Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «В деревне Простоквашино»
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Ребрищева Ирина Леонидовна

 Актуализация словаря по теме «Домашние животные». Развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие фонематического слуха. Воспитание любви к домашним животным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «В деревне Простоквашино»

Тема: «Домашние животные»

Цели: Актуализация словаря по теме «Домашние животные». Развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие фонематического слуха. Воспитание любви к домашним животным.

Оборудование: Картинки: кот Матроскин, Шарик, Дядя Федор, посылка, картинки с изображением домашних животных в конверте, загадки о них. Муляжи овощей, 2 корзинки. Аудиозапись: голоса домашних животных. Плоскостное изображение «хлев». Магнитная доска. Картина, опорные картинки к картине.

Предварительная работа: знакомство с пословицами, поговорками, пальчиковые игры, рассматривание опорных картинок.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой хороший сегодня день. Улыбнитесь, как кот на солнце, а теперь как хитрая лиса, а сейчас как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души.

Дети выполняют.

Воспитатель: Ребята, утром нам принесли посылку из Простоквашино. Кот Матроскин и Шарик прислали нам письмо. Послушайте, что они пишут: «Дорогие ребята! Нам нужна ваша помощь. Наш Дядя Федор, живет сейчас в городе и приехать не может. Но он очень хочет знать, как мы живем в деревне, чем занимаемся, с кем дружим. А адрес мы его потеряли и не можем ему сообщить. Помогите нам, пожалуйста, рассказать Дяде Федору, о нашей жизни. Мы надеемся, что вы много интересного знаете и можете нам помочь. »

Ребята! Поможем Матроскину и Шарику?

Дети: Поможем.

Воспитатель: Ребята, все ваши ответы и рассказы, запишем на листок и отправим по почте Дяде Федору.

Ребята, Кот Матроскин и Шарик живут в деревне, в своем доме. Они очень дружно живут и вместе трудятся.

Ребята, какие пословицы и поговорки вы знаете о труде и дружбе?

О труде:

«Кончил дело — гуляй смело».

«Терпенье и труд все перетрут».

«Мала пчелка, да и та работает».

«Усердная мышь и доску прогрызет».

О дружбе:

«Гусь свинье не товарищ».

«Друга ищи, а найдешь — береги».

«Друг познается в беде».

«Друзья — не разлей вода».

«Друга за деньги не купишь».

Игровое упражнение «Узнай по голосу».

(звучит аудиозапись «Голоса домашних животных»)

Воспитатель: У Матроскина и у Шарика очень много верных друзей. Они за ними ухаживают, да и друзья в долгу не остаются. Хотите услышать, кто это?

Дети: Хотим.

Они спрятались в этом домике, который называется «хлев». Внимательно послушайте и угадайте, кто в нем живет.

Ответы детей:

1 ребенок: Я услышал, корова мычит. Поросенок хрюкает.

2 ребенок: А я услышал, как лошадь ржет. Овца блеет.

Воспитатель: Скажите, как называется дом для животных в деревне?

Воспитатель достает из-за «хлева» картинки с изображением тех животных, которых назвали дети (по очереди). О тех животных, голоса которых дети не узнали, воспитатель загадывает загадки и тоже выставляет картинки на магнитную доску

Молодцы ребята! Все отгадали загадки. А теперь расскажем Дяде Федору, какие животные живут в деревне.

Ответы детей.

Речевая игра: «Какой, какая, какие? »

Картинки с домашними животными крепятся на магнитную доску.

Кто это?

Какая она?

А это кто?

Какая она?

Ребята, кто желает описать картинку?

Дети по очереди подходят к магнитной доске, берут картинку, рассматривают ее, показывают всем детям и рассказывают о том, кто изображен на картинке.

Это корова.

Она большая, рыжая, с черными пятнами, умная, дойная, рогатая.

Это собака.

Маленькая, коричневая, умная, пушистая, добрая.

(коза - маленькая, белая, рогатая, бородатая, бодливая; кошка -маленькая, пушистая, ласковая, усатая, полосатая)

Один ребенок описывает, остальные добавляют.

Рассмотрите картинки. Как можно этих животных назвать, одним словом? Какие они для людей?

Ребенок: На картинке изображены - домашние животные.

Они очень нужные, полезные, добрые.

Воспитатель: Ребята, вы хотите со мной поиграть? Я знаю весёлую игру с пальчиками.

Дети: Хотим!

Повторяйте за мной, делайте, как я.

1-2-3-4-5- Вышла свинка погулять.

