Главные вкладки

    Конспект занятия в подготовительной группе " Путешествие в Страну букв".
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

    Перминова Галина Георгиевна

    Конспект занятия

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл puteshestvie_v_stranu_bukv.docx16.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в Страну букв»,

    посвященный Дню славянской письменности и культуры.

     Программные задачи: познакомить детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием. Расширять представление детей о культурном наследии нашего народа. Развивать творческие способности, воображение, внимание, память. Содействовать развитию интереса, любви к книге.

    Ход образовательной деятельности.

    Воспитатель:

          Здравствуйте, дорогие, ребята!

    Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие.

    А на чём можно путешествовать?

    Мы отправляемся в путешествие  на паровозике «Букашка»

    (звучит музыка, дети строятся в колонну, «паровозиком»), паровозик отправляется и останавливается в сказочном лесу.

    Звучит музыка леса.

    Воспитатель: 

    Мы прибыли в Волшебную страну.

    Посмотрите вокруг, что необычного в этом сказочном лесу?

    (на ветках висят буквы)

    -Ребята, а вы догадались в какую страну мы попали?(В Страну букв)

    В этой стране много интересных станций.

    (предлагается детям сесть на стулья)

    Воспитатель:

    На новую  станцию  мы спешим.

    Путь сегодня нам открыт,

    Опоздать никак нельзя,

    Отправляемся друзья!

    (Воспитатель с помощью ребенка открывает волшебный сундук с названием станции)

    АБВГДейка

    Воспитатель:

         Ребята, на этой станции живут разные буквы.

     А где же они?

     (выходят дети - буквы)

     Буква А:

    Всем известна буква А .

    Буква очень славная.

    Да к тому же буква А

    В алфавите главная.

    Буква О:

    Буква О - луна и солнце,

    В доме круглое оконце,

    И часы и колесо-

    И это, кажется, не все.

    Буква Б:

    Веселый толстый клоун

    Играет на трубе.

    На этого пузатого

    Похожа буква Б.

    Буква В:

    В - буква очень важная,

    Воображала страшная.

     Грудь колесом, живот надут,

    Как будто нет важнее тут.

     Воспитатель: 

        А мы отправляемся путешествовать дальше по Стране букв.

    Мы приблизились к новой станции .

    Прочтите название станции.

    Дети читают «Игровая».

    Сейчас мы с вами поиграем.

    (Дети делятся на две команды и из букв составляют слова: Родина, мама)

     Воспитатель: 

        А наше путешествие продолжается дальше по Стране букв.

    Мы приблизились к новой станции .

    Прочтите название станции.

    Дети читают «Историческая».

    -Ребята, а что такое история?(ответы детей)

    Ребёнок в русском народном костюме:

     Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.  

    А грамоты не ведали, не умели книги читать и письма писать.

    Воспитатель: Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности.  Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.

         Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.

         Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

    (Демонстрация наскальных рисунков)

         Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди.  Это первые шаги человека к  созданию письменности. Постепенно люди  стали заменять рисунки символами.

    (Демонстрация наскальных символов-букв)

         Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному.

         Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.

    (Иллюстрация с изображением Кирилла и Мефодия)

     И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Жили они на границе государства Византия и славянской земли в городе Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать - это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело!

     (Изображение первых книг)    

         В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного».     Книги на Руси были очень дорогими. Их делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мёд.

     (Изображение: Берестяные грамоты)

         На Руси долго использовали и  другой материал для письма – бересту. (Показ бересты)

    Знаки на бересту наносились костяным стерженьком – писало.    Первые книги были рукописными. 

    Рукописи держали на коленях, в руках - гусиное перо, которое они обмакивали в баночку с чернилами.

    (Показ пера)

     Красными писались заглавные, а черными все остальные буквы. Отсюда название «красная строка» - начало текста. Богато украшенные переплетами из кожи, сверкающие золотом, серебром и драгоценными камнями, книги считались большой ценностью, их берегли.

