Конспекты по обучению грамоте (подготовительная группа).
план-конспект занятия по обучению грамоте на тему

Конспекты по обучению грамоте (подготовительная группа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_t.doc47.5 КБ
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_u.doc34 КБ
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_f.doc35 КБ
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_h.doc42.5 КБ
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_ts.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Звук [т] - [т,] Буквы Т, т

    Цель: Знакомство с согласным звуком Т, буквой Т,т.

 Задачи:

Образовательная:

- познакомить детей с механизмом образования звуков [т] - [т,]

- научить детей четко произносить звуки [т] - [т,]

- научить выделять звуки [т] - [т,] среди других звуков, в составе слогов, слов

- учить дифференцировать звуки  [т] - [т,]

- формировать понятие «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»

Развивающая:

- развивать у детей артикуляционную моторику, силу голоса, фонематический слух

- формировать навыки звукового анализа и синтеза

- развивать восприятие, произвольное внимание, память

Воспитательная:

- формировать доброжелательное отношение к коллективу

     Оборудование:

предметные картинки: топор, стол, стул, туфли, сумка, лист,  тень, тесто, тигр,  демонстрационные буквы Т-т, манка.

Ход занятия:

  1. Организационный момент, приветствие. - Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
  2. Предлагаю детям встать в круг

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие,  в мир звуков.А отправимся мы туда для того, чтобы познакомиться с новым звуком и все - все про него узнать! Вы хотите туда попасть? Тогда вы должны ответить на мои  вопросы

- Какие гласные звуки вы знаете?

- Почему эти звуки называют гласными гласными?

-Какие согласные звуки вы знаете?

-  Почему эти звуки называют согласными?

  1. Молодцы, ребята, тогда отправляемся……для того, чтоб нам попасть в страну мира звуков надо закрыть глазки и обернуться вокруг себя три раза….вот мы и оказались на месте…..ой, ребята смотрите, что это там такое? (дети находят  карту….)Ребята, это нам подсказка, куда нужно направляться, сейчас мы оказались на первой станции под названием «Загадочный звук»а что же это за коробка такая интересная? Давайте посмотрим что там внутри….достаю картинки со звуками Т, ТЬ

  показываю картинку, дети называют:

: Ребята, скажите, какой звук есть во всех словах, которые вы сейчас назвали? (Т и Ть).

- . Когда мы произносим звук Т, что-нибудь мешает воздуху проходить? (Да воздух встречает преграду) Из-за этой преграды звук не поется, это говорит о том, что звук у нас согласный.

-Как он звучит твердо или мягко? (Твердо).

-  А теперь положим ладошку к горлышку и произнесем звук Т, горлышко дрожит или нет? (Нет).  Значит звук Т глухой, и обозначается он зачеркнутым  колокольчиком. А как звучит мягкий брат звука Т? (Звук Т'). Звук Т' также согласный, потому что не поется, мягкий и глухой, горлышко не дрожит. Рассмотреть местонахождение звуков Т, Ть на картинках.

Благодарю детей за успешное выполнение задания, отправляемся дальше.

  1. Станция Веселая.(Выделение звука [т] среди других звуков, в составе слова.)

  Игра «Поймай звук»Поднять синий флажок(карточку) если услышите звук Т,

а, у, т, и, к, т, …; та, мо, пу, то, ты…;, туфли, топор, окно, стол…;

  1. Выделение звука  [т,] среди других звуков, в составе слова

Игра «Поймай звук»

Ть, и, ть, кь, ть,ть…;тя, те, мя, пе…;, телефон, мел, петь, Витя, доска, шить..;

  1. Станция «Спортивная»        

                                                       Физминутка

Мы шли-шли-шли,

(идут)

Землянику нашли

(наклоняются и собирают)

Раз, два, три, четыре, пять,

(показывают на пальцах)

Мы идем искать опять

(идут)

  1.  Станция эрудитов. Дифференциация звуков [т] - [т,]( предлагаю детям сесть в круг на ковре)

