Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе на тему "Буратино в гостях у детей"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Конспект может быть полезен воспитателям старшей группы на занятиях по обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект итоговой образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе

Тема: «Буратино в гостях у детей»

Цель: обобщение и закрепление знаний по пройденному материалу по обучению грамоте.

Образовательные задачи: 

  1. Закрепить знание ранее изученных букв, обозначение звуков на письме буквами.
  2. Тренировать умение находить место звуков в словах.
  3. Тренировать умение называть слова с определенным звуком.
  4. Закрепить понятия «звук», « буква», «гласный звук», « согласный звук», «слог».
  5. Совершенствовать умение делить слова на слоги.
  6.  Тренировать навык чтения слогов.

Развивающие задачи:

  1. Развивать зрительно – пространственную координацию.
  2. Развивать воображение, память, мышление, внимание.
  3. Развивать звуковой анализ.

Воспитательные задачи.

     Содействовать формированию:  

  1. навыков взаимодействия,  сотрудничества, активности, взаимопомощи.
  2. произвольности поведения.

Оборудование:

Мольберты (2, 1  - магнитный,1  - деревянный), стулья (10 шт.), столы (2), 5 магнитов, кукла Буратино.

Материалы: демонстрационный:

Экологическое панно группы;

паровозик  с 3-мя окошками (схема места звука в слове);

буквы У, И, Э, Ы (высота 15 см, подвесные модули);

карточки со слогами УФ, ФУ, ИФ, ФИ, ЭФ, ФЭ, ЫФ, ФЫ; УЙ, ИЙ, ЭЙ, ЫЙ; УХ, ХУ, ИХ, ХИ, ЭХ, ХЭ, ЫХ, ХЫ; УК, КУ, ИК, КИ, ЭК, КЭ, ЫК, КЫ (5х10 см);

ручной фиксатор;

картинки с изображением повара, учителя, пожарного, портнихи, продавца (10х15 см);

карточки с заданиями: 1. «Найдите место звука [т] в словах трамвай, кот, потолок».

2. «Назовите, сколько слогов в этих словах».

Раздаточный:

Фишки – квадраты синего, красного и зеленого цвета(3х3 см, по 10 шт. каждого);

 схемы места звука в слове (10 штук, 10х20 см).

Образовательная ситуация

I Введение в ситуацию

Цель: Создание условий для возникновения у детей положительной мотивации к познавательной деятельности.

- Дети, подойдите ко мне, встаньте в кружок. Ребята, к нам пришел  Буратино.

Воспитатель показывает куклу Буратино и говорит от его имени.

Буратино: - Здравствуйте, ребята! ( Здравствуй Буратино)

Буратино:- У меня есть волшебный ключик, с помощью которого я попал в Звукоград. Я думал, что в нем я многому научусь перед школой. В городе были разные улицы, а на них непонятные буквы, схемы, задания. Мне стало так интересно, но один я не смог ничего понять!

- Ребята, что же  делать? (Нам надо помочь Буратино.)

- Вы хотите помочь Буратино? (Да, хотим. )(Хотим помочь Буратино.)

- Вы сможете помочь Буратино? (Да, мы сможем помочь Буратино.)(Да, мы сможем.)

- Почему вы так решили? ( Мы сможем помочь Буратино, потому что мы знаем звуки, буквы, умеем читать.)(Мы дружные.)(Мы умные.)( Мы команда.)(Мы много знаем.)

- Что же нам надо сделать? (Нам надо отправиться в Звукоград.)

- Как мы окажемся в Звукограде? (Надо закрыть глаза и произнести волшебные слова.)

Дети закрывают глаза, произносят волшебные слова вместе с воспитателем.

- Раз, два, три, вокруг себя обернись,

   В Звукограде окажись.

II. Игровая деятельность

Цель: закрепление представлений об изученных звуках, буквах, слогах.

- Ребята, оглянитесь. Вот мы и в Звукограде.

Буратино показывает в сторону экологического сезонного панно. На нем изображены дети, которые гуляют.

Буратино: - Вот на той дальней улице играют дети. Я хотел с ними познакомиться, а они попросили меня угадать, как их зовут. Имя мальчика начинается со звука [ф*] (Мальчика зовут Федя.)

-  Имя девочки начинается со звука [к]

( Девочку зовут Катя.)(Девочку зовут Карина.)

Буратино: - Спасибо, ребята! Вы помогли мне угадать имена детей и познакомиться.

Буратино обращает внимание на схему места звука в слове. Схема находится на мольберте.

Буратино: - А что  это за схема? ( Это схема места звука в слове.)

- Где может слышаться звук в слове? (Звук может слышаться в начале слова, в середине и в конце.)

- Девочки, здесь задание.

Воспитатель читает.

- Найдите место звука [т] в словах. У каждого из вас схема места звука в слове на столе. Присаживайтесь за столы и возьмите нужную фишку.

На столе фишки синего, зеленого и красного цвета.

- Какой фишкой вы обозначите звук [т] и  почему? ( Звук [т]обозначим синей фишкой, потому что  он согласный твердый.)

- Слушайте внимательно: Трамвай, коТ, поТолок.

Дети обозначают место звука на схеме.

- Какие звуки мы обозначаем зеленой фишкой? ( Зеленой фишкой обозначаем согласные мягкие звуки.)

