«Закрепление знаний по темам: «Звук, буква, слог, слово, предложение»»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Игра "Волшебный мешочек  с волшебными буквами"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе «Почемучки»

«Закрепление знаний по темам: «Звук, буква, слог, слово, предложение»»

Программное содержание.

Образовательные цели:

  • Закреплять понятия звук, буква, слово, предложение.
  • Закреплять навык звукобуквенного анализа слов.
  • Закреплять умение делить слова на слоги.
  • Закреплять умение определять место ударения в слове.
  • Закреплять навык чтения слогов и слов.
  • Закреплять умения составлять предложения по сюжетным картинкам с выделением предлога.

Развивающие цели:

  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать память и внимание.
  • Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
  • Развивать потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками, знаниями.

Воспитательные цели:

  • Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
  • Формировать навык совместной работы.
  • Формировать мотивационную готовность к школе.

Методические приемы:

  • Метод словесной передачи и слухового восприятия (стихи, вопросы, загадки).
  • Метод наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрации, игрушки, дидактическая игра).
  • Технология управления интеллектуального развития старших дошкольников (использование схем).

Оборудование: магнитофон; цветные фишки; модели слов; предметные картинки; мяч; игра «Найди и прочитай»; кубики Зайцева.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети встают в круг, и произносят слова:

Я держу в ладошках солнце!

Я дарю его друзьям!

Улыбнитесь – это просто!

Лучик солнца – это вам!

Дети здороваются с гостями.

- Мы подарили друг другу и гостям улыбку; подарим всем еще и хорошее настроение.

Игра «Волшебный мешочек с волшебными буквами».

- На каждую волшебную букву надо придумать волшебное слово, которое несет добро и хорошее настроение. (добро, забота, мир, улыбка, удача, спасибо, вера, небо, красота, счастье …)

- Ваши волшебные слова будут помогать нам выполнять задания на нашем занятии.

II. Сообщение, темы занятия.

- Порадуем всех нашими знаниями по изучению грамоты.

Расскажем и покажем, что мы знаем о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях.

III. Основная часть.

Закрепление изученного материала по темам: «Звук, буква, слог, слово, предложение.

- Чтобы мы отвечали понятно, четко, красиво, - разбудим язычок.

Артикуляционная гимнастика.

«Заборчик».

Зубы сомкнуты. Губы при этом растянуты в улыбке. Должны быть видны и верхние и нижние зубы. Удерживать в течение 10 сек. Выполнять 5 раз.

«Трубочка».

Вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счет от 1 до     5-10 раз. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложить ему дотянуться губами до конфетки и взять ее губами. Можно вместе с ребенком пропеть звук (у), и губы примут положение «трубочки».

«Чистим зубки». (с внутренней стороны)

Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить зубки», делая движения из стороны в сторону.

При этом необходимо следить, чтобы кончик языка двигался у верхних и нижних десен.

«Часики».

Рот открыт, губы в улыбке. Острый язычок касается то правого, то левого уголка губ. Язык двигается по воздуху, а не по верхней и нижней губе. Нижняя челюсть неподвижна (следим, чтобы не качалась). Выполняем 10 раз. 3 подхода.

- Ну вот, наш язычок готов, можно приступать к выполнению заданий.

Задание 1.

Выдели первый звук в слове, сделай его анализ. 

На столе перед каждым ребенком модель слова, - поделенная на начало, середину, конец;

фишки звуков: гласных, твердых и мягких согласных.

– Перед выполнением заданий отгадайте загадки:

Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).

Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту…(слово).

Блиц-опрос.

- Как мы определяем звук? /слышим и произносим/

- На какие две большие группы делим звуки? /гласные и согласные/

- Как произносим гласные звуки? /тянем, поем, свободно, без преград/

- На какой звук всегда падает ударение? /на гласный/

- Какие преграды может встретить звук? /губы, зубы, язык/

- Как произносим согласные звуки? /отрывисто, встречают преграды/

- Какими бывают согласные звуки? / твердые и мягкие; звонкие-работает голос и глухие/

Цвет: гласные – красный, твердые согласные – синий, мягкие согласные – зеленый.

