Занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе Тема: «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Науменко Светлана Васильевна

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Зимующие птицы».Данный материал может быть использован воспитателями старших групп на занятиях по ознакомлению с природой и на занятиях по развитию речи . Это занятие направлено на воспитание у детей чувство сострадания к птицам и всему живому. Учит детей составлять описательный рассказ о птице. Развивает слуховое и зрительное внимание, пространственное восприятие и мелкую моторику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_i_gramote_v_starshey_gruppe.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Почемучки»детского сада «Солнышко» с.Голубинка.

Подготовила и провела воспитатель старшей группы :Науменко Светлана Васильевна

 Тема: «Зимующие птицы»

Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Зимующие птицы».Данный материал может быть использован воспитателями старших групп на занятиях по ознакомлению с природой и на занятиях по развитию речи . Это занятие направлено на воспитание у детей чувство сострадания к птицам и всему живому. Учит детей составлять описательный рассказ о птице. Развивает слуховое и зрительное внимание, пространственное восприятие и мелкую моторику.

 

Цель: Закрепление и уточнение знаний по теме: «Зимующие птицы».

 Программные задачи: Уточнить название зимующих и перелетных птиц. Совершенствовать диалогическую речь детей, учить давать полные ответы на вопросы. Учить детей составлять описательный рассказ о птице. Развивать слуховое и зрительное внимание, пространственное восприятие и мелкую моторику. Обогащать словарь по теме «Птицы». Продолжать учить определять количество слогов в слове. Воспитывать чувство сострадания к птицам и всему живому.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением зимующих птиц; пособие – разрезные картинки птиц; изображение Короля птиц; грамзапись с голосами птиц, видео для дошкольников «Зимующие птицы»

Предварительная работа: беседа воспитателя с детьми о зимующих  птицах, отгадывание загадок, наблюдение за птицами на прогулке.

Ход занятия.

Воспит: — Дети, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие  в «сказочный зимний лес».

(слышна музыка вьюги, скрип снега, воспитатель выходит за дверь и возвращается со снеговиком).

Воспит:  Ребята,к нам в гости пришел  « снеговик»,он проводит нас в зимний лес, но прежде снеговик задаст вам несколько вопросов. 

( Закрепление пройденного материала.)

- Какое сейчас время года? (ответы детей)

- Давайте вспомним, куда улетают птицы осенью? (ответы детей)

- Почему улетают птицы в теплые края? (ответы детей)

- Как мы называем птиц, улетающих осенью в теплые края? (ответы детей) Перечислите их.

- Все ли птицы улетают в теплые края? (ответы детей)

Снеговик: ребята, я как раз принес вам письмо ,от тех птиц которые остались зимовать, от самого «Короля птиц -Горного Орла».

Читаем письмо: «Злая Баба Яга украла и заколдовала моих подданных – птиц. Помочь мне могут только маленькие, но умные, смелые и добрые дети. Снеговик пообещал мне найти таких детей.- Ребята, может, мы с вами сможем помочь Королю птиц?

- Чтобы догадаться, каких птиц похитила Баба Яга, нужно отгадать загадки:

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

(Клёст)

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды

- С первым снегом

Тут как тут!

(Снегирь)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ...

(Снегири)

Найдешь её в своём дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать её не смей!

Эта птичка - ...

(Воробей)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её ...

(Cорока)

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло.

(Сова)

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

(Дятел)

воспит: — Как мы назовем всех этих птиц одним общим словом? (зимующие). Почему же их так назвали? (потому что эти птицы не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас)

воспит: — Дети, а сейчас вместе со снеговиком мы пойдем  по зимнему лесу (Звучит фонограмма записи птичьих голосов, дети идут по группе)Слышите, здесь кто то есть.(Ответы детей) Давайте послушаем, какие голоса у птиц, как красиво они поют, даже зимой.

Игра: «Кто как голос подает» (дети прослушивают голос птицы, отгадывают ее и говорят, как птица голос подаёт)

Воробей – чирикает
Ворона – каркает
Сорока – стрекочет
Синица – щебечет

Снегирь – посвистывает
Дятел – трещит
Сова – ухает
Клест – клекочет

- Ребята, голоса птиц мы слышим ,но их спрятала и заколдовала Баба Яга. Пойдемте их искать. (Отправляемся на поиск птиц. Дети и воспитатель со снеговиком идут по импровизированным следам Бабы Яги, вырезанные из бумаги и разложены по группе)

Дыхательная гимнастика:

Воспит: Ой детки ,посмотрите на нашем пути сугроб.(нарезанные из бумаги снехинки,под которыми спрятан конверт).

Упражнение: «Подуй на снежинки»(вырабатываем длительный и плавный выдох)- Давайте подуем на снег, посмотрим, что под ним. (дети дуют, «снежинки» разлетаются, под ними обнаруживается конверт)- Молодцы, дети, вы не только умные, но и сильные.

- Посмотрите, что это за конверт? В конверте разрезанные на части картинки.- Это проделки Бабы Яги! Баба Яга заморозила птиц, превратила их в ледяные частички, если вы соедините части, то освободите птиц. (Дети складывают картинки). Дидактическая игра«Освободи птичку» (составление из разрезных картинок целых изображений птиц)

- Чтобы птички наши совсем оттаяли  и разлетелись по домам, нужно выполнить еще одно задание: сосчитать, сколько слогов в названии этих зимующих птиц.

Игра: «Сколько слогов в слове?»

- Молодцы дети, что помогли освободить птичек. Улетели птицы по домам. А мы с вами поиграем, отдохнем.

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили.

С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
С горки все домой пришли,

воспит: Птичек мы освободили, они разлетелись по домам голодные, Присаживайтесь на стульчики и мы посмотрим, как они долетели домой (просмотр видеофильма «Зимующие птицы» и беседа по просмотренному видео).

Птички дома, но как вы думаете, что мы забыли сделать с вами,когда птички улетали.(ответы детей).Правильно покормить.

- Чем можно угостить птиц:

Воробья – хлебными крошками
Снегиря – ягодами рябины, боярышника
Синичка – любит сало
Ворона, сорока – всеядные                                                                                          Кому не хватило угощения? 
(сове, дятлу)

Сова – хищная птица, питается мышами, а дятел добывает себе насекомых из-под коры деревьев.

- Зимой птицам трудно добывать корм, мы повесим кормушку за окно и будем подкармливать птиц.

Снеговик очень рад, что в нашей группе дети такие добрые , храбрые и умные. Он всем лесным жителям расскажет о наших детках. А мы ему в мешочек насыпим зернышек, чтобы снеговик угостил своих друзей птиц.(снеговик уходит)

Заканчиваем занятие стихотворением:

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна –
И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

4. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое комплексное занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие за весенним сюрпризом».

Занятие на закрепление  знаний о весне, а также закрепление  умения  работать с таблицами – схемами  для развития связной речи детей....

Итоговое комплексное занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе.

Программное содержание:выявить уровень сформированности знаний и представлений детей за учебный год.Закрепить знания о весне, уточнить ее приметы, расширить знания детей о народных названиях весенних ...

Занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе "Дом, где нас ждут!"

Дети отправляются в путешествие в поисках волшебного дома по пути выполняя задания по развитию речи обучению грамоте....

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе

Занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе ДОУ. Тема "Космос"...

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «В стране красивой речи».

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «В стране красивой речи»....