Обучение грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Максимова Оюна Доржиевна

Знакомство с буквой Л,л, автоматизация правильного произношения звука Л, развитие связной речи через использование игровых приемов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_obuchenie_gramote.docx74.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки [л], [ль], буква Л в подготовительной группе.

Цели:

-познакомить с буквой  и  со звуком Л, л;

-автоматизировать правильное произнесение [Л];

-формировать умения определять местоположение звука в слове, правильной звуковой культуры речи;

-развивать связную речь, внимание, память;

-воспитывать познавательный интерес к образовательной деятельности через использование игровых приёмов.

Воспитательные цели:

  1. Формирование навыков взаимопонимания, сотрудничества;
  2. Воспитание навыков правильного поведения: умения слушать воспитателя, отвечать на вопросы.

Оборудование: презентация, картинки, элементы букв, видео.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Посмотрите внимательно на изображение солнышка. Какое вам больше нравится – 1-е,  2-е, 3-е?

На доске изображение солнышка (веселое, грустное, задумчивое.)

(Ответы детей.)

-Мне нравится ваше настроение, мы еще вернемся к этим изображениям в конце занятия.

Повторение пройденного материала:

Послушайте слова и назовите только гласные из этих слов: лук, сок, сыр, мак.

-Какие это звуки?  (гласные) 

-Как узнали? (поются, тянутся, легко произносится, воздух не встречает преграду)

-Каким цветом они обозначаются?  (красным)   

Чтение гласных букв         А О У ы И

-Скажите, на что похожи буквы?

А – на шалаш;

О – на колесо;

У – веточку;

Ы – две палочки, первая с брюшком;

И – калитка.

-Какая буква отличается от всех? (Ы).

— Чем? (Она не имеет заглавной буквы).

2.Сообщение темы занятия.

- Тему сегодняшнего занятия нам помогут назвать гости, которые к нам сегодня придут. Угадайте, кто эти гости.

1. Я родился на Луне,

И доволен я вполне.

Домом стала мне Земля,

Здесь живут мои друзья!

Помогаю всем я тут.

Ну-ка, как меня зовут?

- Это Лунтик.

- отгадайте следующую загадку.

 2. Рыжая плутовка, 
Хитрая да ловкая. 
Хвост пушистый, 
Мех золотистый. 
В лесу живет, 
В деревне кур крадет. (лиса)

- Назовите первый звук в слове «Лунтик»

Дети: [л].

-Согласный или гласный?  Почему?

Твердый или мягкий? (Твердо произносится)

- Назовите первый звук в слове «лиса».

Дети: [ль].

-Согл. или гласный? Почему?

Твердый или мягкий? (мягко произносится)

Он братишка звука л.

-Ребята! Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. Произнесем твердо звук «Л» и мягко «Л*» (звенит)

Значит звуки Л твердый и Л*мягкий звонкие согласные.

-Каким цветом обозначим? (синим) слайд

И обозначается буквой Л. (Показ буквы)

Вывод: Согласные звуки л и л* обозначается буквой Л. Показ буквы печатная заглавная и строчная Лл Письменная заглавная строчная 

-Найдите букву л в алфавите

-На что похожа буква Л? (Ответы детей и картинки показать) Слайды

На стремянку Л похожа

И на крышу дома тоже.

Лесом легкий лист летел,

Приземляться не хотел.

Физминутка 

Встаньте и покажите, как можно изобразить букву.

 Буквой л расставим ноги,

Словно в пляске, — руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо.

Получается на славу.

Влево, вправо, влево, вправо.

А теперь ребята попробуем собрать из этих элементов букву л.

-Хотите послушать сказку про букву л.

Жила-была буква «Л». Это была самая добрая и весёлая, самая ласковая буква Алфавита. Всегда-всегда она была в хорошем настроении, никто никогда не видел, чтобы она плакала, или расстраивалась, нет! Наоборот, она всегда ходила и напевала какую-нибудь мелодию, вот так:

– Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля.

И всем, кто с ней встречался, становилось легко и весело тоже. Ведь с буквы «Л» начинается слово «любовь»! И буква «Л» всех любила, и другие буквы отвечали ей взаимностью!

Однажды к ней пришла опечаленная буква «О». Она очень обиделась из-за чего-то и плакала, и вздыхала:

– Ох, ох, ох, мне плохо, обидно, ох!

– Не плачь, буква «О», я тебя сейчас обласкаю и напою «любовью»!

У буквы «Л» стоял в шкафу на кухне горшочек с жидкостью, на котором было написано: «любовь». Об этом все знали, и если кому-то было плохо, шли к букве «Л» за помощью. Она поила больных этим напитком, «любовью», ведь это самое лучшее лекарство, верно? И все сразу же выздоравливали.

И буква «Л», как обычно, открыла свой шкаф, чтобы достать этот горшочек, но увы, в шкафу было пусто! Горшочка с любовью там не было!

– Ах, что же мне делать? – воскликнула буква «Л». – Как же я смогу помочь букве «О»?

Она побежала к букве «А», которая была самой главной и самой умной в Алфавите и всё знала. Рассказала она букве «А» о том, что произошло, а та сразу же созвала все буквы на совещание и спросила:

– Где найти горшочек с любовью?

