Программа кружка "АБВГДейка" по методическим пособиям Е. Куцина, Н. Сазонова
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Ковалева Нина Николаевна

Программа составлена на основе двух методических пособий: Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать» (для детей 5-7 лет) и  

 Е. Куцина, Н. Сазонова «Учимся рассказывать о временах года» (для детей 5-7 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_abvgdeyka_e._kutsina_n._sazonova.docx132.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей закрытого административно-территориального образования поселок Солнечный Красноярского края

Программа работы кружка в подготовительной группе «Рябинка»

https://sun9-5.userapi.com/c836320/v836320439/14ce8/-Mw-nbKEdAM.jpg

Воспитатель: Ковалева Нина Николаевна

2018 – 2019 уч. год

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………...3
  2. Актуальность…………………………………………………………..….4
  3. Цель……………………………………………………………………..…4
  4. Задачи…………………………………………………………………..….4
  5. Режим организации занятий…………………………………………..….4
  6. Принципы и подходы…………………………………………………..…4
  7. Возрастная характеристика развития детей 6-7 лет………………….…6
  8. Возрастная характеристика детей 6-7 лет (речевое развитие) ………...6
  9. Планируемые результаты………………………………………….…..…7
  10. Календарно - тематическое планирование работы кружка «АБВГДейка» с детьми подготовительной группы……………………………………………….8
  11.  Методика выявления уровня речевого развития……………….…......14
  12.  Список использованной литературы…………………………….….....25

Прекрасна речь, когда она как ручеек

Бежит среди камней чиста, нетороплива.

И ты готов внимать ее поток

И восклицать: О! Как же ты красива!

                                                                                                                                                                                                                      Е. Щуки

   По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно. 

В.В. Мамаева

                                                     

Пояснительная записка.

  Целью работы в подготовительной группе является комплексная подготовка детей к обучению в школе. Важным критерием развития ребенка старшего дошкольного возраста является богатое речевое общение. К 6-7 годам ребенок достаточно владеет речью и может выражать свои мысли и чувства, рассказывать об увиденных событиях, пересказывать услышанное литературное произведение. Однако есть дошкольники, имеющие трудности в усвоении родного языка. 
Данный кружок направлен на развитие связной речи. Программа составлена на основе двух методических пособий: Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать» (для детей 5-7 лет) и  

 Е. Куцина, Н. Сазонова «Учимся рассказывать о временах года» (для детей 5-7 лет).

К концу года дети научатся последовательно строить свои высказывания, отвечать на вопросы по тексту, понимать и пересказывать прочитанное. Дошкольники смогут более полно понять содержание текста и научатся правильно согласовывать слова в предложении, понимать отношения между этими словами. Пересказы дают возможность овладевать грамматическим строем речи, запоминать устойчивые словосочетания, обогащать собственную речь красочными и точными прилагательными. Большое внимание в данной работе уделяется развитию грамматического строя речи – детям предлагаются задания на словоизменение, словообразование, использование в речи предлогов, согласование частей речи друг с другом. По окончании курса занятий дети научатся сравнивать, анализировать, обобщать, запоминать, выделять слова с заданным звуком, определять позицию звука в слове, подбирать слова к звуковой и слоговой схемам. 

Разработано календарно - тематическое планирование кружковой деятельности, которое представлено в виде таблицы, где можно четко проследить последовательность и системность работы.

Актуальность выбора кружка «АБВГДейка» определена тем, что у детей подготовительной группы слабо развита связная речь. Программа также предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, текстами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Цель: создать условия для формирования у детей готовности к обучению грамоте в школе.

 Задачи:

- развитие речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения;

-формирование навыков звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциация гласных, твердых и мягких согласных звуков, обучение анализу и синтезу предложений разной конструкции;

-развитие речевого дыхания, ритмико-интонационной стороны речи, фонематического слуха;

-активизация устной речи детей, сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка;

– формирование умения работы в коллективе;

- формирование связной речи.

Режим организации занятий

Программа рассчитана на детей 6-7 лет.

Продолжительность обучения (общий объём) – 34 занятия.

Группа состоит из 27 детей.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут.

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

Содержание кружковой деятельности основано на следующих принципах:

а) Личностно ориентированные принципы:

Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.

Принцип развития. Основная задача – это развитие будущего школьника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

б) Культурно ориентированные принципы:

Принцип целостности содержания образования. Представление ребёнка о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка - это не абстрактное, холодное знание о нем.

Это ни знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня : это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Задача образования - помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

в) Деятельностно-ориентированные принципы:

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности - конструирование, рисование, лепка. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Возрастная характеристика развития детей 6-7 лет

Программа строится с учётом возрастных особенностей всех когнитивных процессов детей дошкольного возраста и на основе дифференцированного, личностно-ориентированного подхода. Необходимо учитывать, что поступающие в первый класс дети 6 – 7 лет, имея одинаковый возраст, существенно различаются по уровню общего развития.

В сфере ощущений отмечается существенное снижение порогов всех видов чувствительности, повышается дифференцированность восприятия. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам. К 6-летнему возрасту развивается чёткая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам.

В старшем дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. При этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие это повышение, с возрастом изменяются. Дети в этом возрасте начинают сознательно управлять своим вниманием и удерживать его на определенных предметах.

Шестилетний ребёнок может многое, но не следует переоценивать его умственные возможности. Логическая форма мышления, хотя и доступна, но еще нетипична, не характерна для этого возраста. Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника.

Столь подробное принятие во внимание возрастных особенностей детей

6 – 7 лет, осуществляемое в программе, позволяет учитывать интересы, желания, вкусы, предпочтения и даже настроения детей, что способствует установлению доверительных отношений между детьми и педагогом. Оказание каждому ребёнку эмоциональной поддержки обеспечивает ситуацию успеха, способствующую формированию устойчивой мотивации к обучению и общению в коллективе.

Возрастная характеристика речевого развития детей 6-7 лет

• способны правильно произносить все звуки родного языка и к простейшему звуковому анализу слов;

• обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов);

• грамматически правильно строят предложения;

• умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать;

• свободно общаются с взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль;

• способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно;

• способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.

 Планируемые результаты освоения детьми программы кружка к концу года.

Обучающие должны уметь:

▫ достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;

▫ соблюдать орфоэпические нормы произношения;

▫ владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;

▫ свободно читать слоги и трѐхбуквенные слова, плавно читать по слогам;

▫ правильно согласовывать слова в предложении;

▫ составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т.п.;

▫ ориентироваться на странице книги;

▫ составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта;

▫ правильно использовать предлоги;

▫ правильно произносить звуки.


Календарно - тематическое планирование работы кружка «АБВГДейка» с детьми подготовительной группы.

(1-2 неделя сентября, 3-4 неделя мая - выявление уровня речевого развития)

№ Занятия

Дата

Тема занятия

Задачи занятия

Источник

1

11.09.

По грибы

- Учить составлять описательный рассказ по картинке;

- Обучать составлению предложения из предложенных слов;

- Тренировать в умении составлять словосочетания с заданным словом;

- Совершенствовать навык образовывать уменьшительно-ласкательные слова;

- Тренировать в умении правильно употреблять предлоги в предложении;

- Учить подбирать предметы к картинке-действию.

- Е. Куцина, Н. Сазонова «Учимся рассказывать о временах года» (для детей 5-7 лет), стр. 70

2

18.09.

Кот на прогулке

- Тренировать в умении подбирать предметы к признакам;

- Совершенствовать умение подбирать обобщающее слово к ряду предложенных слов;

- Развивать умение определять лишнее слово из ряда предложенных, обосновывать свой выбор;

- Тренировать в умении согласовывать местоимение с существительным.

- Е. Куцина, Н. Сазонова «Учимся рассказывать о временах года» (для детей 5-7 лет), стр. 74

3

25.09.

Осенняя одежда

- Расширять словарь детей по теме «осень»;

- Совершенствовать навык образовывать уменьшительно-ласкательные слова;

- Тренировать в умении подбирать антонимы к предложенным словам;

- Обучать пересказу по картинке.

- Е. Куцина, Н. Сазонова «Учимся рассказывать о временах года» (для детей 5-7 лет), стр. 78

4

2.10.

Пластилиновая мышка.

- Закрепление представлений о звуке [а] и букве А;

- Учить составлять описательный рассказ по плану;

- Развитие способности систематизировать слова по звуковому признаку;

- Развитие грамматического строя речи;

- Тренировать в умении образовывать прилагательные от существительных.

- Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 2.

5

9.10.

Ослик

- Закрепление представлений о звуке [о] и букве О;

- Учить составлять описательный рассказ по плану;

- Тренировать в умении определять место заданного звука в слове;

- Учить составлять ритмический рисунок слов и определять количество слогов в данном слове;

- Закрепление умений производить сложные виды звукового и слогового анализа.

- Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 6.

6

16.10.

Утро.

- Закрепление представлений о звуке [у] и букве У;

- Развитие способности производить звуковой анализ слов с выкладыванием графической схемы;

- Совершенствовать умение называть антонимы к предложенным словам;

- Совершенствовать умение пересказывать услышанный рассказ.

- Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 9.

7

23.10.

В гости к гному.

- Закрепление представлений о звуках [м] и [м'], букве М.

-Учить придумывать продолжение рассказа самостоятельно;

- Совершенствовать умение делить слова на слоги;

Развитие грамматического строя речи;

- Обучение пересказу по плану;

- Тренировать в умении образовывать прилагательные от существительных.

- Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 13.

8

30.10.

Что увидел кот.

- Закрепление представлений о звуках [к] и [к'], букве К;

-Совершенствование умения производить сложный звуковой и слоговой анализ слов;

- Обогащение словарного запаса, развитие диалогической речи;

- Совершенствовать умение выделять заданный звук в речевом потоке на звуковом, слоговом и словесном уровне;

- Учить называть обобщающее слово к перечисленным словам;

- Обучение пересказу.

- Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 17.

9

6.11.

Осенняя прогулка

- Учить согласовывать существительное с глаголом;

- Тренировать в умении придумывать окончание предложения;

- Совершенствовать умение детей называть подходящие по смыслу слова-действия к словосочетаниям;

- Развивать умение правильно употреблять местоимения.

- Е. Куцина, Н. Сазонова «Учимся рассказывать о временах года» (для детей 5-7 лет), стр. 62

10

13.11.

В саду.

- Закрепление представлений о звуках [с]-[с'] и букве С;

- Активизация внимания к звуковому и слоговому составу слов;

- Учить составлять 2-3 предложения по картинкам;

-  Тренировать в умении определять лишнее слово из перечисленных;

- Развитие способности производить звуковой анализ слов с выкладыванием графической схемы;

- Совершенствование умения пересказывать услышанный рассказ.

- Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 21.

11

20.11.

Друзья.

- Закрепление представлений о звуках [л]-[л'],  букве Л;

- Совершенствовать умение пересказывать рассказ с опорой на картинку;

- Расширение навыка различения звуков;

- Тренировать в умении делить слова на слоги;

- знакомить с понятием «многозначное слово»;

- Совершенствовать умение называть слова на заданный звук.

- Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 24.

12

27.11.

Осень в лесу

- Обучать детей составлению описательного рассказа по картинке;

- Тренировать в умении определять логические связи;

- Совершенствовать навык составления словосочетаний;

- Развивать умение составлять предложение из предложенных слов.

- Е. Куцина, Н. Сазонова «Учимся рассказывать о временах года» (для детей 5-7 лет), стр. 66

13

4.12.

Праздник.

- Совершенствовать умение определять место заданного звука в слове;

- Закрепление знаний о звуках [п]-[п'], букве П;

- Обучение рассказу по сюжетной картинке по образцу;

- Учить составлять предложения к схемам;

- Развитие связной речи, грамматического строя речи, умения выстраивать предложение по опорным словам.

- Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 28.

14

11.12.

Как дети играли в индейцев.

- Закрепление представлений о звуке [и] и букве И;

- Совершенствовать умение делить слова на слоги;

- Учить сопоставлять местоимения с картинкой;

-Совершенствование умения производить сложный звуковой и слоговой анализ слов;

- Тренировать в умении образовывать противоположные данным слова по значению.

- Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 31.

15

18.12.

В зимнем лесу.

- Учить составлять описательный рассказ по картинке;

- Обучать составлению предложения из предложенных слов;

- Тренировать в умении подбирать обобщающее слово к предложенным картинкам;

- Учить подбирать родственные слова к предложенному слову;

- Совершенствовать навык называть слова –синонимы к данному слову.

