Программа дополнительного образования "Почитайка"
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Аликина Екатерина Алексеевна

Рабочая программа

По познавательно-речевому развитию

«Почитай-ка»

(Раннее обучение чтению)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pochitay_ka.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

По познавательно-речевому развитию

«Почитай-ка»

(Раннее обучение чтению)

Руководитель:

Педагог-воспитатель

Аликина Е.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа  «Почитай-ка» составлена на основе авторской  Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» .

Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании». В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.

При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности.

Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)

Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.

При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.

Успешная учеба ребенка в начальных классах во многом зависит от общего развития его в дошкольном возрасте. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии» Д.Б. Эльконин. Необходима реализация единой линии развития и обучение ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостной, последовательный и перспективный характер, что позволит школе опираться на развитие ребенка, полученное им в дошкольном возрасте. Для осуществления преемственности обучения грамоте дошкольников и обучению чтению в 1 классе составлена данная программа, которая имеет обще развивающую направленность.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Программа составлена с учетом разно- уровневой подготовки детей к восприятия предложенного материала. При планировании кружковой работы по обучению грамоте полностью учитываются результаты обследования фонематического слуха. Исходя из результатов обследования, на занятиях в кружке осуществляется дифференцированный подход к каждому ребенку. Если у ребенка нарушения звукопроизношения, параллельно с педагогом с этим ребенком занимается логопед, что позволяет ребенку успешно обучаться и развиваться.

В программе выделяется общая задача – предметом изучения становится речь, а не обозначаемые в речи предметы. Ее решение начинается с занятий по звуковой культуре речи, в частности, по формированию слухового внимания, фонематического слуха, правильного звукопроизношения.

В соответствии с этим, одна из основных целей подготовки к обучению грамоте – ознакомление детей со звуковым строением слова, его звуковым анализом, качественно совершенствую развитие звуковой стороны речи детей в соответствии с их возрастными возможностями, а также знакомя их с графическим изображением букв.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.

         Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям  сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки  их к усвоению грамоты.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Образовательные:

•        Формирование и развитие фонематического слуха

•        Развитие произносительных умений

•        Учить детей владеть звуковой стороной речи –темпом, интонацией

•        Знакомство со слоговой структурой слова

•        Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.

•        Формирование  умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения

•        Расширение словарного запаса детей

•        Формирование и развитие звуко- буквенного анализа

•        Подготовка руки  ребёнка к письму

Ознакомление детей со звуковым строением слова

Развивающие:

•        Развитие слухового восприятия

•        Развитие графических навыков

•        Развитие мелкой моторики

•         Приобщение детей к художественной литературе

Воспитательные:

•        Воспитание умения работать

•        Воспитание самостоятельности при выполнении заданий

•        Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ.

В программе соблюдается преемственность с  предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения , используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.

Содержание программы делится на 2 этапа обучения:

1год - развитие звуковой культуры и фонематического слуха.

2год - развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению

Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.

Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:

  • развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
  • развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев ии кистей рук);
  • формирование графических навыков

За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты но и всё последующее усвоение языка» ( Д.Б. Эльконин)

  • Способы и формы работы с детьми.
  • Дидактические игры
  • Фонематические упражнения
  • Работа с текстами
  • Театрализация
  • Рисование

            Рабочая программа по раннему обучению чтению на 2013-2014 учебный год  составлена на основе авторской программы Е.В.Колесниковой «От звука к букве» / М., Изд. «Ювента; 2010г. Программа рассчитана на 2 года обучения и ориентирована на  детей 5-7 летнего возраста

            Рабочая программа составлена из расчёта 1 раз в неделю продолжительностью не более 25-30  минут (33 в год).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 год обучения

Программа на учебный год:

- Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки.

- Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах.

- Закреплять умение делить слова на слоги.

- Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.

- Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.

- Учить определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).

- Продолжить знакомить с графическим изображением слова – прямоугольником  (моделирование).

