Главные вкладки

    Конспект интегрированной подгрупповой образовательной деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога для детей с ОВЗ подготовительной группы с использованием элементов кинезиологии и дыхательных упражнений (по А. Н. Стрельниковой) по теме: «Такая ра
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Булатова Эльвира Юрьевна

    Нарушение речи зачастую является причиной школьной неуспеваемости. Использование в процессе занятий элементов кинезиологии и других здоровьесберегающих технологий способствует развитию речи, внимания, мышления и помогают детям преодолеть трудности в обучении.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект интегрированной подгрупповой образовательной деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога для детей с ОВЗ  подготовительной группы с использованием элементов кинезиологии и дыхательных упражнений (по А. Н. Стрельниковой)

    по теме: «Такая разная посуда»

    Цель: закрепление у детей представлений по лексической теме «Посуда».

    Коррекционно-образовательные задачи.

    • Закрепление в речи существительного с обобщающим значением «посуда»;
    • Уточнение и расширение словаря по теме;
    • Совершенствование грамматического строя речи через упражнения в образование имен существительных с помощью суффиксов;
    • Продолжать формировать умение образовывать относительные прилагательные;
    • Совершенствование  навыка слогового и звукового анализа;
    • Продолжать учить процессу словообразования;
    •  Развивать умение выделять лишнее, объясняя  свой выбор;
    • Закрепить  навыки порядкового и количественного счёта;
    • Упражнять  в составлении целого  из частей

    Коррекционно-развиваюшие задачи. 

    • обогащать словарь детей по теме «Посуда»;
    • развивать грамматический строй речи;
    • развивать произвольность внимания;
    • развивать наглядно-образное мышление;
    • развивать зрительное восприятие;
    • развивать фонематическое восприятие;
    • совершенствование мелкой моторики;
    • формирование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса;
    • развивать умение анализировать и синтезировать образное мышление. пространственное восприятие, воображение, логику

    Коррекционно-воспитательные задачи. 

    • Формирование положительной установки на участие в занятии, самостоятельности.

    Ход занятия:

    1.Организационный момент. Учитель-логопед заводит детей.

    «Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними». Дети здороваются.

    «Ребята, вы знаете кто такая бабушка Федора? Что с ней случилось? Мне очень хочется, чтобы вы ей помогли. Она очень добрая, только никто ей никогда не рассказывал, как нужно обращаться с посудой. Поможем ей?

    Бабушка Федора живет  за город. Мы поедем на автобусе сначала по городу, иногда будем останавливаться».

    2.Дыхательное упражнение «Обними себя» (по А. Н. Стрельниковой). 

    Учитель-логопед: «Перед дальней дорогой давайте сделаем дыхательную гимнастику.  

    Станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже другой.

    На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте, руки образуют треугольник – вдох! Развели руки в стороны – выдох!»

     Сделав 4 вдоха-движения, надо отдохнуть несколько секунд и снова выполнить это упражнение 4 раза. И так 4 раза по 4 движения-вдоха.

    Учитель-логопед: «Теперь займите места в автобусе».

    3. Отгадывание загадок. 

    Учитель-логопед: «Чтобы нам не скучать в дороге, я загадаю вам загадки».

    Дети отгадывают загадки.

       «Ах, какие мы чистюли –

       Две железные…(кастрюли)».

       «Режет, чистит и скоблит,

       Осторожным быть велит (нож)».

       «Из горячего колодца

       Через нос водица льется (чайник)».

       «Держите крепче – разобьюсь,

       Я хрупкая бедняжка - фарфоровая (чашка)».

       Учитель-логопед спрашивает: «О чем были мои загадки?»

    3.Кинезиологические упражнения (гимнастика мозга)

    Учитель-логопед: «Сейчас я предлагаю вам сделать «гимнастику» для мозга. Она поможет вам быть более внимательными, активными, и улучшит ваши достижения!»

    «Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук».

    Учитель-логопед: «Ребята, я вижу магазин. Давайте сделаем остановку».

    4.Игровое упражнение «Зашумленные предметы».

    Дети с учителем-логопедом подходят к двери магазина.