- Е. Куцина, Н. Сазонова «Учимся рассказывать о временах года» (для детей 5-7 лет), стр. 14

16

25.12.

Шарик.

- Закрепление представлений о звуке [ш] и букве Ш;

- Учить подбирать сочетания слов противоположных по смыслу;

- Развитие способности производить звуковой анализ слов с выкладыванием графической схемы;

- Тренировать в умении делить слова на слоги;

- Учить подбирать признаки к предмету;

- Учить подбирать подходящее по смыслу окончание предложения;

- Совершенствовать умение составлять рассказ опорным словам.

- Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 35.

17

15.01.

Муха.

- Закрепление представлений о звуках [х]-[х'] и букве Х;

- Тренировать в умении подбирать слова к слоговым схемам;

- Совершенствовать умение применять мыслительные операции к звуковому и слоговому составу слов;

- Учить подбирать подходящее по смыслу окончание предложения;

- Развитие грамматического строя, связной речи;

- Учить составлять предложение из заданных слов;

- Учить подбирать слова, близкие по значению предложенному слову;

- Совершенствование умения составления описательного рассказа.

- Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 39.

18

22.01.

Снежные поделки

- Учить составлять описательный рассказ по картинке;

- Совершенствовать навык образовывать уменьшительно-ласкательные слова;

- Тренировать в умении правильно расставлять картинки по временному признаку;

- Учить подбирать предметы к картинке-действию;

- Развивать умение называть слова-антонимы к предложенному слову;

- Совершенствовать умение образовывать логические пары.

- Е. Куцина, Н. Сазонова «Учимся рассказывать о временах года» (для детей 5-7 лет), стр. 2

19

29.01.

Что за зверь.

- Закрепление представлений о звуках [з]-[з'] и букве З;

- Совершенствование умения производить сложный звуковой и слоговой анализ слов;

- Тренировать в словообразовании по образцу;

- Развитие грамматического строя, связной речи;

- Учить согласовывать числительное с существительным;

- Совершенствование умения пересказывать рассказ.

- Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 43.

20

5.02.

Ботинки.

- Закрепление представлений о звуках [б]-[б'] и букве Б;

- Тренировать в умении определять ударный звук в слове;

- Обучение пересказу по плану;

- Учить подбирать подходящее по смыслу окончание предложения;

- Совершенствовать навык называть обобщающее слово к перечисленным словам;

- Знакомить с предлогами ЗА, ПОД, ОКОЛО, В;

- Знакомить с фразеологизмами.

- Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 47.

21

12.02.

Зимняя одежда.

- Учить составлять описательный рассказ по картинке;

- Совершенствовать навык словообразования;

- Совершенствовать умение подбирать обобщающее слово к ряду предложенных слов;

- Тренировать в умении образовывать словосочетания по образцу воспитателя;

- Развивать навык употребления уменьшительно-ласкательных слов.

- Е. Куцина, Н. Сазонова «Учимся рассказывать о временах года» (для детей 5-7 лет), стр. 18

22

19.02.

Жираф и ёж.

- Закрепление представлений о звуке [ж] и букве Ж;

- Совершенствовать умение определять место заданного звука в слове;

- Обучение рассказу по сюжетной картинке по образцу;

- Учить составлять предложения к схемам;

- Развивать диалоговую речь;

-  Совершенствование умения образовывать качественные прилагательные;

- Учить образовывать сравнительной степени прилагательные;

-Совершенствование умения производить сложный звуковой и слоговой анализ слов.

- Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 51.

23

26.02.

Помощник

- Обучение пересказу текста;

- Расширять словарный запас детей по теме «зима»;

- Тренировать умение определять лишнее слово из предложенных, обосновывая свой выбор.

- Е. Куцина, Н. Сазонова «Учимся рассказывать о временах года» (для детей 5-7 лет), стр. 22

24

5.03.

Четвероногий друг.

- Закрепление представлений о звуках [н]-[н'] и букве Н;

- Тренировать в умении определять количество звуков в заданном слове;

- Учить из слогов составлять слово и составлять предложения с данными словами;

- Тренировать в умении подбирать обобщающее слово к предложенному ряду слов;

- Совершенствовать умение называть слова на заданный звук и находить место звука в слове;

- Развитие способности производить звуковой анализ слов с выкладыванием графической схемы.

 - Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 54.

25

12.03.

Умная ворона.

