мастер-класс для родителей "Игры на кухне" по обучению грамоте детей 6-7 лет.
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Абдусаламова Галина Геннадьевна

игровое обучение грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 103»

Мастер – класс «Игры на кухне»

по обучению грамоте

для родителей детей 5 – 7 лет

                               

                                 учитель-логопед

                                Абдусаламова Г.Г.

Курск  2016

Образовательные цели: 

  • Обучить родителей навыкам проведения игр для обучения дошкольников грамоте.
  • У детей закреплять умение давать характеристику звуков.
  • Формировать умение дифференцировать звуки [Ж],[Ш].
  • Совершенствовать навыки слогового чтения и «печатания».
  • Закреплять зрительный образ изученных букв, учить узнавать буквы русского алфавита.

Коррекционно-развивающие цели: 

  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память.
  • Развивать зрительно-пространственное восприятие, усвоение пространственных ориентировок на плоскости.
  • Развивать мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища.
  • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,  инициативности, ответственности.
  • Воспитывать потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога.

 Оборудование: танграм на каждого ребёнка, схема машины, счётные палочки, розетки с рисом, гречкой, макаронными звёздочками на каждого ребёнка, солёное тесто, цветной картон, шифровки для детей и взрослых, простые и цветные карандаши.

 Предварительная работа: обучение детей чтению, «печатанию», навыкам звукового и слогового анализа и синтеза, умению разгадывать шифровки.

Ход мастер – класса:

I. Организационный момент

Логопед обращается к родителям и педагогам:

Грамотность — это не просто умение читать и писать. Грамотность определяет способность человека читать, писать и говорить на своем родном языке, а также умение анализировать и решать задачи на уровне, приемлемом на работе, в семье и в обществе.

При обучении ребёнка грамоте мы ставим задачу не только научить ребёнка читать и печатать, но и развить его фонематическое восприятие, сформировать фонематический анализ и синтез.

      Вашему сыну или дочери скоро исполнится шесть лет. Перед вами встанет вопрос, как подготовить ребенка к школе, когда начать эту подготовку, чтобы период школьной адаптации не был трудным.

Сегодня я предлагаю вам мастер класс, который назвала «Игры на кухне», потому что в эти игры можно играть везде, в том числе и на кухне, пока мама готовит обед или ужин.

Логопед приглашает детей. Дети входят, здороваются.

Логопед: Ребята, я вас приглашаю отправиться в страну Грамоты в гости к буквам ж и ш. Согласны?

Ответы детей.

Логопед: Но чтобы туда добраться вам придется преодолевать трудности и выполнять различные задания. Вы готовы, не испугаетесь?

Ответы детей.

Почему именно к этим буквам. Да просто потому, что мы их недавно выучили. Ребята, давайте расскажем нашим гостям, что мы знаем про буквы ж и ш. Дадим характеристику звуков.

Дети: Звук [ш] – согласный твёрдый глухой;

          Звук [ж] – согласный твёрдый звонкий.

Логопед: Чем эти звуки похожи?

Дети: Они оба согласные твёрдые.

Логопед: А чем они отличаются?

Дети: Звук [ш]– глухой, а звук [ж]– звонкий.

Каждый ребёнок приглашает маму, проходят  на места.

II. Основная часть

Логопед: Прежде чем начать выполнять задания, давайте подготовим наши руки.

1.Выполняется комплекс пальчиковой гимнастики без слов.

  1. «Ветерок».
  2. «Сжимание, разжимание ладошек».
  3. «Обнимаются ладошки».
  4. «Замок».
  5. «Пианино».
  6. «Раскатывание ребристого карандаша».
  7. «Кулачок – ладошка»

2.Логопед: А на чём же мы отправимся в наше путешествие?

 Предложения детей.

Логопед: Ребята, а какой же вид транспорта подойдёт нам больше, учитывая к каким буквам мы едем в гости.

Собираем из танграма машину. На доске вывешивается схема.

3.Логопед: Пока едем поиграем в игру «Хлопушка».

