Занятие по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «В мире звуков»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Алдашева Динагуль Султановна

Цель: Закрепить понятия: «слово, слог, звук, буква, гласные, твёрдые, мягкие согласные». Умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Различать на слух твёрдые и мягкие согласные, выделять первый согласный звук.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_gramota.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение д/с «Тополек».

Занятие по обучению грамоте в старшей группе.

Тема: «В мире звуков»

Выполнила воспитатель 12 гр.:

                                                Д. С. Алдашева

2018г.

Цель: Закрепить понятия: «слово, слог, звук, буква, гласные, твёрдые, мягкие согласные». Умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Различать на слух твёрдые и мягкие согласные, выделять первый согласный звук.

Задачи: 1. Познакомить дошкольников со смыслоразличительной функцией звуков (слово, слог, звук, буква, гласные, согласные, твердые и мягкие согласные,).

2. Развивать умение различать на слух твердые и мягкие согласные, выделять первый согласный звук.

3. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

4. Продолжать привлекать внимание детей к ощущениям, которые возникают от движения мышц пальцев, языка и губ, управлять этими движениями.

5. Воспитывать умение сотрудничать со взрослым, друг с другом.

Материалы: Письмо. Сюжетная иллюстрация «В парке»». Десять картинок, изображающих предметы, названия которых начинаются на твёрдые и мягкие согласные звуки. Колпачки для гномиков. Конфеты для детей.

Возраст: 5 -6 лет.

Ход занятия:

В.- Ребята, сегодня утром почтальон принёс письмо от Королевы Грамоты! Сейчас я его зачитаю:

«Здравствуйте жители группы «Сказка»! Я слышала, что вы многое уже знаете о буквах и звуках и решила проверить, так ли это. Предлагаю Вам отгадать загадку, выполнить интересные задания, в общем, поиграть, посоревноваться, поделиться своими знаниями друг с другом и поучиться у своих друзей. Если Вы справитесь с заданием, то Вас ждёт сюрприз!»

1.     Отгадайте загадку:

Оно может быть ласковым,

Может быть грубым,

Оно может быть тихим,

Может быть громким.

Оно может обидеть, может рассмешить.

Его можно сказать, а можно взять и написать,

Но для этого буквы надо знать!

-Что это?

Дети: Слово!

2.     Задание:

В.: Сейчас проверим, много ли Вы знаете слов. Я Вам покажу картинку, а Вы по очереди будете называть слова, которые увидите на ней. (Показывается сюжетная иллюстрация «В парке» на интерактивной доске.)

3. Задание:

В.: Каждой команде предлагается назвать определённое слово: («сладкое, вежливое, холодное и тёплое») Например, конфета, сахар, спасибо, пожалуйста, снег, лёд, солнышко, мама.

После завершения задания, команды получают «капельку знаний».

В.: Слова бывают длинные, бывают короткие. Как же их измерить? Чем? Линейкой?

Дети: Слогами.

В.: Давайте вспомним подсказку:

Измерить длиннющее слово –

Да это проще простого!

Сколько слогов в нём, надо узнать-

Хлопать в ладоши пора начинать!

Далее воспитатель предлагает измерить хлопками слова «мяч-мячик», «дом-домик», «ком-комок».

4.Игра: « Найди лишнее слово».

Играют четыре команды.

Для первой команды на интерактивной доске появляются четыре животных. Названия трёх состоят из одного слога и одно из двух. Например: лось, лев, жираф и слон. Нужно стереть лишнее слово.

Для второй команды названия трёх животных из двух слогов и одно из одного слога.

Для третьей команды названия трёх морских обитателей  из трёх слогов и одного из одного слога.

Для четвёртой команды названия трёх насекомых из трёх слогов и одно из двух.

После завершения работы, ребята получают «капельку знаний».

Физкультминутка:

Дети садятся на корточки  и постепенно поднимаются, как будто надувают шарик.

5.В.: Из чего состоят слова, когда мы их произносим?

Дети: Из звуков.

В.: Сейчас я расскажу Вам сказку:

Жили-были звуки гласные, песни они пели разные: А, О, У, Ы, И, Э!

На интерактивной доске появляются по очереди гласные звуки.

Вместе они жили и давно дружили. Утром первым просыпался А.

- А, вставать уже пора? Вслед за ним стонал звук  (О):

-О-О-О! – Как рано-то ещё! Отвечал ему звук (У):

-У-У-У! Ну, я же не хочу!

Дальше ныл ленивый (Ы):

-Разве вставать мы все должны? Только вдруг, как из - под земли, появились (Э) и (И).

-Эй, чтобы было веселей,

Собирайтесь в путь скорей!

Надо нам найти друзей!

И тогда не будет грустно,

И не будем мы скучать,

И с друзьями вместе будем

И петь песни, и играть!

 

В.: Ребята, как Вы думаете, каких друзей нашли гласные звуки?

Дети: Они нашли согласные звуки. Они так и называются, потому что дружат с гласными.

В.: У нас в гостях сегодня оказались совершенно случайно два гномика. Им нужна ваша помощь.

Выходят два мальчика в колпачках и говорят:

1 -й ребенок:

Я – Динь, весёлый гномик,

Люблю зелёный цвет.                                                              

Люблю я звуки мягкие,

А брат мой старший – нет!

 

2 – й ребенок:

Я - Дон, люблю звук твёрдый,

Люблю я синий цвет.

Сегодня мы проснулись, а наших звуков нет.

Кто – то звуки нам смешал,

Все картинки разбросал.

В.: Давайте поможем гномикам разобрать картинки. Присаживайтесь гномики и проверяйте, правильно ли ребята подберут для вас картинки. Дону нужны слова, которые начинаются на какие звуки? (Твёрдые согласные), а Диню на (мягкие согласные).

Картинки разложены на столе. Игроки выходят по очереди из каждой команды, берут карточку и отдают её Дону или Дину.

После окончания игры воспитатель с детьми проверяют, как ребята справились с заданием. Выделяют звук, на который начинается название предмета, изображённого на картинке, характеризуют звук по твёрдости – мягкости.

В.: Подумайте и ответьте, справились ли вы с заданиями Королевы Грамоты?

В.: Я думаю, что вы неплохо потрудились и, поэтому заслужили сюрприз – конфеты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе: «Путешествие в страну звуков и слов»

На итоговом занятии по обучению грамоте дети отправились в путешествие в страну звуков, показали свои знания, встретились со сказочными персонажами....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"...

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы, тема: «Согласный звук "Р" (Р’). Буква "Р"»

Познакомить со звуком Р. Закреплять умения детей на слух определять место звука в словах. Расширять словарный запас детей, составление предложений. Развивать фонематический слух детей....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Знакомство с гласным звуком [у] буквой У

Цель:  Познакомить с гласным звуком «У», гласной буквой «У»;Задачи: Учить детей определять  место звука в словах «утка», «арбуз»...

25.03.2023г. Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [В] и [В] буква В.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группеТема: Звук [В] и [В'] буква В.Цель: знакомство со звуками [В и В'], буквой В.Задачи:Образовательные: определять на слух звук [В и...