«Звуковая культура речи – основа подготовки детей к обучению грамоте»
материал по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

В предложенном материале показана работа по развитию звуковой культуры речи в старшем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_na_pedsovete.docx34.44 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы

«Звуковая культура речи – основа подготовки детей к обучению грамоте».

Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляет одну из основных задач специальной подготовки к обучению грамоте.

Анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. Необходимо уделять большое внимание развитию фонематического слуха. Фонематический слух — это способность воспринимать звуки человеческой речи. Исследователи детской речи (А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. X. Швачкин, Г. М. Лямина и другие) доказали, что фонематический слух развивается очень рано. Уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка — миска).

Однако первичного фонематического слуха, достаточного для повседневного общения, недостаточно для овладения навыком чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети могли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой структуры слова. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. Действия звукового анализа, как показали исследования, не возникают спонтанно. Задача овладения этими действиями ставится взрослым перед ребенком в связи с обучением грамоте, а сами действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. А первичный фонематический слух становится предпосылкой для развития более высоких его форм.

Подводить детей к звуковому анализу мы начали в старшей группе.

Для решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить их воспринимать слово не как единый звуковой комплекс, а как некое структурное образование, состоящее из отдельных звуков, т. е. научить слышать в слове отдельные звуки. Способом выделения звука в слове является особое произнесение слова — с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука.

Овладению способом интонационного выделения звука мы использовали приемы сравнения звуков речи с «песенками» ветра — шшш, насоса — ссс, их произношения, обнаружения звука («песенки») в произносимых взрослым (с интонаци­онным выделением звука) словах. Для этого подбирали слова, которые можно произносить протяжно (с шипящими, сонорными согласными). Далее детям предлагали назвать картинки, игрушки так, чтобы была слышна «песенка» ветра: шшшар, кошшшка, карандашшш; «песенка» жука — жжжук, ножжжницы. При таком произнесении становится понятно, что звуки в слове следуют один за другим.

Постепенно вместо слова песенка начинали употреблять слово звук. Умение произносить слова с интонированием звука закрепляли в игровых заданиях «Скажи, как я», «Скажи, чтобы все услышали в слове масло звук с», «Назови слова». «Как звучат отгадки».

Когда дети освоили способ интонационного выделения звука в слове, начали учить их определять, на каком месте находится нужный звук — в начале, середине или конце слова. Это умение закрепляли в разнообразных играх. «Что сказали звери», «Угадай имя мальчика», «Горлышко болит», «Эхо». «Звуковая мозаика», «Кто первый», «Турист», «Магазин», «Фокусы», «Третий лишний»

Детям предлагали для интонационного выделения не только твердые согласные звуки, но и мягкие: пппетух (п'), кккит (к'). Объяснение, мягкости и твердости звуков давали в игровой форме: парные фонемы (м—м\ с—с') называли «братцами»; твердые фонемы — «большими», мягкие — «маленькими». Для ознакомления детей с этими названиями и способами выделения твердых и мягких звуков создавали игровые ситуации, например вносят две куклы большую и маленькую. Дети должны определить первый звук в названии картинки и в зависимости от его твердости или мягкости отдать картинку той или иной кукле. (Впослед­ствии, уже в подготовительной группе, после ряда таких игр дети легко усваивают действие замещения мягких согласных зву­ков зелеными фишками, а твердых согласных — синими.)  

«Паровозики», «Цветные загадки», «Подарки».

В подготовительной группе ставится задача формирования у детей умения производить звуковой (фонемный) анализ.

Звуковой анализ это:

Определение порядка звуков в слове;

Выделение отдельных звуков;

Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный согласный, твердый мягкий, звонкий глухой)

На первом этапе мы учили детей определять порядок, последовательность фонем. С этой целью используется не только уже освоенный ими способ интонационного выделения звуков. Дошкольники не могут, опираясь только на произнесение, устанавливать порядок следования звуков. Поэтому Д. Б. Эльконин предложил моделирование структуры слова в виде картинки-схемы его звукового состава.' На картинке изображается предмет, слово-название которого должно быть проанализировано. Под картинкой дается графическая схема звукового состава, представляющая собой горизонтальный ряд клеток по числу фонем. Кроме картинки с графической схемой звукового состава, дети по­лучают несколько одноцветных фишек (одинаковые кусочки картона, пластмассовые пластинки, кружки нейтрального цвета — серые, белые), которыми должна последователь­но заполняться схема на основе последовательного выделения звуков данного слова. Схема подсказывает ребенку количество звуков в слове и одновременно помогает контролировать действия по выделению звуков. А фишки являются заместителями (символами) звуков.

Сначала нужно познакомить детей со схемой звукового состава слова. Это мы делали на примере слова ау: слово произносится протяжно, выделяется первый звук, а и воспитатель изображает его мелом на доске — рисует квадрат. Затем выделяется второй звук — у и рядом с первым квадратиком рисуется второй. Обсуждается, какой звук изображен пер­вым квадратом, какой вторым.

В последствии для анализа предлагали детям слова из трех звуков: мак, сыр, дом, кит, кот, шар, лук, жук, дым, нос, рак. После их анализа стали вводить в обучение различение гласных и согласных звуков. На примере одного из проанализированных слов выделяется гласный звук (его можно выкрикнуть; когда его произносят, ничего «не мешает» во рту — ни губы, ни зубы, ни язык). Дети находят гласные звуки во всех ранее проанализированных словах и обозна­чают их фишками красного цвета.

В дальнейшем детей знакомили с согласными звуками (их нельзя ни выкрикнуть, ни пропеть, их произнесению все­гда что-то «мешает»). Дети называют с опорой на картинку и схему согласные звуки в проанализированных ранее словах. Если они уже хорошо умеют различать твердые и мягкие звуки («братцы»), то сразу вводятся названия «твердый со­гласный звук» и «мягкий согласный звук». Для их обозначения (замещения) на схеме используются фишки синего и зеленого цвета. Фишки нейтрального цвета убирают совсем.

После дифференциации согласных по твердости и мягкости вводится дифференциация по глухости и звонкости.

Следующий этап работы — обучение вычленению ударного звука. Сначала дети выделяют ударный слог (позови слово) В процессе звукового анализа слов ребенок точно фиксирует на схеме место ударения. Для этого используется фишка красного цвета с молоточком внутри.

В конце обучения детям предлагают слова из пяти звуков типа слива, замок, мишка, мушка. Постепенно отпадает необходимость в схеме звукового состава, остаются только фишки, с помощью которых дети составляют слова на столах. Итак, дети овладевают звуковым анализом слов. К концу года они должны уметь анализировать любое предложен­ное слово; различать гласные звуки, твердые и мягкие со­гласные звуки; свободно ориентироваться в звуковой струк­туре слова; подбирать слова по предложенным моделям.

Таким образом, звуковой анализ проходит в своем формировании следующие стадии:

1) интонационное выделение последовательности фо­нем и общий фонемный анализ слова с опорой на картинку-схему и фишки;

2) дифференциация гласных и согласных фонем; установление места ударения в слове;

3) дифференциация согласных фонем по твердости и мягкости (в дальнейшем — по глухости и звонкости) и моделирование основных фонематических отношений в слове;

4) проведение звукового анализа без опоры на наглядность — графической схемы, а затем постепенно и отказ от фишек. Полный звуковой анализ осуществляется в уме (во внутреннем плане).