конспект НОД "Звуки и слова"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

формирование правильной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе:

«Звуки и слова»

Цель: формирование грамматически правильного строя речи детей подготовительной группы

 Задачи:

  1. Объяснить детям, что наша речь состоит из слов.
  2. Вырабатывать внимание и прививать интерес к звучащему слову.
  3. Учить подбирать родственные и аналогичные слова.
  4. Учить подбирать прилагательные и глаголы к словам, обозначающим названия игрушек, согласовывать их в роде и числе.
  5. Тренировать в подборе подходящих по смыслу слов к картине при определении их названия.

Методические приемы:

  1. Сюрпризный момент
  2. Образцы слов
  3. Поисковые и наводящие приемы
  4. Использование магнитофонных записей
  5. Игровые элементы
  6. Подведение детей к выводам
  7. Хоровые и индивидуальные ответы
  8. Физкультминутки
  9.  Подведение итогов

Дифференцированный подход:

ВУ – подбирают родственные и аналогичные слова самостоятельно

СУ - подбирают родственные и аналогичные слова при помощи наводящих вопросов воспитателя

НУ – повторяют за сверстниками подобранные ранее родственные слова, аналоги, прилагательные и глаголы


Ход НОД

Действия воспитателя

 

Действия детей

Приветствие «Вот и сели снова в круг»

-Вот и сели снова в круг,

Слева друг, и справа друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Звучит магнитофонная запись: на ней слышатся капельки дождя, шум ветра, пение птиц.

-Ребята, что за чудесные звуки наполнили нашу группу сегодня? Что вы услышали?

-Молодцы ребята, а теперь я предлагаю вам закрыть глазки и послушать внимательно, какие еще звуки могут жить в нашей группе (воспитатель сминает бумагу, роняет деревянный кубик, дует в свисток)

-Правильно, ребята, мы слышим различные звуки. Мир полон звуков, и мы можем назвать их словами. Вся наша речь состоит из слов. Вот к нам в гости пришел плюшевый мишка. Как мы можем его назвать?

-Вот сколько слов и все они про нашего мишку. Давайте расскажем про него, какой он?

-А что он сейчас делает?

-А в лесу что он делает?

-Как вы думаете, мишка любит играть?

-Так давайте с ним поиграем.

Дети стоят в кругу, воспитатель бросает им мяч, называя при этом слово. Дети должны отбросить мяч назад воспитателю, назвав при этом однокоренное слово.

-Кот

-Зима

-Молодцы ребята, а вы слышите какие-то звуки?

-Кто же спешит к нам в гости? (воспитатель выносит куклу)

-Вот и куколка пришла к нам гости и тоже хочет, чтобы дети рассказали о ней что-то интересное. Как мы можем ее называть?

-Какая наша Машенька?

-Что Машенька делает?

-Молодцы ребята, вы сказали много слов, и мы многое узнали о мишке и кукле. Я сейчас задам вопрос, а вы должны ответить на него одним словом.

-Кто ты Арина?

-А как Дима может назвать себя одним словом?

-Вот видите, как можно по-разному сказать про одного и того же человека.

Маша пришла к нам не с пустыми руками, что же она принесла?

Что изображено на картине?

Правильно, а можем мы назвать эту картину одним словом?

-Давайте попробуем, какое название можно дать картине?

Посмотрите, ребята на картине собирают букетики из опавших листьев, значит какое время года изображено на картине?

Верно, а мы можем назвать так картину?

-Вот видите, всего одним словом мы смогли назвали целую картину на которой детки играют, гуляют и собирают осенние листочки.

-Давайте вспомни, кто к нам приходил в гости?

-Что принесла куколка нам?

-А что было самым трудным?

-Да это было сложно, но вы справились, и мы назвали картину словом «Осень», а из чего же состоят слова?

-Молодцы. Давайте попрощаемся с мишкой и куклой, и пригласим их еще к нам в гости.

Дети, проговаривая слова, берутся за руки и дарят всем улыбки.

-Капает дождь, птички поют, дует ветер.

-Шуршит бумага, что-то упало, свистел свисток.

-Мишутка, мишенька, медвежонок, медведь.

-Мохнатый, плюшевый, добрый, мягкий.

-Сидит, смотрит, улыбается

-Спит в берлоге, лапу сосет, ест малину.

-Да

-Котеночек, котик

-Зимний, зимующий

-Да, это кто-то стучится

-Кукла Маша

- Машенька, куколка, кукла Маша.

-Красивая, нарядная, добрая

-Играет с нами, гуляет, спит.

-Человек. Девочка.

-Сыночек

Картину.

Дети гуляют, играют, бегают, на улице осень.

Да.

-Прогулке

-В садике

-Осень

-Да

-Мишка и кукла Маша

-Картину

-Дать название картине одним словом

Из звуков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Доброе слово"

Конспект занятия по программе "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте" для младшей группы....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ЦЕПОЧКА СЛОВ»

Занятия для развития речи, хорошо развивает восприятие звуков....

Конспект занятия "Волшебные слова"

Конспект логопедического занятия направленного на эстетическое вопитатние детей в подготовительной группы...

Конспект НОД "Живое слово" (слово, предложение)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по реализации задач образовательных областей «Коммуникация» (развитие речи: обучение грамоте), «Познание», «Социализация»в подготовительной группе...

План - конспект "Знакомство со словом"

Обучение грамоте.Познакомить детей с  термином "СЛОВО".Развивать фонематический слух....

Конспект логопедического занятия "Слова-действия"

Конспект логопедического занятия, проведенного в старшей группе для детей с ТНР...

Конспект занятия "Вежливые слова и хорошие манеры"

Конспект для детей младшего дошкольного возраста по теме "Этикет для малышей". К конспекту прилагается  детская презентация ....