Реализация содержательного компонента образовательной программы в проектно-событийном формате на примере методики «Лаборатория грамотности»
статья по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) по теме

Демина Галина Петровна

Описание образовательной практики  «Лаборатория грамотности»,  в основу которой положены методические рекомендации Л. Свирской (автора образовательной программы «Вдохновение»). 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дёмина Г.П.

Воспитатель МБДОУ д/с № 24

Реализация содержательного компонента образовательной программы в проектно-событийном формате на примере методики «Лаборатория грамотности»

В теории и практике дошкольного образования выработаны и применяются несколько профессиональных стратегий, направленных на освоение детьми основ функциональной грамотности, в том числе, чтения и письма. «Обучение основам грамотности» и «Содействие становлению и развитию предпосылок грамотности».

Первый вариант предполагает прямое обучение старших дошкольников грамоте по школьному типу и реализуется с наименьшим учетом их психофизиологических особенностей. Дошкольникам предлагаются занятия - «уроки» со статичной позой, требующей усидчивости и сосредоточенности для пошагового выполнения заданий, предъявляемых взрослым. Как правило, они являют собой прообраз школьных ― работа в тетрадях, чтение текстов, физкультминутки. Этот тип работы с дошкольниками, безусловно, вреден для детей, но имеет массовое распространение и прочные позиции. Мотивом для многих воспитателей служит «желание родителей» и «требования современной школы», хотя то, и другое совершенно не очевидно.

Второй вариант, формулируемый как «Содействие становлению и развитию предпосылок грамотности», может быть реализован во многих формах через обеспечение широкого спектра типично детских видов деятельности, прямо и косвенно способствующих развитию языковых и речевых возможностей детей. В этом случае специальные занятия возможны, но не обязательны, дети участвуют в них по собственному желанию.

С целью комплексной реализации данного направления для детей разных возрастных групп мы организовали работу «Лаборатории грамотности».

В основу образовательной практики положены методические рекомендации Л. Свирской (автора образовательной программы «Вдохновение»).

  1. Создание условий: предметно-пространственное окружение.

     Признавая удобность и притягательность для детей компьютеров важно понимать, что в каждом современном доме обязательно должны быть книги на традиционных бумажных носителях. Книги для ребёнка ― такая же насущная необходимость, как и игрушки. С возрастом меняется тематика, содержание, объем, формат книг, но их значимость остается неизменной.

 В детском саду подборка книг должна быть обязательно. Назвать место «базирования» книг можно по-разному ― «книжный уголок», «библиотека», «полочка умных книг», «центр грамоты» или «центр книги» ― в этом нет принципиальной разницы. Но вот наполнение (дополнение) литературой и сопутствующими предметами этого места — обязательный вопрос и решается он исходя из индивидуальных особенностей детей.  В практике дошкольного образования сложилась и упрочилась традиция подбора книг сообразно возрасту. Не отказываясь от возрастного подхода, следует добавить книги, соответствующие интересам и потребностям конкретных детей, книги необходимые для работы в логике образовательного события, текущего тематического проекта.

Уважение к книге и читателю начинается с удобства расположения тех, и других – у нас это специально выделенное и оберегаемое для чтения уютное место («уголок читателя»).

 Дети любят не только слушать и рассматривать книги, но и рисовать, поэтому можно наполнить «центр книги» материалами для рисования (не такими разнообразными, как в центре рисования, но достаточными для того, чтобы ребёнок мог выразить свои впечатления в рисунке).

В группе детей, интересующихся журналистикой и книгоизданием, важным дополнением будут технические средства (диктофон, пишущая машинка), заготовки обложек для книг, средства крепления страниц.

Каждый, кто работает в детском саду, знает, как бывает трудно преодолеть обезличенность интерьера групповой комнаты, сколько усилий нужно приложить, чтобы обеспечить детям эмоциональный комфорт в таком помещении. Книжки, созданные на основе детских рассказов и дополненные авторскими рисунками, иллюстрированные семейными фотографиями создадут неповторимо личностный стиль группы, который сделает ее по-домашнему обжитой, уютной ― настоящим вторым домом.