Слова: улыбка, спасибо, пожалуйста, дружба, искренность.

/Дети работают с моделями слов, звуков – самостоятельно. Затем проверяют у доски/.

Задание 2.

Определение положения звука (у) в слове.

Слова: мужество, удача, дружу.

/Дети работают с моделями слов, звуков – самостоятельно.

Затем проверяют у доски /.

Задание 3.

Выложи слово из звуков.

Слова: дом, мир, небо, вера, сам.

/Дети работают с моделями слов, звуков – самостоятельно.

Затем проверяют у доски /.

Физминутка.

Музыкальная физминутка:  «Высоко-глубоко».


Задание 4.

Прочитай слог, назови обратный.

/работа с кубиками Зайцева/.

- Отгадаем еще загадки.

Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква)

Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).

Блиц опрос.

- Что такое буква? /знак звука/

- Как определяем букву? /видим и читаем/

- Что такое слог? /часть слова/

- Как мы произносим слог? /на выдох/

- Сколько в слове слогов? /сколько гласных/

Задание 5.

- Если ко всему, что нас окружает относиться с добром, то и весь окружающий мир нам ответит тем же. А все что нас окружает мы можем назвать словами.

Назови слово, подели на слоги, поставь ударение, сделай соответствующие схемы.

Работа с предметными картинками.

Схемы выполняются на доске.

 Например:         ___________

                             ____    ____

Задание 6.

Составь предложение по сюжетной картинке, выдели предлог. Составь схему.                                                      Скажи с разной интонацией.

Загадка.

Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …(предложение).

Повторение знаний о предложении.

Слова в предложении дружат и стоят по порядку.

Первое слово в предложении пишем с заглавной буквы.

В конце предложения ставят точку, восклицательный знак, вопросительный знак.

Задание 7.

Д/игра « Найди и прочитай»

Дети читают слова, а затем подбирают к нему картинку.

IV. Итог занятия.

Дети встают в круг,

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, показали свои знания!  И в этом нам помогли «волшебные слова».

- Что вам понравилось?

- Что запомнилось?

 - Каждое занятие в детском саду помогает вам готовиться к школе. А время, когда вы пойдете в школу, приближается.

- Я желаю вам друзья делать добрые дела
И дружить и дорожить
И добро друзьям дарить».

- И знайте, что каждый из вас может стать волшебником. И не на минуту, а на всю жизнь, если и дела ваши будут всегда веселыми, добрыми, солнечными.

Игра с мячом: «Пожелания всем людям планеты»:

- Пусть всегда светит солнце!

- Не обижайте людей!

- ……

 - Пусть всегда будет мир!

Дети произносят слова:

Шире наш чудесный круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернись
И друг другу улыбнись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по грамоте в подготовительной группе детей с ОНР на тему: "Звук - Буква. Слог. Слово. В королевстве кривых зеркал"

Конспект логопедического занятия по грамоте в подготовительной группе детей с ОНР на тему: "Звук - Буква. Слог. Слово. В королевстве кривых зеркал"...

Тема “Звук [ Л ]” (автоматизация звука в слогах, словах, предложениях)

·       Уточнять правильное произнесение звука в слогах, словах, предложениях.·       Упражнять в определении наличия и места звука  [Л...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ для воспитателей «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»

Автоматизация звуков – один из утомительных, сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса. В этот период работы должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидак...

Семинар-практикум для педагогов «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»

Семинар-практикум для педагогов «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»...

Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях

Семинар-практикум для педагогов «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»...

Консультация для родителей: «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»

Автоматизация звуков – один из рутинных, утомительных, порой сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса. В этот период работы должно быть достаточно большое количество нагляд...

Тема “Звук [ Л ]” (автоматизация звука в слогах, словах, предложениях)

Уточнять правильное произнесение звука в слогах, словах, предложениях. ·       Упражнять в определении наличия и места звука  [Л] в словах. ·  ...