Конспект НОД по обучению грамоте «Путешествие в мир звуков» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Федорова Галина Ивановна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе, обучение выделению ударного слога,  проведение звукового анализа слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_puteshestvie_v_mir_zvukov.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе 

«Путешествие в мир звуков»

Программное содержание: Учить вычленять в слове ударный слог, словесное ударение и определять его место в слове. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные звуки. Закреплять умение называть слова с заданным звуком.

Развивать у детей фонематическое восприятие.

Воспитывать интерес к звуковому строю речи.

Демонстрационный материал: картина-схема «рыба», красные и синие фишки, указка., игровой персонаж Звуковичок.

Раздаточный материал: полоски с четырьмя клеточками, красные и синие фишки, счетные палочки.

Ход занятия:

Воспитатель обращается к детям: Дети встаньте в круг, это наша «волшебная летающая тарелка», на ней мы отправимся в путешествие по миру звуков, закрываем глаза и полетели. (звучит космическая музыка)

- Открываем глаза, мы с вами прибыли в мир звуков, они вокруг нас, здесь нас встречает Звуковичок, который будет путешествовать с нами.

-Дети, Звуковичок предлагает нам поиграть с ним в игру «Расскажи о звуке».

-Что вы знаете о звуках7 (Звуки ы слышим, но не видим).

-Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные).

-Что вы знаете о гласных звуках? (Гласный звук можно пропеть, протянуть, прокричать, сказать громко и тихо, голос идет свободно, нам во рту ничего не мешает).

-Что вы знаете о согласных звуках?  (Согласный звук мы не можем пропеть, протянуть, прокричать, сказать громко и тихо, при произнесении которого нам мешают губы, зубы и язык).

- Какой фишкой обозначают гласные звуки? (Гласный звук обозначаем красной фишкой).

- Какой фишкой обозначают согласные звуки? (Согласные твердые звуки обозначаем синей фишкой, а согласные мягкие звуки обозначаем зеленой фишкой).

 - А теперь Звуковичок предлагает поиграть с ним в игру «Кто внимательный?»

(Воспитатель называет гласные и согласные звуки, а дети поднимают на каждый названный звук соответствующую фишку). Воспитатель хвалит детей от имени Звуковичка.

- Дети, вы к нам долго летели, предлагаю вам сесть за столы, отдохнуть, а заодно отгадать загадку:

Блещет в речке чистой,

Спинкой серебристой.

-  Кто это? (Это рыба)

- Вот она на картине, а картина не простая, в ней спрятались звуки, помогите узнать какие это звуки?

- Дети наши умеют «читать», они тебе обязательно помогут.

- Что за клеточки под картинкой? (Это звуковые домики)

-Сколько клеточек под картинкой? (Под картинкой четыре звука).

- Значит в слове «рыба» четыре звука.

- «Прочитайте» слово «рыба» и выделите первый звук? (Р-р-рыба)

- Какой первый звук в слове «рыба» (Первый звук в слове «рыба» (р)

- Что ты знаешь о звуке (р)? (Это согласный звук, мы не можем его пропеть, протянуть, прокричать, сказать громко и тихо, когда мы его произносим нам мешает язык).

- Какой фишкой ты его обозначишь? (Я его обозначу синей фишкой, потому что это согласный звук).

- В какой домик поставишь фишку? (Я поставлю фишку в первый домик, потому что это первый звук в слове) 

- «Прочитайте» слово «рыба» и выделите второй звук? (Р-ы-ы-ыба)

- Какой второй звук в слове «рыба» (Второй звук в слове «рыба» (ы)

- Что ты знаешь о звуке (ы)? (Это гласный звук, мы его можем пропеть, протянуть, прокричать, сказать громко и тихо, голос идет свободно и нам во рту ничего не мешает)

- Какой фишкой ты его обозначишь? (Я его обозначу красной фишкой, потому что это гласный звук).

- В какой домик поставишь фишку? (Я поставлю фишку во второй домик, потому что это второй звук в слове). 

- «Прочитайте» слово «рыба» и выделите третий звук? (Ры-б-б-ба)

- Какой третий звук в слове «рыба» (Третий звук в слове «рыба» (б)

- Что ты знаешь о звуке (б)? (Это согласный звук, мы его не можем пропеть, протянуть, прокричать, сказать громко и тихо, когда мы его произносим нам мешают губы).

- Какой фишкой ты его обозначишь? (Я его обозначу синей фишкой, потому что это согласный звук).

- В какой домик поставишь фишку? (Я поставлю фишку в третий домик, потому что это третий звук в слове).

- «Прочитайте» слово «рыба» и выделите четвертый звук? (Рыб-а-а-а).

- Какой четвертый звук в слове «рыба» (Второй звук в слове «рыба» (а).