Та-тя

То-те

Ти-ты

Ту-тю

Тя-та

Те-то

Ти-ты

Тю-ту

Тя-та-тя

То-те-то

Ти-ты-ти

Ту-тю-ту

Та-тя-та

Те-то-те

Ты-ти-ты

Тю-ту-тю

  1.   Станция знатоков. Знакомство с буквами Т, т

- Звуки [т] - [т,] обозначают буквой Т

Буква Т похожа на крышу

Работаем с буквой Т

Обведи пальчиком по контуру пластмассовую букву Т, напишите её в воздухе, выложите из палочек и напишите на рабочем листе. Ребята, смотрите, нам нужно с вами выполнить ещё одно задание, чтобы узнать о нашем звуке все- все….показываю картинку с ребусом…здесь зашифровано слово которое вы должны отгадать по первым звукам каждой картинки….отгадываем….затем дети выкладывают это слово из разрезанных букв, анализируем его….(т – вначале слова, звук Т – твердый…)

Пришло время возвращаться из нашего путешествия….з

     

  1. остановка « Конечная».

Возвращаемся обратно из путешествия….

  1. Итог

- Ребята, вам понравилось наше путешествие?

- С какими звуками мы сегодня познакомились?

- Какие это звуки? Почему?

- Дайте характеристику звуку [т]

- Как мы его обозначаем?

- Дайте характеристику звуку [т,]

- Как мы его обозначаем?

- Молодцы, вы хорошо поработали!

4.Повтори слоги!

1.Узнай  звук!

2.Поймай звук!

3.Поиграй в игру!

5.Познакомься с буквой Т, и разгадай ребус.



Предварительный просмотр:

Тема: Звук и буква У.

Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков и слов;

Продолжать знакомить детей с понятием «гласный звук»;

выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков; в начале слова; в словах из текста;

закрепление понятий «звук», «слово»;

продолжить знакомство с буквой У, закрепление понятия «буква».

Оборудование: зеркала, предметные картинки: красный домик; буква У большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога и буквы У к этим полоскам; красивая коробочка, картинки или предметы: утюг, утенок, удочка, улитка, утка;.

 Ход занятия.

Педагог предлагает сесть на свои места детям, назвавшим любой звук.

  1. «Ребята, эту куклу зовут Уля. Как зовут нашу куклу? (Уля). Какой первый звук вы услышали в слове Уля? (звук У). Где мы можем услышать звук У? Кто воет: У-у-у! (Волк) Молодцы. А как воет маленький волчонок? (у-у-у!-тоненьким голоском, тихо)».

«А как же получается звук у, как мы его с вами произносим? Посмотрите в зеркало – губы вытянулись и сделали маленький кружок; положите руку на горлышко и произнесите звук у – горлышко гудит, воздух проходит свободно, ему ничего не мешает.   Звук у – гласный звук, потому что его можно пропеть.

Спойте этот звук еще раз. Гласные звуки обозначаем красным цветом. Где живут гласные звуки и буквы? Правильно, вот в этом красном домике».

(Педагог показывает детям красный домик и красный кружок).

«Нажмите пальчиком на кружочек, оживите его.

Сегодня мы будем произносить много слов со звуком У».

  1. Игра «Поймай звук».

«А сейчас мы с вами будем ловить звук у ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук у – тогда вы его поймаете. Другие звуки ловить не нужно.

У-а-у-и-у-о-и-у-а-ы-у-о-у…»

(Если дети ошибаются, объясняем еще раз и еще раз играем0.

  1. Загадки.

« Уля принесла вам красивую коробочку. В ней – картинки и предметы. Отгадайте загадки и вы узнаете. Что в коробочке.

 Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

Ниточка в реке.  (Удочка)». (Выставляется картинка).

Чем мы ловим рыбу? (Удочкой). Где вы услышали звук У – в начале, в середине или в конце слова?» (В начале слова).

(Дети нажимают пальчиком на полоску. Слева на ней нанесена метка, обозначающая начало слова).

2Слушайте другую загадку: «Сама ползет, на себе дом везет». Это… (улитка).(Выставляется картинка). У кого глаза на ногах, а дом на спине? (у улитки). Покажите пальчиками. Как она высовывает рога, прячется в раковину. Какой первый звук в слове «улитка»? (Звук У).

«Слушайте еще одну загадку: «Ходит вперевалочку, плавает, ныряет, на пруду и в речке пищу добывает». Кто это? (Утка).(Выставляется картинка). Покажите на полоске, где находится звук У? (В начале слова). Утка здесь не одна, с кем она? (С утятами). У нее много… (утят). Сосчитайте, сколько их». (Три утенка, пять утят).

