Конспект НОД "Дифференциация звуков [Л]-[Р]"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Терехова Виктория Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_l-r.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16 «Золотой ключик» города Сафоново Смоленской области

Конспект НОД по обучению грамоте «Дифференциация звуков [Л]-[Р]»

Подготовила учитель-логопед:

Терехова Виктория Александровна

Цель: учить детей различать на слух звуки [р]-[л] в слогах, словах, фразах.

Задачи:

коррекционно-обучающие

  • закрепить характеристики звуков, создать условия для формирования умения дифференцировать звуки [Л] - [Р] изолированно, на уровне слога, слова, предложения, на слух и в произнесении;

коррекционно-развивающие

  • создавать условия для развития фонематического восприятия, слуховой памяти, артикуляционной, тонкой, общей моторики, интонационной выразительности речи, воображения, логического мышления;

коррекционно-воспитывающие

  • формировать навыки самоконтроля, воспитывать стремление доводить дело до конца.

Оборудование: игрушки (киндеры), названия которых начинаются со звуков [Л], [Р], звуковые схемы, картинки (лодка, палатка, стол, рыба, парус, самовар), демонстрационные картинки (рак, ложки, колобок, юла, глаза) + (крыша + лошадь = крыло; луна +жаба = лужа; ролики + забор = роза;  письмо + лампа= пила), предметные картинки с изображением птиц на звуки [Л], [Р] по количеству детей, карточки для индивидуальной работы.

Ход НОД:

Логопед: Ребята, Вы любите сюрпризы?

Ответы детей.

Логопед раздаёт киндеры (яйца) в которых лежат игрушки. Дети открывают свои сюрпризы и называют название игрушки, которая ему попалась. Логопед уточняет первый звук, в названии каждой  игрушки.

Логопед: Ребята, с каких звуков у нас начинались слова? Сегодня пойдёт речь о звуках [Л], [Р], давайте вспомним, что мы знаем об этих звуках?

Дети дают характеристику звуку.

Наводящие вопросы логопеда: гласный - согласны, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой.

Логопед: Ребята, чем отличаются эти звуки?

Все дети садятся за столы перед ними звуковые схемы и картинки.

Логопед: Ребята, перед Вами звуковые схемы и картинки. Подберите слова к схемам.  

Дети определяют место звука [Р] и [Л] в слове, соотносят со схемами.

Логопед: А теперь предлагаю Вам сыграть в игру «Замени звук».

Детям предлагаются картинки: рак, ложки, колобок, юла, глаза.

Логопед: У вас на столах лежат по две картинке, вам нужно составить предложение с этими картинками, добавив слово-действие.

Рыболов – ведро

Зебра – трава

Сорока – крылья

Девочка – зеркало

Рыба – сковородка

Корзина – фрукты

Логопед: Молодцы, а теперь предлагаю Вам разгадать ребусы.

Логопед показывает детям две картинки. Ребята должны составить слово из первых слогов названий картинок. После правильного выполнения, логопед демонстрирует картинку с правильным ответом.

Логопед: Давайте немного отдохнём. Какое время года у нас за окном? Что часто весной происходит?

Ответы детей.

Логопед: Весной на улице много (луж). Чтобы перепрыгнуть их, нужно выполнить задание. Когда услышите звук [Р], хлопните один раз, когда услышите звук [Л], хлопните два раза – после выполнения задания перепрыгиваем лужу.

Игра «Четвёртый лишний». Ребята Вам нужно определить лишнее слово в ряду и объяснить почему:

Лодка лом рука луна

Корова радуга ручка рыба

Лопата луч бал лук

– после выполнения задания перепрыгиваем лужу.

Логопед: Ребята, какие изменения происходят весной?

Ответы детей.

Логопед: К нам возвращаются птицы из теплых стран, и сегодня они погостят у нас.

Игра «Рассели птиц». Детям раздаются картинки с изображением птиц, в названиях которых есть звуки [Р] и [Л]. Логопед расставляет две кормушки и объясняет, что в одной кормушке будут жить птицы, в названиях которых есть звук [Р], а в другой кормушке птицы в названиях которых есть звук [Л].

Логопед: Молодцы, ребята, отлично справились. А теперь у меня для вас есть необычное предложение. Предлагаю Вам стать поэтами, готовы?

Игра «Закончи предложение»

- Дедушку зовут (Лука)

 У него болит (рука)

- Рисовал художник ламу

 И картинку вставил в (раму)

- В блеске солнечных лучей

 По земле бежит (ручей)

- Друг позвал меня на пир

  Ел я торт и чая я (пил)

Логопед: Молодцы, ребята, какие талантливые поэты из Вас вышли.

Рефлексия.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспект занятия "Звук и буква У"

Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...

Конспект занятия "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...

Конспект занятия "Звуки вокруг нас"для детей 6-7 лет

На данном занятии дети знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками....

Конспект НОД "Звук и буква З"

Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия: Звук «Х». Части тела.

Фронтальное логопедическое занятие (для детей старшей группы) с элементами фольклора.   Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые ...