Конспект подгрупповой образовательной деятельности учителя-логопеда с воспитанниками подготовительной группы с ОВЗ по обучению грамоте Тема: «Подарки для Петрушки. Дифференциация звуков [б] - [б]»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Булатова Эльвира Юрьевна

На занятии решаются задачи по уточнению  артикуляции  и дифференциации звуков слогах, словах, предложениях и пословицах и совершенствованию фонематического слуха и навыков звукового анализа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_b-b.docx36.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгрупповой образовательной деятельности учителя-логопеда с воспитанниками подготовительной группы с ОВЗ по обучению грамоте

Тема: «Подарки для Петрушки. Дифференциация звуков [б] - [б]»

Цель: дифференциация звуков [б] - [б] в слогах, словах и предложениях

Задачи:

  • выработать четкую дифференциацию звуков [ б] –[ б] с опорой на артикуляторные, слуховые и зрительные ощущения;
  • научить дифференцировать звуки [б] - [б] в слогах, словах и предложениях;
  • совершенствовать физический и фонематический слух, звуковой анализ и синтез;
  • работать над развитием грамматических форм речи;
  • развивать память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, способствовать снижению  утомляемости, повышать способность к произвольному контролю;
  • учить понимать и объяснять смысл пословиц

Оборудование: предметные картинки со звуками  [б] и [б].  Зеркала, конверт с письмом от Петрушки. Фишки красного, синего и зеленых цветов. Карточки – символы, обозначающие слово, разделенные на 3 части. Листы бумаги в клеточку, мяч. Предметные картинки (облако, небо, полотенце; василек, мяч, стул; шапка, перчатка, ваза; дом, грузовик, мел; солнце, ведро; тарелка, ленточка, сумка). Тетради и карандаши.  Карточки с горизонтальными полосками, фигурки морских организмов.

Ход занятия:

1.Организационный момент. Дети рассматривают картинки на магнитной доске.

Учитель-логопед: «Назовите картинку в правом верхнем углу; в левом нижнем углу; в центре; в правом нижнем углу; в левом верхнем углу».

Ответы детей

«Какой одинаковый звук встречается во всех названиях этих картинок»?

 Ответы детей: звук [б]

2.Характеристика звука

«Возьмите зеркала и произнесите звук [б]. Что делают губы при произнесении звука? Где находится язык? Положите ладонь на горлышко. Что вы чувствуете? Что вы можете сказать о звуке [б]? Дайте характеристику звуку.

3. «Повтори не ошибись» повторение слоговых рядов

Ба-бу-бы                

 Аб-ыб-об

Бта-бту-бто

Убн-обн-убн

Бак-бок-бук

4. «Подарки для Петрушки» звуковой анализ слов

«Ребята, Петрушка прислал нам письмо. Скоро у него день рождения. Он приглашает вас в гости и говорит, что будет рад любым подаркам со звуком [б]. Я подарю ему буквы, пусть Петрушка учиться читать».

Дети подбирают картинки (подарки) для Петрушки (банан, барабан, бабочка, обруч…).

«Где слышится звук [б] в названии ваших подарков»? Дети выкладывают фишки в нужную позицию на карточках, обозначающих слова.

«Дети, но больше всего Петрушка хочет получить собаку. Чтобы исполнилось его желание, давайте «зашифруем» слово с помощью фишек».

Дети производят  звуковой анализ и синтез слова «собака».

5.«Колено-локоть». Упражнения, направленные на согласованную работу полушарий мозга

Стоя поднять левую ногу, согнутую в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой. (6-7 раз)

6. «Поиграем с ручками» развитие мелкой моторики

Дети мнут руками лист бумаги и расправляют большим пальцем левой руки, потом указательным пальцем правой руки.

7. «Скажи наоборот» игра с мячом

Дети, у звука [б] есть младший братец – мягкий звук [б]. Вставайте в круг, поиграем с вами в игру «Скажи наоборот»:

Ба-бя     бы-би   бо-бе   бу-бю

Быть-бить    были-били  забыть-забить  побыли-побили

8. «Подбери картинку»

«Дети, у нас картинки двух цветов: голубого и белого. Какой звук слышится в слове «голубой» - [б] или [б]?

Ответы детей: звук [б]

«А в слове «белый»? Ответы детей: [б] – звучит мягко.

«Посмотрите на картинки и скажите, про что можно сказать «белый», «белая», «белое»?

Про что можно сказать «»голубая», «голубой», «голубое»?

9. «Слуховой диктант»

Учитель-логопед предлагает детям взять карточки с горизонтальными делениями.

«Слушайте предложения. Положите столько фигурок на первую строчку, сколько слов со звуком [б] вы услышите в предложении».

Аналогичная работа еще с тремя предложениями.

«Проверьте себя, сколько слов в первом предложении? Какое это слово»? Т.д.

Учитель-логопед повторно называет каждое предложение.

10. «Объясни смысл пословицы»

Учитель-логопед спрашивает детей, как они понимают смысл такой пословицы: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Ответы детей: «Ничто не может быть достигнуто без упорства и усилия»

11.Итог.

«Ребята, про какие звуки мы сегодня с вами говорили? Назовите любые слова со звуками [б] и [б]».

Учитель-логопед хвалит детей за их упорство и усилия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности учителя - логопеда с детьми второй младшей группы с ОНР

Конспект неносредственной образоввательной деятельноти по формированию лексико-грамматический категорий и развитию связной речи у детей втрой младшей группы с ОНР...

конспект непосредственной образовательной деятельности учителя-логопеда и детей 6-7 лет по развитию звукопроизношения в рамках темы « Дифференциация звуков (д) - (т)»

Цели:        Коррекционно-образовательные задачи:1.1.  Учить дифференцировать звуки «д» «т»1.2. Закреплять навыки изображения графического образа буквы.1....

Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми средней логопедической группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми средней логопедической группы ГБДОУ д/сад комбинированного вида № 41 Московского района. Учитель-логопед: Васе...

Конспект интегрированной подгрупповой образовательной деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога для детей с ОВЗ подготовительной группы с использованием элементов кинезиологии и дыхательных упражнений (по А. Н. Стрельниковой) по теме: «Такая ра

Нарушение речи зачастую является причиной школьной неуспеваемости. Использование в процессе занятий элементов кинезиологии и других здоровьесберегающих технологий способствует развитию речи, внимания,...

Конспект непрерывной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы по теме «У БЕЛОЧКИ В ГОСТЯХ»

Использование занимательного игрового сюжета, речевых игр при проведении НОД для развития речевой активности  у детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Конспект непосредственной-образовательной деятельности па развитию речи в подготовительной группе «Лексические игры и упражнения» по теме «Весна»

Образовательные цели: Уточнение представлений о весне и её приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна». Совершенствование грамматического строя речи, навыков слог...

Конспект подгрупповой образовательной деятельности учителя-логопеда для воспитанников с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи) подготовительной группы с использованием здоровьесберегающих технологий по теме: "Цветы"

Занятие по развитию речи с элементами грамоты для воспитанников с ОВЗ подготовительной группы. Увлекательная проблемно-игровая деятельность с использованием здоровьесберегающих технологий создала поло...