Конспект интегрированного занятия в средней группе по развитию речи и рисованию. «Путешествие Лунтика в детский сад»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Тема занятия: «Путешествие Лунтика в детский сад».

Это занятие комплексное, оно сочетает в себе образовательные области: познание, социализацию, труд , коммуникацию, художественное творчество, физическую культуру. Разрабатывая данный конспект занятия, я прежде всего учитывала возрастные, психические, индивидуальные особенности детей средней группы. Учитывая все это, я наметила цель, задачи, содержания занятия, определила форму проведения, методы, приемы и средства, необходимые для положительных результатов.

Цель занятия обозначена как активизация умственных способностей детей, логического мышления, творческих способностей детей. 

Задачи: образовательные – учить творчески и инициативно подходить к решению проблемных задач, учить подбирать образные и обобщающие по значению слова, закреплять умение придумывать загадки, подбирать по смыслу названия качеств (прилагательные), закреплять умение детей внимательно слушать литературный текст, отвечать на вопросы по содержанию текста, упражнять в умении громко и четко произносить слова; развивающие- развивать аналитическое, эстетическое восприятие, устойчивое внимание, память, речь, воображение, продолжать развивать представления о геометрических фигурах, цветах,  обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Мебель», закреплять умение рисовать, развивать интерес к речевым занятиям; воспитательные – воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, желание придти на помощь, воспитывать культуру поведения, дружелюбие, уважение друг другу. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический комментарий интегрированного занятия в средней группе по развитию речи и рисованию

 «Путешествие Лунтика в детский сад».

 Занятие проводила с детьми средней группы. Группа разновозрастная, детей средней группы присутствовало 6 человек. У детей группы сформированы навыки учебной деятельности. Дети легко идут на контакт со взрослым. Умеют слышать и слушать воспитателя. Тема занятия: « Путешествие Лунтика в детский сад». Это занятие комплексное, оно сочетает в себе образовательные области: познание, социализацию, труд , коммуникацию, художественное творчество, физическую культуру. Разрабатывая данный конспект занятия, я прежде всего учитывала возрастные, психические, индивидуальные особенности детей средней группы. Учитывая все это, я наметила цель, задачи, содержания занятия, определила форму проведения, методы, приемы и средства, необходимые для положительных результатов. Цель занятия обозначена как активизация умственных способностей детей, логического мышления, творческих способностей детей. Мною были поставлены следующие задачи: образовательные – учить творчески и инициативно подходить к решению проблемных задач, учить подбирать образные и обобщающие по значению слова, закреплять умение придумывать загадки, подбирать по смыслу названия качеств (прилагательные), закреплять умение детей внимательно слушать литературный текст, отвечать на вопросы по содержанию текста, упражнять в умении громко и четко произносить слова; развивающие- развивать аналитическое, эстетическое восприятие, устойчивое внимание, память, речь, воображение, продолжать развивать представления о геометрических фигурах, цветах,  обогащать и активизировать словарный запас детей по теме « Мебель», закреплять умение рисовать, развивать интерес к речевым занятиям; воспитательные – воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, желание придти на помощь, воспитывать культуру поведения, дружелюбие, уважение друг другу. В занятие внесла игровую мотивацию : появление сказочных героев. На занятии обучение строила  как увлекательную проблемно-игровую деятельность. В гости в детский сад прилетел Лунтик и дети как радушные хозяева встретили его, выполняя при этом различные задания. Такая деятельность создала положительный , эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей, способствовала обогащению и активизации словаря воспитанников, формированию грамматического строя речи, обучению связной речи посредством активизации традиционных и нетрадиционных методов по развитию речи , сохраняла интерес детей на протяжении всего занятия. В  ходе занятия я использовала следующие методы и приемы:

1.Сосредоточения и привлечения внимания;

2.Активизация речи и познавательной активности;

3.Активизация самостоятельности мышления;

4.Использование детского опыта;

5.Развитие творческих способностей;

6.Самоконтроль и взаимоконтроль.

 Наглядные, словесные и практические приемы были направлены на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи, логического мышления и художественно- эстетического восприятия. На протяжении всего занятия. Дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали сказочному герою и друг другу. Тип занятия комплексный. Что способствует решению поставленных задач в комплексе. Все этапы были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и цели занятия. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким то одним видом деятельности. Дети динамично переключались со словесных игр на игры с предметами и  рисования. Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия, дидактический, раздаточный материал. Наглядный материал соответствовал теме и цели занятия. На всех этапах занятия активизировалась речевая, познавательная, двигательная активность детей. На занятии словесные методы были использованы неоднократно: при создании игровой мотивации, решение проблемных ситуаций, диалог с Лунтиком; наглядные методы использовались на протяжении всего занятия в моментах рассматривания Луны, геометрических фигур, образцов для рисования, тактильной сказки, фигур похожих на круг; практические методы – выполнение творческого задания( превращение обычного круга в забавные фигуры). Использовала метод контроля и стимулирования в виде одобрения , похвалы, сюрпризного момента « ростовых кукол», и катания на « волшебной лошадке». Используемые методы соответствовали изучаемому материалу и способам организации деятельности в соответствии с уровнем группы. На занятии использовала современные технологии: здоровьесберегающие : игра « Волшебный парашют», пальчиковая гимнастика « Солнышко», артикуляционная гимнастика « Лошадка», технология игрового обучения, диалогового обучения , технология ТРИЗ при составлении загадки, тактильная сказка. Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активизации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач. Нерешительных и стеснительных детей побуждала к высказыванию. Длительность занятия 20 минут, что соответствует нормам СанПИНа. Анализируя проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи успешно выполнены. Цели и задачи занятия были раскрыты перед воспитанниками достаточно убедительно, четко и эмоционально, работа проходила содержательно. Интересно и организованно. Все дети были заинтересованы на протяжении всего занятия. С самого начала занятия привлекла внимание детей и удерживало внимание детей на протяжении всего времени образовательной деятельности, старалась, чтобы  моя речь была ясной и эмоционально окрашенной. Побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности. В ходе занятия воспитанники показали умение контролировать свои ответы, помогать друг другу при затруднении с ответами, старалась по возможности учитывать особенности каждого ребенка ( темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития, темперамент), а также соблюдать санитарные нормы и правила безопасности детей ( проветренное помещение, физкультминутка, безопасность материалов , инвентаря). В ходе занятия использовала смену видов деятельности, соблюдения логики и обоснованности перехода от одного вида деятельности к другому.  Дети в свою очередь продемонстрировали концентрацию внимания при прослушивании рассказа про «Луну». Считаю, что занятие построено логично, а этапы взаимосвязаны. Игровая мотивация вызвала интерес у детей, их активность была достаточна высока. Однако дети работали в своем темпе, творческое задание выполнили чуть позднее не из - за медлительности, а в силу своих индивидуальных возможностей. Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия и в практической части занятия. Планируемыми результатами своего занятия хочется видеть : развитие интегративных качеств детей  « «любознательный, активный», « овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», « эмоционально отзывчивый», « овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности».  По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось, и они хотели бы поучаствовать в продолжении.

Конспект интегрированного занятия в средней группе

по развитию речи и рисованию.

«Путешествие Лунтика в детский сад»

(Воспитатель Пеньшина Елена Анатольевна)

Виды детской деятельности:игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы, продуктивная, двигательная.

Задачи и образовательные области:

  • Формировать у детей навык использования здоровьесберегающих технологий (здоровье)
  • Развивать зрительное восприятие, речевой слух, память, внимание, обогащать и активизировать словарный запас детей по теме  «Мебель», образовывать относительные прилагательные, упражнять в умении составлять загадки, учить детей выразительно читать наизусть стихи, развивать игровые умения с помощью тактильных предметов, способствовать развитию любознательности, закреплять знания о цветах, закреплять знания о геометрической фигуре «круг», учить правильно выражать свои мысли, продолжать употреблять в речи прилагательные с обобщающим значением, развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи, развивать артикуляционный аппарат, совершенствовать диалогическую речь, участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы закрепить знание предлогов «на», «под»(коммуникативность, познание)
  • Развивать у детей доброту, отзывчивость, желание оказать помощь  способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками, воспитывать чувство радости от совместной деятельности (социализация, коммуникативность)
  • Продолжать осваивать технику рисования, учить выполнять творческие задания, развивать творческое воображение, логическое мышление фантазию, аккуратность в работе (художественное творчество).

Планируемые результаты: развитие интегративных качеств «любознательный, активный», « овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «эмоционально отзывчивый», «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности».

