Занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе "Дом, где нас ждут!"
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая группа)

Домникова Евгения Васильевна

Дети отправляются в путешествие в поисках волшебного дома по пути выполняя задания по развитию речи обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dom_gde_nas_zhdut.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Дом, где нас ждут!»

Цель: сформировать у детей общее представление о структуре языка (звук – слог – слово – предложение, рассказ); воспитывать интерес к обучению грамоте.  

Задачи.

  • Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках (твердых, мягких) и буквах, обозначающих эти звуки, умение работать со звуковыми схемами.
  • Упражнять в определении количества слогов в слове.
  • Продолжать учить детей словообразованию.
  • Упражнять в умении называть признаки предмета.
  • Упражнять в составлении предложений из четырёх слов, называть последовательность слов в предложении; составлять графическую схему предложения.
  • Учить составлять рассказ сопровождающий и объясняющий действия ребёнка.
  • Развивать логическое мышление, память, зрительное и слуховое внимание, развивать фонематический слух, грамматический строй речи.
  • Продолжать развивать умение оценивать результат своей работы с помощью педагога, исправлять допущенные ошибки.
  • Развивать коммуникативные умения: помогать друг другу при выполнении заданий, выражать свои действия в речи.
  • Воспитывать интерес к обучению грамоте.
  • Развивать мелкую моторику, продолжать учить детей следить за своей осанкой; развивать органы дыхания: межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, укреплять диафрагму; правильно выполнять движения при игре с мячом.
  • воспитывать интерес к занятиям, желание работать в коллективе, помогать друг другу.

Материалы и оборудование.

Демонстрационный материал: книга, конверт с письмом, Булька (мяч), презентация.

Раздаточный материал: степы, буквы, камешки, палочки, пуговицы, предметные картинки, карточки со слогами, фишки – красные, синие, зелёные, бумажные полоски обозначающие слова, смайлики.

Ход занятия.

Ребята, посмотрите, у нас в книжном уголке появилась новая книга. Посмотрим о чём она? (Воспитатель читает книгу).

Недалёко, недалечко – там на улице крылечко,

И на улице окно, да волшебное оно!

Так блестит и так сверкает, все дороги освещает,

Освещает все пути, в этот Дом велит идти.

Там такие разговоры! Там лежат игрушек горы, дожидаются ребят.

Там картинки на стене и цветы на окне.

В этом доме всё для нас – сказки, песня и рассказ.

Шумный пляс, тихий час – в этом Доме всё для нас!

Этот Дом найти сумейте, в этот Дом войти посмейте!

(Слайд – Книга «Дом с волшебными окнами».)

- Дом с волшебными окнами! Вот бы его найти! Да только где его искать?

(Из книги выпадает конверт)

- Конверт какой-то, на нём что-то написано. Ребята, кто может прочитать?

Ребёнок. Ребятам группы «Лютик».

-Давайте прочтем, что нам пишут: «Здравствуйте, ребята! Мы жители Дома с волшебными окнами, приглашаем вас к нам! У нас в доме очень весело и интересно! Вот только дорога к нам очень трудная. Вам предстоит преодолеть много преград на пути, выполнить различные задания, поиграть в хитроумные игры. Но мы уверены, что вы справитесь и выполните все задания. Вы очень способные и умные ребята! В помощь вам мы отправили нашего Бульку. (Слайд с изображением Бульки). Он и будет вам помогать и показывать дорогу. А чтобы Булька появился, в группе, нужно произнести волшебные слова.

Булька, Булька – прыг да скок,

Через запад на восток.

Разбегись быстрее,

Укажи нам путь скорее!

Удачи вам! Жители Дома с волшебными окнами.

- Ну, что ребята позовём Бульку? (Дети повторяют стихотворение про Бульку. В группу вкатывается Булька (мячик).)

(Голос Бульки в записи).

 Булька: «Отправляемся в путешествие. Нам предстоит преодолеть много преград на пути, вы не боитесь трудностей? Становитесь друг за другом и пойдём!

По тропинке прямиком

В сказку мы сейчас войдём. (Ходьба в колонне по одному.)

Реки, горы, лес, болото

Преодолеем и пройдём. (Ходьба змейкой.)

В сказку путь не лёгкий,

В сказку путь не близкий,

Мы шагаем высоко, (Ходьба на носках.)

Мы шагаем низко. (Ходьба на пятках.)

Побежим-ка без оглядки,

Так, чтобы сверкали пятки. (Бег по кругу).

Тише, тише, не спешите,

Бег сейчас остановите.

Снова шагом вы идите.

Землю всю мы обойдём,

Чтоб прийти в волшебный Дом.

-Куда же нас привёл Булька? (На экране слайд с изображением болота.) 