Важным стимулирующим к словотворчеству действием может быть использование «кресла автора». Иногда это отличающийся от всех других детский стульчик ― специально оформленный, парадный. Иногда ― в этой роли выступает стул (кресло) воспитателя. Предназначается для исполнения детьми собственных произведений (рассказов, сказок).

  1. Формы, методы и содержание работы в «Лаборатории грамотности».
  • Рассматривание книжек с картинками.

Эта форма в основном провоцируется внесением в группу новых книг. 

Рассматривание книжек с картинками относится к одной из самых эффективных форм развития речи в детском возрасте.

Рассматривание книг с картинками формирует у детей представление о книге как важном предмете. Они с удовольствием разглядывают картинки, запоминают их, соотносят с прослушанным текстом, находят любимых героев, выполняют игровые действия. Дети начинают осознанно относиться к книге, как источнику информации. 

«Самостоятельное чтение книг» дошкольниками, достаточно часто чтением как таковым и не является ― это, скорее, рассказывание-импровизация с опорой на картинки, но в таком чтении заложены глубочайший смысл и ценность. Прежде всего, это ценность понимания того, что книга ― это текст, текст ― это важная информация, а информация ― это то, что важно, интересно и тебе, и другим, что сохраняется надолго.

Рассматривание и комментирование иллюстраций книг способствует развитию активной речи, когда ребенок «читает» сам себе, не требуя или даже избегая присутствия взрослых. Если прислушаться «к чтению» становится понятно, что это вольная трансформация текста, повторение того, что ребенок запомнил во время чтения взрослыми, то есть, тренировка памяти. Вместе с тем, это «вольная импровизация» с привнесением новых, иногда самых неожиданных деталей и поворотов событий – это развитие воображения. Это и умение занимать себя важным делом. И расширение границ своего мира.

  • Рассказывание и чтение вслух (воспитателем для детей)

В «лаборатории грамотности» обязательно стараемся выделить время для чтения или рассказывания воспитателем для детей. С помощью чтения вслух развиваются внимательное слушание, воображение и умение концентрироваться на информации, передаваемой чисто речевыми средствами. Дети постепенно учатся понимать «мир, о котором рассказывается в книге» и представлять его, рассказывать о чем-то отвлеченном и абстрагироваться в речи от конкретной ситуации. Кроме того, они знакомятся с другим речевым уровнем, чем обычный разговор.

Рассказывание взрослыми историй из своего опыта.  

Рассказы о том, «как я была маленькой», «мои любимые игры», «мои путешествия», «увлечения», «интересные встречи», с одной стороны, способны пробудить интерес детей к педагогу, с другой ― дать детям образец краткого содержательного повествования.

Рассказывание литературных историй и сказок. Замечательный жанр рассказывания предполагает использование литературных текстов. В них, в отличие от рассказов из личного опыта, могут использоваться слова и речевые обороты, которых нет в обыденной речи. Следовательно, такие истории расширяют языковые границы ― границы понимания речи, обогащают словарный запас.

  • Письменное документирование детских историй

Детей следует побуждать не только рассказывать собственные истории, но и фиксировать их. Многие дети сами инициируют этот процесс и при помощи взрослых создают «настоящие» книги. При этом они узнают, как устная речь превращается в письменный текст, как строится история, решают, что они хотят запомнить, какие акценты они хотят расставить. Уважение и интерес взрослых к историям детей, позволяет им почувствовать, что их ценят как «авторов».

Придуманный ребёнком текст мы записываем под его непосредственную диктовку. Записанное сообщение можно сохранить и потом многократно возвращаться к нему, перечитывая в группе или дома.

Здесь существует одно важное правило: записывать нужно без интерпретаций и педагогического «окультуривания», иначе дети высказывают критические замечания ― «а я не так сказал(а)» ― теряется авторское звучание и исчезает смысл записанной речи как наблюдения, иллюстрирующего особенности речевого развития ребенка.

Порой педагоги тратят неимоверное количество усилий для того, чтобы научить детей составлять хотя бы небольшой, но логически выдержанный рассказ. Если следовать за интересами ребенка, а не навязывать свою тематику, можно достичь гораздо больших результатов.

