Конспект НОД по обучению грамоте для старшей группы Тема: «Построим дом для поросят»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Чеботарёва Галина Анатольевна

Конспект НОД по обучению грамоте для старшей группы

Тема: «Построим дом для поросят»

Цель: Способствовать развитию фонематического слуха у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_po_gramote_.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте для старшей группы

Тема: «Построим дом для поросят»

Цель: Способствовать развитию фонематического слуха у детей.

 Задачи:

Образовательные: Продолжать учить детей различать гласные и согласные звуки. Закреплять навык деления слов на слоги. Совершенствовать умение составлять предложения по заданным словам. Упражнять в образовании относительных прилагательных, в использовании родительного падежа существительных; в умении отгадывать загадки. Расширять и закреплять словарный запас детей;

Развивающие: Развивать логическое мышление, память; артикуляционную и мелкую моторику.

Воспитательные: Воспитывать стремление овладеть правильной речью,  активность в обучении.

Предварительная работа: чтение сказки «Три поросенка»; разучивание физминутки.

Оборудование: и материалы: демонстрационный: ноутбук, аудиозапись песни из мультфильма «Три поросенка», презентация к занятию – постройка дома по частям; мяч; солома, ветки, камень.  

Раздаточный: предметные картинки, мяч; карточки для звукового анализа слова «дым»; смайлики – весёлые, грустные, задумчивые.

Ход занятия.

(Звучит аудиозапись песенки из мультфильма «Три поросенка»)

«Нам не страшен Серый волк, Серый волк,

Где ты бродишь, Серый волк, злой и страшный волк?»

Воспитатель: Вы помните из какой сказки эта песня?

Дети: «Три поросенка»

Воспитатель: Три хорошеньких зверушки

                          Себе построили избушки,

                          И от волка убегали…

                         Отгадайте, как их звали?

Дети: Ниф –Ниф, Нуф – Нуф, Наф – Наф.

Воспитатель: Вы помните чем закончилась эта сказка? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, поросята стали жить вместе, в домике брата Наф-Нафа.  Но вскоре поросята подросли, окрепли, им стало тесно жить в маленьком домике, и решили они построить новый, большой, крепкий, надежный дом. Самим им не справиться, вот они и просят помощи у нас. Вы хотите им помочь?  

Дети: Да!

Воспитатель: Кто строит дома?

Дети: Строители

Воспитатель: Вот мы и превратимся сегодня в строителей. Как вы думаете, из каких частей состоит дом?

Дети: Стены, крыша, окна, дверь, крыльцо, труба.

Воспитатель: Еще есть фундамент – это основа, на которой строится дом. Из чего был сделан дом у Ниф-Нифа?

Дети: Из соломы.

Воспитатель: Какой он?

Дети: Легкий, желтый, соломенный.

Воспитатель: Из чего был сделан  дом у Нуф-Нуфа? 

Дети: Из веток.

Воспитатель: Какой он?

Дети: Непрочный, холодный, дырявый.

Воспитатель: Чей домик волку удалось разрушить быстрее всего? Почему? Давай те проверим.

Дети дуют на солому, затем на ветки, камень.

Воспитатель: Чей домик волк так и не смог разрушить?

Дети: Домик Наф-Нафа. Оказывается, чем прочнее дом, тем труднее его сломать. Домик  НАФ - НАФА какой, опишите его.  

Дети: Прочный, крепкий дом!

Воспитатель: Дома бывают из разных материалов. Поиграем в игру с мячом. Я буду называть материал, а тот кому я брошу мяч, будет называть, каким он будет:

1. – из соломы? – соломенный;

2. – из камня? – каменный

3. – из дерева? – деревянный

4. – из стекла? – стеклянный

5. – из железа? – железный

6. – из резины? – резиновый

7. – из пластмассы? – пластмассовый

8. – из кирпича? - кирпичный

Воспитатель: Как вы думаете, стеклянный дом будет крепким?

Дети: Нет, он может разбиться, холодный, просвечивается, его нельзя обогревать и т. д.

Воспитатель: А резиновый?

Дети: Он может лопнуть, разорваться, его нельзя обогревать, он холодный.

Воспитатель: Итак, самый хороший, крепкий, теплый, надежный дом – кирпичный дом. А теперь мы приступим к работе, за каждое правильное выполненное задание будет появляться часть дома. Определите первый звук в именах поросят.

Дети: Н.

Воспитатель: Правильно, теперь вам необходимо определить место звука Н в названии предмета, изображенного на картинке.

                                        Детям предлагается взять картинки.

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием, и у нашего дома появилась стена. Теперь следующее задание, мы с вами отгадаем загадки и назовем, сколько слогов в словах – отгадках.

1. Друг на дружке ровно в ряд 
Эти кубики стоят, 
В каждом есть окно и вход, 
В каждом кто-нибудь живет     (Дом – 1 слог; домик – 2слога)

2. Он по лесу всё время рыщет,
И в кустах кого-то ищет.
Слышно, он зубами щёлк,
Угадай, кто это …    (Волк – 1 слог)

3. Будто облако резвилось

И на травку опустилось.

