конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе. Звуковая культура речи. Звуки [Г] и [Г`]
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Севрюк Елена Николаевна

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе. Звуки [Г], [Г`].

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zkr._zvuki_g_g.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Фронтальное логопедическое занятие. Звуковая культура речи.

                                Тема «Звуки [Г], [Г`]»

Цель: развивать фонетико-фонематическую сторону речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи:

 -развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление.

- познакомить детей со звуками [Г[ и [Г`];

-уточнить артикуляцию звуков [Г] и [Г`];

 -учить давать характеристику звуков [Г], [Г`] ( согласный, твердый, звонкий и согласный, мягкий, звонкий);

- закрепить навыки четкого произношения звуков [Г] [Г`]- изолированно, в слогах, словах и предложениях;

-научить дифференцировать звуки [Г], [Г`] на слух и в словах;

-закрепить навык образования слов – антонимов;

-учить звукослоговому анализу слов;

Оборудование и материалы:

Зеркало, магнитная доска, картинка с гномами, картинка с  буквой «Г», маркеры согласных звуков, предметные картинки.

                                                  Ход занятия

Организационный момент.

Ребята, давайте каждый назовет свое имя и первый звук, с которого оно начинается.

  1. Знакомство со звуком.

 Посмотрите, к нам пришли в гости гномы. Гном Гоша в синем колпачке, гном Гена зеленом колпачке. Кто догадался, с какими звуками мы сегодня познакомимся?

Правильно, со звуками [Г] и [Г`]. Гномы Гоша и Гена будут наблюдать, как вы справляетесь с заданиями.

-уточнение артикуляции звуков [Г] и [Г`] ([Г] –кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается неба. Под напором выдыхаемого воздуха, спинка отрывается от неба. [Г`]- кончик языка прижат к нижним зубам, спинка выгнута крутой горкой и касается неба. Под напором воздуха спинка отрывается от неба.

Молодцы ребята. Вы правильно произнесли звуки [Г] и [Г`].

-характеристика звуков [Г] и [Г]. А теперь мы с вами дадим характеристику звуков [Г] и [Г`]. Произнесите звук [Г]. Какой это звук? Гласный и согласный? Правильно, согласный. А как мы его произносим? Твердо или мягко? Твердо. Значит звук [Г] – твердый. А теперь положите ладошки на горлышко и произнесите Г – Г – Г. Что вы чувствуете? Горлышко дрожит или отдыхает? Да, горлышко дрожит. Значит звук [Г] – звонкий. Вывод: звук [Г] – согласный, твердый, звонкий. Он обозначается, синим кружком.

Аналогично дается характеристика звуку [Г`].

[Г`] – согласный, мягкий, звонкий. Он обозначается зеленым кружком.

    1. Дидактическая игра «Хлопай, не зевай».  А теперь гномы проверят, какие вы внимательные. Сейчас я буду называть вам звуки, когда услышите звук [Г] – хлопайте.

Дети хлопают в ладоши, услышав звук [Г]

Г –П – К – Г – Т – К -  Д – Г- М – Д – Г – Н – Б – Г

    2. Речевая зарядка.

Га –гя                    гда-гдя                       гла-гля

Го –Ге                   гдо –гдё                     гло-глё

Гу-гю                    гду-гдю                      глу – глю

Гы –ги                  гды-гди                       глы – гли  

3.Физкульминутка .

Имитация движений по тексту.

Поднимите плечики,

Попрыгайте, как кузнечики.

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко.

Повернитесь вправо, влево,

Приседайте: вниз и вверх.

Вдох и выдох. Тишина.

Поработать нам пора.

4.Дидактическая игра «Наоборот».

 Гномы очень любят говорить все наоборот. Давайте и мы будем говорить с вами наоборот. Например чистый, а наоборот –грязный.

Дети подбирают слова – антонимы

Веселый –грустный                  редкий -густой

Сытый – голодный                   мелкий - глубокий

Шершавый – гладкий              тихий- громкий

5.Дидактическая игра « Подари слово гномам».

Гномам нравится получать подарки. И мы сегодня будем дарить им подарки – слова. Гоше –слова со звуком [Г], Гене слова со звуком [Г`]. Только вы будете отвечать полным предложением. Нпример6 я подарю гному Гоше – гармонь, а гному Гене – гитару.

Дети придумывают слова со звуками [Г] и [Г`]

6.Зукослоговой анализ слов «ноги, губы».

 А сейчас мы выполним звукослоговой анализ слов с новыми звуками. Посмотрите, что изображено на картинке? Правильно, ноги. Сколько слогов в этом слове? Два. А сколько звуков в слове «ноги»? Четыре. Какой первый звук в слове «ноги»? [Н]. Этот звук какой? Согласный, твердый, звонкий. Он обозначается, синим кружочком. А второй? [О]. Это гласный звук. Он обозначается красным кружочком. А третий? [Г`]. Какой это звук? Согласный, мягкий, звонкий. Он обозначается зеленым кружочком. Последний, четвертый? [И]. Это гласный звук. Обозначается красным кружочком. Молодцы. А теперь разберем слово «губы».

Пальчиковая гимнастика. 

Массируют подушечки пальцев.

Это – пальчик мой большой,

Он с широкою душой.

Это –указательный,

Умный и внимательный.

Это – пальчик средний,

Выше, чем соседний.

Это – безымянный,

Он немножко странный.

И мизинчик маленький,

Смелый да удаленький.

7. Работа в тетради № 2 Нищевой Н.В.

Сегодня мы познакомились с вами со звуками [Г] и [Г`]. А вы знаете, что звуки [Г] и [Г`] живут в букве «Г». Живут дружно, никогда не сорятся. Давайте мы раскрасим букву «Г» двумя цветами синим и зеленым.

Дети раскрашивают букву  «Г» двумя цветами. Синим и зеленым.

Почему мы раскрасили букву «Г» синим и зеленым цветом? Ответы детей.

Итог занятия. С какими звуками мы сегодня познакомились? Мы сегодня познакомились со звуками [Г] и [Г`]. Что такое звуки? Звуки – это то, что мы слышим и произносим.

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Звук и буква А»

Цель – познакомить детей со звуком и буквой А.Программные задачи:        Коррекционно-образовательные задачи:- учить выделять звук А из состава слова;- познакомить д...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по фонетике с использованием компьютерных технологий. Тема: Звуки «З-Зь».

Цели занятия: 1.     Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З и Зь2.     Учить  дифференциации звуков З и Зь в слогах, словах и предложен...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по формированию произносительной стороны речи "Звук Г"

Предлагаю конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по формированию произносительной стороны речи "Звук Г".  Занятие проводится в 3 периоде в старшей группе с детьм...

Конспект занятия в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»

Создание условий для слухового восприятия детей звуков з – ж. Учить различать на слух звуки З и Ж, определять позицию звука в словах. Упражнять в четком, внятном произнесении слог...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР "Звук и буква Ф"

Данный конспект поомжет учителям-логопедам при проведении фронтального занятия....