«Ребята, что вы сейчас мне подсказывали? (Слова). Вы подсказали много слов, и все они звучат по-разному.  Какие слова вы сказали? (Утюг, утенок, ухо, улитка, утка )».

5.Динамическая пауза .

«Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг

Электрический…»(утюг).    (Имитация работы с утюгом). «Чем вы гладите?» (Утюгом).

Д/и «Паровоз».

  1. Игра «Будь внимательным».

Педагог предлагает детям выбрать слова со звуком У из стихотворения:

Устала утка на пруду учить своих утят,

Утята плавать на виду у мамы не хотят.

В каких словах вы услышали звук У?

 

  1. Буква У. (Выставляется домик для гласных звуков и буква У).

Педагог знакомит детей с буквой.

Это – буква У. Букву мы можем увидеть и написать, а звук – услышать и сказать. Буква У будет жить в красном домике, потому что звук у – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным).

У – сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.

Пишем букву У большую и маленькую.

8.Итог.

«Подарим хозяйке красного домика слова со звуком У». (Используя карточку, разделенную на з части, педагог ставит в ее начало букву У и предлагает детям догадаться – какое слово задумано).

«Я буду произносить часть слова без звука У. Вы дополните его звуком У и скажите все слово»._ казка, _ дав, _ лыбка, _ ченик, _ голок, _ кол.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме Звуки и буква Фф.