Спинка вся в густых колечках

Бродит по траве …. (овечка – 3 слога)

4. Просто так в дом не войти,
Есть преграда на пути.
А в преграде той глазок,
Ручка и большой замок.
Не войдет ни враг, ни зверь
В прочную входную … (дверь – 1слог).

 5. Носик – круглым пятачком

Хвостик - маленьким крючком.

Трое их и до чего же

Братья дружные похожи.      (Поросята – 4 слога)

Воспитатель:  Молодцы ребята, мы справились с заданием, и у нас появились стены и дверь. Давайте теперь отдохнем.

Физкультминутка:

Динь-дон, динь-дон.

(наклоны из стороны в сторону, руки на поясе).

Братцы строят новый дом.

(стучим кулаком об кулак).

Красят стены, крышу, пол

(руками «красим» сбоку, вверху, внизу).

Прибираются кругом.

(«метем» метлой).

Мы к ним в гости все прийдем.

(шаги на месте).

И подарки принесем.

(руки вперед, ладонями вверх).

Воспитатель: Продолжим строить дом. Предлагаю Вам вспомнить сказку. Всё лето  три поросенка, НИФ - НИФ, НУФ - НУФ и НАФ – НАФ  веселились, бегали и играли. Давайте  представим себе веселое лето, где они  радуются солнцу, бабочкам, цветам!

 Но все заканчивается, и на смену лету пришла осень,  поросятам стало холодно. Давайте покажем, как им было холодно! Замечательно.  Чтобы согреться они стали резвиться. Что значит слово резвиться?

Дети: Бегать, прыгать, скакать…

Воспитатель: Кого разбудили поросята?

Дети: Волка.

Воспитатель:  Конечно, волка! А волк, какой?

Дети: Злой, страшный, голодный.

Воспитатель: Давайте покажем злого, страшного, голодного, опасного волка! Он громко рычит, клацает зубами, хмурит брови. А теперь давайте покажем, как испугались поросята. А теперь изобразите смелых поросят, радостных поросят. Давайте подразним волка!

Чистоговорка:

Ри-ри-ри - уходи ты от двери!

Ра-ра-ра - целый день кричим ура!

Ру-ру-ру - мы придумали игру!

Ра-ра-ра - уходить тебе пора!

Рё-рё-рё - побежали мы вперёд!

Ро-ро-ро - дует свежий ветерок!

Ру-ру-ру - будем бегать по двору!

Воспитатель: Молодцы! Вот мы и с этим заданием справились и у нас появилась  часть крыши. Следующее задание: в предложениях перепутались слова.  Помогите составить предложения правильно, что бы было понятно.

 

Игра «Составь предложение».

- Три, жили-были, братца-поросенка.  (Жили-были три братца-поросёнка)

- Строить, настоящий, начали, дом. (Начали строить настоящий дом)

- Кирпичный, волк, дом,  увидел. (Волк увидел кирпичный дом)

 

-Волка, поросята, проучили, коварного. (Поросята проучили коварного волка).

- Дом, очень, получился, крепкий. (Дом получился очень крепкий)

 

Воспитатель: Давайте сядем за столы и выполним следующее задание: Я предлагаю вам   выложить схему предложения на столе: «Дом получился очень крепкий».

- Из чего состоит предложение? (из слов)

- А как слова обозначаются? (слова обозначаются полосками)

-Что обозначает уголок? (первое слово в предложении)

-Сколько слов в этом предложении? (четыре)

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились и у нас появилась ещё часть крыши.. Последнее задание: провести звуковой анализ слова «дым».

Дети проводят звуковой анализ слова «дым»

Воспитатель: Посмотрите, какой домик появился у трёх поросят! Теперь братья  живут дружно, под одной крышей. Ребята, какую сказку мы сегодня с вами вспомнили?

Дети: «Три поросёнка»

Воспитатель: Чем вам нравится сказка «Три поросенка»? Что запомнилось вам сегодня на занятии? (ответы детей)

Воспитатель:  Вы были очень хорошими помощниками, молодцы. Ребята, вот здесь лежат смайлики, но они разные. Посмотрите,  чем они отличаются?  

Дети: Настроением: грусть, радость, задумчивость.

Воспитатель: Если вам сегодня было легко и вы справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого, а если совсем трудно – грустного.

Звучит песня из мультфильма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ НА КОРАБЛЕ»

- в игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки; - закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: «В гостях у сказки «Курочка Ряба».

Цели:-Закреплять умение детей делить предложения на слова, слова на слоги и звуки.-Упражнять в определении гласных и согласных звуков.-Учить детей подбирать определения к существительным.-Продолжать у...

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе.Тема: Звук [А]. Буква А.

Дети в игровой форме знакомятся с буквой и звуком А....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: «В гостях у сказки «Курочка Ряба».

конспект предназначен для воспитателей старших групп детского сада....

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе тема «Поможем Буратино»

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группетема «Поможем Буратино»...

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы, тема: «Согласный звук "Р" (Р’). Буква "Р"»

Познакомить со звуком Р. Закреплять умения детей на слух определять место звука в словах. Расширять словарный запас детей, составление предложений. Развивать фонематический слух детей....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Знакомство с гласным звуком [у] буквой У

Цель:  Познакомить с гласным звуком «У», гласной буквой «У»;Задачи: Учить детей определять  место звука в словах «утка», «арбуз»...