Программа дополнительного образования "АБВГДЕЙКА"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)

Дополнительная общеразвивающая программа для детей "АБВГДЕЙКА" (раннее обучение чтению средствами игровых упражнений) для детей старшего дошкольного возраста (возраст 6-7 лет) (программа расчитана на 1год обучения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_abvgdeyka.docx61.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 75 комбинированного вида

Калининского  района

Санкт-Петербурга

Принята                                                                                                                   «Утверждаю»         Педагогическим советом                                                               Заведующая ГБДОУ д/с №75                                                 «___»_____________20___г.                                                        ___________ И.В. Дергунова                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Протокол №_______

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ                                                                    ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ                                                                                                                                                                                                                                                                «АБВГДЕЙКА»                                                                                                                                           (раннее обучение чтению средствами игровых упражнений)                                                                 для детей старшего дошкольного возраста                                                                                                 (возраст 6-7 лет)                                                                                                                                   (программа рассчитана на 1 год обучения)

                                                                                              Автор:

Евстратова Елена Николаевна

 

Санкт-Петербург

2018 год

Содержание

1.

Пояснительная записка.                                                                                                                            

3-4

2.

Учебно – тематический план.

5-6

3.                                                                                                                  

Содержание программы «АБВГДЕЙКА»    (раннее  обучение  чтению средствами игровых упражнений) для детей старшего дошкольного                                                                                                                                                                возраста (подготовительная группа).

7-14

4.

Методическое обеспечение программы «АБВГДЕЙКА»                                                                                                      (раннее обучение чтению средствами игровых упражнений).

15-17

5.

Список использованной литературы.

18

                                                                                                                                                                                                                                                                         

Пояснительная записка

         Развитие речи детей – одно из важных направлений гармонично развитой личности. Приобщая детей к истокам русского народного творчества через игровые формы деятельности – сказки, стихи, загадки, пословицы, потешки, скороговорки, крылатые выражения – дети пополняют и обогащают свой словарный запас. Словесно описывая предмет или природное явление, ребёнок развивает и тренирует своё внимание, память, мышление, воображение и смекалку. Поэтому я большое внимание уделяю слову, звукобуквенному анализу, провожу фонетическую характеристику звуков.                                                                                                 Обучение чтению происходит постепенно от звука к букве, от буквы к слиянию – слогу, от слога к слову и предложению. В 6-7 лет у детей вырабатывается осознанное отношение к языку, они овладевают первоначальными навыками чтения, печатают слова  используя  буквы.                       Одной из важных составляющих успешного обучения является хорошо развитая мелкая моторика, поэтому, занимаясь с детьми, широко использую упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.

  • Цель: обеспечить познавательное развитие личности ребёнка и формирование первоначальных навыков чтения игровыми тренировочными упражнениями.
  • Задачи:
  • формирование познавательной мотивации, интереса к родному русскому языку и процессу обучения в целом                                                                                                                                
  • развитие звукобуквенного анализа                                                                                                                
  • развитие фонематического восприятия                                                                                        
  • формирование первоначальных навыков чтения                                                                          
  • подготовка руки ребёнка к письму                                                                                              
  • формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение,  классификация, аналогия) при работе со словом (фонетический разбор)                                      
  • развитие речи, умение строить предложения от четырёх до шести слов (от простого к сложному )

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы.                   Особое внимание уделяю углублённому обучению грамоте (звук, буква, слово, предложение), развитию способностей, позволяющих ребёнку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, преодолевать проблемные моменты, осознанно относиться к собственной деятельности. Усвоению материала способствует позитивный настрой детей и их растущая самооценка. Дети участвуют в действии всегда в качестве положительных героев. Причём, если у конкретного ребёнка что-то даже не получилось, то результат работы всей группы всегда положительный (по ходу сюжета кого-то спасли, кому-то помогли).

   Занятие включает в себя тренировочные игровые упражнения, объединённые единой темой. Переход от одного игрового момента к другому осуществляется с помощью физкультминуток, упражнений по тренировке мелкой моторики рук, упражнений на внимание.                                        В программе предусмотрена не только работа в группе, но и выполнение индивидуальных заданий.

Программа разработана для детей от 6до 7 лет. Рассчитана на 1 учебный год.  Занятия проводятся вне времени, отведённого для занятий по основной образовательной программе в пределах режима работы детского сада, во второй половине дня. Программа включает в себя 64 занятия. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Длительность занятий составляет 30 минут.

