Реализация компонента образовательной программы ДОУ - программа воспитания
учебно-методический материал

Главной задачей программы является создание организационно-педагогических условий в части воспитания, личностного развития и социализации детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr_vospit.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

В ДОУ образовательный процесс осуществляется по основной образовательной программе дошкольного образования.

 Программа воспитания является обязательным компонентом образовательной программы ДОУ и призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности.

Главной задачей программы является создание организационно-педагогических условий в части воспитания, личностного развития и социализации детей дошкольного возраста.

Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.

В содержании ФОП выделено 7 направлений:

• Духовно-нравственное направление воспитания;

• Патриотическое направление воспитания;

• Социальное направление воспитания;

• Познавательное направление воспитания;

• Физическое и оздоровительное направление воспитания;

• Трудовое направление воспитания;

• Художественно – эстетическое направление воспитания.

Все перечисленные направления воспитания тесно взаимосвязаны между собой и обеспечивают интеграцию воспитательной деятельности во все образовательные области и во все виды детской деятельности в образовательном процессе.

  1. Давайте рассмотрим каждое направление более подробно.

И так, духовно-нравственное направление.

Целью данного направления является - формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально ответственному поведению.

Проблема воспитания духовно- нравственных качеств у детей не ослабевала никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции:

• Книги ушли на второй план, т. к. их место заняли телевизоры, планшеты и телефоны;

• Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дети, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.

И именно поэтому, у детей искажены представления о доброте, милосердии и справедливости. Все мы знаем, что в дошкольном возрасте закладывается основа духовно-нравственных ценностей.

Важную роль в этом направлении играет знакомство с родным языком, и поэтому мы в своей работе с детьми стараемся больше читать, заучивать, пересказывать и разбирать произведения устного народного творчества (сказки, пословицы, песенки, поговорки, загадки и т. д.).

Так же, немало важную роль в духовно- нравственном направлении играют народные праздники.

2. Следующее патриотическое направление.

Цель - содействовать формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца, ответственного за будущее своей страны.

Патриотическое воспитание является главной целью в системе российского образования. Чувство патриотизма у детей формируется постепенно, в процессе накопления детьми знаний и представлений об окружающем мире. Дошкольный период наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, т. к. дети данного возраста отвечают доверием к взрослому, они стараются во всем им подражать. Дети очень впечатлительны, искренни и все знания и переживания, полученные в дошкольном возрасте, так или иначе, остаются в памяти ребенка на долгие годы. Именно в детском саду важно начать закладывать в память детей первые представления о малой родине, о России ка огромной могучей державе, формировать гордость за нашу страну. Познакомить с ее богатством, природой, многонациональным нарядом, с главными символами РФ, президентом и главным городом нашей страны.

 Ценность - Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Патриотизм - это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране - России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм, ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу).

Данные задачи решались во всех видах детской деятельности. Проводились различные беседы, конкурсы, выставки рисунков, экскурсии.

И как бы не менялось общество, воспитание у детей любви к своей Родине, гордости за нее, за свой народ важно и необходимо в любое время.

3. Третье направление социальное воспитание.

Цель - формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.

При реализации данных задач мы сосредоточили свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: организовывали сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, традиционные народные игры и др;. воспитывали у детей навыки поведения в обществе, учили детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах деятельности (выставка рисунков; организовывали коллективные проекты; создавали доброжелательный психологический климат в группе. Проводилиись тематические беседы

4. Четвертое направление воспитания – познавательное.

Цель - формирование ценности познания.

Познавательное воспитание по ФОП ДОУ предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.

В течение года проводилась совместная деятельность воспитателей с детьми на основе наблюдения, сравнения, проведения опытов (экспериментирования, организации походов и экскурсий (в музей; в библиотеку), просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг. Приняли участие в различных мероприятиях.

Познавательное и духовно- нравственное воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, т. к. знания наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребенка.

Наиболее значимым здесь является воспитание у ребенка стремления к истине, становления целостной картины мира, эмоциональное отношения к людям, природе и деятельности человека.

5. Пятое направление физическое и оздоровительное.

Цель - формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности.

Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия ребенка.

В группах проводятся следующие мероприятия по их оздоровлению: Закаливание, Гимнастика пробуждения, Утренняя гимнастика, Пальчиковые игры, Дыхательные упражнения, Подвижные игры, Физкультминутки.

Работа по формированию у ребёнка культурно-гигиенических навыков ведется в течении года. Проводятся беседы; игры на формирование у детей культурно-гигиенических навыков. Ребята принимают участие в спортивных мероприятиях.

По ФОП в данное направление добавились туристические прогулки и экскурсии с детьми старшего дошкольного возраста. Которые так же практикуются в нашем детском саду. Инструктор по ФИЗО формирует представление о туризме.

6. Трудовое направление воспитания

Цель - формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду.

Данное направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия.

При реализации данных задач  сосредоточили свое внимание на нескольких направлениях воспитательной работы: труд по самообслуживанию, который позволяет закрепить у детей интерес к этому виду деятельности (дежурства, сюжетно-ролевые игры; ручной труд. Приучаем детей к уходу за растениями «Огород на окне»; организовано дежурство групп в лаборатории ДОУ (полив цветов, рыхление, посадка и пересадка саженцев», воспитываем трудолюбие проводили различные акции и беседы. знакомство с трудом взрослых - экскурсии на кухню.

7. И последнее, седьмое направление воспитания - Эстетическое.

Цель - способствовать становлению у ребёнка ценностного отношения к красоте.

Этетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить.

Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих внутреннего мира ребёнка.

Искусство делает ребёнка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса.

На протяжении учебного года  привлекали родителей к организации конкурсов,. - Родителям предоставлялась  возможность  участвовать в  разнообразных  проектах.

Хотелось бы отметить, что без помощи родителей невозможно проводить работу ни по одному из направлений. Поэтому привлекаем родителей для совместных мероприятий, в результате чего дети постоянно чувствуют от них постоянную поддержку.

Таким образом, воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их развития и самореализации. Воспитательная работа является обязательной составляющей образовательного процесса в дошкольной образовательной организации и должна быть полномасштабной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Итог по реализации дополнительной образовательно-оздоровительной рабочей программе БОС -Здоровье - «Побосик» за 2012-2013 учебный год

Итог по реализации дополнительнойобразовательно-оздоровительной рабочей программе  БОС -Здоровье - «Побосик»за 2012-2013 учебный год...

Мониторинг реализации регионального компонента образовательной программы МДОУ детский сад №10 города Алушты

Мониторинг реализации регионального компонента образовательной программы МДОУ детский сад №10 города Алушты  Информация старшего воспитателя       В современных усло...

Реализация социально-образовательного проекта по патриотическому воспитанию в детском саду

 Одна из составляющих познавательного развития (в соответствии с ФГОС ДО) – это «…формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социок...

Реализация содержательного компонента образовательной программы в проектно-событийном формате на примере методики «Лаборатория грамотности»

Описание образовательной практики  «Лаборатория грамотности»,  в основу которой положены методические рекомендации Л. Свирской (автора образовательной программы «Вдохновени...

Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»

Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей  с историей заселения  Южного Урала ...

Педсовет "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации регионального компонента образовательной программы ДОО"

Педсовет "Патриотическое   воспитание дошкольников в условиях реализации регионального компонента образовательной программы ДОО"...

Педагогический совет. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации регионального компонента образовательной программы ДОО

Педагогический совет. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации регионального компонента образовательной программы ДОО...