НОД по обучению грамоте в старшей группе "Веселый алфавит"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Данилюк Раиса Петровна

Цель: формирование фонематического восприятия, произношения и графо-моторных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote.doc218.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по обучению грамоте в старшей группе

Цель: формирование фонематического восприятия, произношения и графо-моторных навыков.

Задачи:

1. Закреплять понятия «звук», «гласный звук».

2. Формировать навыки звукового анализа (продолжать учить выделять звук «А» из начала слова).

3. Закреплять зрительный образ букв А, а.

4. Формировать мелкую моторику и графические навыки.

5. Развивать просодическую сторону речи, внимание, память, умение ориентироваться на листе бумаги.

Оборудование: предметные картинки, грецкие орехи или шарики Су Джок, изображение фей Фонетики и Графики, красный кружочек (символ гласного звука, маркеры «звук», «буква», красный пластилин, картон, буквы А, а из шершавого материала, счетные палочки, тетради логопедических заданий, красные ручки, магнитная доска.

Ход занятия

I. Организационный этап.

По заданию логопеда дети поочередно произносят звук «А» коротко, долго, громко, тихо, поют и садятся на места.

II. Коррекционно-развивающий этап.

1. Упражнение «Звук „А”».

— Что вы произносили и слышали? (Звук.)

— Что такое звук? (Это то, что мы слышим и произносим.)

Выставить маркер.

— Какой это звук? Почему? (Гласный, его можно петь.)

Выставить символ гласного звука (красный кружочек).

— Будем продолжать знакомиться со звуком «А».

2. Упражнение «Запомни и назови».

Фея Фонетика принесла картинки. Предъявить 4 картинки, названия которых начинаются со звука «А». Назвать хором и убрать их. Дать задание детям припомнить картинки, назвать их и определить, где слышится звук «А» в каждом слове.

Повторить упражнение с 5—6 картинками (2—3 раза).

3. Физкультминутка (см. занятие 20).

4. Упражнения с грецким орехом или шариком Су Джок.

5. Игра «Мастерская букв».

— Фея Графика дала нам задание сделать буквы А, а.

Выложить большую букву А из счетных палочек, маленькую букву а вылепить из красного пластилина.

6. Упражнение «Найди букву».

— Что такое буква? (Выставить маркер.)

Предложить детям узнать буквы А, а среди неправильно написанных и зашумленных.

7. Работа в тетрадях логопедических заданий.

Рассмотреть строчку букв А, а. Определить начало и конец строчки.

Повторить, что линии проводятся сверху вниз и слева направо. (Логопед пишет на доске.)

Обвести красной ручкой первую строчку букв А, а.

III. Итоговый этап.

Как называются звуки, которые произносятся голосом и которые можно петь? (Гласные.)

— Какой гласный звук мы произносили и пели?

— Какую букву писали?

Логопедическое занятие по теме «Звук [О]»

Коррекционно-образовательная:

формирование понятия «гласный звук», на примере звука «О»; знакомство с понятием «ударный звук»;

совершенствование навыков словоизменения (преобразование существительных множественного числа в единственное число) и словообразования (подбор родственных слов по наводящим вопросам);

уточнение значения предлога «около»; составление предложений с предлогом «около».

Коррекционно-развивающая:

развитие эмоциональной сферы; совершенствование чувства ритма;

развитие мелкой моторики;

Коррекционно-воспитательная:

воспитание усидчивости, интереса к окружающему миру;

Оборудование:

фишки, для звуко – буквенного анализа и синтеза слова;

мяч;

«облако в виде буквы «О»; капельки с предметными картинками на каждой (слова подобраны с ударным звуком «О»); «волшебное ведёрко»;

разноцветные шнурки.

цветные карандаши; листок для заданий.

Ход занятия:

I. Вводная часть.

1. Организационный момент.

Что у меня в стакане? (вода)

Попробуйте угадать, какое слово я загадала. Знайте все мои загаданные слова

похожи на слово «ВОДА».

Егор, как назовём слово «вода» ласково – … (водичка, водица).

Маша, как называется место где вода падает с высокой скалы или горы – … (водопад).

, как называется спорт, связанный с водой – … (водный).

, как называется машина, которая перевозит воду – … (водовоз).

, как называется отрицательный сказочный герой, который живёт в воде … – (Водяной).

, как называются растения, которые растут в воде – … (водоросли).

, как называются трубу, которые проведены для воды … – (водопровод).

, как называется профессия человека, который чинит эти трубы, для воды – … (водопроводчик);

, как называют человека, который надел водолазный костюм и залез в воду … (водолаз).

, как называется лилия, которая растёт в воде … – (водяная лилия)

Видите, сколько набралось слов, похожих на слово «вода», прямо семейка «водных» словечек получилась.

2. Введение в тему.

Назовите второй звук в слове «водные» … («О»). Правильно именно этот звукбудет у нас сегодня главным.

Уточнение артикуляции. Характеристика звука.

Что губки делают, когда мы говорим этот звук(округляются)

Давайте проверим, какой это звук (гласный или согласный?

Можем мы его пропеть голосом? (да, значит он – гласный)

Какая фишка нам понадобится, чтобы обозначить этот звук. Возьмите её в руку, покажите мне. Спасибо. Положите (красная)

II. Главная часть.

1. Произнесение изолированного звука с эмоциональной окраской.

Поиграем с этим звуком?

Представьте, что мы с вами оказались на острове.

А там так красиво! Давайте скажем этот звук с восхищением(О! О! О)

Стали осматриваться по сторонам. Удивляемся, что – то никого не видно. (О – о – о – о)

Никого не увидели и огорчились. Говорим с грустью. (О – О – О)

И вдруг мы увидели вдалеке корабль! Радостно (Ооооо)

2. Введение понятия ударный звук.

Давайте будем звать, может кто–нибудь отзовётся: То-о-оля, О-о-оля, По-о-оля,

Ко-о-оля. А вы заметили, что когда мы зовём кого-то, мы как бы громче произносим один звук. Послушайте, какой звук я выделяю, по какому звуку «ударяю» голосом? (Со-о-оня) Такой звук, выделяемый голосом называют «ударным».

3. Преобразование слов. (существительные среднего рода мн. числа. в ед. число)

Закрепление нового понятия «ударный звук». Для 1 п/гр.

Так мы обрадовались, что решили поиграть. А поможет нам в игре звук «О», «ударный звук «О».

Будем изменять слово. Я вам даю много предметов, а вы мне – один.

Постарайтесь чётко и громко произносить звук «О» в своём слове; Выделить его голосом. Послушайте, как это сделаю я.

Игра с мячом «Много – один»:

окна – … (окно) перья – … (перо)

кольца – … (кольцо) стёкла – … (стекло)

брёвна – … (бревно) озёра – … (озеро)

сёла – … (село) вёдра – … (ведро)

гнёзда – … (гнездо) облака – … (облако)

окуни – … (окунь)

острова – … (остров)

(для 1 п/гр.) + шила – … (шило, дела – … (дело, пальто – … (пальто, мыло – … (мыло);

4. Выделение ударного звука в слове (с опорой на картинки). Утрированное произнесение звука «О» в словах.