    Учитель-логопед: «Посмотрите, ребята, какая интересная вывеска у этого магазина!». Что вы здесь видите?»

    Дети отвечают: «Кастрюлю, чайник, блюдце, чашку».

    Учитель-логопед: «Молодцы! Дети, вы поняли, что продается в этом магазине?»

    Дети отвечают: «Посуду»

    Давайте зайдем и посмотрим.

    5.Лексико-грамматические игры и упражнения

    Включается презентация.

       Учитель-логопед: Посмотрите, какая красивая посуда продается здесь!».

        Игровое упражнение «Из чего сделан предмет?». Образование относительных     прилагательных.

    Учитель-логопед называет из чего сделан  предмет посуды, а ребенок называет, какой он:

    «Эта чашка сделана из фарфора. Какая она?».

    Ребенок: « Она фарфоровая»;

       «Кувшин из стекла»

       Ребенок: «Он стеклянный».

       и т.д.

    6.Игровое упражнение «Что куда положить». Словообразование.

    Логопед просит детей назвать, какую посуду нужно купить, чтобы разложить продукты: соль, сахар, конфеты, хлеб, масло, перец и т.д.:

       «Как называется посуда для сахара?»… (сахарница);

       «Посуда для соли?» … (солонка);

       «Посуда для масла?» … (масленка);

       «Посуда для сухарей?»…(сухарница);

       «Посуда для перца?»…(перечница);

       «Посуда для конфет?»…(конфетница);

       «Посуда для хлеба?»…(хлебница).

    7..Игра «Семейка слов».

    Ребята, назовите «семейку слов» к  слову «посуда».

    Дети называют: «Посудка, посудище, посудный, посудомоечная машина»

    8.«Пальчиковая гимнастика».

    «Ребята, как же нужно обращаться с посудой, чтобы она была такой же красивой, чистой, как в магазине»?

    Ответы детей: «Ухаживать за посудой, мыть ее»

    «Давайте поиграем с вами и расскажем, как нужно аккуратно мыть посуду»:

     Раз, два, три, четыре                          (сжимают и разжимают кулачки)

    Мы посуду перемыли:                        (трут ладошки друг об друга)

    Чашку, ковшик, чайник, ложку         (загибают по одному пальцу на обеих

    И большую поварешку                        руках, начиная с большого)

    Мы посуду перемыли:                         (трут ладошки друг об друга)

    Чашку даже не разбили,                      (разгибают по одному пальцу, начиная с мизинца)

    Ковшик даже не сломался,

    Нос у чайника остался,

    Ложка тоже уцелела

    Мы посуду моем смело!

    Вы молодцы! Теперь нам нужно вернуться в автобус и  ехать дальше к бабушке Федоре.

    Дети садятся в автобус и продолжают движение.

    9.Работа над звуковой стороной речи

          Игровое упражнение «Поймай звуки».

    Учитель-логопед: «Ребята, я забыла вам сказать, что перед нашей поездкой мне принесли конверт от нашего любимого Незнайки. Посмотрим, что он нам написал?

    Незнайка приготовил для вас задания.

    Он просит вас назвать, какой первый звук в слове «чайник», какой последний звук в этом слове?» Какие гласные звуки «живут» в слове «чашка»? Что это означает? Сколько слогов в слове «кастрюля», «блюдце»?»

    Дети выполняют задания.

    Автобус подъезжает к дому бабушки Федоры.

    Учитель-дефектолог в образе Федоры: « Ой, Посуда ты куда  убежала от меня? Вы ребята не видали , где тарелки пробегали?....»( Фёдора садится и видит , что не успела убежать только битая посуда) 

    10.Игра « Чего не хватает?»

    У чашки нет ручки,

    У чайника- крышки,

    У половника - ковша,

    У кастрюли - дна,

    У блюдца - половинки,

    У сахарницы - горлышко отбито.

    Федора:  « Вся посуда разбежалась и разбилась, и сломалась. Ребята помогите мне посуду вернуть»

    11.Игра « Собери посуду»

     Дети называют свою собранную картинку. Я собрал чашку (чайник, кастрюлю, тарелку и т д ...)