- Ой, да это же болото! И кочки. Как же нам пройти через болото?

(По кочкам.)

- Смотрите, кочки не простые, а разного цвета. По-моему, это звуковые кочки. Какие же звуки они обозначают? Красная – (гласный звук), синяя – (согласный твёрдый), зелёная – (согласный мягкий).

Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)

- Прежде чем пройти через болото по кочкам давайте вспомним чем звуки отличаются от букв.

 (звуки говорим и слышим, а буквы видим и пишем)

Ребята, нам в помощь Булька принёс буквы. Возьмите каждый по одной букве, произнесите звук, который она обозначает и пойдём переправляться по кочкам, через болото. Только помните, что с гласными буквами можно пройти только по … (красным кочкам), с согласными…(по синим кочкам).

- Молодцы ребята! Так ловко прошли через болото. Давайте свои буковки мне. Продолжим путь. Говорим волшебные слова.

Булька, Булька – прыг да скок,

Через запад на восток.

Разбегись быстрее,

Укажи нам путь скорее!

(На экране появляется изображение речки).

- Какая широкая и бурная река! Ой, кажется я выронила буквы в реку и их унесло вниз по течению.  

(Изображение засореной реки).

- Сколько палочек и камешков здесь нанесло, и русло реки засорилось. Как же нам найти буквы?

- Давайте очистим речку от засора и сложим из камешков и палочек потерянные буквы. (Дети выкладывают из палочек и камешков буквы).

(Изображение чистой реки).

Спасибо ребята, вы очистили речку от мусора, и она в благодарность вернула нам наши буквы. Обрадовались буквы, что спасены и пустились в пляс, закружились в парах.

(Слайд – буквы кружаться).

- Согласный твердый звук [Н] встретился с гласным звуком [О]. Что получилось?  (Ответы детей)

- Правильно, слог [НО].

- Посмотрите и найдите изображение предмета в названии, которого слышится слог [НО]? (Окно)

- Сколько слогов в этом слове? (два слога)

(Выставляю, карточки со слогом [ДО]).

- А, теперь посмотрите и скажите, какие звуки встретились в танце. (Встретились согласный твердый звук [Д] и гласный звук [О])

- Давайте прочитаем этот слог.

(Дети читают слог).

- Посмотрите и найдите изображение предмета в названии, которого слышится слог [ДО]? (Дорога)

- Сколько слогов в этом слове? (три слога)

 (Выставляю карточки со слогом [ИГ]

- Посмотрите и скажите, какие звуки встретились в танце?

(Встретились гласный звук [И] и согласный твердый звук [Г]).

 - Давайте прочитаем этот слог.

(Дети читают слог).

- Найдите изображение предмета в названии, которого слышится слог [ИГ]? (Игрушки)

- Сколько слогов в этом слове слышится? (три слога).

- Немного отдохнём и покружимся в парах – гласные буквы с согласными.

(Слайд – пары кружаться в вальсе.) (Под звуки вальса дети кружатся в парах).

- Отдохнули? А теперь выложите, пожалуйста, звуковую схему слова «путь», используя цветные квадраты. Если мы не выложим и не проанализируем это слово, пути нам не будет. Из скольких звуков состоит это слово? Кто проанализирует это слово? (Дети выкладывают звуковую схему слова «путь»).

-Молодцы, ребята! Но нам надо идти дальше. В путь!

Говорим волшебные слова.

Булька, Булька – прыг да скок,

Через запад на восток.

Разбегись быстрее,

Укажи нам путь скорее!

(На экране появляется слайд с изображением гор).

- Я была в горах. Там часто бывают обвалы, землетрясения. И во время такого землетрясения все слова, обитающие в горах, рассыпались на кусочки.

Игра «Найди слово».

Рыдают слоги в каждой строчке,

- От наших слов – одни кусочки,

У всех у нас одно начало,

И как назло оно пропало,

Но если вы его найдёте,

То сразу все слова прочтёте.

-Соберём слова? Но, будьте внимательны, все слова начинаются с одного и того же слога. Каких слогов здесь больше всего? С какого слога начинаются слова? (Дети находят одинаковые слоги – ГО и складывают слова). (го-ра, го-род, го-сти, го-рка, го-л, го-д, го-лод, го-лос, го-лолёд, го-лубь.)

- Ох ребята, что-то наш Булька заскучал, устал наверно. Давайте подбодрим его и расскажем ему какой он.

Игра «Скажи какой».

- Пойдём играть Булька, ребята расскажут о том каким ты бываешь.

Булька скок, скок, скок,

Не на запад и восток,

Не по пням и по дорожкам,

А по детским, по ладошкам,

Как в ладошки попадёшь,

Слово о себе найдёшь.