ПЕРЕЙТИ К ФАЙЛУ


ТЕМА УРОКА: ЗВУКИ [Ф], [Ф’]. БУКВА Фф. 
Цель: создать условия для формирования умений выделять из звуковой модели звук [ф], [ф’] и обозначать его буквой Фф. 
Задачи:
Образовательные: 
учить выделять нужный звук в начале, в середине, в конце слова;
делить звуки на гласные и согласные;
характеризовать согласные по твёрдости - мягкости, парности - непарности, глухости - звонкости; 
формировать умение делить слова на слоги, выделять ударный слог; 
закреплять умение работать со схемой слова; 
вырабатывать навыки слогового чтения у нечитающих детей, совершенствования навыка чтения целыми словами у читающих детей;
уточнять и активизировать словарь детей по теме «Космос».
Развивающие:
развивать мышление, внимание, речь, фонематический слух навык правильного письма.
Воспитательные:
воспитывать стремление к получению новых знаний, умение работать в паре, выслушивать ответы друг друга.
Ход занятия:
Организационный момент. 
Психологический настрой.
Ребята, какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы.
- Представьте себе зимний морозный день на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щечки. ( Дети делают щипательные движения руками за щечки). У вас замерз носик и ушки. Потрите носик и ушки. Вам стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего занятия.
Воспитатель:
Ребята, а у нас гости. Кто это такие, а тут письмо, сейчас мы и узнаем. Здравствуйте, дорогие ребята это я мальчик Федя и моя собачка Фомка. Однажды, мы с Фомкой решили оправиться в космическое путешествие изучать планеты, но в планеты нам попасть не удалось, так как нужно было выполнить задание прежде чем войти. А задания для нас оказались сложными и мы не справились и мы решили обратиться к вам за помощью. Ребята поможете? Так хочется посмотреть на жизнь в других планетах.
Ребята, поможем?
-Да.
- Ребята, а вы любите путешествовать? 
-Да.
К нам подлетает космическая ракета! Она совершенно незаметно появилась из-за густого тумана. У Феди и Фомки есть специальный костюм космонавта скафандр. Мы тоже надеваем костюмы, только так мы можем отправиться в космос (имитация надевания костюмов)
Вперёд! Взлетаем! МУЗАКА
Итак, первая планета, куда мы прилетели называется «МЕРКУРИЙ»
Повторение изученного о буквах и звуках.
Два главных правила вспомнить. Звуки мы слышим и произносим. А буквы мы видим и пишем.
- Назовите буквы, записанные на слайде.
Р Л А М Н Б П В К Д З С (слайд 2)
— Найдите лишнюю букву? (буква А)
— По какому общему принципу объединены оставшиеся буквы?
(согласные буквы).
Скажите, чем отличаются согласные от гласных звуков?
- Проверим (ответы детей: при произношении согласных звуков встречаются препятствия: зубы, губы, язык, а гласные говорятся открыто). Гласные можно петь, а согласные – нет).Полетели дальше. Следующая планета «ВЕНЕРА»
Конверт с рисунками ( карточки красного, зелёного, синего, чёрного цвета, колокольчик, наушники, молоток)
Задание расшифровать это послание. (Работа по таблице)
Полетели дальше. Следующая планета «МАРС»
Задание по картинкам «Домашние животные».
— Произнесите это слово на картинке.
— Определить сколько слогов в этом слове.
-- Поставьте ударение на нужный слог.
Полетели дальше. Следующая планета «ЮПИТЕР»
Физминутка.
Полетели дальше. Следующая планета «САТУРН»
Послушайте и отгадайте загадку:
Днем он молчит,
Ночью кричит,
По лесу летает,
Прохожих пугает. ( Филин) Слайд 3
— А кто такой филин?
— В лесу, в дупле дерева, живет филин. Днём он спит, а ночью вылетает на охоту. Питается он исключительно мышами, другими мелкими грызунами. Нападает филин на мелких животных. Терпеливо дежурит на своем посту. Часами он ожидает своей добычи.
— Сегодня он прилетел к нам на урок, чтобы познакомить вас с новыми звуками и буквой.
— А как вы думаете с какой?
Выделение нового звука из слова филин. 
Филин серый, филин старый,
А глаза горят, как фары.
Филин прыг, филин скок,
Филиненку дал флажок.
Филиненок рад, рад,
Два фонарика горят.
- Кто такой филиненок? (Детеныш филина). 
- С чем сравнивает автор глаза филина? ( с фарами).
- Почему? (они, как фары светятся в темноте).
- Чем похожи слова: фары, флажок, фонарики, филин? (Звуком [ф] в начале слова).
- Как произносится звук [ф] в этих словах? (Твердо) и мягко
- Составьте схемы к этим словам ( по рядам: филин, фары, флажок, фонарик,). Дайте характеристику этому звуку.
( Звук [ф’] – согласный, потому что его нельзя петь: глухой – потому что произносится только с шумом, в этом слове он мягкий, но в других словах может быть и твердым). Составьте схему к слову филин. Один ребёнок у доски. Сравните свою схему со схемой на доске.
Полетели дальше. Следующая планета «УРАН»
Из набора рисунок выделять нужный звук в начале, в середине, в конце слова.
ФЕЯ, ФОНАРЬ, ЖИРАФ, ТЕЛЕФОН,ФАНТАН, ФЛАЖОК, ШКАФ.
Полетели дальше. Следующая планета «Нептун»
Фрагмент мультика «Фунтик»
Ребята, как вы думаете, зачем на этой планете нам показали фрагмент именно этого мультфильма?
Фунтик, Фокусник главные герои , а имена их начинаются со звука Ф.
А, сейчас я вам предлагаю побывать тоже фокусниками. Вырезать букву «Р», вырезали по контуру, раскрыли, что получилось? Какая буква Ф, а на что она похожа, 
- Звуки [ф], [ф’] обозначаются буквой «ЭФ».
Показ печатной буквы . На что похожа буква «ЭФ»?.
- С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.
- Федя ходит руки в боки.
Значит выучил уроки.
- Ножницы я в руки взял –
Буква Ф я в них узнал
- Буква Эф так нарядилась
В пышный бантик превратилась
А давайте сами её изобразим.
8. Полетели дальше. Следующая планета «Плутон»
Составить предложения из заданных слов.
А)Филин, спать, день. (Филин спит днём). Сколько слов в предложении?
Б) Федя, нюхать, красивый, Фиалка.(Федя нюхает красивую фиалку)
В)Мальчик, рисовать, фломастеры (Мальчик рисует фломастерами)
Пора возвращаться домой на нашу планету «Земля»
- У каждого звука должен быть паспорт. Звук, получивший паспорт, только тогда на письме обозначается особым значком. Оформите паспорта для звуков, используя памятку.
Фамилия: Согласный
Имя: [ф]
Отчество: глухой
Характер: твердый
Место жительства: парныйРебята, а как вы думаете в начале занятия к нам пришли в гости Федя и его собачка Фомка. Потому что в имени их первый звук Ф. Только определите .Какой звук у каждого? 
Итог занятия.
С какой буквой мы сегодня познакомились?
На каких планетах мы с вами побывали?



Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: «В гости к Хомке. Звуки [Х], [Х*]. Буквы Х х».

Цель:  знакомство со звуками [Х], [Х*] и с буквами Х х.