Закрепление нового понятия «ударный звук». Для 2 п/гр.

«Волшебный дождь».

А теперь посмотрите на столы. Что это за капельки? Не знаете? А я знаю.

Посмотрите, какое облако заплыло к нам в комнату необычное, волшебное!

А ваши капельки – это волшебный дождик, который пролился из него.

У меня есть ведёрко, в которое я хочу собрать волшебные капельки. Но ваша капелька упадёт в ведёрко только тогда, когда вы внимательно послушаете словечко которое принесла вам ваша капелька и найдёте в нём наш главный звук.

Нужно так сказать это слово, чтобы мы тоже услышали в нём звук «О».

5. Звуковой синтез и анализ слова «сом».

Пока мы играли я услышала всплеск, и увидела такую крупную рыбу! Хотите узнать как она называется? Тогда ловите звуки, соедините их, может догадаетесь, какую я видела рыбу. «С» – «О» – «М»

Давайте обозначим каждый звук, который вы поймали фишками.

Индивидуальная работа с раздаточным материалом.

6. Физкультурная минутка:

Не под окном, а около

Катилось «О» и охала

«О» охала, «О» охала

Не под окном, а около.

7. Организация мини – диалога. Уточнение понятия предлога «около» Составление предложения с предлогом «около» по образцу.

Ребята, вы догадались, кто охал около окна? (буква «О») Правильно.

Буква «О» была около окна. А ты Егорка около кого сидишь?

Подразумевается ответ«- Я сижу около Яны. А ты около кого сидишь?».

Дети задают однотипные вопросы друг другу и отвечают на них по цепочке.

10. Работа с мелкой моторикой.

А я стою около нашего волшебного облака. Посмотрите, на какую букву оно похоже? (На букву «О».)

Она черная, какая – то грустная, а мы можем сделать весёлые буквы.

У меня в руках простые шнурочки, но если вы постараетесь они превратятся в букву «О».

Выкладывание из шнурков буквы «О».

11. Письменное задание. Работа на специальных листках с комбинированными заданиями.

У кого листочек в руках. Начинаем работать с обведения пружинок. Обводить можно любым цветом.

13. Итог. Какое задание вам больше всего понравилось?

Конспект занятия «Знакомство со звуком [И] и буквой И»

ТЕМА: «Звук и буква «И».

Цель: Знакомство с буквой, четкое произношение и характеристика звука «И». Учить выделять начальный ударный и безударный звук «И». Развивать фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование: 1. Разрезные буквы.

2. Красный карандаш.

3. Предметные картинки: индюк, игла, ива, избушка, облако, ананас, игрушки.

4. Таблица с буквами.

Ход занятия.

Прочитайте слитно на одном дыхании буквы, передвигая указательный палец ведущей руки от буквы к букве.

А О А О   О О А А    О А О А      А А О О

1. Произнесите за мной звук «И».

Какой он? – гласный

Гласный звук «И» на письме обозначают буквой И.

Работа с тетрадью.

Прописать букву по клеточкам.

2. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «И».

Работа с тетрадью.

Найди на картинке букву И, обведи по точкам.

Произнеси слово, выделяя (нажимая) звук «И». Где находится (спрятался) звук «И»? Обведите букву И красным карандашом.

Положите букву И на те картинки, в названии которых есть звук «И».

Дети называют слово, нажимая на звук «И».

Обведите в кружок букву И. Зачеркните букву А. Подчеркните букву О.

Какие имена детей начинаются со звука «И»?

Обведите картинки, только те, которые начинаются со звука «И».

Дети проговаривают слова, выделяя звук «И».

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Приключения Колобка в стране гласных»

Цель: обобщение пройденного материала по гласным звукам А, О. У, И, Ы.

Приоритетная область: речевое развитие.

Задачи:

• Развивать фонематический слух, зрительное восприятие, речь;

• Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове;

• Продолжать учить определять количество слогов в слове;

• Формировать фонематические представления ребенка на материале звуков А, О, У, И, Ы;

• Учить звуковому анализу слов.

Оборудование: пеналы для звукового анализа слов, смайлики, схемы, сказочные герои: колобок, лиса, медведь, волк, заяц, бабушка, дедушка; дидактические картинки для нахождения гласного, дидактические картинки для деления слов на слоги.

Предварительная работа: чтение сказки «Лягушка-путешественница»

Ход занятия

Вступительная часть

Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришла необычная гостья. Узнали её? Это – Лягушка- путешественница. Она долго путешествовал и вот решила вернуться домой, но на пути домой её ждут неожиданные сюрпризы и Лягушка хочет, чтобы вы отправились с ней и помогли добраться до дома. Поможем? Но прежде, чем отправиться в путь- дорогу она хочет, чтобы вы с ней поиграли.

Основная часть

Фонетическое упражнение «Узнай звук по мимике»

Воспитатель воспроизводит артикуляцию звука А без голоса, дети угадывают его.

Задание: сколько раз взрослый хлопнет в ладоши, столько раз произнеси звук А.

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши».

Воспитатель воспроизводит артикуляцию звука У без голоса, дети должны угадать звук.

Воспитатель предлагает ребенку внимательно послушать произносимые гласные звуки и хлопнуть в ладоши только когда услышишь звук У, топать ногами когда услышат другой звук: А, У, И, Ы, У, У, У

Воспитатель воспроизводит артикуляцию звука И без голоса.

Задание: сколько раз взрослый хлопнет в ладоши, столько раз произнеси звук И.

Воспитатель: Поскакала Лягушка-путешественница по лесной тропинке и встретила на своем пути лису. Лиса отпустит Лягушку, если она выполнит задание. Поможем Лягушке?

Задание: Прослушай ряд слов и назови лишнее.

• Алина, арбуз, утюг, аквариум;

• Окна, обруч, улитка, ослик;

• Игра, Иван, индюк, уши;

• Улица, утро, осы, ураган;

• Строитель, повар, клубника, водитель.

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. Поскакала Лягушка дальше, а на встречу - медведь. Медведь тоже приготовил задания, если мы все вместе справимся, то медведь отпустит Лягушку-путешественницу.

Задание: Определи количество слогов в слове; хлопните в ладоши столько раз, сколько слогов в словах:

• Дым, утка, качели

• Май, роза, кенгуру

• Ночь, мука

Физкультминутка:

Воспитатель: Давайте сравним, какое слово длиннее: задание «Прошагать слово» (дети шагают, определяют количество шагов, выясняют какое слово длиннее: «кукла», «сыр», «чебурашка»).

Скачет Лягушка дальше, а на пути- Волк. И он тоже приготовил задание:

«Определи место звука в слове».

