Дидактическая игра "Звук и буква"
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая группа) по теме

Блинова Светлана Вениаминовна

Игра направлена на коррекцию нарушений фонетической стороны речи и подготовку обучению грамоте детей с 5-7 лет. Игра может быть рекомендована как  для учителя-дефектолога,  учителя-логопеда и вспитателя. Будет полезна и заинтересованным родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_igry_zvuk_i_bukva.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Звук и буква»

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра – это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения детей, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания ребенка.

«Игра – это путь детей к познанию мира, в котором они живут, и который призваны изменить», - писал А.М.Горький.

Вашему вниманию хочется предложить дидактическую игру  по обучению грамоте «Звук и буква». Данная игра дает возможность педагогу ненавязчиво и непринужденно осуществлять коррекцию нарушений фонетической стороны речи и осуществлять подготовку детей к обучению грамоте.  

Карточки для этой игры заламинированы, что позволяет использовать их многократно. А буквы  и цифры,  написанные маркером,  легко стираются с карточек.

Дидактическая игра «Звук и буква»

Вариант № 1 «Определи первый звук в словах»

Возраст детей: 5-7 лет

Игровая задача: определить первый звук в словах и правильно обозначить его буквой.

Дидактические задачи:

  1. Закрепить понятия «звук», «буква»
  2. Дифференцировать  понятия  гласный – согласный звук
  3. Закрепить знания детей о звуках и их символических обозначениях (согласный, твердый – синий, согласный мягкий – зеленый, гласный звук - красный);
  4. Закрепить умения соотносить звук с буквой;
  5. Формировать умения осуществлять слуховую и слухо- произносительную дифференциацию ненарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем — звуков, с которыми проводилась коррекционная работа.
  6. Развитие простых форм фонематического анализа (определение место звука в слове).
  7. Закрепить графический образ печатных букв (без употребления алфавитных названий).
  8. Воспитывать усидчивость, развивать внимание, мышление, память.

Правила игры: В игре может участвовать несколько игроков (игра организуется по индивидуальным карточкам). Можно играть индивидуально. Правила игры заключаются в том, чтобы как можно скорее и правильнее определить нужный звук в слове и обозначить его буквой. Выигрывает тот, кто выполнил задание правильно и быстрее соперников.

Ход игры:

Дети получают по карточке. Педагог уточняет понятия гласный / согласный звуки, буква/звук.

Педагог объясняет последовательность игры:

1. Определить на слух нужный звук в словах.

2. Записать в кружочек букву, обозначающую выделенный звук: если звук гласный - красной ручкой, если согласный твердый - синей, если согласный мягкий - зеленой ручкой.

Вариант № 2 «Найди слова с твердым звуком»

Возраст детей: 5-7 лет

Игровая задача: Найти на карточке картинки, в названии которых есть   твердый  звук.

Дидактические задачи:

  • Развивать простые формы фонематического анализа (выделение твердого звука в слове)
  • Закреплять графическое начертание печатных букв

Правила игры: среди картинок найти предмет, в названии которой есть твердый звук, и обозначить его буквой. Выигрывает тот, кто выполнил задание правильно и быстрее соперников.

Ход игры:

Дети  получают по карточке. Педагог уточняет понятия гласный / согласный звуки, буква/звук.

Педагог объясняет последовательность игры:

1. Определить на слух твердый звук в словах.

2. Записать в кружочек букву, обозначающую выделенный звук синей ручкой.

Вариант № 3 «Найди слова с мягким звуком»

Возраст детей: 5-7 лет

Игровая задача: Найти на карточке картинки, в названии которых есть   мягкий  звук.

Дидактические задачи:

  • Развивать простые формы фонематического анализа (выделение мягкого звука в слове)
  • Закреплять графическое начертание печатных букв

Правила игры: среди картинок найти предмет, в названии которой есть мягкий звук, и обозначить его буквой. Выигрывает тот, кто выполнил задание быстрее всех.

Ход игры:

Дети  получают по карточке. Педагог уточняет понятия гласный / согласный звуки, буква/звук.

Педагог объясняет последовательность игры:

1. Определить на слух мягкий звук в словах.

2. Записать в кружочек букву, обозначающую выделенный звук зеленой ручкой.

Вариант № 4 «Дорожка от звука к букве»

Возраст детей: 5-7 лет

Игровая задача: найти в слове нужный звук, правильно обозначить его буквой и определить место звука в слове.

Дидактические задачи:

  1. Закрепить понятия «звук», «буква»
  2. Дифференцировать  понятия  гласный – согласный звук
  3. Закрепить знания детей о звуках и их символических обозначениях (согласный, твердый – синий, согласный мягкий – зеленый, гласный звук - красный);
  4. Закрепить умения соотносить звук с буквой;
  5. Формировать умения осуществлять слуховую и слухо- произносительную дифференциацию ненарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем — звуков, с которыми проводилась коррекционная работа.
  6. Развитие простых форм фонематического анализа (определение звука в слове).
  7. Закрепить умения находить место звука в слове (начало, середина, конец).
  8. Закрепить графический образ печатных букв (без употребления алфавитных названий).
  9. Развитие мелкой моторики (умение удерживать в руке карандаш, используя силу нажима.)
  10. Воспитывать усидчивость, развивать внимание, мышление, память.

Правила игры: В игре может участвовать несколько игроков (игра организуется по индивидуальным карточкам). Можно играть индивидуально. Правила игры заключаются в том, чтобы как можно скорее и правильнее определить нужный звук в слове, обозначить его буквой, определить место звука в слове и провести линию от буквы до места его нахождения (если звук находится в начале слова, то провести линию до первой клетки, если звук находится в середине, то до второй клетки, а если звук стоит в конце слова, то до третьей клетки). Выигрывает тот, кто выполнил задание правильно и быстрее остальных.

Ход игры:

Дети получают по карточке. Педагог уточняет понятия гласный / согласный звуки, буква/звук, начало слова, середина слова, конец слова.

Педагог объясняет последовательность игры:

1. Определить на слух нужный звук в словах.

2. Записать в кружочек букву, обозначающую выделенный звук: если звук гласный - красной ручкой, если согласный твердый - синей, если согласный мягкий - зеленой ручкой.

3. Определить место звука в слове (в начале, середине, конце).

4. Провести линию от буквы до место нахождения звука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра - упражнение "Буквы на бале - маскараде" (авторская)

Игра, способствующая развитию умения преобразовывать буквы из одной в другую, развитию воображения...

"Дидактическая игра "Зашифрованные буквы".

Предлагаемая дидактическая игра "Зашифрованные буквы" предназначена для воспитателей, работающих с детьми от 5-7 лет. Игра построена на кодировании букв. Основное назначение игры - реализация коммуник...

Авторская дидактическая игра «Подбери букву, прочитай слово, подбери схему к слову , составь звуковую схему слова»

Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение,  подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание  усидч...

Дидактическая игра "Гласные буквы и звуки"

Закреплять знания о гласных звуках и буквах; учить соотносить звук и букву. Закреплять умение называть слова с заданным звуком и определять место звука в слове....

Дидактические игры с буквами и словами

Дидактические игры – одно из средств познавательной деятельности дошкольников. Они способствуют  развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Способствуют созданию у детей эмоцион...

Дидактическая игра "Подбери букву"

Дидактическая игра "Подбери букву...