конспект подготовка к обучению грамоте и зкр. Подготовительная группа
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Гирушева Юлия Геннадьевна

материал предназначен для работы с детьми 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте  и зкр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

НОД

звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе детей
Звук [Ш.']и буква Щ.

 Задачи:

  1. Совершенствовать фонематический слух. Развивать умение различать на слух звуки «Ч» и Щ.». Упражнять в произношении звука «Щ»  изолированного, в слогах, в словах, во фразовой речи. Совершенствовать навыки определения позиции звука в слове. Совершенствовать умение давать характеристику звука. Отрабатывать дикцию, учить внятно и  отчётливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией. Отрабатывать интонационную выразительность речи. Формировать представления детей о линейных звуковых единицах – звук – слог - слово  - предложение -  текст.
  2. Совершенствовать грамматический строй речи, закреплять умение образовывать существительные родительного падежа множественного числа. Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными.
  3. Совершенствовать пальчиковую моторику, координацию речи с движением. Развивать творческое воображение, темп и ритм речи.
  4. Познакомить детей со зрительным образом буквы Щ., развивать зрительное восприятие, внимание, воображение.
  5. Совершенствовать связную речь детей, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением. Совершенствовать диалогическую речь.
  6. Развивать умение работать в коллективе и индивидуально, воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Оборудование:

Иллюстрация к сказке “По щучьему велению”; цветовые символы звука (Щ); предметные картинки, в названии которых есть звук (Щ); 3 плоскостных макета вёдер со схемами, обозначающими место звука в слове; карточка с буквой «Ч», «Щ»; мяч;   цветовые символы, обозначающих звуки. (Круги красного, синего и зеленого цвета).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Ребята как вы думаете, куда можно отправиться на этом поезде? (На доске сказочная картинка поезда). (Высказывания детей)  Правильно, мы на этом поезде поедем в сказку. Всё что мы будем делать в пути, будем отмечать символами, чтобы найти дорогу  обратно.                                                                                                      Фонематическая зарядка.                                                                                                                                   Как паровоз выпускает пар? (Щ-щ-щ…). Что мы сейчас ребята сделали? Правильно, произносили ли звук «Щ». Как отмечаем звук в схемах? Правильно. (Выставляем квадратик). Поезд отправляется, колёса выстукивают песенку Ща, ща…, Щу, щу…, Ще, ще…, Щи, щи…, и т.д. (Дети пропевают под музыку и стучат карандашиком по столу на каждый слог). Ребята, что мы с вами сейчас делали? Молодцы. Мы пропевали слоги. Как отмечаем слоги в схемах? Маленьким прямоугольником. (Выставляем прямоугольник).

Ребята, послушайте внимательно и отгадайте мою загадку.

Вымолвил словечко -

Покатилась печка.

Прямо из деревни

К царю да царевне.

И за что, не знаю,

Повезло лентяю.

(Емеля)   (Выставляем картинку Емели).

Какой звук встречается в словах загадки похожий на звук «Щ». Правильно звук «Ч». В каких словах он нам встретился? Чем они отличаются? Найдите букву «Ч» и вставьте в схему. ( Дети находят букву «Ч» и ставят рядом с прямоугольником).

 А кто помнит, как называется сказка, в которой Емеля - главный герой? (сказка называется “По щучьему велению”). Правильно, вспомните, кто помогал Емеле в этой сказке и исполнял все его желания? (Щука). Молодцы! Хотите попасть в гости к Емеле и щуке? А кто из вас помнит, какие волшебные слова произносил Емеля, перед тем, как загадать желание? (По щучьему велению, по моему хотению!). Правильно! Будем надеяться, что эти слова и нам сегодня помогут! Давайте все вместе скажем. По щучьему велению, по моему хотению  поезд наш дальше мчись, в желанной сказке очутись! А вот и наши сказочные герои – Емеля и щука. Сегодня мы вместе с Емелей познакомимся с новым звуком и буквой, которая этот звук обозначает. (Выставляется картинка щуки).