К концу года основным результатом должно стать:                                                                         

  • формирование  у детей интереса к познанию, их продвижение в развитии познавательных процессов, внимания, памяти, речи, мыслительных операций                                                        
  • формирование первоначальных навыков чтения

  • К концу года дети должны различать на слух:                                                                                                            
  • речь состоит из звуков                                                                                                              
  • звуки делятся на две группы (гласные, согласные), уметь доказывать, почему?                      
  • звуки мы слышим и произносим, на письме звуки обозначаем буквами
  • согласные звуки парные, непарные, звонкие, глухие
  • определять твердые и мягкие согласные

  • Должны уметь:
  • Развивать фонематический слух:
  • различать звуки и буквы русского алфавита                                                                              
  • правильно произносить в речи звуки и буквы                                                                                
  • узнавать и называть звуки, графически обозначать звуки в схемах слов определённым цветом                                                                                                                                                      
  • классифицировать звуки по твёрдости/ мягкости                                                                              
  • определять место заданного звука в слове                                                                                      
  • определять и сравнивать  количество звуков и букв в слове                                                                      
  • подбирать слова на заданную схему, звук, букву                                                                                        
  • читать слияния-слоги, слова, делить слова на слоги, ставить ударение в слове, проводить звуковой анализ слов (фонетический анализ)                                                                                                                                                              
  • читать односложные, двусложные и трёхсложные слова, предложения, небольшие тексты                                                                                                                                                    
  • графически обозначать предложение, печатать букву, слияние-слог,  слово                                                                  
  • интонационно определять предложение по цели высказывания, преобразовывать повествовательное предложение в вопросительное, в восклицательное

Формы подведения итогов: индивидуальные консультации.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

п/п

Тема  (раздел). Основные задачи.

Количество часов.

всего

теория

практика

1

Гласные и согласные звуки и буквы.

Формировать умение различать гласные  и согласные звуки и буквы.

 Уточнить представление о том,  что гласные звуки поются и тянутся и выдыхаемый воздух во рту не встречает преграды, согласные не поются.

Развивать фонематический слух, при помощи тренировочных упражнений (игра со словом) (фонетический анализ слова)

4ч.

1ч.

3ч.

2

Игры со словом и предложением.                               Осень. Овощи. Фрукты. Домашние животные.   Дикие животные». «Игрушки.                                                                          Развивать фонематический слух, при помощи тренировочных упражнений (игра со словом) (фонетический анализ слова).                                                                      Дифференцировать согласные по твёрдости и мягкости, звонкости и глухости.                               Формировать первоначальные навыки чтения.

6ч.

2ч.

4ч.

3

Жанры устного народного творчества.

Формировать  у детей интерес к познанию, их продвижению в развитии познавательных процессов, внимания, памяти, речи, мыслительных операций.                                                        

Оценивать поступки литературных героев с нравственной точки зрения; развивать умение с помощью мимики, жестов, интонации создавать выразительные образы.

Развивать фонематический слух, при помощи тренировочных упражнений (игра со словом) (фонетический анализ слова)

Формировать первоначальные навыки чтения.

5ч.

2ч.

3ч.

4

Зима. Новый год. Транспорт. Профессии.    Закрепить представления о признаках зимы. Поощрять желание читать стихи, загадки  передавая интонации повествования, радости.                                    Формировать представление о русских народных праздниках. Дать представление о том, как отмечали новогодние праздники наши предки: водили хороводы, пели, плясали. Играли в весёлые игры. Закреплять знание названий видов транспорта;                                                              - закреплять знание обобщающих понятий: городской, наземный, подземный, водный, воздушный транспорт.                                                       Закрепить знание правил безопасного поведения на улице.                                                                                       Обобщить знания о профессиях людей.                             Уточнить знания о профессиях родителей.            Развивать фонематический слух, при помощи тренировочных упражнений (игра со словом) (фонетический анализ слова)                                   Формировать  первоначальные навыки чтения.

5ч.

2ч.

3ч.