- Какие звуки мы обозначаем красной фишкой? ( Красной фишкой обозначаем гласные звуки.)

Буратино:- Спасибо вам, ребята. Теперь я знаю, что такое схема места звука в слове и как обозначаются звуки.

- Почему вам это удалось? (Нам это удалось, потому что мы уже находили место звуков в слове в других путешествиях в Звукоград.)

- Куда же мы пойдем дальше?

Буратино: - Посмотрите, я вижу какие – то незнакомые мне буквы.

- А вам эти буквы знакомы? (Да, мы их знаем.)

Дети с воспитателем смотрят на подвесные модули – буквы И, У, Э, Ы.

- Какие это буквы? (Буквы И, У, Э, Ы.)

- Давайте найдем глазами букву И…..У…..Э…..Ы…..У…..И……Ы……Э.

Дети ищут глазами эти буквы. Буратино вместе с ними.

- Буратино, ты запомнил эти буквы?

Буратино:- Да, запомнил. Спасибо вам, ребята!

- Мы можем отправляться дальше.

На полке на ручном фиксаторе находятся слоги УФ, ФУ. Слоги ИФ, ФИ, ЭФ, ФЭ, ЫФ, ФЫ; УЙ, ИЙ, ЭЙ, ЫЙ; УХ, ХУ, ИХ, ХИ, ЭХ, ХЭ, ЫХ, ХЫ; УК, КУ, ИК, КИ, ЭК, КЭ, ЫК, КЫ лежат рядом на полке.

Буратино: - Здесь что – то написано. Вы сможете прочитать? (Да, сможем. )

Воспитатель выставляет слоги на фиксаторе. Каждому ребенку по паре слогов.

- Предлагаю читать по цепочке. Вставайте в полукруг.

Дети читают по цепочке каждый по паре слогов.

- Что еще интересного вы видите в Звукограде? (Здесь какие –то картинки.)

Дети с воспитателем и Буратино подходят к мольберту на котором выставлены картинки с изображением повара, учителя, пожарного, портнихи, продавца. Воспитатель читает записку:

- Назовите, сколько слогов в этих словах. Ребята, вы сможете определить количество слогов в словах? (Да, сможем.)

Дети называют слова и определяют количество слогов с помощью приема «болельщик».

- Почему вам удалось выполнить это задание? (Нам удалось выполнить это задание, потому что мы уже умеем делить слова на слоги.)

Буратино: - Молодцы, ребята! Спасибо вам за помощь! Теперь я умею делить слова на слоги.

- Буратино, мы рады, что смогли тебе помочь. Ну что ж, нам пора возвращаться в детский сад. Если тебе нужна будет наша помощь, приходи  к нам.

Буратино: - До свидания, ребята! До новых встреч! (До свидания, Буратино!)

- Закрывайте глазки, нам пора домой. Говорим волшебные слова:

Раз, два, три, вокруг себя обернись  -

В детском саду окажись.

- Вот мы и дома в детском саду.

III.Осмысление (итог).

Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей тренировочной деятельности.

Дети подходят к месту начала путешествия.

- Где же мы  были? (Мы были в Звукограде.)

- Что мы делали? ( Мы помогали Буратино.)

- Чему мы его научили? (Мы научили новым буквам, читать слоги, находить место звука в слове, делить слова на слоги, называть слова с определенным звуком.)

- Почему у вас получилось помочь Буратино? (У нас получилось помочь Буратино, потому что мы умные, внимательные, дружные.) (Мы умные.)(Мы внимательные.)(Мы дружные.)(Мы постарались.) (Потому что мы выполнили все задания.)

- Что для вас было самым интересным? (Самым интересным было читать слоги.) ( Находить буквы.)( Делить слова на слоги.)(Придумывать имена детей.)( Находить место звука в слове.)

- Что для вас было самым трудным? (Самым трудным было придумывать слова.)( Определять место звука в слове.)(Читать слоги.)

- Молодцы, ребята! Вы смогли придумать имена детей, определить место звука [т] в словах, быстро найти буквы глазами, прочитать слоги, разделить слова на слоги. Я вами горжусь! Вы настоящие друзья! И всегда придете другу на помощь!

Задание:

 «Найдите место звука [т] в словах трамвай, кот, потолок».

_____________________________________________________

Задание:

«Назовите, сколько слогов в этих словах».

________________________________________

 

УФ

ФУ

ИФ

ФИ

ЭФ

ФЭ

ЫФ

ФЫ

УЙ

ЭЙ

ИЙ

ЫЙ

ЭХ

ХЭ

ИХ

ХИ

УХ

ХУ

ЫХ

ХЫ

ЭК

КЭ

УК

КУ

ЫК

КЫ

ИК

КИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе "Знакомство со звуками (Л), (Ль) и буквой Л

Цель: познакомить со звуками (Л), (Ль) и буквой ЛЗадачи:образовательные: уточнение артикуляции звуков (Л), (Ль); формирование умения различать звуки (Л) и (Ль); сравнение звуков по твердости и мягкост...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности

Конспект подгруппового зянятия по обучению грамоте "Приключения буквы К на космодроме"...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР на тему «Знакомство детей со звуком [п] и с буквой «П

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамотев старшей группе для детей с ТНРна тему «Знакомство детей со звуком [п] и с буквой «П...