Задачи:

Образовательные

  • Закреплять  у детей представления об артикуляционном укладе звуков [Х] и [Х`].
  • Отрабатывать навыки выделения заданного звука в слове, определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
  • Закреплять умение дифференцировать звуки [Х] и [Х`].
  • Упражнять в делении слов на слоги.
  • Закреплять образование множественного числа существительных.
  • Закрепить знания о предложении.
  • Познакомить с буквой «Х», усвоить зрительный образ буквы «Х».
  • Учить детей выкладывать букву Х из гороха, печатать буквы Х х.

Развивающие

  • Развивать фонематический слух.
  • Расширять и уточнять словарь детей.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать навыки творческого воображения.
  • Развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, память и логическое мышление.

Воспитательные

  • Воспитывать у детей позитивное отношения к данным занятиям.
  • Воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца;
  • Воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку при работе в парах.





Ход занятия.

I. Организационный момент:

- Ребята, сегодня мы продолжаем наше путешествие в страну ЗВУКЛЯНДИЮ. Вы готовы?

Проверим ваш язычок, готов ли он разговаривать? (артикуляционная гимнастика).

Проверим ваши ушки, готовы ли они слушать? (самомассаж ушей).

Проверим ваши глазки, готовы ли они смотреть? (самомассаж глазных яблок).

Проверим ваши пальчики, готовы ли они писать? (массаж рук и пальцев).

Проверим ваш мозг, готов ли он думать? (самомассаж висков).

- А на чём же мы сегодня отправимся в путешествие?! Послушайте внимательно, может быть по звучанию транспортного средства вы догадаетесь, на чём предстоит нам отправиться в путь?

Звучит фонограмма «Смех, хохот»

(Дети смеются в недоумении)

- Я предлагаю вам отправиться сегодня на СМЕХОЛЁТЕ или по-другому его называют ХОХОЛЁТ. А почему у него такое название? (ответы детей)
- Ну, что готовы к взлёту? Глубоко вдохнули, выдохнули; улыбнулись, расправили крылья, завели моторы и полетели.

(Дети под звук фонограммы «Смех, хохот» имитируют полёт, садятся на свои места за рабочие столы)

II. Сообщение темы занятия.

-Ребята, в стране Звукляндии нас должен встретить мой друг, а кто это, отгадайте загадку:

ЭТОТ МАЛЕНЬКИЙ ЗВЕРЕК
ЗЕРНА ЗАПАСАЕТ ВПРОК.

ЩЕКИ НАБИВАЕТ ТАК…

ЭТО ДЕЛАЕТ…. (ХОМЯК)


-Правильно, нас ждет хомяк Хомка. Давайте произнесем предложение «РЕБЯТ ЖДЕТ ХОМКА» с разной интонацией. (Дети произносят данное предложение с разной интонацией, смотря на знаки препинания ? ! и . Но, что это?

(Дети слышат фонограмму храпа «Х-х-х-х», педагог открывает большую коробку с мягкой игрушкой ХОМЯК, веки которого закрыты)

-Ребята, смотрите, Хомка спит. Как вы думаете, с какими звуками он хотел нас сегодня познакомить? (Дети отвечают - [Х] и [Х`])

-Сегодня мы встретимся со звуками [Х] и [Х`], а также познакомимся с буквой «Х», которая обозначает эти звуки на письме.

- Почему же он спит? А-а! Я знаю, он, когда увидит вот этого зверька (показывает картинку ХАМЕЛЕОНА), сразу пугается и засыпает. А вы знаете, кто это? (ответы детей).

III. Характеристика звуков по артикуляционным признакам.

- С какого звука начинается слово ХАМЕЛЕОН, ХОМКА? Вспомните, как храпел Хомка. (Дети отвечают - [Х]).

- Давайте произнесем его, что это за звук, охарактеризуйте его. (Дают характеристику по схеме) - Значит, какой это звук? (согласный)
- Он твёрдый или мягкий? (твёрдый)
- Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит)
- Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)
- А есть ли брат у звука [Х]? Давайте произнесём звук [Х`]
. (Дают характеристику по схеме)
- Значит, какой это звук? (согласный)
- Он твёрдый или мягкий? (мягкий)
- Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит)
- Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)
- Ребята, давайте произнесём наши звуки по очереди: х-хь-х-хь.
- Чем эти звуки отличаются? ([Х`] – мягкий, а [Х] - твёрдый)
-Посмотрите, Хомка всё спит, совсем не слышит нас. Давайте поиграем в его любимые игры, может он и проснется.