- Познакомить с условным обозначением звуков: гласные - красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат               (моделирование).

- Учить обозначать на схеме место звука в слове, используя графические изображения звуков.

- Учить писать слова с помощью графических изображений.

- Учить писать печатные буквы в клетке, используя образец.

- Учить соотносить звук и букву.

- Учить писать слова, предложения печатными буквами.

- Учить проводить звуковой (фонетический ) анализ слова.

- Способствовать развитию фонематического восприятия.

- Учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты.

- Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.

- Познакомить с термином «предложение».

-  Учить правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение».

- Учить составлять предложение из двух, трёх, четырёх слов.

- Учить записывать предложение условными обозначениями.

- Способствовать развитию графических навыков.

- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

- Формировать навык самоконтроля и самооценки.

№ п/п

Тема занятия

Методические приемы

Сентябрь

Вводное занятие. Звук и буква «А».

Графическое изображение. Написание буквы в клетке.

Звук и буква «О».  

Рисование крючков. Игра «Соедини правильно»

Октябрь

Звук и буква «У».

Графическое  изображении. Игра «Схема-слово».

Звук и буква «Э».

Графическое изображение. Игра «Слово-схема».

Звук и буква «Ы».

Написание буквы в клетке. Игры: «Закончи предложение», «Напиши правильно».

Написание и чтение слов «ау», «уа».

Игра «Звуки и буквы». Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся»

Ноябрь

Звук и буква «Л».

Написание буквы и чтение слогов. Игра «Загадки и отгадки

Звук и буква «М».

». Написание буквы и чтение слогов. Игра «Схема-слово».

Звук и буква «Н».

Чтение слогов, знакомство с предложением. Игра «Закрась правильно».

Звук и буква «Р».

Написание буквы и чтение слогов. Игра «Подскажи словечко».

Декабрь

Буква «Я».

Чтение слогов, слов и их графическая запись. Игра «Напиши правильно».

Буква «Ю».

Чтение слогов. Игра «Как зовут девочку».

Буква «Е». Буква «Ё».

Игры: «Слушай, смотри, пиши», «Буквы рассыпались». Составление предложения и его графическая запись. Игра «Соедини правильно».

Звук и буква «И».

Игра «Определи место звука в слове». Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно»

Январь

Звук «К-К’».

Чтение слогов. Игра «Подскажи словечко». Игра «Узнай, какой звук потерялся»

Звук «Г-Г’».

Чтение слогов. Игра «Подскажи словечко». Игра «Узнай, какой звук потерялся»

Звук «Т-Т’».

Чтение слогов, слов и предложений. », «Буквы рассыпались». Составление предложения и его графическая запись.

Звук «Д-Д’».

Чтение слогов. Игра «Подскажи словечко». Игра «Узнай, какой звук потерялся»

Февраль

Звук «В-В’».

Чтение слогов, слов и предложений. Игра «Закончи  предложение». Игра «Определи место звука в слове».

 Звук «Ф-Ф’».

Чтение слогов, слов и предложений. », «Буквы рассыпались». Составление предложения и его графическая запись.

Звук «З-З’».

Чтение слогов, слов и предложений. Игра «Закончи предложение». Игра «Определи место звука в слове».

Звук «С-С’».

Игра «Определи место звука в слове». Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно»

Март

Звук «Х-Х’».

Игры «Соедини правильно», «Буквы рассыпались». Чтение слогов, слов и предложений. Игра «Закончи предложение».

Звук и буква «Й».

Игра «Определи место звука в слове, «Какой звук потерялся», «Допиши правильно»

Звуки «Б-Б’».

Чтение слогов, слов и предложений. Игра «Закончи предложение».

« П-П’».

Чтение слогов, слов и предложений. Игра «Закончи  предложение». Игра «Определи место звука в слове».

Апрель

Звук и буква «Ж».