Важным стимулирующим к словотворчеству действием может быть использование «кресла автора».

  • Дневники или ежедневные истории

Культурной традицией «лаборатории» стало ведение дневников. Дневник ведут отдельные дети по своей инициативе. Их действия никак не направляются и не регламентируются извне – рисунки и записи появляются в личном дневнике ребенка тогда, когда он сам этого хочет. Как правило, дневники ведут ребята, которые начали проявлять интерес к буквам и словам.

  • Тематическая азбука

Как правило, дети с удовольствием откликаются на предложение «придумать слова на определенную букву». Мы упорядочили использование подобной формы знакомства с буквами и словами, сделав ее традиционной для использования в проектной деятельности.

Для этого в рамках любого тематического проекта предоставляем детям заготовку «Азбуки» ― достаточно большой (не менее чем формат А3) разлинованный лист бумаги с буквами алфавита расположенными по левому краю.

В «Азбуку» записываются слова, соответствующие теме проекта. Кто будет вписывать слова? Это зависит только от вас. Если вы видите ценность в «аккуратном ведении документации» ― конечно взрослые. Если главная ценность поддержка инициативы и активности детей ― записи будут вести сами ребята. В детском саду нет задачи учить детей письму как таковому. Есть задача поддержания интереса и собственного желания детей. Тем более, нет задачи учить детей орфографии. Поэтому мы не поправляем ошибки в словах и не выставляем оценки.

  • Изготовление книг

Наиболее эмоционально значимые для детей события происходят дома. Приезжают и приходят гости, отмечаются традиционные семейные праздники, рождаются младшие братья или сестры, планируются и осуществляются путешествия. Эти события могут стать содержанием книг, которые дети пишут с родителями дома и приносят для прочтения в детский сад. В этом случае, авторы и соавторы ― дети и члены их семей, а благодарные слушатели и ценители дети в группе.

  • Знакомство с рифмами, стихами и творческими играми

Ритмичные, веселые, рождающие яркие образы потешки, прибаутки и стихотворения ― та языковая культура, которой владеют и успешно пользуются и педагоги, и родители. Методика знакомства дошкольников со стихотворными формами давно разработана. Мы остановились на стихосложении.

Методика работы со стихами, которая успешно применяем в «лаборатории грамотности» - синквейн. Детям предлагается сочинять стихи, пользуясь несложной схемой.

Одно слово ― заглавие (оно же название) стихотворения.

Два слова ― описание заглавия.

Три слова ― действия.

Четыре слова ― выражение чувств.

Одно слово ― отношение.

Например,:

Кошка.

Черная, пушистая,

Мяукает, мурлыкает, играет,

Нежно свернулась в клубочек.

Хорошо

      Дети даже среднего дошкольного возраста легко сочиняют стихи по схеме, а старшие дошкольники самостоятельно вписывают их в самодельные книги.

  • Знакомство с письмом и письменностью

Пробудить или усилить интерес детей письму и к письменности можно с помощью практического, исследовательского и игрового подходов.

Знакомство с письмом и письменностью предполагает оборудование специального письменного уголка или дополнение уголка с книгами соответствующими материалами, где можно изготавливать буквы из разных материалов: из глины, пластилина или теста, из бумаги. Хороший эффект даёт вывешивание стендов и плакатов на разную тему, сменяющиеся логотипы и указатели на стенах группового помещения.

В ситуациях, когда мы привлекаем детей к совместному планированию, мы ведём записи идей и высказываний детей печатными буквами, а затем постоянно обращаемся к этим записям. Записанные печатными буквами слова побуждают детей учиться читать. Что вы и увидите, если будете это делать вместе с ними постоянно.

  • Детская журналистика. 

Один из методов, оказавшихся весьма эффективным для начала детской журналистской деятельности имеет условное название «метод транзитного пассажира». Несмотря на то, что разрабатывался этот метод для не директивного руководства деятельностью детей в ситуации выбора, в его основе лежит вызывание и поддержка речевой активности.