- Что ты знаешь о звуке (а)? (Это гласный звук, мы его можем пропеть, протянуть, прокричать, сказать громко и тихо, голос идет свободно и нам во рту ничего не мешает)

- Какой фишкой ты его обозначишь? (Я его обозначу красной фишкой, потому что это гласный звук).

- В какой домик поставишь фишку? (Я поставлю фишку в четвертый домик, потому что это четвертый звук в слове). 

-Молодцы дети, помогли Звуковичку найти спрятавшиеся звуки. И в благодарность за это он хочет с вами поиграть.

Тематическая физкультминутка «Рыбки». 
Рыбки плавали, ныряли 
В чистой светленькой воде. 
То сойдутся-разойдутся, 
То зароются в песке. Движения руками выполнять соответственно тексту. 

 Игра со словом «рыба».

– Сколько гласных звуков в слове «рыба»? (В слове два гласных звука).

– Какой первый гласный звук? (ы)

– Какой второй гласный звук? (а)

– Сколько слогов в слове «рыба»? Вспоминаем правило – В слове столько слогов, сколько – гласных звуков); (В слове «рыба» два гласных звука, значит, два слога).

– Сколько согласных звуков в слове «рыба»? (В слове два согласных звука «р» и «б»).

– Что можно сказать об этих звуках, какие они? (Это твердые согласные).

– Какой первый слог? (ры-)

– Какой второй слог? (ба-)

– Одинаково ли оно произносятся? (Нет слоги произносятся не одинаково)

– Какой слог произносится протяжнее? (Первый слог ры- произносится протяжнее).

– Послушайте я протяжнее произнесу второй слог рыб-а-а-а). Правильно ли я сказала слово «рыба»? Нет вы сказали неправильно).

– Запомните дети правило «Слог, который произносится чуть протяжнее, который заметнее в слове, называется ударным, мы как бы ударяем голосом, незаметно молоточком».

– Повторите правило.

– Какой ударный слог в слове «рыба»? (В слове «рыба» ударный слог ры-)

– Какой ударный гласный звук в этом слове? (В этом слоге ударный гласный звук -а).

– А теперь Звуковичок хочет превратить вас в звуки и поиграть с вами.

– Ко мне подойдут (4 детей…)

– Ты будешь звуком «ы», «а», «р», «б».

Подозвать 1-й гласный, 2-й гласный, 1-й согласный,2-й согласный.

Задания играющим дают дети. (Звук «ы» похлопай в ладоши, звук «а» попрыгай и т.д.)

 – Встаньте так, чтобы мы могли прочитать слово. (Выполнив их, они ставят фишки на схему. Воспитатель хвалит детей от имени Звуковичка).

-А теперь, подойдите все ко мне, вы помогли Звуковичку найти спрятавшиеся звуки, а теперь мы поможем маме сделать покупки в магазине, но покупать можно только продукты в названии которых есть звук «р».

Проводится игра «Мамина сумка». (Я хочу купить: рыбу, рис, творог, сыр, курицу и т.д.)

– Ну вот и подошло к концу наше путешествие по миру звуков, давайте попрощаемся с Звуковичком. До свидания, до будущих встреч в мире звуков.

–  Ребята, давайте встанем в круг, это наша «волшебная летающая тарелка», мы возвращаемся с вами из путешествия по миру звуков, закрываем глаза и возвращаемся в группу (звучит волшебная музыка).

– Дети, какие вы молодцы. Вам понравилось наше путешествие? Что вам запомнилось? Какое задание было для вас сложным? Какое занятие было самым интересным?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия кружка по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейки" подготовительная к школе группа

Конспект занятия кружка по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейки" подготовительная к школе группа...

Конспект занятия по обучению грамоте «Наш гость - Инопланетянин» в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по обучению грамоте«Наш гость  - Инопланетянин»в подготовительной к школе группе                         ...

Конспект ООД по обучению грамоте с использованием ИКТ в подготовительной к школе группе

Конспект ООД по обучению грамоте с использованием ИКТ в подготовительной к школе группе Цель: выявление степени усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях.Задачи:Коррекцио...

"Дифференциация С - З" конспект КОД по обучению грамоте для воспитанников с ТНР подготовительной к школе группы во 2 периоде

Конспект подгрупповой коррекционной образовательной деятельности по обучению грамоте воспитанников подготовительной к школе группы с тяжёлыми нарушениями речи во 2 периоде. Тема &l...

Конспект НОД по обучению грамоте: «Путешествие в страну знаний» для детей подготовительной группы

НОД по обучению грамоте: «Путешествие в страну знаний» для детей подготовительной группы...

Учебно-методическое пособие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране букв и звуков»

Учебно-методическое пособиепо обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)«Путешествие по стране букв и звуков»...