. Написание букв. Чтение слогов. Игра «Подскажи словечко». Звуки и буквы «Ч-Щ». Фонетический разбор слов.

Звук и буква «Ш»

Написание букв. Чтение слогов. Игра «Подскажи словечко». Звуки и буквы «Ч-Щ». Фонетический разбор слов

Звук и буква «Ц».

Чтение слогов, стихотворений. «Буквы рассыпались». Звук и буква «Й». Игра «Предмет, схема, слово».

Май

Буква «ь».

Фонетический разбор слов. Игра «Допиши слово». Буква «ъ». Игры «Слово, схема», «Найди букву».

Закрепление пройденного материала.

Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно», «Разгадываем ребусы», «Отгадываем загадки»

Закрепление пройденного материала.

Игровые упражнения «Допиши буквы и прочитай слова», «Составь и запиши предложения». Игра «Подскажи словечко»

Закрепление пройденного материала.

Закрепление пройденного материала. Чтение стихотворений, знакомство с алфавитом.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

К концу  учебного года ребёнок должен:

- знать буквы русского алфавита;

- писать буквы русского алфавита в клетке;

- понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»;

- определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;

- различать гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

- пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат);

- уметь записывать слово условными обозначениями, буквами.

- соотносить звук и букву:

- писать слова, предложения условными обозначениями, буквами;

- определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;

-проводить звуковой анализ слов;

- читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;

- правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;

- составлять предложение из двух, трёх слов, анализировать его.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 год обучения

Программа на учебный год:

- расширять знания и представления детей об окружающем мире;

- учить проводить фонетический разбор слова;

- закреплять умение соотносить звук и букву;

- учить читать слова, стихотворения , тексты;

- учить разгадывать ребусы, кроссворды;

- учить писать слова, предложения печатными буквами;

- познакомить с тетрадью в линейку, научить способам работы в ней с целью подготовки руки ребенка к письму;

- способствовать развитию логического мышления;

- формировать умение понимать прочитанный текст;

- развивать интерес и способность к чтению;

- формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- учить самостоятельно формулировать учебную задачу, пользуясь условными обозначениями;

- формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

№ п/п

Тема занятия

Методические приемы

Сентябрь

«Звуки и буквы»

Игровое упражнение «Прочитай и допиши правильно», игры «Буквы рассыпались», «Буквы потерялись», «Буквы поменялись местами»

«Звуки и буквы»

Закрепление. Соотнесение звука и буквы, чтение и отгадывание загадки .Игровое упражнение «Прочитай и допиши правильно».

Октябрь

«Слова и слоги»

Чтение пословиц, игровое упражнение «Соедини правильно», «Кто в каком домике живет?»

«Предложение, графические навыки»

Игровое упражнение «Прочитай и допиши правильно», составление предложений по картинкам, рисование по образцу в тетради в клетку

«В мире книг»

Чтение и отгадывание загадок, запись слов-отгадок, чтение пословиц, рисование Колобка в тетради в клетку

  «Овощи».

Игровое  упражнение. «Напиши правильно», «Соедини правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку.

Ноябрь

«Фрукты».

Игровое упражнение «Напиши правильно», «Что где растёт», «Учимся разгадывать кроссворд», рисование вишен, яблок в тетради в линейку.

«Осень»

Чтение загадки, рассказа, пословиц об осени. Рисование осенних листьев в тетради в клетку.

«Домашние животные»

Разгадывание кроссворда, чтение рассказа К.Д.Ушинского «Кот Васька», рисование кошки в тетради в клетку, игровое упражнение «Допиши предложение»

«Дикие животные».

Разгадывание кроссворда, игровое упр. «Допиши предложение», чтение загадки, рисование зайца в тетради в линейку.

Декабрь

«Сказки»

Чтение отрывка из рассказа Ю.Коваля, игровое упражнение «Напиши правильно», чтение загадок, рисование Чебурашки в тетради в линейку.

