Программа по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Щеблевская Елена Евгеньевна

Программа обучения чтению детей дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnoe_planirovanie.doc173.5 КБ
Microsoft Office document icon programma_gramota.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

Тема

занятия

Работа с тетрадью      «от  А  до  Я»

АЗБУКА  от  БУКВЫ  к  СЛОВУ

Обучение грамоте.                  

Дикция. Интонационная выразительность речи

Формирование фонематического восприятия

Основные цели к занятиям

Способствовать развитию фонематического слуха.                                                                                                                                                        Способствовать развитию звуко  -  буквенного анализа.                                                                                                                                               Выделение заданного звука (буквы) из ряда других, из слога, слова.                                                                                                                                             Учить определять место звука  в словах.                                                                                                                                                                                   Учить  писать печатную  букву, используя образец.                                                                                                                                                                                                                                                                            Учить внимательно слушать  текст  стихотворения, выделяя в нём слова, в которых есть  данный звук.                                                                                                                                                                                        Учить дифференцировать гласные, согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки.                                                                                               Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.      

Сентябрь.  1-неделя.

Ознакомительная. Понятие о речи. Функции речи.

Познакомить детей с понятием «речь», функциями речи.                                     Пословицы про речь.

Выразительное чтение сказки, стихотворений и пословиц про речь.

Сказка «Невидимка».                                 Стихотворение   А. Л. Барто  «Сильное кино».

Понятие  о предложении. Понятие слове.

Познакомить детей с предложением, показать, что предложения состоят из слов.                                                          Учить составлять схемы предложения  (без предлога).

Повествовательная интонация предложения.

Работа со счетными палочками Кюизенер.

2-неделя.

Слова, называющие предметы и признаки предмета.

Познакомить детей со словами,  называющие предметы.                            Уточнить  представление об одушевлённых и  неодушевлённых предметах.  

Вопросительная интонация предложения.

Слова, называющие действия.

Познакомить детей со словами,  называющие действия, уточнить и расширить глагольный словарь.

3 неделя

Понятие о звуках и буквах.  Звук и буква А.                      

Дать детям понятия о звуках: (Неречевые, музыкальные, речевые).                                                                       Познакомить с гласным звуком «А» и его условным обозначением красный круг.                                                                                    

                                                             

Протяжное и отрывистое произнесение звука «А».  Произнесение звука «А» с постепенным усилением и ослаблением голоса.                              Игра  «Ступеньки, самолёт»

Игра «Звуковые домики».          Красные фишки. Буква А                

Понятие о слове. Звук и буква О.                    

Дать понятие о слове, что оно состоит из звуков.                                                               Познакомить с гласным звуком «О» и его условным обозначением красный квадрат.                                 Учить отгадывать ребусы сок, стол, огород.                                                     

Произнесение звука «О» с изменением высоты голоса     (повествовательная и восклицательная интонация).

 Игра «Звуковые домики».          Схема слова. Красные фишки. Буква А.                                                                  

4неделя

Звук и буква У.          

Познакомить с гласным звуком «У» и его условным обозначением красный квадрат.                                       Учить отгадывать ребусы уточка, улица.                                                    

Восклицательная  интонация.

Игра «Звуковые домики».          Схема слова. Красные фишки. Буква О.                                                                  

Звук и буква Ы.

Познакомить с гласным звуком «Ы» и его условным обозначением красный квадрат.                                    

Произнесение звука «Ы» с постепенным усилением и ослаблением голоса.                              Интонационно выделять в словах звук «Ы».            Игра  « самолёт».                                  

Игра «Звуковые домики».          Схема слова. Красные фишки. Буква Ы.                                                                  

Октябрь. 1неделя

Звук и буква Э.

Познакомить с гласным звуком « Э» и его условным обозначением красный квадрат.                                            Учить отгадывать ребус эхо.                                                                                       Закрепить умение писать гласные буквы    А, О,У,Ы.                                                                                                                                                                                    

Произнесение звука «Э» с постепенным усилением и ослаблением голоса.                              Игра  « самолёт».                                  

Игра «Звуковые домики».          Схема слова. Красные фишки. Буква Э.                                                                  

Закрепление пройденного материала. Чтение слогов, слов.