Достаточно часто в группе есть дети, которых надолго не увлекает ни один вид деятельности, они переходят от одной играющей группы к другой, нигде не задерживаясь. Предлагаем такому ребенку поиграть в «разведчика», «инопланетянина» или в «журналиста» (это будет зависеть от возраста, сферы интересов ребенка, особенностей субкультуры группы).

Если ребенок согласен на игру с воспитателем, ему дается задание ходить по всей группе, смотреть, где и чем интересным занимаются дети и, постоянно возвращаясь к воспитателю, рассказывать об увиденном. Пожалуйста, будьте осторожны, не превратите игру в соглядатайство!

Эта работа требует не только согласия ребенка, но и культуры восприятия информации взрослыми. Если вы решите использовать этот метод, заранее настройте себя на позитивное отношение к информации и используйте ее только во благо. Цель не в том, чтобы подсмотреть что-либо недозволенное, а в том, чтобы увидеть интересное в играх и занятиях детей и побудить ребёнка рассказать об этом, подбирая точные слова и выражения.

Записывайте все сообщения, называйте их корректными словами «новости», «разведывательные данные» и т.п., и обязательно найдите для них достойное применение.

Постепенно в группе (при создании положительного имиджа игрока и демонстрации ценности подобной работы) могут появиться другие желающие. Важно обеспечить их некоторыми атрибутами, поддерживать действия, расширять компетенции, повышать компетентность.

  • Тематические проекты как средство развития предпосылок грамотности.

Деятельность в направлении развития предпосылок грамотности у детей включается в проектно – тематический формат, в котором проживают дети детского сада. Темы проектов, основанные на интересах и потребностях самих детей, обеспечивают наилучшую мотивацию и наиболее успешное обучение. Интеграция образовательных областей и комплексность содержания проекта дает возможность и младшим, и старшим найти то, что интересно, способы для удовлетворения интересов, для приложения умений, позволяет каждому найти свое место в общем деле.

Важно чтобы идеи (темы, дела, задумки) детей были зафиксированы: записаны на листах (листочках), представлены на самом видном месте и сохранены, как достояние группы.

Всю информацию, полученную от детей, общую для детей и взрослых документацию, ― «Модель трех вопросов», «План», «Информационные листы», записи рассказов детей и прочее, ― важно вести печатными буквами.

План, выработанный совместно детьми и взрослыми не переписывается начисто.

         В ходе реализации проектов и детьми, и взрослыми производится большое количество разнообразных практических материалов: рисунков, поделок, карточек, книг, записей (слов, текстов).

  • Исследовательский подход в развитии грамотности 

Буквы на вкус и цвет. Познание букв может проходить через сенсомоторную деятельность. Такую, например, как выпекание и поедание печенья в виде букв. Действия буквами из разнообразных материалов ― пластмассы, губки, ткани, простой и наждачной бумаги; украшение своей буквы (первой буквы имени) или своего полного имени разными способами; штрихование и раскрашивание слов.

Как писали люди в старину? В «Лаборатории грамотности» мы знакомим детей с историей и культурой, показываем разнообразные материалы и средства для письма: восковые или глиняные таблички, ткань и кусочки коры, заостренные палочки, гусиные перья, кисточки, уголек. Мы не только рассказываем об этом, но и даём детям попробовать, мотивируя желание и интерес к письму.

Образцы (образы букв). Одно из оснований для работы с образами букв заключается в активном взаимопроникновении культур, в том числе и письменных. Мы показываем ребятам, как по-разному могут выглядеть буквы ― японские и китайские иероглифы, латинские, греческие буквы, кириллица. Не ставится задача научить их различать, а тем более запоминать. Достаточно того, чтобы у детей сложилось представление о многообразии букв.

  • Игровой подход в развитии грамотности

Едва ли можно считать «письмо и чтение» для дошкольников чем-то большим, чем игра. Это мы взрослые понимаем, что каракули «рецепта», кружки и треугольники на самодельной «клавиатуре компьютера» -  это все предшественники настоящей грамотности.

Наша задача заключается, в поддержке и серьезном отношении к детской «продукции», в «предложениях от которых невозможно отказаться».      