Воспитатель: Я произнесу слова, а вы определите место звука (начало, середина, конец слова)

А О У И

• Август Оля уши Ира

• Рука Кот пишу рис

• Мак пальто сапоги

Воспитатель: Молодцы, помогли лягушке, справились с заданием. Волк отпустил Лягушку-путешественницу и она отправилась дальше. Скакала, скакала и встретила зайца. Заяц приготовил ещё одно задание.

«Найди гласный звук в слове».

Назови, какой гласный звук спрятался в твоем слове (детям на столы разложены предметные картинки).

О А У И

Слон шкаф стул гриб  Зонт мак жук  Дом кран лук  Крот рак  Кот шкаф  Стол  Нос  Хвост

Воспитатель: Ребята, молодцы! Хорошие вы помощники в выполнении заданий! И вот лягушка уже рядом с домом, но чтобы попасть в дом ей надо выполнить последнее задание, поможем?

Упражнение: Выполнить звуковой анализ слова ДОМ

• Сколько всего звуков в слове?

• Назови первый звук в слове.

• Назови последний звук в слове.

• Почему первый и третий звуки обозначили синим?

• Сколько гласных звуков в слове? Назови их.

• Сколько в слове слогов?

Воспитатель: Лягушка-путешественница вам говорит вам большое спасибо, вы помогли справиться со всеми заданиями и добраться до дома.

Ей очень понравилось с нами и она расстается с вами с очень хорошим настроением.

Какое у вас настроение после нашего путешествия, поднимите смайлик.

Тема«Дифференциация звуков У-А»

Цель: формирование умения различать звуки У – А на материале изолированных звуков, слогов, слов.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- учить детей находить сходство и различие в акустико-артикуляторных характеристиках звуков, научить сравнивать звуки У – А на материале изолированных звуков, слогов, слов;

- развивать артикуляционную моторику при выполнении общих упражнений артикуляционной гимнастики в сочетании с движениями пальцев рук (биоэнергопластика);

- развивать речевой голос и учить детей пользоваться свойствами голоса и средствами выразительности речи;

- развивать речевое дыхание;

- учить выполнять звуковой анализ и синтез звуковых рядов;

- формировать слоговую структуру слова;

коррекционно-развивающие:

- активизировать произвольное внимание;

- развивать коммуникативные навыки;

- развивать умение выполнять словесные инструкции;

- развивать память, мышление;

воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к организованной образовательной деятельности;

- воспитывать в детях желание приходить на помощь при затруднениях в выполнении заданий, принимать помощь без смущения и агрессии;

- вызывать интерес к языковым явлениям.

Используемое оборудование:

- фонограмма голоса «плач младенца», песни дядюшки Ау, символ звуков – Звуковичок в красных башмачкахкуклы: младенец и леший;

- сундучок, письмо, карта с заданиями,

- картинки, названия которых начинаются на один из звуков темы - У, А;

- карточки с картинками на звуки У, А; «звуковая волна», картинка с изображением петуха, компьютер (разложить картинки по ящикам со звуками У, А)

- карточки с изображением картинок для определения места звука в словах, карандаши красного цвета.

Ход ЗАНЯТИЯ.

I.Организационный момент.

1. (Дети входят в зал. Вдруг слышится плач ребёнка, затем песенка дядюшки Ау. В коляске лежит кукла, рядом сидит кукла-леший).

Логопед: Ребята, посмотрите, бедный малыш плачет«Уа! Уа! Уа!» Это дядюшка Ау своим криком, наверное, испугал его. Он привык кричать в лесу«Ау! Ау! Ау!» Как же леший сюда попал? Вот письмо. (Читает)

«Карту я в лесу нашёл,

Клад по ней искать пошёл.

Значки на ней не разгадал

И к вам в «Жемчужинку» попал.

Дорогие ребятишки,

Помогите шалунишке!

Если вместе в путь пойдём,

Сундук с кладом мы найдём!»

- Ребята, а вот и карта с заданиями, которые нужно выполнить, чтобы помочь дядюшке Ау. (Логопед показывает карту, на которой изображены значки-задания)Садитесь на свои места, попытаемся помочь лешему. (Дети садятся за столы).

2. Дифференциация звуков У, А на слух и в произношении.

Логопед:

- Первое задание. Нам нужно определить, какие звуки есть в имени дядюшки. ААААААААААА-УУУУУУУУУУУУУ. Первый звук А, второй – У. Их можно обозначить красными кружками разного размера: большой для А, маленький для У.

Какие звуки слышатся в плаче малыша? УУУУУУУУУУУ-ААААААААА. Эти слова состоят из одинаковых звуков. Произнесите звук У, помогая руками, затем звук А. В чём различие в произнесении этих звуков? (А – рот широко раскрыт, движения руками от груди в сторону, У – губы трубочкой, движения руками вперёд от губ).

Приготовьтесь и будьте внимательными: если услышите звук А – хлопните в ладоши, когда услышите звук У – топните ногой.

(логопед произносит звуковой ряд О, А, И, О, У, Э, И, и т. п.)

А вот и наш знакомый Звуковичок в красных башмачках. Почему у него башмачки красного цвета? (Потому что звуки А, У гласные.)

Гласные в песенке звонкой поются,

Можно проплакать и прокричать,

Можно аукнуть, в лесу заблудившись,

И в колыбельке ребёнка качать.

Давайте проверим, действительно ли эти звуки гласные (Крикнем коротко сначала звук А, затем звук У)

Теперь «отправим эти звуки в полёт» (дети произносят протяжно по очереди звуки темы) Во рту нет преграды, поэтому можно тянуть их сколько угодно.

- Молодцы, с первым заданием справились хорошо! А малыш успокоился и уснул в колясочке. Мы можем продолжать.

3. Артикуляционные упражнения, совместные с движениями обеих рук, имитирующие движения челюстей, языка и губ.

Логопед: Смотрим, какое будет второе задание по карте (вывешивает картинку для артикуляционной гимнастики)

Чтобы правильно и внятно говорить, мы с вами должны делать зарядку. Для чего мы её делаем? (для языка, губ, щёк)

Логопед читает задание:

Тренируйте язык, губы,

Плотно вы сжимайте зубы.

Упражнения выполняйте,

Пальчиками помогайте.

выполняются упражнения:

«Улыбка» - «Трубочка»

«Шарик»

«Конфетка»

4. Задание на развитие речевого голоса и средств выразительности речи.

Следующее, третье задание.

(Логопед вывешивает на доске картинку с изображением петушка, читает задание):

Чтобы звуки зазвучали

И не ведали печали,

С петушком вы поиграйте,

Голос свой вы развивайте.

Звонко петушок поёт,

С голоском играть зовёт:

Звуки чётко повторяйте,

Голос включайте и выключайте (дети произносят звуки А, У шёпотом, с голосом).

Тонкий, звонкий наверху,

Тихий грозный бас внизу (дети проговариваю звуки темы).

5. Задание на развитие речевого дыхания (логопед вывешивает на доске «звуковую волну»)

Четвёртое задание.

Нам с вами необходимо проложить дорожку через болото.

