу учебный год. Целый год мы знакомились с новыми звуками и буквами, учились составлять слова и слоги, читали предложения. И каждый раз мы встречались с Буратино, который приносил нам новые буквы из своей АЗБУКИ. Сегодня пришло время показать свои знания и умения и «померяться силами» в умении составлять предложение, читать, находить правильные ответы на вопросы. Дети, наш друг Буратино, как всегда, снова с нами! (Слайд №1).

Наша викторина называется «Буратино и ГРАМОТЕИ». Как вы думаете, кто же это такие ГРАМОТЕИ? Конечно, это вы!

- Прошу занять свои места. (Дети садятся за столы, каждая команда за свой ряд)

Представляю вашему вниманию уважаемое жюри (называет имена воспитателей). Жюри будет вам ставить баллы – флажки  за правильные ответы. Какая команда заработает большее количество баллов, та и будет объявлена победителем. Но в нашей викторине не будет проигравших, ведь вы, дети,  все очень- очень старались во время занятий, много знаете и многому научились! От всей души желаем вам успеха и победы!

Задание №1. Слайды № 3, №4. Буквы А, О, У С, К, Л

Не зевай, слово называй!

- Внимание на экран. Дети, я предлагаю вам придумать  слова, которые начинаются с согласной и с гласной буквы, не повторяясь. Чем больше слов вы назовёте, тем больше баллов заработаете. Главное условие конкурса – не повторять слова, которые были уже названы. Даю вам немного времени  подумать и посоветоваться друг с другом.

(Команды отвечают по очереди.  Каждой команде - своя буква).

А, О, У

С, К, Л

Задание №2.Слайды №5-№13. Слайды отображают картинки-отгадки и фишки, которыми обозначаются первые звуки слов-отгадок

Отгадай загадку и покажи первый звук,  (цветовая фишка) с которого начинается отгадка

Эта книга непростая:

По ней буквы изучаю. 

Букварь

То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Тетрадь

Смотри: перед тобой чудесный дом.

Квартиры белые пустые в нём.

И если только краски в руки взять,

Жильцов ты сможешь сам нарисовать.

Ты знаешь, что это за дом?

Он называется… альбом

Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать новую черту

Вам я помогаю.

Линейка

Если, что-то не пойму,

Из портфеля достаю,

С полочки снимаю,

Внимательно читаю!

Учебник

Тело — из дерева,

Ноги — волосяные.

Кисточка

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой,

Нам показывая страны,

Реки, горы, океаны.

Глобус

Чёрный Ивашка,

Деревянная рубашка.

Где носом проведёт,

Там и след кладёт.

Карандаш

Новый дом несу в руке,

Дверцы дома — на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.

Портфель

Задание №3. Слайд №14. Картинка с изображением Буратино у доски, на которой написаны слова с пропущенными буквами.

 Буква потерялась

- Дети, внимание на экран. Буратино написал слова и пропустил некоторые буквы. Помогите ему выполнить задание  правильно. (Каждой команде – свой ряд слов.  Дети называют слова с пропущенной буквой по очереди, по одному слову).

  • Луна, корона, рыба, собака, кровать
  • Кошка, ведро, девочка, лошадь, капуста
  • Ветер, шапка, зебра, яблоко, щётка

- Дети, в одном и том же слове можно назвать  ту или иную пропущенную букву, тогда изменится значение слова.

Задание №4.  Слайды №15, №16 Картинки с изображением Буратино и «рассыпанных» слов; Буратино и картинок, с изображением гороха, орехов и фруктов.

- Дети, у Буратино рассыпалось слово. Помогите ему  собрать слово из букв. (Дети используют магнитную азбуку)

(1.орехи, 2.горох, 3.фрукты)

Если дети затрудняются с выполнением задания, ведущая загадывает каждой команде загадку – подсказку

Малыши на веточках,

В костяных жилеточках,

Растут, созревают,

Их осенью срывают!

Орехи

Груша, яблоко, банан,

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся... фрукты

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки.

Горох

Задание №5. Слайд №17. Картинка с изображением схемы предложения, состоящего из 4-х слов.

Помогите  Буратино составить  предложение по схеме

- Внимание на экран! Перед вами, ребята, схема предложения. Сколько слов в этом предложении? (Четыре слов).  Буратино не смог справиться с заданием. Поможем ему? Я предлагаю вам придумать предложение по этой схеме. Каждый должен придумать своё  и не повторять ответы других детей.  

Задание № 6.  

Составьте слова из слогов - пазлов

- Дети, а сейчас я предлагаю вам сделать небольшую разминку. Перед вами пазлы со слогами, их необходимо соединить так, чтобы получились слова. Участие принимает вся команда одновременно, помогайте друг другу. Чья  команда быстрее соберёт все  слоги - пазлы в слова, та и победит в этом конкурсе.

Слова команде «Рябинка»

  • Ма-ра-ка-сы, кси-ло-фон, ги-та-ра, ба-боч-ка, тык-ва

Слова команде «Сказка»

  • Е-ж-еви-ка, са-мо-лёт, нож-ни-цы, ав-то-бус, ры-ба

Слова команде «Солнышко»

  • Ве-ло-си-пед, ви-но-град, а-пель-син, клуб-ни-ка, туф-ли

Задание № 7

Домашнее задание капитанам. Скороговорка.