Например, в ситуации, когда игра «в машинки» не развивается, не обновляется ее содержание, не усложняются игровые действия, воспитатель может предложить ребенку ряд очень важных дел: например, написать номера для машин, которым нужно уехать в рейс. Помочь водителю, который не может выехать из гаража без прав. Для того, чтобы их сделать, нужно… (дальше вспоминаем, как мы изготавливаем книжки – самоделки). Выезжать по служебным делам можно только тогда, когда у тебя есть «маршрутный лист». В нем должна быть указана марка автомобиля, его номер, имя водителя. Таким образом усложняется игровая задача.

  • Создание игр вместе с детьми

Каталоги, рекламные буклеты, вкладыши от жевательной резинки и киндер-сюрпризов, фантики конфет ― вся эта многообразная информационная «мишура» подходит для изготовления игр вместе с детьми. Чтобы сделать игру, мы сначала наблюдаем за детьми (чем пользуются, чем обмениваются, о чем говорят), обсуждаем с ними варианты (игра-бродилка, игра-лабиринт), подбираем вместе материалы и приступаем к работе.

Чаще всего созданные взрослыми и детьми игры очень «контекстны» ― ни их содержание, ни их правила не будут понятны стороннему человеку без объяснения и обучения. Этот феномен дает основание для того, чтобы еще и еще раз напомнить воспитателям ― не нужно делать игры для детей без детей. 

Работая вместе, вы решите весь комплекс задач в самых приятных и естественных условиях. Например, в процессе подготовки, создания и, тем более, в ходе игры постоянно слышна активная речь детей, что, собственно и являлось нашей целью. Еще один очень значимый эффект в том, что, создавая игры дети учатся формулировать, а потом самостоятельно соблюдать правила. 

Заключение.

       Таким образом, все, чем заняты, сиюминутно заинтересованы или прочно увлечены дети - это фундамент для овладения основами грамотности в естественных условиях.

Надеемся, мы сумели показать, как это происходит.

Мы считаем, что в такой модели организации образовательного содержания эффект достигается в любом случае: наибольший в развитии тех детей, которые раньше других проявляют интерес, высказывают готовность и делают попытки в освоении письма или чтения; немного отсроченный, возможно менее явный или иначе проявленный эффект достигается в развитии детей с более медленным темпом развития или имеющих иные интересы. Но и те, и другие овладевают навыками грамотности в свойственном им темпе с высокой степенью осознанности.

У многих воспитателей возникает опасение, что дети, не участвующие в общих, привычных занятиях, не научатся чему-либо важному, не будут подготовлены к школе.

Для «тревожных» педагогов доступное объяснение предлагают авторы программы «Вдохновение», и мы имеем возможность подтвердить их исследования на практике: обучение ребенка происходит не только и не столько на формальных занятиях, сколько в активной, выбранной им самим деятельности, особенно совместной со сверстниками и взрослыми.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ПРОЕКТНО-СОБЫТИЙНОМ ФОРМАТЕ НА ПРИМЕРЕ МЕТОДИКИ «ЛАБОРАТОРИЯ ГРАМОТНОСТИ» Подготовила: Воспитатель МБДОУ д /с № 24 Дёмина Галина Петровна 1

Слайд 2

Грамотность – общекультурный навык, заключающийся в умении читать и писать. 2

Слайд 3

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [2013] не ставит задачи обучения дошкольников грамоте. Речь идет о предпосылках грамотности – о формировании звуковой аналитико-синтетической активности. О воспитании интереса к письменной речи, к чтению 3

Слайд 4

… проявляет инициативу и самостоятельность … в общении ,… активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; …способен договариваться; … достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства и желания, может выделять звуки в словах; у ребенка складываются предпосылки грамотности; … задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей 4

Слайд 5

1. «Обучение основам грамотности » - обучение старших дошкольников чтению и письму по школьному типу 2. «Содействие становлению и развитию предпосылок грамотности » - реализуется во многих формах через обеспечение широкого спектра типично детских видов деятельности 5