Это подсказка – звуковая волна. Почему она красная? (звуки У, А гласные).

Сначала покажем путь правой рукой, произнося звук А, затем левой рукой, произнося звук У. Произносим звуки на одном выдохе.

6. Игра «Проговори звуки в нужном порядке» (проговаривание звуковых рядов с опорой на план)

Логопед: Пятое задание.

Наши звуки приуныли,

Как звучат они – забыли.

Вы, ребята, не зевайте,

Слушайте внимательно,

Точно так же повторяйте

Песенки старательно.

(Логопед проговаривает цепочки со звуками типа УАУ, АУА, ААУ и т. п., дети повторяют, опираясь на карточки с символами этих рядов).

7. ФИЗМИНУТКА.

Все выходят по порядку, (ходьба на месте)

Дружно делают зарядку.

Крутим мельницу вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Наклоняться будем все,

Будто прыгаем в бассейн. (Наклоны вперёд.)

А потом назад прогнёмся,

Хорошенько разомнёмся. (Наклоны назад.)

И попрыгать нам пора,

Мы не прыгали с утра. (Прыжки на месте.)

Шаг на месте в заключенье.

Это тоже упражненье. (Ходьба на месте.)

Поскакали, потянулись —

Вот и славно отдохнули. (Дети садятся.)

8. Игра «Телеграф» - деление слов на слоги.

Шестое задание.

(Логопед читает следующее задание)

Телеграмма вам пришла,

Необычная она.

Чтобы понятен был смысл наших слов,

Определим, сколько в слове слогов.

Сколько в слове есть слогов,

Столько сделайте шагов: (логопед читает слова, дети «проходят слова»)

- Ма-ша, шу-ба, мак, жук, ап-те-ка, улитка, пу-го-ви-ца, ап-те-ка, улитка.

9. Игра «Определите, какой звук слышится в словах» (в начале слова, в конце слова) – развитие звукового анализа и синтеза.

Седьмое задание.

(логопед раздаёт карточки и красные карандаши, необходимо закрасить нужный кружок напротив картинки в зависимости от того, какой звук слышится в начале слова, в конце слова; логопед помогает детям выполнить задания, проговаривая названия картинок и голосом выделяя звуки темы занятия). Картинки вы сможете раскрасить после занятия, или дома.

10. Игра на компьютере (развитие фонематического слуха).

Восьмое задание.

Чтоб быстрее клад найти,

Порядок нужно навести.

Попугаю мы поможем,

Вещи по местам разложим.

(Разложить в ящики картинки в зависимости от того, какой звук слышится в названии картинки).

11. Итог занятия.

Ребята, мы справились со всеми испытаниями,

По карте выполнили все задания.

Помочь мы дядюшке Ау смогли

И сундучок с сокровищем нашли!

(логопед достаёт припрятанный сундучок, в нём лежат шоколадные монеты большие и маленькие)

Какие звуки мы проговаривали и учились различать сегодня? (звуки У, А - гласные)Посмотрите, здесь монетки. Проговорите наши звуки-помощники: с большой монеткой какой звук –А, с маленькой – У.

Теперь дядюшка Ау, ты можешь спокойно возвращаться в лес, но поделись с ребятами. Ведь без их помощи ты бы не справился. И не пугай больше никого, пожалуйста! (Песня дядюшки Ау)

Занятие по обучению грамоте с уклоном

экологического воспитания,

Звук [Э]Буква Э э «Полевые цветы»

ТемаЗвук [Э]Буква Э э «Полевые цветы»

Коррекционно-образовательные цели:

Расширение представлений о растениях полей, лугов, об охране природы. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Полевые цветы» Развитие общих речевых навыков. Совершенствование навыка слогового анализа слов. Совершенствование навыка чтения слов, навыка «печатания». Развитие навыка звукобуквенного анализа. Развитие синтаксической стороны речи (составление и анализ предложений). Совершенствование навыка звукобуквенного анализа слов.

Коррекционно- развивающие цели:

Развитие фонематического восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координация движений, ловкости, творческого воображения.

Коррекционно- воспитательные цели:

Формирование взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Оборудование:

Магнитная доска. Эльф на цветке, картинки с изображением полевых цветов, карточки с пропущенными буквами, схемы предложений, тетради, контейнеры с цветными карандашами, ручки, карточки с ребусами.

Ход занятия.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Начнём наше занятие с правильной посадки, а поможет нам в этом небольшое стихотворение:

• Руки? – НА МЕСТЕ

• Ноги? – НА МЕСТЕ

• Локти? – У КРАЯ

• Спина? – ПРЯМАЯ.

Логопед: Чтение стихотворения Е. Руженцева «Сказка про краски»

Если б всё на свете было

Одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Видеть мир привыкли люди

Белым, жёлтым, синим, красным

Пусть же всё вокруг нас будет

Удивительным и разным!

Сегодня мы с вами совершим путешествие по волшебной стране, где живут буквы и звуки. Дорога очень сложная, но я надеюсь, что мы вместе справимся со всеми трудностями.

Ребята мы с вами пришли в поле, посмотрите сколько разных цветов кругом растёт.

Как вы думаете, как называются цветы которые растут в полях?

Дети:- Полевые.

Посмотрите кто сидит на цветке.

Дети:- Эльф

Логопед: Правильно Эльф. Он будет помогать нам в пути. А теперь первое задание:

Вы должны собрать цветы и поставить их в вазы. Но прежде чем поставить их в вазы вы должны назвать цветок, разделить слово на слоги и найти каждому цветку его вазу. (На доске четыре вазы на которых отмечены метками сколько слогов в слове. (Дети берут цветок, делят название цветка на слоги и ставят в определённую вазу)

Дети:- Ро-маш-ка- в этом слове три слога. Мак- в этом слове один слог. Кле-вер- в этом слове два слога. Не-за-буд-ка- в этом слове четыре слога и. т. д.

Логопед:- Молодцы. Теперь садитесь на свои места. Послушайте стихотворение и определите, какой звук слышится в начале некоторых слов.

Это Эля, Эмма, Эдик

Едут на велосипеде.

Дети: Это звук (Э)

Логопед:- Давайте произнесём этот звук вместе. (Дети вместе с логопедом произносят звук([Э]).

Логопед:- Обратите внимание: когда мы произносим этот звук, у нас во рту нет преграды. Как вы думаете, звук [Э] гласный или согласный?

Дети:- Гласный.

Логопед:- Верно. Его можно петь. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?

Дети:- Красным.

Логопед: Правильно. Возьмите в руки сигналы и поднимайте их, как только услышите звук [Э] (э,и,а,э,у,э,о,а,э). Эмма, утка, иглы, эхо, остров, экскаватор. (Дети слушают и поднимают сигналы услышав звук [э].

Логопед:- Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок. А теперь поиграем в игру, которая называется «Шифровки». У каждого на столе лежат карточки с зашифрованными словами, а на доске картинки с изображениями полевых цветов. Попробуйте отгадать, какое название цветов «зашифровано» на карточке. Напишите пропущенные буквы. Когда отгадали цветок, подойдите к доске и выберите картинку с изображением цветка, который зашифрован на карточке. (Дети выполняют задание)

М. К Р. М. ШК.