- Закрепление представлений о звуках [в] и [в'], букве В;

- Тренировать в умении делить слова на слоги;

- Совершенствовать умение называть слова на заданный звук и находить место звука в слове;

- Совершенствовать навык придумывать окончание предложения;

- Развитие способности производить звуковой анализ слов с выкладыванием графической схемы;

- Совершенствовать умение пересказывать рассказ.

- Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 57.

26

19.03.

Гоша – озорник.

- Закрепление представлений о звуках [г]-[г'] и букве Г;

- Тренировать в умении подбирать слово к слоговой схеме;

- Совершенствовать умение применять мыслительные операции к звуковому и слоговому составу слов;

- Совершенствовать навык словообразования;

- Развитие грамматического строя, связной речи;

- Учить составлять предложение противоположное по смыслу данному;

- Учить подбирать обобщающее слово к ряду картинок;

- Совершенствование умения составления описательного рассказа.

 

- Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 61.

27

26.03.

Как дуб свинью проучил.

- Закрепление представлений о звуках [г] и [г'], букве Г;

-Совершенствование умения производить сложный звуковой и слоговой анализ слов;

- Обогащение словарного запаса, развитие диалогической речи;

- Совершенствовать умение выделять заданный звук в речевом потоке на звуковом, слоговом и словесном уровне;

- Учить подбирать слова к слоговым схемам;

- Обучение пересказу.

- Совершенствовать умение согласовывать существительное с числительным;

- Тренировать в умении определять лишний предмет;

- Развитие связной речи, грамматического строя речи;

- Развитие памяти, мышления.

- Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 65.

28

2.04.

Друзья птиц.

- Закрепление представлений о звуках [р]-[р'], букве Р;

- Учить образовывать слова из букв предложенного слова;

- Тренировать в умении делить слова на слоги;

-  Учить составлять слова из предложенных наборов букв;

- Тренировать в умении подбирать качественные прилагательные к словам;

- Развитие связной речи, грамматического строя речи, памяти, внимания, мышления.

- Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 69.

29

9.04.

Фантазер.

- Расширение навыка различения звуков [ф]-[ф'], Ф;

- Тренировать в умении подбирать слова к слоговым схемам;

- Предупреждение дисграфии на письме;

- Совершенствовать умение применять мыслительные операции к звуковому и слоговому составу слов;

- Учить подбирать подходящие по смыслу слова;

- Развитие грамматического строя, связной речи;

- Учить составлять предложение к схемам;

- Совершенствование умения составления описательного рассказа.

- Активизация памяти, мышления, воображения, внимания;

- Развитие диалогической речи.

- Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 73.

30

16.04.

Заяц в огороде.

- Закрепление представлений о звуках [ц]-[ц'] и букве Ц;

- Совершенствовать навык определения места звука в слове;

- Развитие способности производить звуковой анализ слов с выкладыванием графической схемы;

- Совершенствовать умение согласовывать числительное с существительным;

- Учить последовательно расставлять предложения в тексте;

- Закрепление умения подбирать обобщающее слово к заданным словам;

- Развитие связной речи, грамматического строя речи.

- Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 76.

31

23.04.

Талая вода.

- Совершенствовать умение составлять описательный рассказ по картинке;

- Обучать составлению предложения из предложенных слов;

- Тренировать в умении подбирать слова-признаки;

- Совершенствовать навык называть обобщающее понятие к предложенным словам;

- Совершенствовать навык словообразования;

- Тренировать в умении правильного употребления глаголов с словосочетаниями;

- Развивать умение правильно употреблять местоимения в предложении.

- Е. Куцина, Н. Сазонова «Учимся рассказывать о временах года» (для детей 5-7 лет), стр. 26

32

30.04.

Свинья дома.

- Закрепление представлений о звуке [щ'] и букве Щ.

- Совершенствовать умение составлять слово из слогов и придумывать с ним предложение;

- Совершенствовать умение применять мыслительные операции к звуковому и слоговому составу слов;

- Учить подбирать подходящие по смыслу слова;

- Развитие грамматического строя, связной речи;

- Учить составлять предложение к схемам;

- Совершенствование умения составления описательного рассказа.

- Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 79.

33

7.05.