IV. Различение звуков [Х] и [Х`] на слух, определение места данных звуков в слове, придумывание детьми слов со звуками [Х] и [Х`].

-Хомка очень любит кушать. Отгадайте, что больше всего ему нравится. Я буду называть продукты, а вы поднимайте руку только тогда, когда услышите в их названии звуки [Х] и [Х`].

(Педагог называет слова: хлеб, конфеты, сок, халва, макароны, сухари, компот, орехи, сахар, каша, горох, хурма)

- Хома спит, давайте поиграем в другую игру. (Дети называют 3 картинки, определяют место звуков [Х] [Х`] в каждом слове, определят твердый он или мягкий, закрашивая кружочки соответственно синим или зеленым карандашом; считаю количество слогов в каждом слове))

- Нет, не просыпается наш Хомка. Давайте в другую игру поиграем, называется она «ТВЕРДЫЙ-МЯГКИЙ» (Педагог называет слова, дети поднимают карандаши синий или зелёный, соответственно услышанным звукам [Х] [Х`]. Слова: хлопушка, смех, духи, ухо, холод, мухи, хитрый, мох, пух)

-Следующая игра «4-й лишний». Произнести названия картинок, найти и зачеркнуть ту, в которой нет звуков [Х] [Х`]. (Дети сначала выполняют задание индивидуально в тетради, затем работают аналогично в парах. Каждый раз производится проверка)

-Игра «ОДИН-МНОГО» (Пасту. - ...пастухи, лопу. - …….., пету. - ……., запа. - ……..,стра. - …….)

V. Физпауза

- Спит Хомка. Я кажется, догадываюсь, как его разбудить! Надо рассказать стихотворение про него и станцевать.

(Дети читают стих про Хомку, имитируя движения, и танцуют танец «Веселая зарядка»)

-Смотрите, ребята, Хомка проснулся! (Хомка открывает глаза, поднимается из коробки и здоровается с детьми)

VI. Знакомство с буквой «Х». Закрепление зрительного образа буквы.

- Ребята, наш хомячок Хомка рад встрече с вами. С какого звука начинается его кличка? Правильно! А звуки [Х] и [Х`] обозначаются буквой «Хх». Давайте сделаем ему подарок, ведь мы же пришли к нему в гости.

(Дети выкладывают на основу из пластилина изображение буквы «Х» из гороха)

А теперь давайте напечатаем букву «Х» в тетради. Как вы думаете, на что она похожа? (крестик)

(Дети после показа педагога пишут в тетради буквы «ХХ», чередуя, педагог их хвалит от имени Хомки).

VII. Закрепление навыка слогового чтения.

Чтение слогов АХ, ОХ, УХ, ИХ, ХА, ХО, ХУ, ХИ.

VIII. Рефлексия.

- А теперь настало время нам прощаться с Хомкой. Пора возвращаться обратно в детский сад.

-Посмотрите, что-то Хомка вам написал. (Читающие дети читают6»ХОМКА ВАС ЛЮБИТ»

- Я думаю, что и вы полюбили Хомку. Давайте подарим ему улыбки.

КРАСНЫМ ЦВЕТОМ, БОЛЬШАЯ – эту улыбку подарят те ребята, кто активно работал на занятии, не отвлекался, научился многому.

ОРАНЖЕВЫМ ЦВЕТОМ, НЕБОЛЬШАЯ - эту улыбку подарят те ребята, кто работал хорошо, но иногда отвлекался, не всё у него получалось.

РОЗОВЫМ ЦВЕТОМ, МАЛЕНЬКАЯ - эту улыбку подарят те ребята, кто часто отвлекался, был невнимательным, всё удавалось ему с трудом.

(Дети помещают свои выбранные улыбки на доску к надписи «ХОМКА ВАС ЛЮБИТ»)

-Что удалось сегодня вам на занятиии, а может что-то показалось трудным? (ответы детей)

-Кого бы вы хотели поблагодарить? (ответы детей)

IX. Итог занятия

- С какими звуками мы познакомились сегодня в стране Звукляндии? С кем подружились? Пора лететь домой! Вспомните, на каком транспорте мы прилетели? (ответы детей)

(Дети улетают под звук фонограммы «Смех, хохот»)



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по грамоте

(в подготовительной группе)

Тема: «Звук (Ц). Буква (Ц).