И т. д.

Логопед:- Молодцы! Вы все справились с заданием. А теперь немножко отдохнём. Давайте поиграем в игру «Раздели на слоги» Я кидаю мяч одному из вас и называю слово. Вы ловите мяч, делите слово на слоги и возвращаете мяч мне. (Дети выходят и становятся в один ряд)

Логопед:- Букет.

Ребёнок: Бу-кет 2 слога

Логопед:- Колокольчик.

Ребёнок:- Ко-ло-коль-чик. В слове колокольчик 4 слога. И так далее (Дети садятся на свои места)

Логопед: -А сейчас посмотрите на картинку. Я прочитаю вам стихотворение к ней ещё раз

Это Эля, Эмма, Эдик.

Едут на велосипеде.

Какие слова этого стихотворения начинаются со звука [Э]?

Дети: Это Эля, Эмма, Эдик.

Логопед: Правильно. А теперь посмотрите как печатаем букву Ээ(показ логопедом). Возьмите пластилин и слепите букву Э. из каких деталей состоит эта буква?

Дети: Полукруг и палочка.

Логопед: Как расположены эти элементы?

Дети: Полукруг открыт влево, и в центре его расположена палочка.

Логопед: Молодцы! А сейчас открыли тетради и напечатали большую и маленькую букву Ээ(Дети выполняют задание). Ниже в тетради написаны слова и в низу под каждой буквой кружок для выделения звуков

Э Т А Ж И Э д и к

o o o o o o o o o

Логопед: Прочитайте слова которые написаны у вас в тетради. Возьмите цветныекарандаши и выделите звуки(Дети выполняют задания)

Логопед: Объясните, почему в слове «Этажи» написали после буквы Ж букву И?

Дети: Ж, Ш пиши с гласной И.

Логопед: Почему звук [Ж] выделили синим цветом?

ДетиЗвук [Ж]- всегда твёрдый.

Логопед: Почему слово Эдик, написали с большой буквы?

Дети: Потому что имена людей пишем с большой буквы.

Логопед: Правильно. А теперь возьмите карточки со схемами, и составьте предложения по этим схемам о полевых цветах.

У Ани мак.

Юля собрала букет.

Саша поставил ромашки в вазу.

У Серёжи красивые незабудки.

Паша подарил клевер.

Катя поливает васильки.

Ира и Маша собрали одуванчики.

Логопед: Молодцы ребята. Со всеми заданиями вы справились. А вот последнее задание вам приготовил Эльф. Он принёс нам ребусы, в которых зашифрованы названия полевых цветов. Попробуйте их разгадать.

Дети: Клевер.

Логопед: Как вы догадались?

Дети: От слова КЛЕЙ убираем последнюю букву. Осталось КЛЕ, далее подставляем букву В. И от слова ВЕЕР убираем две первых буквы. Получилось слово КЛЕВЕР.

Логопед: Какое второе слово?

Дети: Ромашка

Логопед: Объясните, как вы узнали это слово?

Дети: От слова РОМБ убираем последнюю букву. Осталось РОМ, подставляем букву А. и от слова ШКАФ тоже убираем последнюю букву. Получилось слово РОМАШКА

Итог логопедического занятия:

Логопед: Вы сегодня молодцы. У вас были очень сложные и трудные задания. Но вы с ними справились. Эльфу очень понравилось как вы работали. А теперь давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии: в какие игры играли, какие выполняли задания. (Дети перечисляют выполненные задания, логопед даёт оценку их работе)

Фронтальное логопедическое занятие по формированию звукового анализа и синтеза и обучению грамоте

ТемаЗвуки А,У,И,О.

Цель: Закрепление правильного произношения гласных звуков А, У, И, О. Использование на занятии средств логоритмики.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные: Упражнять в умении четко произносить и дифференцировать на слух и в произношении гласные звуки А, У, И, О. Продолжать учить звукослоговому анализу, определению ударного звука в слове. Упражнять в составлении предложений по предметным картинкам.

2. Коррекционно-развивающие: Развивать диафрагмальное и речевое дыхание. Слуховое внимание, память, чувство ритма.

3. Коррекционно-воспитательные: Воспитывать выдержку и умение слушать ответы товарищей.

ОборудованиеЗвуковые символы (демонстрационные и индивидуальные). Предметные картинки: утка, дом, мак, ива, пальто, сапоги, кит, чашка, тапки, гусеница, овощи, домино. Наборное полотно, карточка с цифрой 1, мяч, обруч, магнитные удочки, пёрышки на ниточках, бубен, листы бумаги и карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент: - Ребята, а для чего вы приходите в детский сад? (играть, заниматься, узнавать что-то новое)

- Предлагаю отправиться в гости к звукам и поиграть с ними. Но возьму с собой только тех, у кого хорошее настроение. Вспомним «весёлую обезьянку»: Психогимнастика.

Любит покривляться обезьяна,

Всех дразнить, готова постоянно:

Словно заинька насторожилась,

Как лисичка хитрой притворилась,

Будто глупый ослик удивилась,

Как колючий ёжик рассердилась,

Словно мышка в норке испугалась,

И как вы, ребята, рассмеялась.

-Настроение подняли, давайте пальчики разбудим. Будем соединять пальчики в колечки сначала на левой руке, затем - на правой, а потом - на обеих руках вместе.

Пальчиковая гимнастика.

Кто вечно хнычет и скучает, тот ничего не замечает,

Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает,

Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает.

- Это про вас, ребята? – Нет? Тогда отправляемся в путешествие.

2. Основная часть:

1) Упражнение для развития диафрагмального дыхания.

-Полетим на волшебных перышках. (Логопед раздает детям перышки на ниточках) Но, помните, вдох делаем бесшумный в животик, выдох плавный, долгий, щеки не надуваем, чтобы пёрышко держалось наверху.

2) Артикуляционная гимнастика.

-Пойдёмте за столы. У вас на столах звуки, у которых мы в гостях, но прежде чем их перевернуть и посмотреть, скажите, с помощью чего мы произносим звуки(язык, губы, зубы, голосок, ветерок.) Возьмите зеркало, поиграем с язычком.

Язычок знаком вам, дети, мы его улыбкой встретим (улыбка).

Вот и язычок пришел (приоткрыть рот, высунуть острый

язык).

Вправо он сейчас пошел (язык вправо)

Всё, что нужно увидал и налево зашагал (язык влево).

Погулял совсем немножко, широко открыл окошко,

(широко открыть рот).

Он окно не закрывает, кверху кончик поднимает,

(рот ш. о. кончик языка поднимается вверх).

Он окно не закрывает, книзу кончик опускает.

(рот ш. о. кончик языка опускается вниз).

Язычок не устаёт, из ковша водичку пьёт.

(упр-е «чашечка»).

