Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Склярова Мария

Конспект подгруппового зянятия по обучению грамоте "Приключения буквы К на космодроме"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности

Тема образовательной деятельности: "Приключения "К" на космодроме".

Лексическая тема: "Космос".

Цель: совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты.

Задачи:

коррекционно-образовательные

  • познакомить детей со звуком и буквой К
  • научить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам
  • закрепить навык выделения звука из слов

коррекционно-развивающие

  • развивать общую моторику
  • развивать память, внимание, мышление

коррекционно-воспитательные

  • воспитывать личностные качества и желание придти на помощь
  • воспитывать умение сотрудничать со сверстниками, уважать их мнение и помогать

Предварительная работа:

1. Выделение звука [К] из ряда других  звуков.

2. Нахождение места звука [К] в слогах, словах.

3. Закрепление понятий согласный твёрдый - синий цвет, гласный - красный цвет.

Оборудование: презентация, звёзды с буквами (рис.1), конверты (9 шт.), картинки: мешок, шишка, шарик, жираф, машина, шахматы, шашки, ежи, дом, рак (рис. 2); карточки №1, 2, 3 (рис.3);  карточка №4, карточка №5, массажный коврик с красным и синим цветом.

Ход образовательной деятельности

Этап НОД

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие.

Слайд 1. Играет фоновая музыка презентации.

- Чтобы узнать куда мы с вами отправляемся необходимо пройти по звёздочкам, на которых написана буква Ш.

Слайд 2.

- Молодцы! Посмотрите ребята, мы попали на космодром "Восточный".

- Кто знает что такое космодром?

- Космодром - это место, с которого люди - космонавты попадают в космос.

Слайд 2.

- Знаете ребята, а ведь пришли мы сегодня суда не случайно, космонавту Ксюше нужна наша помощь. Ну что поможем Ксюше полететь в космос?

Здороваются с учителем-логопедом.

Проходят по звёздочкам с буквой Ш.

Отвечают на вопрос учителя-логопеда.

-Да.

II. Актуализация опорных знаний

Для этого вам нужно разделится по парам. А теперь каждая пара должна выбрать свой конверт и присесть за стол.

- Все космонавты летают в космос на космической ракете. Поможем её собрать?

- Каждая пара должна выбрать 2 картинки с предметом в названии которого есть звук [Ш]. Так мы получим детали корабля.

- Ну что начнём? У себя в конвертах вы найдёте картинки.

-Итак, посмотрим правильно ли вы всё нашли, называйте картинки.

Слайд 3.

- И вот первая деталь корабля.

Слайд 4.

- Вторая деталь

Слайд 5.

- А вот и третья деталь

Делятся по парам, выбирают конверты, садятся за столы.

-Да.

Выбирают картинки, в названии которых есть звук [Ш].

Называют картинки.

III. Обучающий момент

- Вы большие молодцы! А теперь соберём все части ракеты вместе?

Слайд 6.

- Чтобы первая часть ракеты пребыла на своё место нужно выполнить моё задание. Внимательно послушать меня и догадаться о каком звуке идёт речь. Я буду выделять его голосом.

Учитель-логопед читает:

Котик ниток клубок укатил в уголок,

Укатил в уголок котик ниток клубок

-Ну что догадались о каком звуке идёт речь? Так о каком же?

Слайд 6.

- Смотрите первая часть ракеты уже прибыла на своё место! Что бы вторая часть космической ракеты прибыла на своё место вам нужно рассказать мне про звук [К]. Давайте произнесём его.

- Скажите мне когда мы произносим звук [К] мы встречаем преграду во рту?

- Смотрите губы и зубы слегка приоткрыты. Язычок уходит в глубь, а спинка как бы горочкой стоит. Произнесите звук [К] ещё раз. Чувствуете воздух с трудом пробирается сквозь язык и губы.

-Какой у нас звук [К] гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой?

Слайд 6.

-Смотрите, смотрите! Вторая часть ракеты прикрепилась с вашей

помощью!

- Ну что ж осталось самое трудное. Нужно прикрепить третью часть, чтобы Ксюша могла отправится в космос. Сейчас я назову вам слова, когда услышите звук [К], хлопните в ладоши.

Учитель-логопед называет слова: космос, ракета, шлем, скафандр, луна,

звёзды, космонавт.

Слайд 6.

- Ну что ж вы большие молодцы! Смотрите 3 часть корабля уже

присоединилась! У нас с вами получилась ракета, на которой Ксюша

полетит в космос.

-Да.

-Да. Звук К.

Произносят звук К.

-Да, мы встречаем преграду.

Произносят звук К.