Строители гнезд

- Закреплять умение составлять описательный рассказ по картинке;

- Совершенствовать навык называть обобщающее понятие к предложенным словам;

- Обучать составлению предложения из предложенных слов;

- Совершенствовать навык словообразования;

- Тренировать в умении составлять слово из предложенных букв;

- Развивать умение выявлять закономерности и подбирать подходящие по смыслу слова;

- Развивать умение придумывать логическое  продолжение предложения.

- Е. Куцина, Н. Сазонова «Учимся рассказывать о временах года» (для детей 5-7 лет), стр. 30

34

14.05.

Апрель

 - Закреплять умение составлять описательный рассказ по картинке;

- Совершенствовать навык составления предложений с предложенным словом или выражением;

- Развивать умение придумывать логическое продолжение предложения;

- Тренировать в умении правильно расставлять картинки по временному признаку;

- Закреплять навык словоизменения;

- Развивать память, мышление, воображение.

- Е. Куцина, Н. Сазонова «Учимся рассказывать о временах года» (для детей 5-7 лет), стр. 36


Методика выявления уровня речевого развития

Методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.

Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить методисты, воспитатели, родители. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 - 20 минут). Для проверки речевого развития детей старшего дошкольного возраста задания могут предлагаться и без наглядных средств (на знакомых словах), но лучше  использовать наглядность (предметы, картинки, различные игрушки).

Вопросы в протоколе идут в логической последовательности, этим вызвана  иногда неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). 3 балла ставится за точный, правильный ответ, данный ребенком самостоятельно (см. ход обследования, ответ № 1); 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (ответ № 2); 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответ с вопросом взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания (ответ№3).

В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3 балла – это высокий уровень; если больше половины – 2 балла – это средний уровень; если больше половины оценок 1 балл – это низкий уровень. (Либо: средний балл 2,6 – высокий уровень, от 1,6 до 2,5 – средний уровень; 1,5 и ниже - низкий уровень)

При необходимости возможна оценка речевого развития ребенка по каждому разделу в отдельности. Такая диагностика позволяет выявлять наиболее «проблемные» направления в развитии речи дошкольников.

Задачи речевого обследования детей подготовительной к школе группы

Словарь

Выявляются умения:

1) активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова кречевой ситуации;

2) подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;

3) понимать и употреблять разные значения многозначных слов;

4) дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные).

Грамматика

1) Образовывать название детенышей животных {лиса — лисенок, корова — теленок);

подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе;

2) образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься! Потанцуй / искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят);

3) строить сложные предложения разных типов.

Фонетика

1) Дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ9 л-р> различать свистящие, шипящие и

сонорные звуки, твердые и мягкие;

2) изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания;

3) подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.

Связная речь

1) В пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей;

2) составлять описание, повествование или рассуждение;

3) развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.

ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ

I серия заданий (словарь и грамматика).

1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?

1) Ребенок правильно объясняет значение слов (из нее едят и пьют, это игрушки);

2) называет отдельные признаки, действия;

3) называет 1—2 слова.

2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?

1) Выполняет все задания, называет 1—2 слова к Прилагательному (глубокая яма, глубокое море);

2) подбирает слова к 2—3 прилагательным;

3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).

3. Что называют словом ручка?

1) Называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);

2) называет два значения этого слова;

3) перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).

4. Придумай предложение со словом ручка.

1) Составляет грамматически правильно предложение из трех слов;

2) называет два слова (словосочетания);

3) называет только одно слово (ручка).

5. Ручка нужна, чтобы... (писать, держать чашку, держать сумку и т. п.). Ручкой можно...(писать, открывать дверь).

1) Правильно заканчивает разные типы предложений;

2) называет два слова;

3) подбирает только одно слово.

6. Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у неговеселое. Вернулся он домой такой... (радостный, оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а... (мчался, несся, летел)».

1) Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);

2) называет 2—3 слова;

3) подбирает только одно слово.

Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (грустный, печальный,

обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а... (плелся, тащился, брел)»,

1) Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);

2) называет 2—3 слова;

3) подбирает только одно слово.

7. Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы, испугался бы.)

1) Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;

2) подбирает два слова;

3) называет только одно слово.

8. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.

1) Правильно называет слова в повелительном наклонении;

2) подбирает два слова;

3) называет одно слово.

9. Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца много... (зайчат).