В прятки поиграть он рад, отступает шаг назад.

(затянуть язык вглубь рта).

Поиграл с тобою в прятки и помчался на лошадке.

(поцокать языком).

Говорит он: - до свиданья! Тебе машет на прощанье.

(упр-е «качели»).

3) Закрепление знания артикуляционного уклада заданных звуков «Отгадай звук по описанию».

- А теперь угадайте наш первый звук: Губы в улыбке, зубы сближены, язык лежит, голосок поет. (Дети определяют звук И). Переверните звук.

А сейчас Аделина тихонько подсмотрит и загадает нам второй звук: Рот широко открыт, губы округлены, язык лежит, голосок поет. (О). Переверните звук.

Аналогично дети загадывают и отгадывают звуки А,У.

- Назовите чётко эти звуки. Чем они похожи? Чем отличаются?

4) Упражнение для развития внимания и фонематического слуха.

- Приглашаю вас на «звуковую зарядку». Посмотрим, какие вы внимательные. Нужно выполнять разные движения на разные звуки:

А – руки вверх.

О – руки на поясе.

У – руки вперёд.

И – руки в стороны.

(сначала логопед называет звуки и выполняет движения правильно, затем называет звуки и не выполняет движения, затем называет звуки и выполняет движения неправильно.)

5) Звуковой анализ звукосочетаний.

- А сейчас поиграем в игру «Живые звуки».

Дети за столами выполняют звуковой анализ звукосочетаний: АУИ, ОХ, АМ, МА, МАК.

6) Ритмическое упражнение.

– От того, как четко и красиво мы будем произносить гласные звуки, так четко и красиво будет звучать наша речь. Поиграем в игру «Ветерок».

Ветерок листвой шуршит: Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

Дети потирают ладонь о ладонь.

В трубах громко он гудит: У-у-у. У-У-У-

Хлопают над головой руками.

Поднимает пыль столбом — Бом-бом-бом, бом-бом-бом.

Топают ногами.

Дует он везде, кругом — Гом-гом-гом, гом-гом-гом.

Переступают, повернувшись вокруг себя.

Может вызвать бурю он — Страх-страх, страх-страх.

Руки в стороны, делают вращательные движения.

Не удержится и слон — Ах-ах, ах-ах.

Покачивают головой.

7) Дифференциация звуков в произношении.

- Приглашаю вас на звуковую рыбалку. Рыбу ловит рыболов, а звуки ловит -(звуколов).

(логопед кладёт па пол обруч, детям раздаёт удочки с магнитами).

- Достаёте картинку, называете её и называете звук – командир (ударный звук)Картинки: утка, дом, сад, ива, пальто, сапоги, и т. д.

8) Закрепление относительных местоимений.

Расставить на наборное полотно: 1 полочка - моя, 2 полочка - мой, 3 полочка - моё, 4 полочка - мои.

9) Деление слов на слоги.

– Слова можно не только проговаривать, но и записывать, буквы писать мы пока не умеем, давайте запишем наши слова схемами, разделим их на части. (дети за столами зарисовывают черточками слова и слоги).

сапоги - ___,

___ ___ ___

9) Игра «Предложение разбилось». Составление предложений с опорой на предметные картинки. Упражнение на ориентировку в пространстве, произвольное внимание.

– Придумайте предложение с этими словами (выбрать одно предложение из шести слов, если нет такого, увеличить с помощью вопросов). - Каждый из вас станет отдельным словом в этом предложении.

например: Мама повесила новое пальто на вешалку.

- Постройтесь по порядку от цифры 1, проговорите предложение по словам.

Под звуки бубна дети шагают, двигаются поскоками врассыпную. Бубен смолк – дети встают на свои места в предложении. (2раза).

3. Итог занятия: Игра с мячом«Придумай слово на заданный звук». Формирование фонематического восприятия.

Дети придумывают слова на звуки О, А, У, И.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [у]. Буквы У, у»

ТемаЗвук (у)Буквы У, у.

Цель: Познакомить детей со звуком [у] и буквой У.

Задачи: дать детям понятие о гласном звуке; выделять звук (у) из ряда гласных звуков, из начала и конца слова в ударной позиции; учить образовывать глаголы с приставкой у-; закрепить у детей произнесение звука (у, познакомить с его графическим обозначением; обучать звуковому анализу; развивать мышление, графические навыки; воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: тетради, карандаши (ручки, буква У, наборы букв, доска, фломастеры, губка для доски, магниты, картинки, схемы, разноцветные фишки или карандаши.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Организациооный момент. Дети выходят и встают в круг.

- Придумать слово со звуком (у). Произнести его, выделяя голосом звук (у).

(утка, удод, уха, уж, улитка, утята, удочка, уголь). Кто ответил садиться за парту.

2. Анализ звука (у).

- Как гудит паровоз? Как воет волк? (У-У-У)

- Мы можем тянуть голосом звук (у) долго. Поэтому он называется гласным.

- Гласные звуки каким обозначаются цветом? (красным). Поэтому звук (у) будет жить в домике с какой крышей? (с красной).

3. Выделение звука (у) из состава слова.

а) Кто где живет?

- Какой первый звук мы произносим в этих словах?

(Эму- звук в конце, утка- звук в начале). Провести линию от рисунка к правильному домику на доске.

б) Добавить У к словам, называющим действия. Образование глаголов с приставкой у-

Дети договаривают.

- Утка плыла и у… (плыла)

- Удав полз и у…. (полз)

- Удод летел и у (летел)

Где стоит звук (у) в этих словах (в начале). Как изменилось значение слов (добавили к словам приставку у-).

в) «Подумай-ка». Выделение звука (у) из конца слова.

- Какие животные изображены на доске? (осёл, кот, заяц).

- Какой корм для них подходит? (трава, морковка, рыба).

- Подумайте кому что дадим? (дети отвечают полным ответом, выделяя звук (у) в окончаниях существительных; провести линии от животных к корму).

4. Физкультминутка. Дети проговаривают стихотворение с имитацией движений.

Утки стайкою летели,

На полянку тихо сели.

Походили, походили,

Поклевали, поклевали,

К речке быстро побежали,

Плавали, ныряли,

Корм себе искали.

5. Знакомство с буквами.

- Вы произносили и слушали звук (у)(выставить букву)

Буква У знак звука (у)

-Чтобы прочитать эту букву, надо произнести звук (у). Прочитаем её.

- Сколько элементов (частей) у буквы У(2 элемента)

6. Печатание большой и маленькой буквы У в тетради.

7. Разбор слова УЛИЦА.

- Сколько слогов? (прохлопать в ладоши)

- Выложить на доске У-ЛИ-ЦА

- Разобрать слово на гласные и согласные.

- Отметить разноцветными фишками (у- красный, л- зеленый, и- красный, ц- синий, а- красный)

8. Игра «Типография».

- Написать на доске слово. Дети придумывают слова с имеющимися буквами в этом слове.

УТОЧКИ утки кит очки ток кот тучи кучи точки

9. Итог занятия.