Формировать умение  читать слова из пройденных букв АУ, УА.  Закрепить  знания о  гласных звуках и буквах А, О, У, Ы, Э.                  Закреплять умение писать печатные гласные буквы.                                                                                              Учить отгадывать ребусы эхо, лак.                                                                    

Красный замок для гласных букв. Игра «Звуковые домики».          

2 неделя

Звуки и буквы    П, Б. Чтение открытых  и закрытых слогов

 Познакомить со звуками и буквами П, Б. и учить  использовать условные  обозначения согласных звуков: синий квадрат – твердые согласные .                                                                              Дать понятия о  глухих и звонких согласных.                                                             Обучать навыку чтения  слогов (СГ, ГС).                                                              Учить отгадывать загадки, ребусы бусы, кабан.                                           Развивать память, логическое мышление.                                        

Произнесение  на одном выдохе ряда слогов:                                   АП ОП,УП, ЫП,ЭП;                                                       ПА, ПО, ПУ, ПЫ, ПЭ                                                               АБ……                                                   БА……..

Игра «Звуковые домики».                     Фишки красного и синего цвета.         Звуковой анализ слогов  типа АП,ОП,УП (ГС) ПА,ПО ПУ(СГ)                                                           

Звуки и буквы   Т, Д. Чтение открытых  и закрытых слогов

Познакомить со звуками и буквами Т и Д, как звонкие и глухие, твёрдые согласные.                                         Обучать навыку чтения  слогов (СГ, ГС).  .                                                                                                                                                                                  Учить отгадывать ребусы вата, тапочки, тумбочка, дом, дочка.                                   

Отрывистое произнесение звуков                Т и Д.                                                 Произнесение  на одном выдохе ряда слогов с данными звуками                                  

Игра «Звуковые домики».            Звуковой анализ слогов  типа               (ГС), (СГ).                                                                

3 неделя

Звуки и буквы    С, З.                     Чтение открытых  и закрытых слогов.

Познакомить со звуками и буквами С и З, как звонкие и глухие, твёрдые  согласные.                                          Обучать навыку чтения  слогов (СГ, ГС).                                                                       Учить отгадывать загадки, ребусы ваза, зима.    

 Игра «Звуковые домики».            Звуковой анализ слогов  типа             (ГС), (СГ).                                                                                                                                                                                        

Звуки и буквы             К, Г.                      Чтение открытых  и закрытых слогов.

Познакомить со звуками и буквами К и Г как звонкие и глухие, твёрдые  согласные.                                          Обучать навыку чтения  слогов (СГ, ГС).                                    Продолжать знакомить  с предложением.                                    Учить записывать предложение  условными обозначениями.                                                              

Произнесение  на одном выдохе ряда слогов с данными звуками                                  

Игра «Звуковые домики».            Звуковой анализ слогов  типа             (ГС), (СГ).                                                                

4 неделя

Звуки и буквы             Ф, В.                     Чтение открытых  и закрытых слогов.

Познакомить со звуками и буквами Ф и З, как звонкие и глухие, твёрдые  согласные.                                          Обучать навыку чтения  слогов (СГ, ГС).                                                             Учить отгадывать  ребусы                                      жираф, филин, ворота, вышка.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Произнесение  на одном выдохе ряда слогов с данными звуками                                  

Игра «Звуковые домики».            Звуковой анализ слогов  типа             (ГС), (СГ).                                                                  

Звуки и буквы

Ш, Ж.

 Чтение открытых  и закрытых слогов.

Познакомить со звуками и буквами Ш и Ж, как звонкие и глухие, всегда- твёрдые  согласные.                                          Совершенствовать  навык  чтения  слогов    (СГ, ГС).                                                                                  Учить отгадывать  ребусы машина, ужин.                                      

Произнесение  на одном выдохе ряда слогов с данными звуками                                  

Игра «Звуковые домики».            Звуковой анализ слогов  типа            (ГС), (СГ).                                                                

Ноябрь1 неделя

Звуки и буквы

Ч, Щ.

 Чтение открытых  и закрытых слогов.

