НОД "Путешествие по волшебным городам"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

  1. Развивать   представления  детей  о  гласных  и  согласных  звуках.
  2. Формировать  умение  детей  дифференцировать  звуки  по  их  качественной  характеристике.
  3. Закреплять  умение  детей  делить  слова  на  слоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 29.nod_puteshestvie_po_volshebnym_gorodam.docx40.72 КБ

Предварительный просмотр:

                                       МБОУ «Начальная  школа   №15»

                      Непосредственно  образовательная  деятельность  

                          Тема  «Путешествие  по волшебным  городам»

                                                                                                                            Воспитатель:

                                                                                                                                      Юдина  Е.Д.  

                                              г. Нефтеюганск

                                                    2015 год.    

Группа:   старшая

Цель: формирование  основ  первоначальной  грамоты  через  освоение  действий  моделирования  и  игровую  деятельность.

Задачи:

  1.  Развивать   представления  детей  о  гласных  и  согласных  звуках.
  2. Формировать  умение  детей  дифференцировать  звуки  по  их  качественной  характеристике.
  3. Закреплять  умение  детей  делить  слова  на  слоги.
  4. Упражнять  в  подборе  слов  похожих  по  звучанию  и  слов  с  заданным  звуком.
  5. Способствовать  освоению  действий  моделирования (модель  звуков, слоговая  модель  слова).
  6. Воспитывать  умение  детей  выслушивать  ответы  других, работать  в  малых  группах, согласовывая  свои  действия.

Ожидаемый  результат:

Воспитанник,  имеющий  представление  о  гласных  и  согласных  звуках; умеющий  дифференцировать  звуки, делить  слова  на  слоги, подбирать  слова  похожие  по  звучанию  и  слова  с  заданным звуком, освоивший  действие  моделирования.

Материал:

  • Игровой  набор  «Дары  Фрёбеля»
  • Компьютер, экран
  • Модели
  • Плакат  для  рефлексии
  • Предметные картинки

Предварительная  работа:

  • Дидактические  игры:

«Детский  мир», «Звуковые  часы», «Длинные – короткие  слова»

«Волшебные  звуки», «Расскажи  правила».

  • Словесные  игры  и  упражнения:

«Придумай  слово», «Вкусные  слова», «Слова - друзья», «Назови  слово  со  звуком…», «Цепочка».

  • Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в НОД и образовательной деятельности в режиме дня.

Словарная  работа:

  • Активизация  и  обогащение  словаря  фонетическими  терминами  и  понятиями:  гласные  звуки, твёрдые  согласные  звуки,  мягкие согласные  звуки, звук, слог, слово.

                                                     Ход:

                                    Вводная  часть:  (2мин)

      Цель: способствовать  созданию  положительного  эмоционального  настроя  и  мотивации  к  мыслительным  операциям  через  игровые  действия.

      Форма  работы:  фронтальная.

      Формируемые  умения: удерживать  образовательную  задачу.

       Ребята,  сегодня  к  нам  в гости  заглянуло  солнышко. Посмотрите,   какое  оно  грустное. У  солнышка  случилась  беда. Гуляло  наше  солнышко  по  голубому  небу, заглядывало  в  разные  волшебные  города  и  растеряло  солнышко  свои  лучики. Просит  вас  ребята  найти и  вернуть  лучики.

Ребята, поможем  солнышку. Как  мы  поможем  солнышку? (Найдём  лучики  и  вернём  солнышку.)

 Для  этого  нам  нужно  отправиться  в  путешествие  по  волшебным  городам.

Давайте  встанем  в  круг.

Прежде  чем  отправиться  в  путешествие, я  хочу  вам  пожелать  удачи  и  чтобы  вы  справились  со  всеми  трудностями, которые  ждут  нас.

Чтобы  вы  пожелали  друг  другу.

Дети  друг  другу  высказывают  добрые  пожелания  в  дорогу.

(доброго  пути, удачной  дороги, успеха, счастливой  дороги, удачи, храбрости…)

Ребята, а  радуга  нам  даёт  в  дальнюю  дорогу  маленьких, цветных  помощников, они покажут  дорогу.

         Первый  -  жёлтый  мячик  покажет  нам  дорогу. И  мы  с  вами  отправимся  в  жёлтый  волшебный  город. 

                                             (бросаю жёлтый  мяч)

       

 

                                 Основная  часть:  (20 мин)

                                     

  1. задание  (5  мин)

Цель: Развивать   представления  детей  о  гласных  и  согласных  звуках,

           умение  работать  с  моделью.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная

Формируемые  умения: работать  с  моделью  и уметь  применять  правила  в  играх.

Мы  с  вами  в  жёлтом  волшебном  городе. Интересно, что  нас  здесь  ожидает. Присаживайтесь  за  столы.

    (на  столах разложены фишки -  модели  звуков, корзинки  с  моделями -   гласных  звуков)

Сейчас  мы  с  вами  поиграем  в  игру  -  «Заколдованные  звуки».

И  мы  их  будем  расколдовывать.