-Звук К согласный, он твёрдый, глухой.

Хлопают в ладоши, когда слышат звук [К].

IV. Закрепление нового материала

Слайд 7.

- Хм! Ксюша растерялась! Вещи, в которых она должна лететь в космос

потерялись! Давайте поможем ей найти свои вещи!

- Для того что бы найти первую вещь вам нужно внимательно посмотреть на карточку в своих конвертах и выбрать слово со звуком [К].

1. шишка, кепка машина;

2. ежи, жираф, колпак;

3. косынка, мяч, дом.

Слайд 7.

- Молодцы ребята! Посмотрите, а что общего у названных нами слов.

- Правильно это всё головные уборы! На какой звук они все начинаются? А какой головной убор у космонавта?

Слайд 7.

-Вот мы и нашли с вами первую вещь космонавта - шлем.

Слайд 8.

- Нам осталось найти самое важное! Скафандр космонавта. А для того что бы его найти нам нужно будет правильно указать место звука [К] в словах на карточке.

Слова на карточке №4: космонавт, космос, ракета, тюбик.

Учитель-логопед показывает карточку №4

Слайд 8.

- Смотрите, вот и отыскался скафандр космонавта.

Дети достают карточки № 1, 2, 3. Находят слова со звуком [К], произносят их.

- Это всё головные уборы.

- На звук [К].

- Шлем.

Достают карточку №4. Говорят где место звука [К] в словах.

V. Физкультминутка

- Ксюша оделась в костюм космонавта и теперь почти готова полететь в космос. Но перед космическим полётом все космонавты обязательно

должны подкрепиться. Какой же это полёт на голодный желудок!

Слайд 9.

- Ребята, а в чём хранится еда у космонавта?

- Давайте обратим внимание на презентацию и увидим, чем же питаются космонавты находясь в космосе. Удивительно как в таких тюбиках помещается самая разная еда.

-Что бы покормить Ксюшу вам нужно встать из-за стола и подойти к нашему ковру.

- Я буду называть звуки, а вы становитесь в тот квадратик, который характеризует этот звук. Например, [К] - синий квадратик, потому что он согласный. Поняли меня?

Учитель-логопед произносит звуки: [К], [А], [Ш], [А].

Итак, какое слово у нас получилось? Чем мы покормили космонавтку Ксюшу?

Так с какого же всё таки звука начинается слова "Каша"?

 

- В тюбиках.

Выходят из-за стола, подходят к массажному ковру.

-Да.

Встают на квадратики определённого цвета.

- Каша.

- Со звука [К]

VI. Итоговое закрепление нового материала

- Благодаря вам Ксюша вкусно поела и уже готова лететь в космос на

космической ракете.

Слайд 10.

Знаете, а ведь звук [К] живёт в букве К. Чем отличается звук от буквы?

- Мы почти у своей цели! Теперь нам нужно посадить Ксюшу в ракету. Но для того что бы это сделать нам надо красиво написать букву К.

- Кстати, а на что похожа буква К?

- У вас в конвертах лежат карточки с буквой К, достаньте их, пожалуйста. Видите букву К?

-А теперь красиво обведите и пропишите её.

Слайд 11. Играет фоновая музыка презентации.

- Смотрите, вы все хорошо справились с заданием и Ксюша уже зашла в

космическую ракету!

-Звук слышим, а букву пишем.

Называют на что похожа буква К.

Достают карточку №5.

-Да.

Обводят и прописывают букву К.

VII. Итог занятия

- Ребята что же нового вы сегодня узнали?

Слайд 12. Играет фоновая музыка презентации.

- Ксюша уже готова к старту! Давайте запустим ракету! Для того что бы запустить вспомним какой звук [К]?

Слайд 12. Играет фоновая музыка презентации.

Давайте дадим обратный старт: 3, 2, 1, пуск.

VIII. Оценка работы детей на занятии

- И вот космонавтка Ксюша благодаря вам оказалась в космосе. Вы сегодня большие молодцы и хорошо поработали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в доступной, игровой  занимательной форме поможет педаго...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности  по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности "В гостях у Звуковичков"

Предлагаю вашему вниманию итоговое занятие в старшей группе компенсирующей направленности "В гостях у Звуковичков"...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Й - Ль»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе образовательной деятельности дети должны: научиться четко артикулировать и произносить звуки Й и Ль; научиться отличать эти звуки друг от друга;Закрепить представления ...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки П, Пь, буква П».

Цель: Познакомиться с буквой П, печатать букву П в тетрадях; знать основные отличия звука от буквы. Выделение заданного согласного звука в начале, в конце и в середине слов, из потока слов, из текста...