Познакомить со звуками и буквами Ч и Щ, как звонкие и глухие. Всегда - мягкие согласные, познакомить  с условным обозначением – зелёный квадрат.                                        Совершенствовать  навык  чтения  слогов  (СГ, ГС).                                                                                  

Произнесение  на одном выдохе ряда слогов с данными звуками                                  

 Игра «Звуковые домики».            Звуковой анализ слогов  типа             (ГС), (СГ).                                                                                                                                                                                                                                                                        

Звук и буква Ц. Чтение открытых  и закрытых слогов.

Познакомить с согласным всегда  твёрдым звуком (буквой) Ц.                                                   Совершенствовать  навык  чтения  слого (СГ, ГС).                                                                                  Учить отгадывать  ребусы месяц, спица.                                                       

Произнесение  на одном выдохе ряда слогов с данными звуками.                                

Игра «Звуковые домики».            Звуковой анализ слогов  типа             (ГС), (СГ).                                                                                                                                  

2 неделя

Звук и буква М. Чтение открытых  и закрытых слогов.

Познакомить с согласным   твёрдым звуком и буквой М.                                                   Совершенствовать  навык  чтения  слогов               (СГ, ГС) и слов.                                                                                        Учить отгадывать загадки, ребус муха.                                                                                                  

 Произнесение  на одном выдохе ряда слогов с данными звуками                                  

 Игра «Звуковые домики».            Звуковой анализ слогов  типа                (ГС), (СГ).                                                                

Звук и буква Н. Чтение открытых  и закрытых слогов.

Познакомить с согласным   твёрдым звуком и буквой М.                                                   Совершенствовать  навык  чтения  слогов               (СГ, ГС) и слов.                                                                                        Учить отгадывать загадки, ребус.                                   

Произнесение  на одном выдохе ряда слогов с данными звуками                                  

 Игра «Звуковые домики».            Звуковой анализ слогов  типа

 (ГС), (СГ).                                                                

3 неделя

Звук и буква Х. Чтение открытых  и закрытых слогов

Познакомить с согласным   твёрдым звуком и буквой Х.                                                   Совершенствовать  навык  чтения  слогов    (СГ, ГС) и слов.                                                                                        Учить отгадывать ребус  уха, духи.                                                  

Произнесение  на одном выдохе ряда слогов с данными звуками                                  

Игра «Звуковые домики».            Звуковой анализ слогов  типа

(ГС), (СГ).                                                    

Звук и буква Л. Чтение открытых  и закрытых слогов

Познакомить с согласным   твёрдым звуком и буквой Л.                                                   Совершенствовать  навык  чтения  слогов    (СГ, ГС) и слов.                                                                                        Учить отгадывать ребус  сила.                                                                                                  

Учить  писать слоги в схемах слова.                                                 

Произнесение  на одном выдохе ряда слогов с данными звуками                                  

 Игра «Звуковые домики».            Звуковой анализ слогов  типа

(ГС), (СГ).                                        

4 неделя

Звук и буква Р. Чтение открытых  и закрытых слогов

Познакомить с согласным   твёрдым звуком и буквой Р.                                                   Совершенствовать  навык  чтения  слогов (СГ, ГС) и слов.                                                                                        Учить отгадывать ребус  радуга, ворота, пирог.                                                                                                

Произнесение  на одном выдохе ряда слогов с данными звуками                                  

Игра «Звуковые домики».            Звуковой анализ слогов  типа

(ГС), (СГ).                                                      

Звук и буква Й. Чтение открытых  и закрытых слогов

Познакомить  с мягким  согласным звуком Й и его условным обозначением – зелёный квадрат.  

Произнесение  на одном выдохе ряда слогов с данными звуками                                  

 

Декабрь 1 неделя

Закрепление пройденного материала.  Чтение слогов по таблице.

Совершенствовать  навык  чтения  слогов по таблице (СГ).              

Игры со словами.                                                              

Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов и слов, предложений.

Учить читать написанные слова.                                Закрепить умение читать слоги из пройденных букв.

Закрепить умение различать  гласные и согласные.                                                              

Игра «Звуковые домики».            Звуковой анализ слогов  типа

(ГС), (СГ).                                                                                                                          

Игры со словами.                                                              

2 неделя

Закрепление пройденного материала.  Чтение слогов по таблице.

Совершенствовать  навык  чтения  слогов по таблице (СГ).              

Игры со словами.                                                              

Закрепление пройденного материала.  Чтение слогов по таблице.