5

Весна. Природные явления. Чтение Ф.Тютчев «Люблю грозу в начале мая» Лес. Птицы.            Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Дятел» 8 марта. Т.Шорыгина «Встану утром рано»                       Формировать  у детей интерес к познанию.                    Закрепить знание о весенних явлениях природы;                         - уточнить  и расширить представление об изменениях в жизни растений, птиц, насекомых и диких животных.                                                              Упражнять в составлении предложений, поощрять желание  читать стихи, загадки, пословицы, разгадывать ребусы и кроссворды                                      Развивать мелкую моторику руки (упражнения для пальцев и кистей рук) по формированию графических навыков. Развивать фонематический слух, при помощи тренировочных упражнений (игра со словом) (фонетический анализ слова)                                  Формировать  первоначальные навыки чтения.                                                                    

6ч.

2ч.

4ч.

6

Лето. Страничка для чтения  В.Даль «Старик-годовик» Ребусы. Кроссворды. Скоро в школу.                                                                                               

Закрепить знание о летних явлениях природы;                         - уточнить  и расширить представление об изменениях в жизни растений, птиц, насекомых и диких животных.                                                              Упражнять в составлении предложений, обозначать графически, изменять интонационно.

Поощрять желание  читать стихи, загадки, пословицы, разгадывать ребусы и кроссворды                                      Развивать мелкую моторику руки (упражнения для пальцев и кистей рук) по формированию графических навыков. Развивать фонематический слух, при помощи тренировочных упражнений (игра со словом) (фонетический анализ слова)                                    Формировать  первоначальные навыки чтения.                                                                    

6ч.

2ч.

4ч.

Всего за год: 32 часа


          СОДЕРЖАНИЕ

п/п

число

Название темы

Цели

Краткое описание темы

  1.

2.

01.10

03.10

Звуки  и буквы  (закрепление).

Способствовать развитию звукобуквенного анализа.

Вспомнить  гласные и согласные звуки и их условные обозначения – красный, синий, зелёный квадраты.

Учить определять место звука

  в словах.

 Вспомнить графическое начертание букв.

Игровые упражнения:

«Буквы рассыпались, составь слово»,

«Напиши букву, которая обозначает первый звук в слове», «Кто внимательный», «Физминутка – игра                       « Аист», «Прочитай слова, вставь пропущенную букву получи новое слово»,

«Отгадай загадку, напиши отгадку». Составь пословицу и прочитай её.

  3.

  4.

 

08.10

10.10  

Слова и слоги  (закрепление).

Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха. Вспомнить единицы слова ( звук, слог). На письме звуки обозначаются буквами.

Совершенствовать умение делить слова на слоги хлопками , шагами.

 Прочитай пословицы и объясни смысл пословиц. Игровые упражнения:

«Соедини слоговые кубики так, чтобы получились слова»,

«Определи место звука в слове», «Кто внимательный», «Физминутка – игра  «Слушай, делай»,

«Определи количество слогов в названии животных хлопками, шагами»,

«Схема, слово».

  5.

  6.

 15.10

 17.10

Предложение (закрепление).

Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха.

Дать понятие, что предложение выражает законченную мысль.

По интонации предложения могут быть повествовательными, вопросительными, восклицательными.

Игровые упражнения:

«Допиши предложение, сосчитай количество слов в нём»,

«Слово, схема»

«Придумай предложение по картинке и обозначь его графически»,

 «Физминутка – игра «Паровоз»,

Тренировочные упражнения по интонации произношения.

7.                      8.

22.10.

24.10

Графические навыки (закрепление).

 Развитие моторики руки. Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха.

Закрепить навыки интонационного произношения предложения.

Игровые упражнения:

«Нарисуй домик» «Подскажи словечко», «Придумай предложение, задай разную интонацию»

«Загадки, предметы, схемы»

«Физкультминутка – игра

« Мы бегаем кругом»,

«Продолжи узор»

 9.                   10.

06.11

08.11

Осень.                                                

Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха.

Формировать умение читать небольшие тексты, беседовать по содержанию, печатать слова  по теме.  Закреплять знания о гласных и согласных звуках и буквах. Поощрять желание играть в слова.

 

Игровые упражнения:

«Подскажи словечко»,

«Фонетический разбор слова осень»

«Чтение текста про осень»

«Физкультминутка –  по желанию детей»,

«Буквы рассыпались - Собери название осеннего месяца»,

Прочитаем пословицы об осени. Объясним смысл.

11.

12.

 12.11

 14.11

Овощи.

Способствовать развитию звукобуквенного  анализа.

 Формировать умение читать, печатать слова  по теме.