    А затем Иван Федоров придумал печатный станок и книги стали печатать. Появились печатные машинки.(Показ печатной машинки)

     На этой станции мы встретим   буквы,   которые были раньше. Вот они.

    (Выходят славянские буквы)

    1. ребёнок

    Раньше азбука у нас

    Начиналась с буквы («азъ»)

    1. ребенок

    С нее начинаются все науки.

    А за азом следует  («буки»)

    1. ребенок

    Интересно жить на свете,

    Если ведать, знать. Иначе  ( «веди»).

    ( Нас, порой, страшат как медведи,

    Аз, буки и веди…)

    4 - ребенок

    О нашей мудрой азбуке

    Наш разговор зашел.

    Четвертая буква кириллицы («глагол»)

    1. ребенок

    В мир неси свое душевное тепло.

    Этому нас учит буква  («добро»)

     Доброта - лучшая черта характера человека.

    Добрым быть совсем непросто,
    Не зависит доброта от роста,
    Не зависит доброта от цвета,
    Доброта - не пряник, не конфета.

    Только надо очень добрым быть,
    Чтоб в беде друг друга не забыть.
    И народы будут жить дружней,
    Если будем мы с тобой добрей.

    Воспитатель:

    Воспитатель: Мы добрались до  новой станции.

    Прочтите название станции.

     «Загадкино».

    (Воспитатель достает сундук, а в сундуке загадки)

    На этой станции живут загадки.

    Я вам буду загадывать загадки, кто отгадает загадку, тот найдет отгадку.

     Загадка первая: 33 сестрички сели на странички.

    Сели рядком, не молчат, нам загадки говорят.

    Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ.    (Буквы)

    С этой буквы начинаются

    «Арбуз» и «Альманах».

    Она нам всем встречается

    Почти во всех словах. (Буква «а») 

    Если букву потерять,

    Гусь не сможет ГоГотать,

    Гавкать пес цепной не сможет.

    Что за буква? Кто поможет? (Буква «г»)

    Еж под елкой задремал,

    Кто-то зверя обокрал:

    Вместо «Ёжика» лишь «жик»

    Возле деревца лежит.

    Там, где клены у леска,

    Стала «Ёлка» просто «лка».

    Ну же? Кто из вас узнал,

    Что за букву ёж проспал? (Буква «ё»)

    «Юла», «Юпитер», «Юг», «Юннат».

    Кто мне ответит из ребят,

    Какая буква чаще всех

    Встречается в названьях тех?

    Ну, отвечать я вам велю!

    Конечно, это... (буква «ю»)

     Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно.

    Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней.   (Книга)

    Первую книжку, где буквы ты изучаешь,

    Как ты ее называешь?                                                  (Букварь)

    Воспитатель:  Ребята, русский народ сочинил  пословицы о пользе учения.

    В чём смысл пословиц.

    Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

    Без муки нет и науки.

    Ученье –свет,а неученье – тьма

    Интерактивная игра

    Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу.

    Итог.

    -В какую страну мы совершили путешествие?

    -Назовите имена святых учителей, составивших азбуку.

    -Что использовали люди для письма в древности?

    - Зачем нужно учить буквы?

    Наш паровоз отправляется в детский сад.

    Дети исполняют песню «Азбука»

    (Звучит музыка, дети строятся в колонну и отправляются в детский сад)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну весны»

    Конспект занятия в подготовительной группеТема: «Путешествие в страну весны»...

    Конспект занятия в подготовительной группе "Путешествие в Страну Математики"

    Непосредственная организованна деятельность  детей подготовительной группы по развитию математических представлений ....

    Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики»

    Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях....

    Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну гласных и согласных звуков». Лексическая тема: «Осень».

    Цели занятия:1. Развитие навыков слогового и фонематического анализа, фонематических представлений.2. Расширение и уточнение словаря по теме "Осень".3. Продолжать учить образовывать существительные во...

    Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики».

    Цель:   Обобщить и систематизировать знания  детей  по теме «Числа от до 10»; Задачи:Обучающие:1. Закреплять умения детей пользоваться  прямым и обратным счетом в предела...