Совершенствовать  навык  чтения  слогов по таблице (СГ).              

Игры со словами.                                

3 неделя

Буква Я

Познакомить с гласной буквой Я и её условным обозначением – красный квадрат. Учить читать слоги.                                        Познакомить детей  с  согласными их  условным обозначением – зелёный квадрат.

Учить читать слова и предложения.

Учить отгадывать загадки.                                                

Игра «Звуковые домики».                     Фишки красного цвета.

Игра «Назови слова на букву Я»

Буква Ю

Познакомить с гласной буквой Ю и её условным обозначением – красный квадрат.                              Учить читать

слоги слова.                                        Продолжать знакомить детей  с  согласными их  условным обозначением – зелёный квадрат.

                                                                                                                                            

                               

 Игра «Звуковые домики».                     Фишки красного цвета.

Игра «Назови слова на букву Ю»

4 неделя

Буква Е

Познакомить с гласной буквой Е и её условным обозначением – красный квадрат.                                        Учить читать слоги слова.                                        Познакомить детей  с  согласными их  условным обозначением – зелёный квадрат.

                                                                                                                                             

Игра «Звуковые домики».                     Фишки красного цвета.

Игра «Назови слова на букву Е»

Буква Ё

Познакомить с гласной буквой Ё и её условным обозначением – красный квадрат.                                          Учить соотносить звук и букву.                                            Учить читать слоги слова.                                        

Игра «Звуковые домики».                     Фишки красного цвета.

Игра «Назови слова на букву Ё»

Январь1 неделя

Буква И

Познакомить с гласной буквой И    и  её условным обозначением – красный квадрат.                                  Учить читать слоги.                                        Продолжать знакомить детей  с  согласными их  условным обозначением – зелёный квадрат.

Учить читать слоги, слова.

Учить отгадывать загадки.                                                            

Игра «Звуковые домики».                     Фишки красного цвета.

Игра «Назови слова на букву И»

Закрепление пройденного материала .

Закрепить умение писать гласные                                                       Я, Ю, Е, Ё, И.                                                                     Продолжать учить читать слоги, различать  твердость и мягкость  согласных.

Учить читать слова, предложение, закрепить умение  определять первое, второе, третье слово в нём.                              

Игра «Назови слова на букву……..»

2 неделя

Звуки                                      П-Пь, Б-Бь, Пь-Бь                        

Закрепить понятие о твёрдости  и мягкости согласных.                                                                   Закрепить навык чтения открытых слогов с согласными, противопоставленными по твёрдости  -  мягкости.

Игра «Сигнал мягкости или твёрдости» на дифференциацию - согласные звуки, твёрдые и согласные звуки мягкие.

  Звуки                                    Т-Ть, Д-Дь, Ть-Дь

Закрепить понятие о твёрдости  и мягкости согласных.                                                                   Закрепить навык чтения открытых слогов с согласными, противопоставленными по твёрдости  -  мягкости.

Игра «Сигнал мягкости или твёрдости» на дифференциацию - согласные звуки, твёрдые и согласные звуки мягкие.

3 неделя

Звуки                                         С-Сь,З-Зь, Сь-Зь

Закрепить понятие о твёрдости  и мягкости согласных.                                                                   Закрепить навык чтения открытых слогов с согласными, противопоставленными по твёрдости  

Игра «Сигнал мягкости или твёрдости» на дифференциацию - согласные звуки, твёрдые и согласные звуки мягкие.

Звуки                                             К-Кь,Г-Гь,Кь-Гь

Закрепить понятие о твёрдости  и мягкости согласных.                                                                   Закрепить навык чтения открытых слогов с согласными, противопоставленными по твёрдости  

Игра «Сигнал мягкости или твёрдости» на дифференциацию - согласные звуки, твёрдые и согласные звуки мягкие.

4 неделя

Звуки                                             Ф-Фь,В-Вь,Фь-Вь

Закрепить понятие о твёрдости  и мягкости согласных.                                                                   Закрепить навык чтения открытых слогов с согласными, противопоставленными по твёрдости  

Игра «Сигнал мягкости или твёрдости» на дифференциацию - согласные звуки, твёрдые и согласные звуки мягкие.

Звуки                                       Ш-Ж

Закрепить понятие только о  твёрдости  согласных.                                                                   Закрепить навык чтения открытых слогов с согласными.  