Положите  модель  звука – А, О, У, И, Ы, Э.

Посмотрите  на  экран, давайте  проверим. (дети  проверяют  свою  выложенную  модель  гласных  звуков  с  образцом  на  экране)

Положите  в  корзинку  модель  звука - А, О, У, И, Ы, Э

Какие  это  звуки?  (гласные)

         Почему  гласные  звуки назвали  гласными?

                 

          Покажите,  какой  фишкой  мы  обозначаем  гласные  звуки?

         (красной  фишкой  - на  экране)

Какие  ещё  бывают  звуки?

Что вы знаете о согласных звуках?

                 

        

Какие бывают  согласные  звуки?

   (твёрдые  согласные  звуки, мягкие  согласные  звуки)

Покажите,  какими  фишками  мы  обозначаем  согласные  звуки.

    (на  экране – синяя – твёрдые  согласные  звуки

                           зелёная – мягкие согласные  звуки.)

Молодцы, с заданием  вы  справились,  и  солнышку  вернулся  лучик.

                   (на  экране  солнышко  с  лучиком)

А  мы  с  вами  отправляемся  дальше. Следующий  помощник  радуги  покажет  нам  дорогу  в  зелёный  волшебный  город. С  собой  в  дорогу  мы  возьмём  наши  фишки.  Положите,  пожалуйста, на  ладошку одну  фишку, которая  обозначает  гласный  звук, одну  фишку,  которая  обозначает  твёрдый  согласный  звук  и  одну  фишку,  которая  обозначает  мягкий  согласный  звук.

                             (бросаем  «помощника»)

                                       

                                     2  задание  (  3  мин)

Цель: Формировать  умение  детей  дифференцировать  звуки  по  их  качественной  характеристике.

 

Форма работы: индивидуальная

Формируемые  умения:  различать  звуки  по  их  качественной  характеристике.

Мы  с  вами  в  зелёном  волшебном  городе.

Присаживайтесь  на  ковёр  в  круг.

Положите  фишки  перед  собой,  и  мы  с  вами  поиграем  в  игру

                                      «Покажи  правильно».

«Буду  я  сейчас  водить  звуки  вслух  произносить

Звуки  нужно  назвать  и  фишку  нужную  показать».

Я  называю  звук, а  вы  показываете  соответствующую  фишку.

                                          (Б, А, В, О, Д, МЬ.)

Какую  фишку  ты  показал?  (красную,  зелёную, синюю)

Почему? (потому что – это звук  гласный, твёрдый  согласный, мягкий  согласный).

Пожалуйста, положите  фишки  в  корзинку.

Молодцы, с  этим  заданием  вы  тоже  справились.

Посмотрите  солнышко,  получило  свой  лучик.

                                          (на  экране)

А  мы  с  вами  отправляемся  дальше.

Следующий  белый  помощник  поможет  нам  попасть  в  белый  волшебный  город.

                            (бросаем  «помощника»).

                                     

         

                                                3  задание  (  3  мин)

Цель: упражнять  в  подборе  слов  похожих  по  звучанию.  

Форма работы: фронтальная

Формируемые  умения: подбирать похожие  по звучанию слова

Мы  с  вами  в  белом  волшебном  городе.

И  сейчас  мы  с  вами  поиграем  в  игру  «Слова - друзья»

Крепко  за  руки  взялись,  я  называю  слово, а  вы  «друга».

  Блинчики – мизинчики, ложка – кошка, снеговик – грузовик,

  Глобус – автобус, бардак – чердак, девочки – белочки, глазки – краски,

  Детки – конфетки, бантики – фантики, сердечко – колечко, зайка – мозаика,

  Хвостик – мостик, цветок – колобок, утка – шутка, мишка – фишка.

(Дети  называют  слова – друзья, делают  шаг  вперёд, а  затем  обратно).

Посмотрите  ребята,  к  нашему  солнышку  вернулся  лучик.

А  мы  с  вами  отправляемся  дальше.

Следующий  помощник  поможет  нам  попасть  в  фиолетовый  волшебный  город.

                                      (бросаем  «помощника»).

                           

                                      4  задание  (  6  мин)

Цель: Закреплять  умение  детей  делить  слова  на  слоги, составлять слоговую модель слова.

Форма работы: индивидуальная, в парах (взаимопроверка).

Формируемые  умения:  делить  слова  на  слоги, составлять слоговую модель слова.

Мы  с  вами  в  фиолетовом  волшебном  городе.

Присаживайтесь, пожалуйста,   за  столы.

(на  столах  разложены полукольца  игрового  набора  для  слогового  разбора  слова, предметные  картинки).

Переверните  картинки  посмотрите, что  нарисовано.  Выложите  слоговую  модель  слова.  У  детей  с  высоким  уровнем  на  столе  лежали  картинки  с 3 – 4 слога.

Далее  воспитатель  предлагает  детям проверить  слоговую  модель  слова  друг  у  друга. Ребёнок  называет  предмет, который  изображён  на  картинке своего  друга  и  проверяет  с  выложенной  слоговой  схемой.