Давайте все вместе произнесем слово ЩУКА.                                                                            - Какой первый звук услышала в этом слове Даша?                                                             - А какой последний звук в этом слове слышит Паша?                                                 - Какой второй звук в слове ЩУКА расскажет нам Серёжа?                                            - А какой звук стоит между звуками (У) и (А) – расскажет нам Ваня. - Молодцы, все звуки определили правильно. А кто догадается, о каком из этих звуков мы еще ничего не знаем? (Мы ничего не знаем о звуке (Щ))

- Правильно, о звуке (Щ) мы с вами еще не говорили. Давайте попробуем все вместе дать характеристику звуку (Щ). Попробуйте его пропеть. (Он не пропевается.  Значит, этот звук СОГЛАСНЫЙ).

- Приложите свою ладошку к горлышку и послушайте, звенит ли голосок? (Голосок не звенит, значит, этот звук – ГЛУХОЙ)

- Молодцы! А еще звук (Щ) – всегда мягкий! Владик, как мы будем обозначать звук (Щ) в схемах? (Мы будем обозначать звук (Щ) кружком зеленого цвета.)

- Молодцы! Характеристику звуку (Щ) дали правильную! А сейчас выложите слово Щука кружочками. Сколько гласных звуков. Сколько согласных?

А теперь давайте вместе с нашими героями немного поиграем и узнаем у кого из вас самые внимательные ушки.                                                                             Как только услышите слово со звуком (Щ) – хлопните в ладоши! По щучьему велению, по моему хотению глазки закрывай и играть начинай!

Игра: “Внимательные ушки”

 слова: клещи, щетка, чипсы, шоколад, щекотка, щипать, шашки, суп, щипцы, шея, зубы, чаща, вопрос, щука, калач, дрессировщик, чубчик. Какие слова вы ещё знаете  со звуком «Щ». Как в схемах мы обозначаем слова? Правильно, длинным прямоугольником. (Ставим прямоугольник.) Ой! Ребята, пока мы с вами играли, Емеля приготовил для нас вот такие необычные ведра! Посмотрите на них внимательно – узоры на них  интересные. А вы знаете, что они обозначают? (Они показывают место звука в слове).

Игра «Найди звук».

Правильно! Давайте поможем Емеле разложить предметы, которые у нас нарисованы на картинках в нужные ведра. Только объясняйте, почему вы выбрали именно это ведерко. (Поставим картинку ведёрка в схему).

- Молодцы! Справились с заданием! А теперь для вас следующая игра  “Посмотри и назови”. У меня есть карточки с картинками, но получит карточку лишь тот, кто назовёт правильно слова по количеству слогов. Дети называют слова сначала с одним слогом, затем с двумя и т. д. (Щи, щит, щель, щегол, щипцы, щавель, щенок, щека, щепка, щелкунчик, щипается.) Молодцы, ни разу не ошиблись. (Выставляется карточка деление слова на слоги).                                                                                                                                               Емеля просит вас придумать с этими словами предложение. Аня скажи, какое ты придумала предложение, составь схему своего предложения на доске. А ребята на столах.

А сейчас  поиграем с вами в игру “Один - много”. Я вам бросаю мяч и называю один предмет, вы возвращаете мяч и называете множественное число. Игра: “Один - много” (У меня щука, а у меня много щук; У меня плащ, а у меня много плащей. и т.д.)  (выставляет картинка)

Молодцы! Славно сегодня работаете! Емеле надо у вас поучиться! А отдыхать вы умеете? Давайте немножко отдохнем и расскажем небольшое стихотворение о щуке!  (Выставляется картинка пальчики)

Пальчиковая гимнастика “Щука”

Щука хищная, зубастая,                        изобразить зубастую пасть щуки.

Для лещей, плотвы опасная,                 “Щука” щелкает “зубами” – пальцами

Ищет, чем бы поживиться.                    Ладони сложить вместе, совершать

Кто – то там, в воде резвиться,               движения, напоминающие движения

                                                                   рыб в воде.