Игра «Сигнал мягкости или твёрдости» на дифференциацию - согласные звуки, твёрдые и согласные звуки мягкие.

Февраль1 неделя

Звук    Ц

Закрепить понятие о твёрдости согласного звука.                                                                    Закрепить навык чтения открытых слогов с согласными.

Игра «Сигнал мягкости или твёрдости» на дифференциацию - согласные звуки, твёрдые и согласные звуки мягкие.

Звуки                                       М-Мь

Закрепить понятие о твёрдости  и мягкости согласных.                                                                   Закрепить навык чтения открытых слогов с согласными, противопоставленными по твёрдости  

Игра «Сигнал мягкости или твёрдости» на дифференциацию - согласные звуки, твёрдые и согласные звуки мягкие.

2 неделя

Звуки                                             Н-Нь

Закрепить понятие о твёрдости  и мягкости согласных.                                                                   Закрепить навык чтения открытых слогов с согласными, противопоставленными по твёрдости  

Игра «Сигнал мягкости или твёрдости» на дифференциацию - согласные звуки, твёрдые и согласные звуки мягкие.

Звуки                                           Л-Ль

Закрепить понятие о твёрдости  и мягкости согласных.                                                                   Закрепить навык чтения открытых слогов с согласными, противопоставленными по твёрдости  

Игра «Сигнал мягкости или твёрдости» на дифференциацию - согласные звуки, твёрдые и согласные звуки мягкие.

3 неделя

Звуки                                              Р-Рь

Закрепить понятие о твёрдости  и мягкости согласных.                                                                   Закрепить навык чтения открытых слогов с согласными, противопоставленными по твёрдости  -  мягкости.

Игра «Сигнал мягкости или твёрдости» на дифференциацию - согласные звуки, твёрдые и согласные звуки мягкие.

Звуки                                          Х-Хь

Закрепить понятие о твёрдости  и мягкости согласных.                                                                   Закрепить навык чтения открытых слогов с согласными, противопоставленными по твёрдости  -  мягкости.

Игра «Сигнал мягкости или твёрдости» на дифференциацию - согласные звуки, твёрдые и согласные звуки мягкие.

4 неделя

Звуки                                           Ч-Щ

Закрепить понятие  о мягкости согласных.                                                                   Закрепить навык чтения открытых слогов с согласными.

Игра «Сигнал мягкости или твёрдости» на дифференциацию - согласные звуки, твёрдые и согласные звуки мягкие.

Закрепление пройденного материала.    

Чтение обратых и прямых слогов  по таблицам.                          

Март1 неделя

Чтение односложных  слов

Учить детей читать трёхбуквенные слоги  и односложные (СГС) слова.                                        Подводить детей к самостоятельному выводу о различении слога и слова.

Игра «Хлопки» на умение определять слоги в слове.

Чтение двухсложных  слов

Учить детей читать двухсложные слова.                                                     Закрепить правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Игра «Хлопки» на умение определять слоги в слове.

2 неделя

Чтение двухсложных  слов

Учить детей читать двухсложные слова.                                                          Закрепить правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Игра «Хлопки», на умение определять слоги в слове.

Буквы Ь.                            Чтение слов, стихотворных текстов.

 Познакомить   с буквой Ь и его смягчающей функцией (ель, большой).                                                       Совершенствовать навык чтения.       Продолжать  учить соотносить слово с его графическим изображением.                                                                        

Игра «Звуковые домики».                                                              

3 неделя

Буквы Ь

Продолжать  знакомить   с буквой Ь и его смягчающей функцией.                                              Познакомить с функцией: разделения мягких согласных и гласных (вьюга, колье).                                                                Совершенствовать навык чтения.       Продолжать  учить соотносить слово с его графическим изображением.                                                                                                                 

Игра «Звуковые домики».

Буквы Ъ

 Познакомить с печатной  буквой Ъ. Совершенствовать навык чтения.       Продолжать  учить соотносить слово с его графическим изображением.                                                                      

   

4 неделя

Й

Продолжать знакомить  с мягким  согласным звуком Й .

Совершенствовать  навык  чтения  слогов               (СГ, ГС) и слов.   Формировать умение читать слова со стечением согласных (СГССГ)                                                                        Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.      