Я называю слоги и слова со звуками [ж] и [ш] , а вы хлопаете в ладоши, если услышите звук [ж], и гладите себя по голове, если услышите звук [ш].

Ша, жи, уш, иш, жо, жу, шу,жа

Машина, жук, пожар, школа, жаба, машинист, шаль, жаль, лужа, Луша, мажет, машет.

А вот и первая остановка.

4.Нужно выложить буквы ж и ш из счётных палочек.

Выкладывают, гости помогают. (Дети выкладывают ш, а гости ж).

5.Логопед: Ребята, буквы прислали нам шифровки. Они хотят посмотреть,  справитесь ли вы.

Дети работают с одним видом шифровок, а взрослые с другим.

Дети делают звукобуквенный анализ своего слова.

Один ребёнок делает звукобуквенный анализ на доске. Дети проверяют правильность выполнения работы.

 III.Физкультминутка

Логопед: Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Измени слово» с мячом.

 Вам нужно изменить звук [ж] на [ш] и наоборот в словах. Взрослые бросают мяч своему ребёнку, называют слово, которое у них получилось при разгадывании шифровки. Дети изменяют звуки и возвращают мяч.

САЖА – САША

 ШАР – ЖАР

ЛУША –  ЛУЖА

ШАЛЬ –  ЖАЛЬ  

НАШИВКА –  НАЖИВКА

ТУЖИТЬ – ТУШИТЬ

МАШЕТ –  МАЖЕТ

ПАЖИ – ПАШИ

СУЖУ – СУШУ

КРУШИТЬ – КРУЖИТЬ

ВЫЖИВАТЬ – ВЫШИВАТЬ

НАШИТЬ - НАЖИТЬ

IV.Основная часть

1.Логопед: Поиграли, отдохнули, пора спешить. Едем дальше.

Поиграем в игру «4-й лишний».

Проводится игра « 4-й лишний».

Примерные ряды слов:

Жаба, живот, шапка, журавль;

Шум, школа, шоколад, жук;

Жасмин, ножи, жадина, жало;

Шиповник, шаг, шёлк, шашки.

Для гостей:

Шепчешь, шумишь, можешь, шутишь;

Шьёшь, шишка, шумишь, шипишь.

2.Логопед: Ребята, нам совсем немного осталось до страны Грамоты. Вот ещё одно задание прислали звуки.

Буквы просят сделать их  портреты. Дети лепят из солёного теста букву ш, а взрослые ж. Приклеивают на картон и украшают рисом, гречкой, макаронными звёздочками.

V.Рефлексия

Логопед: Ребята, кому, что понравилось на занятии? А кому, что было трудно выполнять? Ответы детей.

Логопед предлагает задать вопросы родителям и педагогам. Отвечает на заданные вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Подготовка к обучению к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Готовность к обучению грамоте детей 7-ми лет является составляющей частью речевой готовности. Как, впрочем, и речевая готовность входит в общую психологическую готовность ребёнка к обучению в шк...

Образовательный проект по обучению детей подготовительной к школе группы "Обучение грамоте детей как речевая готовность к школе"

Долгосрочный проект  формирует речевую школьную готовность детей подготовительной к школе группы. Проект представлен планированием, мониторингом. ...

Конспекты занятий по обучению грамоте детей . Второй год обучения.

Лиманская О.Н. Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе....

Обучение чтению детей с ОНР. Особенности подготовки к обучению грамоте детей с ОНР. Профилактика дисграфии.

Обучение чтению детей с ОНР.Особенности подготовки к обучению грамоте детей с ОНР. Профилактика дисграфии....

Проект по обучению грамоте "Нетрадиционные методы обучения грамоте детей с ОВЗ"

Проект направлен на подготовку к школе детей старшего дошкольного возраста...

Упражнения по обучению грамоте детей 6-7 лет с ТНР (4 год обучения)

Картотека упражнений по обучению грамоте детей 6-7 лет с ТНР (4 год обучения)...