Топали да топали, дотопали до тополя.

Дотопали до тополя, да ноги-то оттопали!

Жюри оценивает скорость проговаривания и качество проговаривания скороговорки.

Задание № 8. Слайды № 18- №20, №21-№23. Картинки с изображением неразгаданных кроссвордов. Картинки с изображением кроссвордов с ответами.

Кроссворд (из 5 слов)

- Внимание на экран! Команда «Рябинка», перед вами кроссворд, все слова в нём начинаются с одной и той же буквы, буквы Б. Предлагаю вам вписать в пустые клеточки кроссворда слова, в этом вам помогут  картинки. Будьте внимательны, не спешите, не делайте ошибок!

 (Далее команда «Сказка» и «Солнышко»).

Жюри оценивает скорость проговаривания и качество проговаривания скороговорки.

Задание № 9. Слайды №24--№29. Картинки с изображением предметов и слов из первых букв

Составьте и прочитайте слова из первых букв

- Внимание на экран! Дети, нужно помочь Буратино составить слова из первых букв, с которых начинается название картинки. Можете посоветоваться друг с другом (внутри своей команды).

  • Синица
  • Ракета
  • Домино

Задание №10.Слайды №30--№33. Картинки с текстами для чтения

Прочитай текст. Демонстрационный материал

- Уважаемые капитаны команд, помогите Буратино прочитать стихотворения:

  1. Пляшут мышки-шалунишки,

Кто на чашке, кто на крышке.

Тише, тише, тише, мышки,

Не мешайте спать братишке.

  1. Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

Щётка щёлк щенков с плеча!

Два щенка ушли ворча.

  1. Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход,

В дымоходе – чернота.

Отыщи-ка там кота.

Итог викторины

- Слово предоставляется уважаемому жюри. (Жюри объявляют общий  результат  конкурса и определяют команду победителя, которая набрала наибольшее количество баллов-флажков).

Слайд №34. Молодцы! Картинка с изображением Буратино

Награждение победителей и участников викторины медалями.

Команда – победитель совершает под музыку круг почёта.

Разминка, преддверие или концовка викторины

(не оценивается, проводится в том случае, когда остаётся время)

- Дети, послушайте смешной рассказ писателя Геннадия Юдина и запомните все слова, в которых есть звуки Б или БЬ.

Лесные музыканты

Купил баран на базаре барабан, сел на бревно под березой и ну лупить: бум! бум!! бум!!

Подошел барсук с баяном:

- Можно с тобой вместе поиграть?

- Конечно, можно! – обрадовался баран.

Тут еще бобер с балалайкой и бурундук с бубном подоспели. Уселись рядком на бревно и давай играть, кто громче. Такой тарарам подняли – все звери сбежались.

- Нельзя ли потише?! – просят звери.

А музыканты еще громче заиграли.

Тут вышла белочка:

- Если вы будете играть, мы вам бубликов дадим.

Вот так баран, барсук, бобер и бурундук стали по лесам ходить и со всех бублики да баранки требовать.

- Если не принесете, - грозят, - как заиграем – вам же хуже будет.

Хорошо зажили музыканты. Но вот однажды подошли они к бегемоту и давай играть да орать!

«Ну, - думают, - наедимся сейчас бубликов!»

А у бегемота шкура толстая.

- Бис, - бурчит, - браво, браво! Бейте громче, ребята.

Уж ребята били, били, да и оглохли сами. Бросили свои инструменты, и с тех пор в лесу тишина…

- Назовите все слова, в которых есть звуки Б или БЬ, не повторяя друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект совместной деятельности учителя- логопеда с детьми по развитию связной речи и обучению детей грамоте «Прощание с весной».

План-конспект совместной деятельности учителя- логопеда с детьми по развитию связной речи и обучению детей грамоте «Прощание с весной».  Пантелеева Ирина Олеговна, МБДОУ «Детский сад №...

конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Поможем Буратино"

Конспект составлен для подготовительной логопедической группы в игровой форме.Задачи образовательной деятельности направлены на создание условий для закрепления знаний по обучению грамоте, развитию на...

Конспект совместной деятельности по обучению детей старшей группе составлению текстов сказочного содержания с использованием приёмов технологии ОТСМ – ТРИЗ.

Тема совместной деятельности:Составление текста сказочного содержания.Совместная деятельность осуществляет интеграцию образовательных областей: Речевое развитие и Социально - коммуникативное развитие....

Конспект совместной деятельности по обучению грамоте в старшей группе детского сада.

Обобщение пройденного материала по звуквам и буквам А ,О, У, Э, Ы, Н, М, Л, Р. Открытое мероприятие для родителей...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы подготовка к обучению грамоте «Мы знаем все гласные буквы»

Конспект итогового  занятия по подготовке к обучению грамоте в форме игры "Вопрос на засыпку". Дети показывают свои знания, зарабатывая желанные мешочки с "золотым" песком. Родители так же являют...