                                                                                                                                      

Й

Продолжать знакомить  с мягким  согласным звуком Й.

Апрель1 неделя

Чтение слов с различной слоговой структуры

Учить детей читать слова различной  слоговой структуры.

- односложные слова, состоящие из закрытого слога. (пол)

Игра «Хлопки», на умение определять слоги в слове.

Чтение слов с различной слоговой структуры

Трёхсложные слова из открытых слогов.

Игра «Хлопки», на умение определять слоги в слове.

2 неделя

Чтение слов с различной слоговой структуры

Двухсложные слова с двумя закрытыми слогами.

Игра «Хлопки», на умение определять слоги в слове.

Чтение слов с различной слоговой структуры

 Трёхсложные слова со вторым закрытым слогом.

Игра «Хлопки», на умение определять слоги в слове.

3 неделя

Чтение слов с различной слоговой структуры

Трёхсложные слова с первым закрытым слогом.

Игра «Хлопки», на умение определять слоги в слове.

Чтение слов с различной слоговой структуры

Трёхсложные слова с двумя закрытыми слогами.

Игра «Хлопки», на умение определять слоги в слове.

4 неделя

Чтение слов с различной слоговой структуры

Односложные слова со стечением согласных в начале слова, в конце слова.

Игра «Хлопки», на умение определять слоги в слове.

Чтение слов с различной слоговой структуры

Слоги и слова со стечением двух и трёх согласных.                                                    Четырёхсложные слова.

Игра «Хлопки», на умение определять слоги в слове.

Май1 неделя

Закрепление пройденного материала.

Односложные слова со стечением согласных в начале слова, в конце слова.                                                            Слоги и слова со стечением двух и трёх согласных.                                                    Четырёхсложные слова.

Игра «Хлопки», на умение определять слоги в слове.

Закрепление пройденного материала.

Слоги и слова со стечением двух и трёх согласных.                                                    Четырёхсложные слова.

Игра «Хлопки», на умение определять слоги в слове.

2 неделя

Закрепление пройденного материала.

Закрепить понятие о твёрдости  и мягкости согласных.                                                                   Закрепить навык чтения открытых слогов с согласными, противопоставленными по твёрдости  

Игра «Хлопки», на умение определять слоги в слове.                    Игра «Сигнал мягкости или твёрдости» на дифференциацию - согласные звуки, твёрдые и согласные звуки мягкие

Чтение предложений и коротких текстов.

Учить детей читать предложения и короткие тексты, закрепить правила оформления предложения.                                            Развивать умение передавать в устной форме содержание небольшого текста.

Текст «Котёнок», «Умный Бобик»

3 неделя

Чтение предложений и коротких текстов.

Текст «Кошка», «Мыши»

Чтение предложений и коротких текстов.

Текст «Заяц и черепаха», «Снегири».

4 неделя

Чтение предложений и коротких текстов.

По желанию детей.

Открытый урок для родителей «Путешествие с грамматикой»

Воспитывать любовь к родному языку.                                     Совершенствовать навык слогового чтения.                                                  

Закрепить навык умения отгадывать ребусы.                                       Развивать мышление, наблюдательность, концентрацию внимания.                            

Игры «Слоговая гусеница», «Заколдованные письма», «Смешные предложения».

 

 

 







Предварительный просмотр:

Принято на                                                                         Утверждаю                                     педагогическом совете                                                   заведующим ДОУ «Аист»                                                     «___»_______2011г.                                                               ___________Галимова.В.А.  

                                                                                                «__»_____________2011г.                                                                                                                                                        

                                                                               

                   

Программа                                                                                                                                                                                                                                                      по обучению грамоты.                                                                                                                     «Я хочу научиться читать».

                                                                   

Разработал                                                                                                                                                                                                                      учитель – логопед                                                                                                                                   ll категории                                                                                                                         Щеблевская                                                                                                                                                Елена Евгеньевна

Программа

Я хочу научиться читать

Пояснительная записка.