Думали буквы, думали, но ничего не могли придумать. Тогда вдруг буква «Я» сказала:

– А может быть нам спросить у Земли?

– У Земли? – удивились все.

– Ну да, у Земли. Она же ведь полна любовью, она всех любит! Вон, какие на ней красивые цветочки, деревья растут, и всех она любит, кормит, и птичек, и рыбок, и зверей, и нас, и ребяток тоже.

– Ну, хорошо, – сказала буква «А», – тогда вы, буква «Л» и буква «Я», идите и спрашивайте, а я пойду по делам, у меня очень много дел!

И она распустила совет и ушла по делам.

А буква «Л» и буква «Я» спустились на самый первый, самый нижний этаж, где жила буква «Я», вышли в сад, который она выращивала. Сели они на травку-муравку под яблоню в саду и давай Землю-матушку спрашивать:

– Земля! Земля! Послушай нас, пожалуйста! Ответь ты нам на вопрос: «Где находится горшочек с любовью, куда он пропал у буквы «Л»?

– Ах, глупенькие вы мои буковки! Ищите горшочек с любовью, а любви то в том горшочке и не было вовсе!

– Как это не было? – удивились наши буквы.

– А так! Эта любовь всё время находилась в сердце у буквы «Л»! Просто оно у неё большое-большое и доброе! И там много любви! И когда она давала другим буквам жидкость из горшочка, то она, жидкость, пропитывалась её любовью и вылечивала другие буквы! И у них тоже, у всех-всех в сердце есть любовь.

Просто те, кому плохо, о ней забыли. Им надо помочь её снова найти.

– Так что же мне сейчас делать с буквой «О», которая там сидит и плачет? – спросила буква «Л»?

– А ты возьми моих листиков от малины, смородины, вишни, ромашки цветы ты сорви, и всё это в чай завари! И буковку «О» напои! Только делай всё с любовью, как и раньше. Помни, она в тебе, а не в том горшочке!

– Спасибо! Спасибо! – весело закричали буквы, нарвали листиков и побежали наверх, в квартиру буквы «Л», где сидела и плакала обиженная буква «О».

И буква «Л» заварила ароматный чай с любовью и с любовью его дала букве «О». И пожелала ей от всего сердца поскорее выздороветь и не плакать никогда!

И буква «О» выпила этот чудесный чай, который весь пропитался любовью – самым хорошим лекарством, и ей сразу стало лучше. Она послушала себя: «О! Мне уже стало хорошо! Внутри меня бьётся сердце, и оно наполнилось любовью!»

Им всем стало сразу весело, стало хорошо. И они запели песни с буквой «Л»:

– Ля-ля-ля! Ло-ло-ло!

Они плясали, кувыркались, играли. А потом наступил вечер и буквы «О» и «Я» ушли в свои домики-квартирки, а буква «Л» легла спать.

И снился ей прекрасный сон: что у всех-всех букв, и всех-всех людей на Земле, у всех мальчиков и девочек сердце наполнилось любовью, лаской, добротою! Что все пели и веселились, и никто никогда больше не болел! Все жили в любви и ласке.

А теперь и ты, дружок, закрывай глазки и засыпай. Я тебя люблю!

Послушай, есть в твоём сердце любовь? Тук-тук, тук-тук… Чувствуешь, как оно бьётся, как тепло в груди? Значит есть там любовь!

В каких словах есть Л.(любовь и ласка). Где они живут?

  1. Развитие фонематического слуха.

А теперь Лунтик и Лиса тоже хотят поиграть с нами.

Поиграем в игру «Хлопни в ладоши, если услышишь новый звук в слове».

Луна, воздух, пол, лиса, рама, стол, ландыш, дом, стул, Юля, малыши, сыр, полка, лейка. Где слышится?

Лунтик принес нам подарок - видео от тетушки Совы про букву Л.

-Назови слова в которых есть звук Л и Л*

Упражнение «Подари подарки».

 Нужно подарить нашим гостям подарки. Если название картинки начинается со звука [л], кому мы подарим этот предмет: Лунтику или лисе?

Дети: Этот предмет мы подарим Лунтику.

А если название картинки начинается со звука [ль], то кому подарим этот предмет?

Дети: Подарим лисе.

Дети закрепляют на магнитной доске картинки под изображением Лунтика и под изображением лисы. Картинки: линейка, лилия, яблоко, вилка, пила, апельсин, сливы, лодка.

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=119646188-38-72&n=21 http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=163885085-39-72&n=21 http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=65401391-43-72&n=21http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=259635028-63-72&n=17http://www.russia-remont.ru/f/catalog/instrument/hand_tools/i_vira_hack-saw_wood_big.jpg

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=154677896-66-72&n=21http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=535180094-51-72&n=21http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=266497175-43-72&n=21

Упражнение «Составь предложение из этих слов». Схема предложений.

Раскраска буквы Л. Нарисуйте солнышко -какое у вас настроение в конце занятия.

 Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Как вы думаете как мы поработали на занятии? Вам понравилось? Что нового узнали?Что понравилось? Что не понравилось?

Все работали активно. Молодцы. Спасибо за занятие.

 -С какими звуками и буквой познакомились?

- назвать слова с мягким звуком [л*], твердым звуком [л]. Лунтик и Лиса благодарят вас за новое знание и прощается с вами. Скажем до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"

В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.

Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...