- С какой буквой мы сегодня познакомились? (У)

- Какой звук она обозначает(у).

- В каком домике будет жить эта буква(в домике с красной крышей)

- Почему? (поет, гласная, обозначается красным цветом)

- Молодцы. Занятие окончено.

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

ЦельЗнакомство со звуком и буквой «И».

Задачи:

Образовательные

• Закреплять понятие «гласный звук», на примере звука «И».

• Закреплять понятие «согласный звук».

Развивающие

• Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, мышление.

• Развивать фонематическое восприятие.

• Учить выделять звук «И» в начале, в середине и в конце слов.

• Учить анализировать звуковой ряд из двух элементов, составлять звуковые схемы слов.

• Развивать мелкую моторику.

Воспитательные

• Воспитывать интерес к окружающему миру.

• Способствовать воспитанию эмоциональной отзывчивости, стремления доставлять радость окружающим.

.Оборудование: схемы звукового анализа для каждого ребенка, снежинки с текстами загадок, фишки разного цвета (синие, зеленые, красные, магнитная доска, для каждого ребенка: девайсы, листы для обводки букв, листы с раскрасками.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.

Ход совместной деятельности

I. Организационный момент

Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение:

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

А теперь улыбнемся нашим гостям и поздороваемся.

Сегодня к нам должна была прийти маленькая коровка Мумука, но она рано утром позвонила мне и извинилась за то, что не сможет нас навестить, так как у нее заболел друг-маленький Барашек и его надо срочно навестить.

Мумука очень хотела поделиться с вами новостью.

Дело в том, что на скотном дворе она увидела лошадку, но не просто маленькую, а совсем-совсем маленькую. Эта лошадка все время радостно и тоненько и-и-кала. Вот так: И-И-И!

Мумуке захотелось повторить эту песенку, но, вспомнив слова моей мамы про свой главный «коровий» звук, она произнесла так: МИ-МИ-МИ!

Наша маленькая коровка надеется, что новый звук вам тоже очень понравится.

А чтобы мы на нее сильно не обижались, прислала вот этот конверт.

II. Основная часть

Ребята, давайте уточним кого же это увидела Мумука на скотном дворе (жеребенка). Правильно, совсем-совсем маленькая лошадка это детеныш лошади.

А теперь попробуем повторить песенку жеребенка (И-И-И).

Губы растягиваем в улыбке, открываем рот и произносим «И»

Игра «Услышишь звук «И» - хлопни в ладоши» - выделение звука «И» на фоне слова.

А теперь посмотрим насколько вы внимательны, услышите ли вы среди множества различных звуков звук «И»; когда услышите хлопните в ладоши:

мел, суп, слива, снег, кит, осьминог, лист, крыша, изюм.

Молодцы.

Вот Мумука сказала новый звук, а что такое звук(это то, что мы слышим и произносим)

Звуки с вами говорим,

Произносим и кричим,

Шепчем, воем, слышим. (Мария Лэнг «Стихи о буквах и звуках»)

– Как вы думаете, звук «И» какой (гласный? Почему (он поется, при его произношении нет преград?

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт.

Звук получается гласный…(В. Берестов)

– С какими еще гласными звуками нас познакомила Мумука («у»«о»«а»?

Игра «Угадай по движению губ» (гласные звуки «у»«а»«о»«и»)- отгадывание звука по беззвучной артикуляции.

Представим себе, что мы находимся далеко друг от друга и ничего не слышим, видим только движение губ. Надо угадать какой гласный звук я пытаюсь произнести.

Игра «Поймай звуки – верни слово» -игра с мячом

Мумука с легкостью образует слова из услышанных ею звуков. Давайте и мы попробуем из услышанных звуков сложить слова:

у-м а-у с-о-н н-о-с у-х-о

о-к-н-о м-а-м-а з-и-м-а ш-у-б-а р-у-к-а

Слова могут быть короткими и длинными, т. е. могут состоять из 1 слога, из 2 слогов и т. д. Предлагаю сесть за столы в начале тех у кого имя состоит из 1 слога, затем – из 2 слогов инаконец из 3 слогов.

Синтез слова из двух звуков, составление звуковой схемы:

(у каждого на столе схемы на два звука и фишки синего и красного цвета)

Давайте вспомнимкакое короткое слово произнесла Мумука, услышав веселое и-и-канье жеребенка (МИ):

-Сколько в слове МИ звуков(два)

-Какой первый звук? (звук «М»)

-Он поется, или что-то мешает при его произношении? (не поется)

-Значит какой это звук(согласный, звонкий, мягкий, обозначается зеленым цветом)

-Какой второй звук? (звук «И»)

-Он поется, или что-то мешает при его произношении? (поется)

-Значит какой это звук(гласный, обозначается красным цветом)

Раздается звонок от Мумуки

Воспитатель: Мумука говорит, что на ее пути к маленькому Барашку возникли трудности – широкий ров, который не перепрыгнуть; она огорчена и не знает, что ей делать.

Ребята, мы ей чем-то можем помочь? (ответы детей – построить мостик)

Игра «Отгадай загадки и построй мост» - в ответах содержится звук «и».

Надо не только слово отгадать, но и указать местонахождение звука «И» в слове, затем взять фишку соответствующего цвета:

-звук «и» первый в слове –фишка синего цвета;

-звук «и» в середине слова – фишка зеленого цвета;

-звук «и» последний в слове – фишка красного цвета

и выложить мостик на своем столе из фишек разного цвета.

Предметы природы, которые дышат,

Растут, размножаются, бегают, слышат,

Могут ходить и вертеть головой, —

Это предметы природы. (живой)

Прорастает сквозь снежок,

К солнечным лучам цветок,

Маленький и нежный,

Беленький … (подснежник).

Сами гнезда они вьют

И заливисто поют.

Могут быстро в небо взвиться.

Кто же это? Это. (птицы)

Из меня плетут корзины,

Мои ветки тонки, длинны,

У воды расту, плаксива.

Угадали кто я? - (ива)

Очень важная он птица,

И привык собой гордиться.

Поскорей ответь, мой друг.

У индюшки есть -. (Индюк)

Умники! Вот мы и помогли Мумуке.

Физкультминутка (дети встали, закрыли глаза)- произнесение звуков с разной интонацией.

Открываем мы глаза,

Вдох - и долго тянем: "а - а- а - а. " (голос звучит тихо на одном уровне)

Утром солнышко взошло,

Снизу вверх мы тянем: " о- о - О – О…"(звук голоса звучит с повышением)

Днем по горкам ездим мы: " И – И – И – И ".(звук голоса звучит громко на одном уровне)

Ночью смотрим на звезду,

Сверху вниз слетаем: "У - У - у - у".(звук голоса звучит с понижением)

Знакомство с буквой И.

Звуки четко произносим,

Слушаем внимательно.

А вот буквы правильно читаем.

Пишем их старательно.

Анализ внешнего вида буквы:

Звук «И» обозначается вот такой буквой «И».