    Молодцы! Вот сколько предметов посуды вы собрали.

    Федора:  « Вернись ко мне посуда, я бить тебя не буду, сложу я и помою порадуюсь с тобою, но ты пожалуйста найдись!»

    ( дети и Федора находят посуду и выкладывают в шкаф)

    12.Игра «Что лишнее».

    Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний. И так, 

    Кастрюля, сахарница, сковорода, чайник (в сахарнице не готовят пищу).

    Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питья).

    Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).

    Чайник, блюдце, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).

    13.Проводится игра « Посчитай посуду»

    Сколько чашек ( одна чашка, две чашки...- семь чашек);

    Сколько тарелок, блюдец , ложек и т д.

    Чего больше?

    Понравилось вам считать предметы? Давайте с вами еще поиграем, выходите ко мне  на ковер.

    14.Игра «Сравни».

    Дети поочередно в парах проводят сравнение.

    1. Чем кастрюля отличается от сковороды? (Кастрюля высокая и у нее две ручки, а сковорода низкая, широкая, у нее одна ручка).

    2. Чем кувшин отличается от бутылки? (У кувшина есть ручка).

    3. Что едят из глубокой тарелки? (Из глубокой тарелки едят щи, борщ, суп).

    4. Что едят из мелкой тарелки? (Из мелкой тарелки едят…….).

    5. Чем отличается чайная ложка от столовой? (Чайная ложка короче и не такая глубокая).

    6. Почему ложка не может выполнять работу вилки? (у ложки нет зубчиков, как у вилки, ложка круглая).

    15.Фёдора:   «Для чего нужна посуда?»

    Если б не было посуды

    Нам пришлось бы очень туго

    Мы бы тут же из людей 

    Превратились в дикарей

    Брали мясо бы руками,
    Разрывали бы зубами,
    Пили воду бы в реке,
    Или в грязном ручейке.
    К счастью, помогает всюду
    Нам различная посуда:
    На неё еду кладут,
    Из неё едят и пьют.
    Сохраняют в ней продукты:
    Сыр и масло, хлеб и фрукты…
    В ней готовят сотни блюд-
    Варят, жарят и пекут!

    16. Итог.

    А вот какой сюрприз, ребята, я приготовила для вас . Посмотрите, это тарелки, они останутся вам на память.

     Только сначала давайте сделаем их красивыми. Вы возьмете карандаш и будете штриховать или слева направо, или сверху вниз. Дети берут карандаш и работают. Готовые работы выставляются на доске. Дети говорят Федоре спасибо! А Федора благодарит детей, что они помогли ей понять, что посуду надо беречь, мыть, любить. 

    ( на каждую тарелку Фёдора кладёт по конфете).  



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированная непрерывная образовательная деятельность учителя-логопеда по развитию связной речи у детей среднего возраста с нарушением зрения.

    Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитие речи, имеющих нарушения зрения. Тема: "В гостях у Сказки" ("Муха-Цокотуха")...

    Конспект подгрупповой образовательной деятельности учителя-логопеда с воспитанниками подготовительной группы с ОВЗ по обучению грамоте Тема: «Подарки для Петрушки. Дифференциация звуков [б] - [б]»

    На занятии решаются задачи по уточнению  артикуляции  и дифференциации звуков слогах, словах, предложениях и пословицах и совершенствованию фонематического слуха и навыков звукового анализа....

    Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности «Путешествие в сказочный мир «Трех медведей» с детьми средней группы. С использованием технологии развивающих игр В.В. Воскобовича

    конспект НОД с интеграцией образовательных областей: познавательное развитие,  речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Использование технологии развивающих игр В.В. Воскобович...

    специфика деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога в инклюзивной (комбинированной) группе

    особенности работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе инклюзивной...

    Сценарный план интегрированной непосредственно-образовательной деятельности учителя - логопеда и инструктора по физическому воспитанию по теме «Игрушки» с детьми средней группы.

    Данный материал представляет интегрированный коррекционно-образовательный процесс по кореекции речевых нарушений с использованием подвижных игр....