                                                             

Цели:

- закрепить навык произношения звука (ц);

- умение слышать в слове, выделять и называть звук;

- упражнять в определении места звука в слове, в звуковом анализ слов, в выделении ударного гласного;

- познакомить с буквой «Ц»;

- продолжать работать над предложением;.

- закреплять у детей навык образования существительных с уменьшительно –ласкательным значением при помощи суффиксов –ец-, иц-, -ц-.

- воспитывать положительные мотивации к занятию.


Оборудование: буква Ц большого формата, карточки со слогами (у, ли, ца, ли,цо, ку, ри, ца,си, ни, ца, па, лец), карточки на каждого ребёнка со словами, в которых пропущена буква Ц ( зай_ы, ов_а, гусени_а, _ирк, птене_), предметные картинки на каждого ребёнка со звуком Ц, разрезные азбуки, ручки.


Ход занятия.

Организационный момент
Сядет тот, кто ласково назовёт предмет так, чтобы в слове появился звук Ц.
Мыло-мыльце, масло-маслице, окно-оконце, платье-платьице, дерево-деревце, болото-болотце, зеркало-зеркальце, дело-дельце, тело-тельце, блюдо-блюдце.


Знакомство с темой.

-Сегодня мы вспомним звук Ц и поработаем с буквой Ц.
Вспомните, как называется звук Ц.
Посмотрите на букву Ц.

Составление слов из слогов.
-Когда я сегодня шла в д/с, мне навстречу шёл Незнайка. Он был очень расстроенный. Ему в школе задали написать слово, но он забыл какое, помнит только, что в этом слове есть слог ЦА. Давайте подумаем, какое слово могли задать Незнайке. (Дети придумывают слова).


Поиграем в игру: «Слова рассыпались».
-Слова рассыпались на слоги и все перепутались. Соберите слово и прочитайте его.(учитель дефектолог пишет на доске слоги одного слова, ребёнок выходит и собирает слово, дети читают.)

-У вас на столах есть карточки со словами, но в них не хватает буквы Ц. Впишите буквы и прочитайте получившееся слово.


Пальчиковая игра «Цыплята».


Пять цыпляток, ( Большой и указательный пальцы- клювик, остальные          
                                        прижаты к ладони)
Пять комочков    (Все пальцы сжать в кулак)
Во дворе стоят у бочки ( Пальцами изобразить бочку)
Захотелось им напиться   (Приоткрыть пальцы-клювики)
Из щелей течёт водица.   (Перебирать пальцами, опуская руки сверху вниз)
Вот из лужи пьют цыплятки  (Показать, как пьют цыплятки)
И у всех озябли лапки   (Пальцы дрожат)
Вот поджали коготочки,   (Прижать скрюченные пальцы к ладони)
Побежали греться к квочке.  («Пробежаться» пальцами по столу)


Составление предложений по индивидуальным картинкам.


-Ребята, посмотрите на свою картинку, придумайте предложение  по этой картинке и посчитайте, сколько слов в вашем предложении.(Дети проговаривают своё предложение и называют количество слов  в нём).


-Ребята, какое сейчас время года? Что появляется весной? (Цветы)

-Послушайте предложение: « Цветы цветут». Сколько слов в этом предложении?  Сейчас это предложение мы выложим из букв разрезной азбуки. Но сначала повторим правила предложения. (Вместе с учителем дефектологом повторяют правила написания предложений и выкладывают его из букв).
Итог: Молодцы, сегодня все хорошо работали


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте (подготовительная группа)"Страна Красивой речи"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте "Страна Красивой речи".Цели занятия:Образовательные:Закрепить знания о пройденных звуках, буквах, упражнять в со...

Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: "Зимний лес"

Данный материал поможет провести НОД по всем правилам ФГТ...

Конспект НОД. Обучение грамоте. Подготовительная группа.

Нетрадиционная познавательная форма организации общения педагогов и родителей.                                  ...

конспект по обучению грамоте подготовительная группа Звуки г, гь и буква Г

конспект по обучению грамоте  подготовительная группа...

Дидактическая игра по обучению грамоте "Прочитай и подбери картинку" методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Дидактическая игра по обучению грамоте "Прочитай и подбери картинку"методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)Цель игры: развитие восприятия прочитанного, совершен...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...