Демонстрационный материал: листочки с изображением кругов, баннер с изображением природы, большие цветные пазлы, набор детской мебели, тактильные предметы; доска, магниты, картины с изображением (солнца, цветка, колеса, баранки, яблок), Лунтик, пчела Майя, Пчеленок, волшебная лошадка, детская энциклопедия, парашют, цветные шары, блестящая Луна, листок с изображением Лунтика, портрет Лунтика, плакат «Дорогою Добра».

Раздаточный материал: белые листы бумаги  с изображением «круга», цветные карандаши.

Предварительная работа: наблюдение, заучивание и чтение стихов, рассматривание иллюстраций про Луну, Лунтика, беседы,  составление загадок, просмотр мультфильма про Лунтика.

Структура занятия и методические приемы:

I.Вводная часть: организационный момент ( длительность 1-2 мин)

Цель: создание интереса, эмоционального настроя к ООД.

II.Основная часть(15 мин)

Цель: реализация задач программного содержания.

  1. Сюрпризный момент.
  2. Беседа о Луне.
  3. Дом для Лунтика.
  4. Тактильная сказка.
  5.  ТРИЗ: Составление загадки про Лунтика.
  6. Игра «Волшебный парашют».
  7. Пальчиковая гимнастика « Солнышко».
  8. Рисование - «Забавные картинки» из простого круга.
  9. Артикуляционная гимнастика: «Лошадка».

III.Заключительная часть:

Сюрприз «Волшебная лошадка» ( 3 минуты)

Цель: подведение итогов ОД.

Ход деятельности:

I.Организационный момент.

Дети стоят полукругом на коврике, рядом со стульчиками.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какие интересные листочки находятся у нас в игровой.  Дети, а где лежат они?

(«на» столе листочки, « под»столом листочки).

Воспитатель: Молодцы, правильно. Посмотрите, ребята, какая геометрическая фигура изображена на этом листочке?

(Круг).

Воспитатель: Правильно. Ребята  нам адресовано послание.

- « Встречайте, лечу к вам в гости. Лунтик». Ребята, к нам в гости летит Лунтик ! Вы знаете кто это?

 (Да, это сказочный герой, с планеты Луна).

Воспитатель: Дети, его встретят наши старые  друзья: пчела Майя и Пчеленок, они проводят его к нам в детский сад. А, как же мы будем его встречать?

  ( построим для него домик, угостим его чаем, сделаем для него сюрприз).

Воспитатель: Молодцы, ребята, мне очень понравились ваши задумки.

А пока мы ждем Лунтика, я расскажу вам о Луне. Луна – это спутник нашей планеты, она находится всего в 3 днях пути на космическом корабле. Луна движется вокруг Земли против часовой стрелки Луна - это каменный шар, размером намного меньше Земли. Днем на Луне стоит жара до 130 градусов, а ночью страшный холод - минус 170 градусов. На Луне нет ни капли воды, не идет дождь, нет снега. Мы видим Луну только ночью, Луна как мы видим ее в небе не всегда одинаковой формы.  Она бывает круглой, такая Луна называется полнолунием, поэтому и на листочках у нас с вами изображены круги. Иногда мы совсем не видим Луны на небе, такой вид называется новолунием, через несколько дней мы видим тоненький полумесяц, а еще через несколько дней полукруг.

Слышите музыку, наверно приближается к нам гость.

Лунтик: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй Лутик!

Воспитатель: Лунтик, у нас очень хорошие и приветливые дети, они хотят для тебя построить домик, где ты будешь жить, когда в следующий раз прилетишь к нам в гости. Ребята, а строить мы будем из пазлов.

  Каким цветом пазлы? Как одним словом можно про них сказать? (разноцветные). Молодцы! Ребята, а теперь мы домик  благоустроим.

У меня в руках, что - правильно стол. Какие, бывают столы? ( Обеденные, кухонные, письменные, журнальные). Для чего нужен обеденный стол? Для чего,  письменный ? Молодцы! А это, что за предмет, правильно шкаф. Какие бывают шкафы? ( Платяной, кухонный, книжный). Посмотрите кругом, у нас в игровой есть такие шкафы? Правильно, молодцы.

-«Ребята, стол, шкаф, стул, кровать все это можно назвать одним словом (Мебель).

- «Давайте все вместе скажем « Мебель».

- «Какой красивый получился домик для Лунтика».

Воспитатель:  Посмотрите  ребята, какие интересные предметы Лунтик нам привез с планеты «Луна». Давайте их потрогаем? Какие они? (Мягкие, пушистые, гладкие, шершавые, жесткие, твердые). А давайте с вами найдем «самый мягкий»предмет, « самый жесткий» предмет, «самый пушистый»предмет. Молодцы!