(Дети передают друг другу мяч произнося прилагательные: круглый, резиновый, синий, упругий, жёсткий, твёрдый, прыгучий, гладкий, шершавый, весёлый и др.)

- Отдохнули немного? Идём дальше. Говорим волшебные слова.

Булька, Булька – прыг да скок,

Через запад на восток.

Разбегись быстрее,

Укажи нам путь скорее!

(На экране появляется слайд с изображением заснеженного вьюжного  леса).

- Ребята в этом лесу живёт ледяной ветер. Он летает по лесу и поёт свою песню. (В лесу проявляется ветер, звучит вьюга). Давайте и мы споём песенку ветра.

Дыхательная артикуляционная гимнастика «Ветер»

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу.   (Ноги расставлены, руки внизу, вдох через нос).

Хочу - налево посвищу,  (Повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть).

Могу подуть направо.  (Голову прямо, вдох, голову направо, подуть).

Могу и вверх,  (Голову прямо, вдох, вверх, подуть).

И в облака,  (Опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох).

Ну а пока, пока лечу,

И заморозить всё хочу.  (Ноги на ширине плеч, руки в стороны, подуть вперёд).

- Ишь как разбушевался ветер. (Слайд с лесом. С деревьев вадают графические изображения слов). Посмотрите, как он напроказил, посбивал ветки с деревьев, раскидал и перепутал все слова в предложениях, что находились в это время в лесу. Нужно собрать разлетевшиеся слова в схемах и составить графические предложения. Ветер мне подсказывает, что это слова: в, дует, лесу, ветер. Сколько слов я назвала? Назовите слова. (Дети перечисляют слова).

- Придумайте разные предложения из этих слов распределяя слова каждый по-своему. Какие предложения у вас получились? Собирайте слова и выкладывайте предложения. (Дети составляют схематическое предложение).

-Прочитайте свои предложения.

- Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием, навели порядок в лесу, составили предложения. Пора отправляться дальше. Говорим волшебные слова.

Булька, Булька – прыг да скок,

Через запад на восток.

Разбегись быстрее,

Укажи нам путь скорее!

 (Слайд «Дом с волшебными окнами»).

- Вот мы и пришли к дому, но войти в него мы сможем только тогда, когда выполним последнее задание. Посмотрите, на столе разложены картинки. Вы должны подумать, какую из них нужно поставить рядом с домом, и объяснить почему вы именно эту картинку поставили рядом. Например, «Рядом с домом я поставила картинку с изображением куклы, потому что в этом сказочном доме должны жить куклы».

Игра «Логическая цепочка).

(Ребёнок выбирает картинку и объясняет свой выбор).

- Смотрите двери дома открылись. Кто же тут живёт? (Демонстрация фотографий детей группы под песню «Маленькая страна»).

- Ой, да это же мы играем и занимаемся, и группа наша

- Ну, конечно, это наша группа. Ведь наш любимый детский сад – это и есть Дом с волшебными окнами, которые всегда светят нам добром и теплом. Где вас ждут игрушки, игры, добрые друзья. И он станет ещё красивее, когда закончится стройка.

Ребята, вы сегодня очень постарались, преодолели много препятствий, справились со сложными заданиями – очистили речку от засора, помогли словам, звукам, буквам и предложениям, привели Бульку к себе домой. Наше путешествие подошло к концу. И мне очень хочется узнать понравилось ли вам наше путешествие. Для этого предлагаю вам выбрать один из этих смайликов. Если выберете радостный и весёлый смайлик, значит путешествие понравилось, если грустный и печальный или сердитый, значит не понравилось.

- Я вижу всем наше путешествие понравилось. Я очень этому рада! Кому какое задание понравилось больше всего? А какое задание для вас было трудное? У меня для вас сюрприз от Бульки. Он сказал, что все дети должны быть весёлыми, находчивыми и сообразительными. А потому должны принимать «витамины радости и смекалки». Их он вам и просил передать. (Показываю мешочек с конфетами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое комплексное занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие за весенним сюрпризом».

Занятие на закрепление  знаний о весне, а также закрепление  умения  работать с таблицами – схемами  для развития связной речи детей....

Занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе Тема: «Зимующие птицы»

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Зимующие птицы».Данный материал может быть использован воспитателями старших групп на з...

Итоговое комплексное занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе.

Программное содержание:выявить уровень сформированности знаний и представлений детей за учебный год.Закрепить знания о весне, уточнить ее приметы, расширить знания детей о народных названиях весенних ...

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе

Занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе ДОУ. Тема "Космос"...

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «В стране красивой речи».

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «В стране красивой речи»....