Две палочки прямые,

Меж ними ремешок.

Он снизу вверх направо

Идёт наискосок.

Изображение буквы пальцами:

Построим из пальцев букву «И».

Указательные пальцы

Словно столбики застыли.

Средний левой чуть нагнулся,

Пальца правой дотянулся.

А теперь напечатаем букву «И» - работа с девайсами.

Ребята, предлагаю сделать подарок для Мумуки-вот на этих листочках обвести гласную букву «И» красным карандашом. Но в начале разомнем наши пальчики:

Пальчиковая гимнастика:

Был холодно и братцы,

Начали отогреваться.

Этот – в бане, этот – в ванне,

Этот – греется в кармане,

Этот – в мамином платке,

Этот – в нашем кулаке.

То-то теплое местечко,

Греет пальчик, словно печка.

Дети за столами обводят красными карандашами гласную букву «И».

III. Рефлексия:

Все ребята молодцы. Хорошо отвечали на вопросы, были активными и внимательными. Если и вам все понравилось, предлагаю взять улыбающегося смайлика, а если что-то не понравилось – то грустного.

Буква «И» детей любила всем раскраски подарила.

Конспект логопедического занятия

на тему: «Дифференциация гласных звуков [и], [ы] и букв Ии и Ыы в слогах, словах и предложениях»

Тема: «Дифференциация гласных звуков [и], [ы] и букв Ии и Ыы в слогах, словах и предложениях».

Цельдифференцировать звуки [и], [ы] и буквы и, ы.

Задачи:

Коррекционные:

1. Учить детей различать по артикуляции звуки [и], [ы].

2. Развивать фонематическое восприятие и внимание.

3. Развивать навыки слогового анализа и зрительного восприятия, связную речь.

обогащать словарь по темам «Овощи» и «Фрукты».

Образовательные:

1. Учить детей правильно соотносить звуки [и] и [ы] с буквами И и Ы.

Воспитательные:

1. Воспитание мотивации к учению, коммуникативные умения.

Оборудованиебуквы и-ы, картинки, мяч, корзины, скороговорки, плакат с буквамиразного цвета и размера.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Психологический настрой учащихся. Создание благоприятной рабочей обстановки.

- Здравствуйте ребята!

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли, Чтоб порядок навести.

- Сядет тот, кто назовет много предметов(пирог, карандаш, куст, стол).

II. Основная часть.

1. Введение в тему.

- Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

Кошка ловила ….(мышку).

Нине купили плюшевого (мишку).

- Какими звуками отличаются слова?

- Сегодня на занятии мы с вами будем учиться различать звуки [ы], [и] и буквы ы, и в слогах, словах и предложениях.

2. Сравнительная характеристика звуков.

- Что помогает нам произносить

а) звук [ы]

б) звук [и]

- Чем похожи звуки, чем отличаются?

- Чем похожи буквы, чем отличаются?

3. Развитие фонематического восприятия.

а) Запомните и четко повторите слоговые цепочки с разной ударной позицией. ти-ти-ти-ты

пи-пи-пы-пи би-бы-би-би сы-си-си-си

б) Игра «Наоборот».

- Я назову твёрдый слог, а вы – мягкий и наоборот: я - мягкий, а вы - твёрдый.

Бы –, ви -, ды -, пи -, би -, вы -, ди -….

4. Соотнесение звука с буквой.

а) Рассматривание букв (плакат с разными буквами, разного цвета, размером букв).

- Найдите среди них букву, которая обозначает звук [ы]звук [и] (показать печатную, строчную, заглавную).

б) Работа в тетрадях.

- Прослушайте слогизвуковые сочетания и запишите только гласные:

- вли, кты, кри, сми, пыл, пли, зри.

Проверка: на доску повесить карточку с буквами: И, ы, и, и, ы, и, и.

5. Дифференциация звуков и букв в слогах.

а) Игра «Поймай звук».

- Если услышите звук [и] – хлопните в ладоши, если звук [ы] – топните.

Слова: рыба, нитки, косы, малыш, сыр, игла, ромашки.

6. Физминутка:

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Наклонились,

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два,

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

7. Дифференциация звуков и букв в словах.

а) - Сегодня мы пойдем в магазин (на доску – слово «магазин» - словарное слово, в котором продают много разного товара.

- Как такой магазин называется? (универсальный, супермаркет). Как же удержаться и не купить лишнее.

- В этом нам помогут изучаемые гласные (И, Ы). В корзины кладем предметы (тыква, дыня, огурцы, баклажаны, слива, персик, апельсин, лимон) в соответствии со звуками с объяснением: «Я могу купить, потому что звук (и, ы) слышится в начале, средине, конце слова».

б) Запишите в тетради в два столбика слова, из одной корзины предметы со звуком – Ы, из другой со звуком –И. ы и

тыква слива дыня персик огурцы апельсин баклажаны лимон

в) Посмотрите на предметы первой корзины и второй корзины и назовите обобщающим словом (овощи, фрукты). Что можно приготовить из овощей, что из фруктов?

8. Работа по словообразованию.

Сок из слив (какой) – сливовый.

Сок из лимонов (какой) – лимоновый.

Сок из персиков (какой) – персиковый.

Сок из апельсинов (какой) – апельсиновый.

- Чем полезны овощи и фрукты?

9. Гимнастика для глаз:

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться)

И вдруг проснулся (поморгать глазами).

Больше спать не захотел, (руки поднять вверх – вдох, посмотреть на руки,

Встрепенулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел. (посмотреть вправо-влево).

10. Дифференциация звуков и букв в предложениях.

- К нам пришел малыш. Он расскажет небольшое стихотворение. Запомните стихотворение, повторите его и запишите в тетрадь:

Малыш был очень мил,

Он руки мылом мыл.

III. Итоги занятия.

- Какие звуки и буквы учились различать?

- Для чего учились различать?

- Что нового узнали на занятии?

- Что больше всего понравилось?

- Вы, молодцы! Мне очень понравилось, как вы занимались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе по теме "Научим Кроша грамоте"

Непосредственно образовательная деятельность построена на игровом материале. Дети учатся определять звуки в словах, закрепляют знания об их принадлежности к гласным или согласным звукам, знакомятся с ...

Конспект открытого мероприятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Грамота, мой лучший друг!»

Открытое мероприятие для родителей старшей группы в образовательной области " Речевое развитие" - Обучение грамоте на конец учебного года.Речевое развитие включает владение речью как средством общения...

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе "Маленькие грамотеи"

Конспект ООДпо обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»Подготовила:Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории, МОУ Леснополянская Н.Ш. им.К.Д.Ушинского, ЯМР,...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе: « Маленькие грамотеи »

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:« Маленькие грамотеи »...

Развитие речи и подготовка детей с ТНР к обучению грамоте с помощью пособия «Алфавит в картинках»

Система работы по формированию лексико-грамматического строя речи и обучению грамоте  осуществляется с помощью упражнений и дидактических игр с помощью наглядного материала и методических ре...