-«Ребята, давайте поиграем и из этих необыкновенных предметов составим сказку».

« Жила - была Киска, пошла Киска в гости, шла она по шершавой дорожке, по гладкой стежке мягкими лапками, вдруг наколола коготок о жесткий пенек, не ходи Кисонька по плохой дорожке, береги Кисонька свои ножки» .

Интересная получилась у нас сказка, Лунтику очень понравилась.

Воспитатель: Дети, Лунтик нам привез такие нужные предметы, давайте мы сделаем для него сюрприз и составим про него  загадку».

(ТРИЗ)

-Давайте с вами, выберем объект, им будет - Лунтик. Теперь мы расчертим таблицу. Ребята, посмотрите и скажите какой Лунтик?

(Фиолетовый, большой, добрый)

(Фиолетовый, как баклажан, большой, как дерево, добрый ,как мама).

Давайте еще раз повторим. Молодцы! Теперь у Лунтика будет своя загадка.

-«Ой, Лунтик, а почему ты такой грустный?

Лунтик : У вас так красиво, а моя планета тусклая и некрасивая. Вы, поможете мне превратить ее в яркую и красивую.

Воспитатель: Лунтик, мы с детками всегда идем « Дорогою Добра», посмотри, скольким героям мы помогли и тебе обязательно поможем.

А пока, давайте поиграем с Лунтиком, поднимем ему настроение и покажем,  какой может стать его планета красивой, когда в ней присутствуют разные цвета.

Игра « Цветной парашют».

-«Молодцы, хорошо поиграли, а теперь вспоминаем какую геометрическую форму, имеет планета Лунтика (круг), давайте у себя в игровой найдем предметы, напоминающие круг.

(Солнце, цветок, яблоко, колесо, баранка, снеговик). Опишите эти предметы по цвету и размеру. Молодцы! А теперь мы с вами их нарисуем. Только прежде сделаем разминку для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика « Солнышко».

Солнышко, снарядись!

(Сожмите пальцы в кулаки и вытяните руки вверх)

Красное, покажись!

( По очереди разгибайте пальцы и раздвигайте в стороны)

Выйди из - за тучи, Дам орехов кучу!

( Покачайте руками из стороны в сторону)

Свети солнышко

Свети на полюшко!

Поднимаем руки вверх - колоски поднимают свои головки)

На белую пшеницу

На чистую водицу!

(Опускаем руки вниз - пробуем водицу)

На наш садок!

( Соедините кисти рук в запястьях, ладони друг к другу)

На красный цветок!

( Медленно разведите пальцы в сторону)

Воспитатель: Лунтик, а сейчас наши детки покажут удивительные превращения круга. Да, да, самого обыкновенного круга.

Внимание! Представление начинается!

 Вот карандаш,

А вот тетрадь.

Давай учиться рисовать!

Поможет нам веселый друг.

Кто он такой? Обычный круг,

Обычный! Это как сказать!

Он кем угодно может стать.

Не веришь?

Зря!

Давай начнем,

Он встречи ждет с карандашом.

-«Ребята. Вот обыкновенный круг, а я дорисую к нему лучики и получиться?

(Солнышко), я беру желтый карандаш потому что, солнце? ( Желтое). Молодцы! Разукрашиваем правильно слева - направо и сверху-вниз. Вот какое красивое получилось солнышко.

Приступаем к заданию.

Видишь. Сразу ожил круг!

Подмигнул лукаво вдруг.

На тебя он посмотрел, улыбнулся

 И запел: - Я из сказки колобок!

У меня румяный бок.

Здесь в тетрадке на странице

Не найдет меня лисица.

Хороший колобок получился, как настоящий. Каким цветом колобок? (Желтым). Молодец.

Продолжаем дальше.

Мы листок перевернем,

Рисовать опять начнем.

С ветки круг друзьям кивает:

- Не боюсь, не упаду!

Я в тетрадке созреваю,

Как на яблоне в саду!

Круг превратился в спелое яблоко. Каким цветом яблоко? (Красное). Молодцы!

Наготове  карандаш.

Где он, круг веселый наш?

Круг!

Но это снежный ком!

Будет он снеговиком!

Круг превратился в снеговика. Какого цвета снеговик? ( Белого).