Молодцы, вы  снова  выполнили  задание. Посмотрите,  снова  солнышко  получило  свой   лучик.  

Следующий  помощник  покажет  нам  дорогу  в  синий  волшебный  город.

                                         (бросаем  «помощника»).

                               

                                                     5  задание  (5   мин)

Цель: упражнять  в  подборе    слов  с  заданным  звуком, интонационно   выделяя  заданный  звук. Определение  первого  звука  в  слове  и  качественная  характеристика  звука.

Форма работы: индивидуальная,  в малых группах.

Формируемые  умения:  подбирать  слова  с  заданным  звуком  и интонационно   выделять  заданный звук, выделять  первый  звук  в  слове.

Мы  с  вами  в  синем  волшебном  городе.

В  этом  городе  нам  нужно  поделиться  на  две  команды.

Команда  девочек  будет  выбирать  предметные   картинки, где  есть   мягкий  согласный  звук   «К».

А  мальчики  будут  выбирать  предметные  картинки, где  есть  твёрдый  согласный  звук  «К».

Дети  работают  в  подгруппах  и  выбирают  соответствующие  предметные   картинки.

Далее  каждая  подгруппа  показывает  выбранные  картинки,  и  объясняют,  почему  они  их  выбрали  и  почему  они  не  взяли  другие  картинки.

Молодцы.

Посмотрите,  у  солнышка  появился  лучик.

Ребята, солнышко предлагает вам дома придумать новые слова, где встречаются эти звуки и нарисовать к ним картинки.

Ребята, нам  пора  возвращаться.  Обратно  мы  свами  поедем  на  поезде.

Посмотрите  поезд  не  простой, у  него  всего  три  вагона.

 Какого  цвета  вагоны? (красный, синий, зелёный).

И  в  кассе  билеты  разного  цвета.

Нам  нужно  купить  билет  и  сесть  в  нужный  вагон.

Вы  называете  своё  имя, определяете  первый  звук  в  вашем  имени  и  называете,  какой  это  звук.

                     Назови  своё  имя.

                     С  какого  звука  начинается  твоё  имя?

                     Какой  это  звук?

                     В  каком  вагоне  ты  поедешь?

Мы  с  вами  сели  в  вагоны  и  поехали  домой.

Ну,  вот  мы  с  вами  и  вернулись  домой. Посмотрите  на  солнышко, какое  оно  весёлое. Мы  вернули  все  лучики  солнышку. Солнышко  благодарит  вас.

                                       Заключительная  часть:  (2  мин)

Цель: Развитие  умения  анализировать  свою  деятельность, делать  элементарные  выводы.

Форма работы: фронтальная

Формируемые  умения:  отвечать  на  вопросы, подводить  итог  деятельности.

Вам  понравилось  наше  путешествие?

Кому  вы  сегодня  помогли?

А  как  вы  помогли  солнышку  вернуть  его  лучики?

(справились  со  всеми  трудностями  и  лучики  вернулись  к  солнышку).

Что  вам  больше  всего  запомнилось?

С помощью  фишки  выберите  тот город, в котором  вам больше всего  понравилось?

Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебный город игры".

Досуг для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный город игры" знакомит детей с русскими народными играми, развивает ловкость, внимание, координацию, музыкальный слух....

конспект комплексного занятия для средней группы по фмп"Путешествие по волшебному городу."

ДАННЫЙ  МАТЕРИАЛ ПОМОЖЕТ НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАРТОЙ- СХЕМОЙ ПОЗНАКОМИТЬ С ПОНЯТИЕМ ГОРОД УЛИЦА ЗАКРЕПИТЬ  УМЕНИЕ СКЛАДЫВАТЬ ЦЕЛОЕ ИЗ ЧАСТЕЙ УМЕНИЕ ПРОВОДИТЬ ЭСПЕРИМЕНТ ЗАКРЕПИТЬ ПРАВИ...

Конспект НОД «Путешествие в Волшебный город- Magic Town»

«Путешествие в Волшебный город- Magic Town»Автор: педагог доп. образования, воспитательГорбунова Е.В.Задачи:1. образовательная – закрепление отдельных понятий по правилам дорожного движения, лексики п...

"Волшебный город". Сенсорное панно.

Для развития мелкой моторики сделали панно «Волшебный город». Ребятишек увлекает это панно. Они с удовольствием пристегивают яблочки, «сажают» цветы, прикручивают крышки – колеса к машине. Это панно р...

нод "путешествие по волшебному городу"

Конспект непосредственной образовательной деятельности для старших дошкольников с ЗПР в образовательной области "Познание" и "Безопасность".Дети по средствам элементарных математических представлений ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы "Волшебный город мастеров"

Роль декоратвно-прикладного творчества в воспитании детей дошкольного возраста огромна. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, но и рассказывает об истории народа и его трад...

Конспект работы в образовательном центре «Волшебный мир песка» по макротеме «Люблю тебя моя Отчизна» «Волшебный город»

Конспект занятия с использованием интерактивной песочницы "Волшебный мир песка"...