«Зима»

Чтение загадок, рассказов о зиме, составление предложений по картинкам, рисование снежинок в тетради в линейку.

«Новый год»

Чтение стихотворений, составление рассказов по серии сюжетных картинок, рисование елочных шаров в тетради в линейку, игровое упражнение «Напиши правильно»

Январь

«Транспорт»

Игровое упражнение «Напиши правильно», «Соедини правильно» чтение загадок, рисование вагончиков в тетради в линейку.

«Игрушки»

Игровое упражнение «Напиши правильно», « Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради.

«Профессии»

Игровое упражнение «Прочитай и допиши предложение», «Соедини правильно».Соотнесение звука и буквы.

Февраль

«Музыкальные инструменты»

Чтение стихотворений о музыке и музыкальных инструментов. «Напиши правильно».

«Природные явления»

. Чтение пословиц, стихотворений о природных явлениях, игровое упражнение «Соедини правильно». Соотнесение звука и буквы.

«Лес»

Чтение рассказов, загадок о деревьях, игровое упражнение «Что перепутал художник», рисование желудей, грибов в тетради в линейку

«Птицы»

Игровое упражнение «Напиши правильно», чтение загадок, рассказа К.Д.Ушинского «Дятел», рисование птиц в тетради в линейку.

Март

«8Марта»

Чтение стихотворения Т.Шорыгиной, написание поздравлений женщинам и рисование для них букетов цветов.

«Весна»        

Чтение загадок, рассказа Н.Сладкова «Весенние радости», игровое упражнение «Соедини правильно», рисование подснежников в тетради в линейку.

«Насекомые»

Разгадывание кроссворда. Игровое упражнение «Раскрась и соедини правильно», рисование божьих коровок в тетради в линейку.

«Цветы»

Разгадывание кроссворда, игровое упражнение «Раскрась правильно»,рисование тюльпанов в тетради в линейку.

Апрель

«Грибы»

Чтение стихов и отгадывание загадок. « Выполнить штриховку»,рисование грибов .

«Ягоды»

Чтение стихов и рассказов о ягодах. «Раскрась и соедини правильно».

«Ребусы», «Кроссворды»

Разгадывание ребусов и кроссвордов

Май

«Лето»

Чтение загадок и рассказа о лете, игровые упражнения «Раскрась правильно», «Звуки и буквы», чтение пословиц о лете, рисование ягод в тетради в линейку.

«Скоро в школу»

Чтение стихотворений и пословиц о школе, игровое упражнение «Соедини правильно», чтение вопросов и написание ответов.

Повторение.

Закрепление.

Повторение.

Закрепление.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

К концу  учебного года ребёнок должен:

- проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;

- ориентироваться в звуко-буквенной системе языка;

- понимать смыслоразличительную функцию звуков, букв;

- записывать слова, предложения печатными буквами;

- разгадывать ребусы, кроссворды;

- читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимать прочитанный текст;

- ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);

- рисовать предметы в тетради в линейку.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Для педагога:

1. Программа « От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» и наглядно-методическое обеспечение, Е.В.Колесникова/ М., Изд. ЮВЕНТА, 2007г.

2 . Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!»/ Санкт- Петербург, «Детство-пресс», 2010г.

3. Е.В.Колесникова «Весёлая грамматика для детей 5-7 лет», раб.тетрадь /М., Изд.ЮВЕНТА 2008г.

4. Е.В.Колесникова «Предмет, слово, схема»./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.

5. Е.В.Колесникова «Я уже читаю»/ Сборник литературных произведений./М., Изд.ЮВЕНТА, 2009г.

6. «Изучаем грамоту» Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Т., Щербинина С.В./ г. Киров, ОАО «Дом печати- ВЯТКА»,2012г. Тетради с заданиями для развития детей в 2 частях.

Для детей:

Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь для детей 5-7 лет./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...