Аналогичные вопросы задаются про других животных: «У лисы..., волка..., медведя, ежа...»

1) Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;

2) называет правильно только одну форму;

3) не выполняет задание.

10. Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака — щенок — щенки, много щенят; корова — теленок — телята — двое телят; лошадь — жеребенок — жеребята —много жеребят; овца — ягненок — ягнята — много ягнят).

1) Ребенок называет все слова правильно;

2) называет два-три слова;

3) говорит одно слово.

11. Где живут звери? (В лесу.) Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, лесовичок.)

1) Называет более двух слов;

2) называет два слова;

3) повторяет заданное слово.

12. Что называют, словом игла! Какие иглы ты еще знаешь?

1) Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу;

2) называет только одно значение этого слова;

3) повторяет слово за взрослым.

13. Какая игла у ежа? (Острая.) Про что мы говорим: острый, острая, острые?

1) Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы);

2) правильно подбирает два слова;

3) называет одно слово.

14. Что можно делать иглой? Для чего она нужна?

1) Ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться);

2) называет два действия (накалывать грибы, шить);

3) называет одно действие (шить).

15. Составь предложение со словом игла.

1) Ребенок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);

2) составляет простое предложение (Иглой делают укол);

3) называет одно слово.

16. Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?

1) Ребенок правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя сильно люблю. Я надел ботинки не на ту ногу);

2) правильно исправляет два предложения;

3) повторяет предложения без изменения.

Показатели:

Высокий уровень – (48 - 40 б.)

Средний уровень – (39 - 24 б.)

Низкий уровень – (23 - 16 и менее б.)

II серия заданий (звуковая культура речи).

1. В названии, каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон, белка); звук ль? (Лев, лиса, леопард.)

2. В названии, каких животных слышится звук рь (Тигр, корова, баран, жираф, черепаха, курица.)

3. Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.) Звуки ж и з? (Железо.)

1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;

2) называет более двух слов;

3) называет одно слово.

4. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро — медленно, тихо — громко —шепотом. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую).

1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;

2) недостаточно четко произносит;

3) не владеет умением замедлять, убыстрять темп.

5. Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.

1) Ребенок передает заданные интонации;

2) передает только вопросительную интонацию;

3) повторяет повествовательную интонацию.

6. Придумай окончание фразы, чтобы получилось складно: «Ежик-ежик, где гулял? (Я грибочки собирал.) Ежик-ежик, где ты был? (Я все по лесу бродил)».

1) Ребенок ритмично заканчивает фразу;

2) отвечает, нарушая ритм;

3) говорит одно слово.

Показатели:

Высокий уровень – (18 – 15 б.)

Средний уровень – (14 - 10 б.)

Низкий уровень – (9 - 6 и менее б.)

III серия заданий (связная речь).

1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).

1) ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец. Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах;

2) рассказывает, опуская начало (или конец);

3) перечисляет отдельные качества.

2. Воспитатель предлагает серию картинок (3—4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

1) Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный

рассказ;

2) рассказывает с помощью взрослого;

3) перечисляет нарисованное на картинках.

3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.

1) Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;

2) составляет рассказ с помощью взрослого;

3) не справляется с заданием.

Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему).

Показатели:

1. Содержательность (в повествовании — умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании — раскрытие микротем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет

заимствован — 2 балла; если идет перечисление признаков — 1 балл.

2. Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца),

выстраивание сюжета в логической последовательности — 3 балла; наличие двухструктурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логикиизложения — 2 балла; отсутствие начала и конца — 1 балл.

3. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений,

Правильное согласование слов в слово сочетаниях и предложениях — 3 балла; использование только простых предложений — 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) — 1 балл.

4. Разнообразные способы связей между предложениями — 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи ( через союзы а, и, наречие потом) — 2 балла; неумение связывать между собой предложения — 1 балл.

5. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов) — 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления — 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов — 1 балл.

6. Звуковое оформление высказывания ( плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) — 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы — 2 балла; монотонное, невыразительное изложение — 1 балл.

Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов.

Данные диагностики вносятся в протокол для каждого ребенка, а затем в сводную таблицу.

Протокол обследования речевого развития ребенка подготовительной к школе группы «Рябинка»

_____________________________________________________________

  1. Словарь и грамматика

        Задания        

Ответы ребёнка

баллы

1.