Многие дети старшего дошкольного возраста испытывают трудности при овладении навыком чтения. Процесс становления чтения сложен. Огромное значение для него имеет степень сформированности всех сторон речи. Чаще всего при чтении у детей встречаются ошибки, обусловленные нарушениями или задержкой в развитии фонематического восприятия. Особенно это касается детей с речевыми нарушениями. Если ребёнок плохо различает звуки, не улавливает разницы между оппозиционными звуками, не может выделить заданный звук, возникают сложности при овладении навыками чтения и письма, так как освоение грамоты требует у детей умения анализировать звуковой состав слова. Недостаточное осознание фонетико- фонематической стороны речи приводит к тому, что детине могу свободно  читать  в течении нескольких лет. А это в свою очередь препятствует  усвоению школьной программы и отрицательно влияет на формирование личности ребёнка.

Цель: обучение слоговому чтению.

Достижения поставленной цели обеспечивается выполнением тренировочных упражнений, представленных в виде различных таблиц. Многократность повторения и многочисленность упражнений дают возможность сформировать прочные навыки свободного чтения. Активизация и развитию основных психических функций – восприятия, внимания, памяти - способствует  и богатый материал, представленный в программе.

                 Предлагаемая программа обучения чтению направлена на предупреждение специфических ошибок чтения и письма и помогает решить следующие задачи.                                                                                                  

*Развивающие:                                                                                                                            - Развитие фонематического слуха и фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза (выделение отдельных звуков из состава слова, соотнесение звуков между собой, определение последовательности звуков в слове);                                                -  Обогащение  словарного запаса, формирование  умения произносить и читать слова различной звукослоговой структуры.                                            -Развитие  зрительного восприятия, формирование четкого зрительного образабукв.                                                                                                        *Образовательные:                                                                                                                   - Обучение правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми  словами.                                                                                                       - Закрепление умения проводить звуковой  анализ, определения количества слов в предложении и составление предложений. *Воспитательные - формирование интереса  к чтению, воспитанию аккуратности, коммуникабельности и любознательности.

Программа опирается  на методику Е.В.Новиковой                                                       (система быстрого обучения чтению -                                                                       логопедическая  азбука – от буквы к слову,                                                            логопедическая  азбука – от слова к предложению. )                                                       Рабочая тетрадь для детей 5-6лет Е. В.Колесникова.

Поэтому в программе представлены задания на различение этих звуков и чтение слогов и слов со стечением согласных.

Предложенный порядок изучения букв  позволяет ребёнку быстро запомнить графический образ каждой буквы  и помогает  сформировать навыки чтения слогов разных видов с изучаемыми буквами. В  программе также предлагаются  различные упражнения на сопоставление различение букв, что способствует предупреждению ряда ошибок в устной и письменной речи. Программа разработана с учётом основных принципов: 1.Последовательность ( все задачи решаются методом усвоения материала           «от простого к сложному», в соответствии с познавательными  возрастными возможностями детей.                                                                                                                    2.Доступность (заключается в простоте  изложения и понимания  материала).                                                                                                                           3.Наглядность (предлагается наличие большого количества наглядного, раздаточного материала).                                                                                                            4.Индивидуальность (учитывается психологические особенности дошкольников).                                                                                                                              5.Результативность ( обеспечивает соответствие целей программы и возможности их  достижения).                                                                                               6. Межпредметность (предполагает связь с другими предметами: развитием речи, окружающим миром).

Занятия проводятся 2 раза в неделю,                                                                            продолжительность  занятий 25-30 минут,  с сентября по май.

Формы организации занятий:

1.Фронтальная (работа со всей группой).                                                                                         2. Работа по подгруппам (объединение по два ребёнка и более).          

Тематический план

Наименование этапов и тем.

Основные задачи

Количество занятий

Ознакомительный. Понятие о речи.        Понятие о слове и предложении.

 

Познакомить детей с понятием «речь», функциям речи. Познакомить детей со словом и  предложением. Учить составлять схемы предложения.

4

Этап 1-й. Гласные звуки и буквы. А,О,У,Ы,Э.

Учить  детей выделять на слух и правильно произносить гласные звуки. Познакомить с  буквами и способом их прочтения, формировать  четкий  зрительный образ букв.

6

Этап 2-й. Согласные звуки и буквы.

Учить детей выделять на слух и правильно произносить согласные звуки, дать понятие о глухих и звонких, тренировать в анализе и синтезе открытых и закрытых слогов, познакомить с буквами, обозначающие согласные звуки, обучать навыку чтения слогов (С Г, ГС).