Лунтик: Спасибо вам, ребята! Молодцы! Теперь моя планета будет яркой и красочной.

Воспитатель: Ребята, а у Лунтика тоже для вас есть сюрприз.

Догадайтесь, а вот и подсказка.

Артикуляционная гимнастика:

« Лошадки» Губы в улыбке.

Приоткрыть рот.

Пощелкать язычком ( как щелкают лошадки).

Молодцы, догадались, встречайте волшебную лошадку.

Воспитатель: Ребята, но вот пришло время расставаться, Лунтику нужно возвращаться к себе на Луну, а мы с вами прикрепим еще один портрет на стену, подтверждающий, что мы помогли еще одному сказочному герою.

Лунтик: До свидания, ребята, спасибо за рисунки.

Дети: До свидания, Лунтик. Прилетай к нам еще.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам понравилось больше всего на нашем занятии?

Что вам не понравилось? Чтобы вы хотели  повторить еще раз? (ответы детей).

Приветствие: Давайте поздороваемся друг с другом.. Возьмем друг друга за руки и пожмем руки.

Пальчиковая гимнастика:

А теперь давайте поиграем с пальчиками

1,2,3,4,5-вышли пальчики гулять,

1,2,3,4,5-в домик спрятались опять.(по очереди на каждой руке)

3.Сегодня мы с вами тоже отправимся гулять

Куда же нам, ребята, пойти?

ритмическое упражнение:

Ить-ить-ить-куда же нам пойти? (хлопают в ладоши)

Ать-ать-ать-в лес отправимся гулять (хлопают по коленям)

Ну что ж, беремся за руки, идем гулять в лес (змейкой)

Ребята, куда мы с вами пришли? (в лес)

Лексико-грамматические упражнения «Подбери действие», «Подбери признаки»

Лес какой? (зимний)

Почему? (много снега)

Зима какая? (белая, морозная, веселая, красивая, снежная, холодная)

Снег какой? ( белый, пушистый, холодный, липкий, скрипучий, мягкий)

Мороз какой? (сильный, злой, крепкий, слабый)

Снег что делает? (идет, падает, летит, кружится, скрипит)

Мороз что делает? (щиплет, трещит, кусает, рисует)

Зима- веселое время года или грустное?

(ТРИЗ)-почему веселое? — можно кататься на санках, играть в снежки, кататься с горки на санках.

-почему грустное? (можно заболеть, и нам будет грустно)

-почему можно заболеть? (если есть снег, сосать сосульки и т.д.)

Ребята, давайте порадуемся снегу, зиме. Улыбнемся друг другу.

Ежимся от холодного ветра (мимическое упражнение)

Ой, кто это? (заяц)

Заяц — Ой, ребята, как вы попали в этот зимний лес. Ведь даже я житель леса и то заблудился. Меня зайчиха с зайчатами послали в лес за елочкой, а снега так много намело, что я не могу найти ни елочки, ни дороги назад. Думал дорогу найти назад по следам, да их так много в лесу, что я запутался. Как быть, что делать?

Ребята, поможем зайчику?

(Да)

Давайте сначала поможем разобраться со следами зайчику.

Расскажем ему чьи следы можно встретить в лесу зимой

Ребята! Что это такое? (следы)

Чьи это следы? (животных)

Давайте отгадаем, чьи это следы!

Лиса прошла — чей? (лисий)

Кабан прошел — чей? (кабаний)

Лось прошел — чей? (лосиный)

Белка пробежала — чей? (беличий)

А это кто прошел ?  (человек)

Значит, он чей? (человеческий)

Заяц пробежал — чей? (заячий)

Вот, зайчик твои следы, по ним ты дорогу домой быстро найдешь.

А, что елочки снегом замело, так это не беда. Ребята тебе и в этом помогут. Они для тебя нарисуют много елочек.

Ребята мы с вами окажем зайчику помощь: мы для него нарисуем много елочек в зимнем лесу

Чем мы будем рисовать:

— ватными палочками, зубными щетками, кисточками, пальчиками, акварельными красками и гуашью

Дети рисуют. Показывают зайчику готовые рисунки.

Зайчик.  Какие красивые, пушистые елочки. Спасибо, ребята.

Зайчик благодарит вас за помощь. Теперь он легко найдет дорогу  по следам домой. И ваши елочки будут радовать не только его семью, но и всех зверей в лесу.

А нам пора, ребята, возвращаться в детский сад (идем змейкой)