Чей – то рядом хвост мелькает….          Помахать кистями рук

Хвать! Тут щука не зевает!                     Пасть щуки захлопывается

Но, попалась на крючок -                  указательными пальцами сделать крючок

Тащит щуку рыбачок!                         Перебирать руками воображаемую    леску, тащить из воды рыбу.

Ребята, вы справились со всеми заданиями, пора нам познакомиться с буквой, которая обозначает звук (Щ). Посмотрите, вот она. На что она похожа? (Ответы детей).

На расческу Щ похожа.                                                                                               Три зубца всего?                                                                                                                          Ну, что же!

Вы запомнили, как выглядит буква Щ? Тогда попробуйте найти ее среди других букв. (Дети находят букву среди других букв  азбуки).  Вставляют в схему.                                                                                                                         Физминутка                                                                                                               Молодцы! – Давайте отдохнем, и снова поможет нам в этом щука. (Показ движений соответственно содержанию каждой строки.)

Щука в озере жила,                                            
Червячка с крючка сняла.                                  
Наварила щука щей,                                          
Пригласила двух ершей.                                    
Говорили всем ерши,                                        
Щи у щуки хороши!                                        

А теперь скороговорка про щуку. (Прикрепить на доску карточки со знаками препинания. ? !)
– Внимательно послушайте скороговорку: “Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу”. 
– Что я сказала? Что поставим в конце предложения?
– А теперь давайте произнесем эту скороговорку с вопросительной интонацией: “Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу?”
– Какой знак мы поставим в конце этого предложения? Вопросительный знак, так как предложение содержит вопрос.
– А теперь давайте произнесем эту скороговорку с чувством радости: “Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу!”
– Какой знак мы поставим в конце этого предложения? Восклицательный знак, так как в предложении передается чувство радости.

Нам Емеля приготовил небольшую сказку «Верное средство». Я вам её прочитаю. Вы послушайте её внимательно, и желающие ребята  перескажут по ролям. (Сказка в сокращении).                                                                                                      «Верное средство».                                                                                                         Разболелся у щенка зуб, всю щеку раздуло, на поросёнка стал похож. Ходит щенок по двору, воем воет, а друзья ходят за ним следом и разные советы дают.                                                                                                                                         – Я знаю верное средство, - щебечет щегол. – Надо положить щенка на щебень кверху лапками и щекотать, пока не пройдёт.                                                                – Зубы надо чистить! Сказал ежонок. – Зубной щёткой. Вот это самое верное средство.  

Молодцы! Справились сегодня со всеми заданиями. Ну, а теперь нам пора прощаться с нашими героями.                                                                  Рефлексия.                                                                       

Давайте с вами вспомним, опираясь на схему, какой путь мы с вами проделали. Дети рассказывают,  продвигаясь с конца к началу по схеме. (Сегодня мы пересказывали сказку «Верное средство» по ролям, повторяли скороговорку с разной интонацией и т. д.)                                                                                           А какое задание Емели вам больше всего понравилось и почему? Скажите, кому сегодня было сложно выполнять задания Емели? А кому нет? Вам сегодня было интересно заниматься с Емелей? Пригласите ли вы еще его в гости? Емеля вам подарил рисунки раскраски с буквой «Щ». Вы можете взять её домой и раскрасить.  Показать маме, с каким звуком и с какой буквой вы сегодня познакомились. По щучьему велению, по моему хотению наш поезд мчись, в нашей группе очутись!     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы «В гостях у буквы Л»

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы «В гостях у буквы Л» Ильиных Ирина Владимировна, воспитательМБДОУ «Детский сад №15 «Лад...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы «В гостях у буквы Л»

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы «В гостях у буквы Л» Ильиных Ирина Владимировна, воспитательМБДОУ «Детский сад №15 «Лад...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте (итоговой) в подготовительной группе

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте (итоговой) в подготовительной группеТема: «Спасение  волшебной радуги»...

«Ознакомление со звуками [х], [х’] и буквой Хх». Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми подготовительной группы

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми подготовительной группына тему: «Ознакомление со звуками [х], [х’] и буквой ...