18

Этап 3-й. Гласные буквы                            Я, Ё, Ю, Е, И.

Учить  детей выделять на слух и правильно произносить йотированные гласные звуки и звук Й, познакомить с буквами Я, Ё, Ю, Е, И.

6

Этап 4-й. Чтение открытых слогов с буквами                                 Я, Ё, Ю, Е, И.

Дать понятия о твёрдости и мягкости согласных, в зависимости от стоящего за ним гласного звука. Закрепить навык чтения открытых слогов с согласными, противопоставленными по                        твёрдости – мягкости.

14

Этап 5-й. Чтение односложных слов

Учить детей читать трёхбуквенные слоги и односложные (СГС) слова.

1

Этап 6-й. Чтение двух сложных слов

Учить детей читать двухсложные слова типа УСЫ                  (ГСГ), МАКИ(СГСГ),БАТОН(СГСГС).

2

Этап 7-й. Буквы Ь и Ъ

Познакомить детей с буквами Ь и Ъ. Объяснить, что Ь может выполнять две функции: смягчения согласных и разделения мягких согласных и гласных.Упражнять детей  в чтении односложных и двухсложных(СГСГС и СГССГ) слов с мягким знаком. Объяснить, что Ъ может выполнять только функцию разделения твёрдых согласных и гласных. Объяснить особенности произношения слов с Ь и Ъ.

3

Этап 8-й. Чтение слов с буквой  Й

Учить детей обозначать звук(Й) буквой Й, формировать  умение читать слова со стечением согласных (СГССГ),

2

Этап 9-й. Чтение слов с различной слоговой структуры.

Учить детей читать слова различной слоговой структуры.

12

Этап 10-й. Закрепление пройденного материала. Чтение предложений и коротких текстов.

Закрепление пройденного материала: чтение слогов, слов, предложений.                                                        Чтение стихотворений. Учить детей читать предложения и короткие тексты, закрепить правила оформления предложения.                                            Развивать умение передавать в устной форме содержание небольшого текста.

3

Открытый урок

Воспитывать любовь к родному языку. Совершенствовать навык слогового чтения.  Закрепить навык умения отгадывать ребусы. Развивать мышление, наблюдательность, концентрацию внимания.

1

итого

72

Используемая литература.

1. Богатая О. Ф.  Читалочка Сургут  2007.                                                                                                            

2. Колесникова Е.В.  Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5 -6 лет.                           3. Колесникова Е.В   Сценарии учебно  – игровых занятий к рабочей тетради «от  А – до Я».

4. Новикова Е.В. Логопедическая  азбука от буквы к слову. Москва 2007.

5. Новикова Е.В.. Логопедическая  азбука от слова к предложению.                             Москва  2007.                                                                                                                                                        

6. С. П. Цуканова, Л,Л. Бетц  Учим ребёнка говорить и читать (l, ll, lll период)                           Москва 2007.                                                                                                                                                7. С. П. Цуканова, Л,Л. Бетц   Я учусь говорить и читать (альбом для индивидуальной работы).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по обучению грамоте в студии предшкольной подготовки

Авторская программа в объединении ,,АБВГД -ейка\'\' (обучение грамоте ) для детей дошкольного возраста....

Рабочая программа по обучению грамоте для детей 5-7 лет.

Рабочая программа по обучению грамоте для детей 5-7 лет построена с учетом возрастных особенностей детей. Рассчитана на два года обучения, начиная со старшей группы. Программа направлена на овладение ...

Программа по обучению грамоте и развитию фонематического слуха детей с ОНР в подготовительной группе.

Перспективное планирование по обучению грамоте и развитию фонематического слуха детей с ОНР в подготовмтельной группе....

рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной группе по программе "Детство" без пояснительной записки

рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной группе по программе "Детство" без пояснительной записки...

Программа по обучению грамоте и чтению "Зернышки знаний".

Данная программа направлена на развитие речи, обучению детей чтению. Развитая речь основа уверенности и успеха. Умение правильно и красиво говорить, излагать мысли-это речевая культура. Поэтому в наше...

Программа по обучению грамоте

                             Воспитатели часто слышат упреки в свой адрес   учителей начальной школы из-за к...