Землю рыла пятачком,

Поднимала хвост крючком.

Гуляла, гуляла,

Наконец устала.

1-2-3-4-5- Пошла свинка отдыхать.

Воспитатель: А еще ребята, у Матроскина и у Шарика есть большой огород. Что же растет в огороде?

Дети: В огороде растут овощи.

Воспитатель: Матроскин и Шарик нам прислали угощения. Овощи со своего огорода.

(воспитатель показывает корзину с овощами – муляжи)

Давайте назовем их.

1 ребенок достает овощи из корзинки – дети называют. Огурец, баклажан, капуста, лук, чеснок, помидор,

Упражнение «Будь внимательным»

Определить места звука «К» в словах, найди овощ.

Ребята! Положите в корзину те овощи, в названии которых звук «К» слышится в начале слова.

Капуста, кабачок, картофель.

А теперь, положите те овощи, в которых звук «К» слышится в конце слова.

Лук, чеснок, кабачок.

Упражнение «Что можно приготовить из … »

Воспитатель: Ребята, как вы уже знаете, Кот Матроскин, умеет делать все. У него просто «Золотые руки». Он очень гостеприимный. Матроскин и Шарик хотят пригласить нас в гости и приготовить нам угощения. А вот какое угощение предлагаю вам угадать.

Из фруктов сварят…

Дети: Компот, варенье

Из овощей сделают …

Дети: Салат, икру

Из муки испекут…

Дети: Пирог, торт, печенье

Составление описательного рассказа по картине.

Кот Матроскин и Шарик очень любят слушать интересные рассказы, истории, сказки, былины. И, они хотели бы услышать их от вас, ребята. Ребята, может, кто желает придумать свой интересный рассказ.

Воспитатель показывает картину и предлагает ее рассмотреть.

ВОПРОСЫ:

1. Как можно назвать картину?

2. Придумайте ему имя.

3. Какого цвета щенок?

4. Какая у него шерстка?

5. С чем он любит играть?

6. Какое у него настроение?

7. Почему он грустный?

Ответы ребенка на вопросы:

Грустный щенок.

Его зовут Барбос

Черный, с белой грудкой

Мягкая.

С маленьким мячиком.

Грустное, невеселое.

Он проголодался и желает, чтобы ему налили молочка. Его мячик закатился в будку. Ему скучно одному. Его кто-то обидел.

Воспитатель: Что надо сделать, чтобы щенок стал радостный, веселый?

Ответ ребенка: Надо помочь ему достать мячик. Поиграть с ним. Позвать к нему другого щенка или его маму. Угостить его вкусным молочком.

Воспитатель: Чтобы составить описательный рассказ, мы будем использовать опорные картинки. (Воспитатель расставляет картинки в определенной последовательности). Кто желает?

1 ребенок: – У Дяди Федора живет щенок. Его зовут Барбос. Он черный, с белой грудкой. Шерстка у него мягкая. Он любит играть в саду с маленьким резиновым мячиком и спать на солнышке. Его мячик закатился в будку и щенок загрустил. Надо достать ему мячик, угостить его молочком и он опять станет веселым и радостным. (выслушать 2-3 ребенка) .

Рефлексия

Воспитатель: Я записала все ваши рассказы, ответы, каждое ваше слово. Каждый из вас может рассказать про щенка дома, тому, кого вы хотите порадовать. А мы пошлем письмо с рассказами в деревню, пусть все жители Простоквашино порадуются вместе с нами. А Дяде Федору отдельно напишем письмо, о жизни кота Матроскина и Шарика.

Вы, ребята, сегодня все были молодцы. Что вам больше всего понравилось? Кому мы сегодня помогли? Что бы вы хотели пожелать жителям Простоквашино и Дяде Федору?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме "В деревне Простоквашино"

Задачи: Актуализация словаря по теме «Домашние животные». Развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие фонематического слуха. Воспитание любви к домашним животным.Обор...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС «В деревне Простоквашино»

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС «В деревне Простоквашино»...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС "В деревне у бабушки и дедушки"

конспект занятия по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС "В деревне у бабушки и дедушки"...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС «В деревне Простоквашино»

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС «В деревне Простоквашино»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе " В деревне у бабушки и дедушки"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с учётом ФГОС....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «В деревне у бабушки и дедушки»

Цели: Актуализация словаря по теме «Домашние животные».Развитие связной речи. Развитие устойчивого интереса к пословицам, поговоркам.Развитие слухового вниманияРасширение словар...