НОД "Загадочный мешок"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Бакланова Гульнара Эсагатовна

Формирование звуковой аналитико-снтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadochnyy_meshok.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №16 «Дюймовочка»

Загадочный мешок.

Конспект непосредственно организованной деятельности в подготовительной группе.

                                                         

                                                        Воспитатель

                                                                                              Бакланова Гульнара Эсагатовна.

 

Губкин, 2018

Загадочный мешок.

Конспект непосредственно организованной деятельности в подготовительной группе.

Цель:, обучить правильному восприятию звуков речи- звука Ц.

Формировать осмотрительное и осторожное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям.

Задачи:

 1.Познакомить детей со звуком - Ц-, его артикуляционной и акустической характеристикой, способами произнесения звука.

2.Учить детей выделять звук - Ц’- в словах, определять место звука по позициям (в начале, в конце и в середине слова).

3.Познакомить с буквой Ц. Упражнять в дифференциации понятий «звук» и «буква».
4.Упражнять в составлении и чтении слогов.

5.Воспитывать умение самостоятельно выполнять учебную задачу; развивать внимание, память  и усидчивость.

6.Напомнить детям о правилах поведения на дороге, познакомить с транспортом, который начинается на звук Ц- цементовоз, цистерновоз.

Материал: мешок из ткани, буквы большие: а, ц, и, н, е, л, с, а, м), цветные ручки (красная, зеленая, синяя), тетради, простой карандаш, ластик, пуговица, стаканы прозрачные на каждого и один для воспитателя,  минеральная вода для фокуса, картинки: цыплята, цыпленок, цирк, циркуль, цветы, цементовоз, цистерновоз, колпачки, Круги Луллия  - игра «Найди слова со звуком Ц», клеенки на столы, мультимедийный проектор, большие буквы для подвижной игры.

Ход мероприятия.

Организационный момент

Введение в ситуацию

Дети заходят в группу и видят мешок.

Мешок говорит:

-Никто не откроет меня, пока не отгадает загадку:

                                         Черные птички на каждой страничке

                                         Молчат, ожидают, кто их отгадает.

                                                                                           (Буквы)

Мотивационно-ориентировочный этап

Актуализация интереса к содержанию

Воспитатель: - Ребята, интересно, что в нем?

Поисковый этап

 (Открывают и достают буквы, пытаются сложить разные слова).

 -Давайте попробуем сложить разные слова.

(Лиса, Лена, лес, сам, масленица, сени, мел, цена).

Далее обращает внимание детей на картинки: цыплята, цыпленок, цирк, циркуль, цветы, которые находятся на противоположной стене.

-Что у них общего?

Практический этап

Совместное освоение социального опыта

-Они начинаются все на звук Ц.

(Дети смотрят мультфильм про букву Ц).

Воспитатель показывает букву Ц и описывает звук [ц ].(Язык  не хочет пропускать воздух, он улегся вниз, прижался к  нижним зубам. Зубы тоже закрыли выход воздуху, между ними осталась только маленькая щелка. А воздух все равно прервал преграду и резко, толчками выскочил на волю).

-Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?

Дети: - Согласный.

Воспитатель: - Этот звук звонкий или глухой?

(Чтобы ответить на вопрос, нужно закрыть ушки ладонями и произнести звук [ц]. Если ушки  «гудят», этот звук  звонкий, если – не гудят- глухой. Или приложить ладони к горлу и проверить. Затем  необходимо определить может ли  этот звук быть мягким и твердым). Делают вывод: звук Ц - согласный, глухой, может быть только твердым.

Задание 1. Заселить в домик звук Ц – в дом, где живут согласные звуки.

Воспитатель говорит:

                   Вот какая буква Ц

                   С коготочком на конце.

                                                   (А Шибаев)

(Дети  садятся и записывают букву после показа воспитателя, как правильно написать  букву Ц и пальчиковой гимнастики).

Выполняют пальчиковую гимнастику  «Цветы».

Наши нежные цветки

Щепоть руки смотрит вверх, руки перед собой

 согнуты в локтях.

Распускают лепестки.

Медленно раскрываем пальцы.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Плавные движения кистями вправо- влево.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Медленно соединяем пальцы в щепоть.

Тихо засыпают,

Головками качают.

Опускаем кисти вниз, руки согнуты перед

собой в локтях.

Задание 2.

Определить место звука Ц в словах: в начале, в середине, в конце ( с использованием Кругов Лулия). Далее дети в тетради закрашивают квадратики синим цветов в соответствии с положением звука в слове.