Слайд 6

«Лаборатория грамотности» автор Л.Свирская 6

Слайд 7

Создание условий: предметно-пространственное окружение 7

Слайд 8

Создание условий: предметно-пространственное окружение 8

Слайд 9

Создание условий: предметно-пространственное окружение 9

Слайд 10

Создание условий: предметно-пространственное окружение 10

Слайд 11

Создание условий: предметно-пространственное окружение 11

Слайд 12

Создание условий: предметно-пространственное окружение 12

Слайд 13

Формы, методы и содержание работы в «Лаборатории грамотности» Рассматривание книжек с картинками 13

Слайд 14

Формы, методы и содержание работы в «Лаборатории грамотности» Рассказывание и чтение вслух (воспитателем для детей) 14

Слайд 15

Формы, методы и содержание работы в «Лаборатории грамотности» Рассказывание взрослым историй из своего опыта 15

Слайд 16

Формы, методы и содержание работы в «Лаборатории грамотности» Рассказывание литературных историй и сказок 16

Слайд 17

Формы, методы и содержание работы в «Лаборатории грамотности» Письменное документирование детских историй 17

Слайд 18

Формы, методы и содержание работы в «Лаборатории грамотности» Письменное документирование детских историй 18

Слайд 19

Формы, методы и содержание работы в «Лаборатории грамотности» Дневники или ежедневные истории 19

Слайд 20

Формы, методы и содержание работы в «Лаборатории грамотности» Тематическая азбука 20

Слайд 21

Формы, методы и содержание работы в «Лаборатории грамотности» Изготовление книг 21

Слайд 22

Формы, методы и содержание работы в «Лаборатории грамотности» Знакомство с рифмами и стихами СИНКВЕЙН: Одно слово – заглавие (название) стихотворения Два слова - описание заглавия Три слова - действия Четыре слова - выражение чувств Одно слово – отношение 22

Слайд 23

23

Слайд 24

Формы, методы и содержание работы в «Лаборатории грамотности» Знакомство с письмом и письменностью 24

Слайд 25

Формы, методы и содержание работы в «Лаборатории грамотности» Знакомство с письмом и письменностью 25

Слайд 26

26

Слайд 27

27

Слайд 28

Формы, методы и содержание работы в «Лаборатории грамотности» Детская журналистика 28

Слайд 29

Формы, методы и содержание работы в «Лаборатории грамотности» Тематические проекты 29

Слайд 30

Исследовательский подход в развитии грамотности 30

Слайд 31

Исследовательский подход в развитии грамотности 31

Слайд 32

Исследовательский подход в развитии грамотности 32

Слайд 33

Игровой подход в развитии грамотности 33

Слайд 34

Игровой подход в развитии грамотности 34

Слайд 35

О бучение ребенка происходит не только и не столько на формальных занятиях, сколько в активной, выбран­ной им самим деятельности, особенно совместной со сверстниками и взрослыми 35

Слайд 36

36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержательный раздел образовательной программы, образовательная область физическое развитие

Второй раздел:Содержательный раздел образовательной программы(Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования)Образовательные области.Образовательная область «Физическое р...

Мониторинг реализации регионального компонента образовательной программы МДОУ детский сад №10 города Алушты

Мониторинг реализации регионального компонента образовательной программы МДОУ детский сад №10 города Алушты  Информация старшего воспитателя       В современных усло...

Педсовет "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации регионального компонента образовательной программы ДОО"

Педсовет "Патриотическое   воспитание дошкольников в условиях реализации регионального компонента образовательной программы ДОО"...

Педагогический совет. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации регионального компонента образовательной программы ДОО

Педагогический совет. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации регионального компонента образовательной программы ДОО...

Сообщение из опыта работы «Реализация образовательных программ с использованием различных форматов образования»

Новые форматы организации образовательного пространства сегодня успешно применяются в системе дополнительного образования детей. Сегодня речь пойдет о таком формате образования, как дистанционном обуч...

«Реализация воспитательного компонента образовательной программы через проектную деятельность в ДОУ»

Дошкольный возраст — наилучший период для формирования большинства нравственных норм, правил, идеалов....