Ты знаешь уже много слов. Что означает слово автобус ,тарелка, обувь?

     

2.

Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? лёгким? тяжелым?

3.

Что называют словом игла? Какие иглы ты знаешь?

4.

Какая игла у ежа? (острая) Про что мы говорим: острый, острая, острые?

5.

Составь предложение со словом игла

6.

Подбери слова, близкие по смыслу: «бельчонок погулял по лесу. Вернулся домой радостный ….»

«Он не просто шел, а…»

7.

Подбери слова, противоположные по смыслу:«Другой бельчонок, которого обидели вернулся домой……»

Обиженный бельчонок не прыгал, не бежал, а….»

8.

Что сделал бы Богатырь, если бы он встретил Змея Горыныча?

9.

Попроси Петрушку попрыгать, спрятаться, потанцевать

10.

Скажи, кто детёныш у зайца (лисы, волка, медведя, ежа)? Детёныши? У зайца (лисы, волка, медведя, ежа) много…?

11.

Назови детёнышей собаки, коровы, лошади, овцы

12.

Где живут звери? (в лесу) Какие слова можно образовать со словом лес?

13.

Дети из другого сада сказали так: «Папа иди шёпотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки на изнанку надел» можно так говорить? А как сказать правильно?

           Итог:                                                                                                                          Уровень:

2.звуковая культура речи

задания

Ответ ребёнка

баллы

1.

В названии каких животных слышится звук «р», звук «р »?

2.

Назови слова, в которых есть звуки «ж» и «з»

3.

Скажи скороговорку: «тридцать три вагона в ряд тарахтят» быстро, медленно, тихо, громко, шепотом

4.

Произнеси фразу «я иду в школу» так, чтобы было слышно, что ты этому радуешься, удивляешься, спрашиваешь

5.

Придумай окончание фразы, чтобы было складно: «Ёжик, ёжик, где гулял? Ёжик, ёжик, где ты был?

           Итог:                                                                                                                          Уровень:

               

3.связная речь

Задания

Ответы ребёнка                                

Специальные критерии

баллы

содержательность

структура

грамматика

Способы связей

 м/у П

Лексические ср-ва

просодика

1.

Опиши по картинке

Разложи картинки по порядку и составь рассказ

Придумай рассказ или сказку

Итог:

Уровень:

Сводная таблица результатов обследования речевого развития

детей подготовительной к школе группы

Список детей группы

Словарь и грамма тика

зкр

Связная речь

Уровень

Примечания

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

Список использованной литературы

  1.  Ушакова О.С, Струнина Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста»:Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  2. Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать» (для детей 5-7 лет). – Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2014. – 80 с.
  3.  Е. Куцина, Н. Сазонова «Учимся рассказывать о временах года» (для детей 5-7 лет). – Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2014. – 80 с.
  4. Интернет источник: http://ru.i-docx.ru/30pedagogika/106955-1-prekrasna-rech-kogda-ona-kak-rucheek-bezhit-sredi-kamney-chista-netoropliva-gotov-vnimat-potok-voskli.php.
  5. Интернет источник: http://dou24.ru/1/images/stories/psiholog/kuzina/roditelam/1.pdf
  6. Интернет источник: https://zdamsam.ru/b42006.html
  7. Интернет источник: https://infourok.ru/parcialnaya-programma-abvgdeyka-podgotovka-k-shkole-1321206.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Парциальные программы и методические пособия, используемые в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе "

В данной презентации представлены парциальные программы и методические пособия, используемые учителем-логопедом в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР в подготовительной к школе группе. Мате...

Парциальные программы и методические пособия вариативной части АООП ДО для старшей группы

Парциальные программы и методические пособия вариативной части АООП ДО для старшей группы...

Парциальные программы и методические пособия вариативной части АООП ДО для старшей группы

Парциальные программы и методические пособия вариативной части АООП ДО для старшей группы...

Парциальные программы и методические пособия вариативной части АООП ДО для детей младшего дошкольного возраста

Парциальные программы и методические пособия в работе с детьми младшего дошкольного возрастас ОНР...

Парциальные программы и методические пособия в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Парциальные программы и методические пособия в работе с детьми младшего дошкольного возрастас ОНР...

Презентация "Парциальные программы и методические пособия"

Презентация "Парциальные программы и методические пособия"...