Задание 3. Прописать большую и маленькую букву Ц.

После написания большой буквы Ц проводит гимнастику для глаз: тренажер Базарного В.Ф.

Воспитатель:

                           Ц – это Цирк, умней зверей
                          Нигде нам не найти.

                           Там клоуны смешат детей,
                          Сейчас бы в цирк пойти...

Воспитатель:

- А вы хотите оказаться в цирке?

Ответы детей: Да.

Воспитатель:

- А давайте мы с вами отправимся в цирк.

Воспитатель предлагает детям надеть колпачки и поиграть.

Звучит музыка, дети надевают колпачки, под одним из них оказывается пуговица.

Воспитатель: -Что это?

Дети: пуговица.

- Есть ли в слове пуговица звук Ц и где?

Дети отвечают.

Воспитатель предлагает детям посмотреть фокус «Послушная пуговица».

Наливает в стакан газировку. Один ребенок берет  пуговицу и опускает ее в стакан. Пуговица окажется на дне. Воспитатель чуть позже двигает рукой над стаканом и говорит: «Пуговица, ко мне!» Пуговица медленно поднимается вверх. Снова проводит рукой над стаканом и говорит: «Пуговица, вниз!» Она послушно опустится. 
(Секрет фокуса: когда пуговица находится на дне стакана, пузырьки газа собираются вокруг нее и когда их станет много, они поднимут пуговицу. Затем пузырьки исчезнут и пуговица вновь опустится вниз. Это движение продолжится пока выделяется углекислый газ). Дети тоже пробуют.

Подвижная игра «Беги к букве» 
На стенах комнаты развешаны  изображения различных букв. 

Под музыку дети бегают врассыпную, как только музыка затихает, воспитатель называет букву, дети бегут и останавливаются возле заданной буквы. «Быстро-быстро беги к букве C!». А теперь — к букве «А», «Ц» и т.д! 

Задание 4. Со звуковой линейкой. Показать количество звуков в словах: цветы, цирк, цемент.

Проверка и анализ ответов.

Задание 5. (в парах). Дети выкладывают слово ЦЕМЕНТ из букв.

Воспитатель: - Какие машины можно встретить на улицах города?

Дети отвечают.

Воспитатель:- А как называется машина, которая возит цемент – цементовоз, цистерны- цистерновоз. (Воспитатель показывает картинки машин).

Взрослый вместе с детьми вспоминают правила поведения на проезжей части.

Рефлексия: Давайте вспомним, с какой буквой мы сегодня познакомились?

Дети: с буквой Ц.

Рефлексивно-оценочный этап

Объективизация (Осознание и обобщение) содержания, осмысление качества собственной деятельности

Рефлексия «Светофор». Воспитатель предлагает детям взять круги: красного цвета – не получилось, было трудно, не интересно, желтого – почти получилось, были некоторые ошибки, но справился с заданиями, зеленого – все получилось, было интересно, много узнал, расскажу другим.  

http://doc4web.ru/uploads/files/19/19003/hello_html_m450065df.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика.Конспект занятия по сказке "Мешок яблок".Подготовительная группа.

Программное содержание:1.Закрепить счёт двойками, учить определять количество предметов  при счёте двойками.2. Закрепить понятия "большой, маленький"; уточнить представления детей о свойствах пре...

Совместный творческий проект педагогов и детей инклюзивных групп "Мешок яблок"

.Ссылка на просмотр мульфильма и творческого процесса его создания...

Сценарий театрализованного представления "Мешок яблок"

Мини Музикл о добре, взаимопомощи, о дружбе....

Сценарий воскресного праздника - развлечения "Мешок радости".

Развлечение для детей разного возраста....

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми. Рисование с элементами аппликации по мотивам литературного произведения Сутеева «Мешок яблок»

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми средней группы Рисование с элементами аппликации по мотивам литературного произведения Сутеева «Мешок яблок» Цель:Развивать умение детей...

Сценарий осеннего праздника по мотивам сказки "Мешок яблок"

Сейчас очень актуальны праздники с элементами театрализации с использованием разных сюжетных ролей для детей и участием родителей. Многим известна сказка "Мешок яблок", в которой в доступной для детей...

Дидактическая игра "Чудесный мешок Буратино"

Учить детей правильно употреблять в речи название качеств предметов (величина, цвет), отвечать на вопросы полными ответами, составлять небольшой рассказ....