 Закреплять знания о гласных и согласных звуках и буквах.

Читать загадки.

Игровые упражнения:

«Напиши название картинки одним словом», «Составь схему слова «овощи»

«Согласные звуки р, рь»

«Физкультминутка –игра «влево, вправо»,

«Читаем загадку и пишем отгадку»,

«Раздели правильно».

13.           14.

19.11      21.11.

Фрукты.

Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха.

Формировать умение читать, печатать слова  по теме.

Закреплять знания о гласных и согласных звуках и буквах.

Поощрять желание разгадывать кроссворд.

 

Игровые упражнения:

«Загадки и отгадки»,

«Фруктовый кроссворд», «Определи место звука в слове»

«Физкультминутка – игра

 « Мишка косолапый»,

«Графическое изображение фруктов»

  15.

  16.

26.11.

28.11.

Игрушки.

Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха.

 Формировать умение читать, печатать слова  по теме.

 Закреплять знания о гласных и согласных звуках и буквах.

Поощрять желание читать и разгадывать загадки.

 Игровые упражнения:

«Напиши название картинки одним словом»,

«Найди гласные звуки, обозначь на схеме»,

«Раздели слово на слоги»,

«Физкультминутка – игра «Зайка»,

«назови названия этих игрушек»,

«Обозначим на письме названия  игрушек»,

«Подскажи словечко».

17.

18.

03.1205.12

В мире книг.

Способствовать развитию

звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха.

Познакомить с жанрами устного народного творчества.

 Отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения.

Вспомнить правила бережного обращения с книгой.

Называть слова с заданными звуками.

Игровые упражнения:

 «Отгадай загадку»

 «Закончи предложение». Чтение пословиц о книге.

 «Физкультминутка – по желанию детей»,

«Узнай сказку по иллюстрации, напиши её название».

«Кто больше (назвать слова с заданными звуками: (А, О, У,Т,К)».

«Загадка из какой  сказки»

19.

20.

11.12.

13.12.

Зима.

Вспомнить жанры устного народного творчества.

Поощрять желание отгадывать загадки.

Фонетический разбор слов «зима, снежинки».

Способствовать развитию интереса и способностей к чтению.

Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха.

Игровые упражнения:

«Загадки и отгадки о зиме»,

«Фонетический разбор – подбери схему к слову снежинки»

«Физкультминутка –  игра

« Влево, вправо»,

«Придумай предложение из 3х слов по сюжетной картинке и напечатай»

21.

22.

17.12.

19.12.

Домашние животные.                

Формировать умение читать небольшие тексты, беседовать по содержанию, печатать слова  по теме.  Закреплять знания о гласных и согласных звуках и буквах. Поощрять желание отгадывать загадки.

Игровые упражнения:

«Загадки о домашних животных - подскажи словечко»,

«Фонетический разбор слов: свинка, козёл, кошка»

«Закрась правильно»,

 «Физкультминутка –  игра «Вороны»,

 «Животные и детёныши»,

«Учимся читать текст (К.Д.Ушинский «Васька»).

23.

24.

25.12.

27.12.

 Новый год.

Рассказать как люди готовятся к новому году. Чтение текста, рассматривание иллюстраций. Способствовать развитию интереса и способностей к чтению.

 Игровые упражнения:

«Слоговые листочки»,

«Напиши письмо Деду Морозу»

«Физкультминутка –  по желанию детей»,

«Отметь цифрами 1, 2, 3,4 по порядку. Как ёлочка попала в дом»

«Нарисуй ёлочные игрушки-шарики»

25.

26.

09.01.

11.01.

Дикие животные.

Способствовать развитию графических навыков.

Расширять знания и представления об окружающем мире.

Способствовать развитию графических навыков.

Поощрять желание разгадывать кроссворд.

 Игровые упражнения:

«Загадки о диких животных - подскажи словечко»,

«Фонетический разбор слов: жираф, волк. белка»

 «Физкультминутка –  по тексту стихотворения»,

«Загадка про зайчика»,

«Нарисуй зайке ушки»

27.

28.

14.01.16.01.

Чтение «Лиса Патрикеевна»

Способствовать развитию интереса и способностей к чтению.

Читать пословицы и поговорки, объяснять их смысл.

Познакомить с рассказом К.Д.Ушинского «Лиса Патрикеевна».

Самостоятельное чтение детьми вслух (жужжащее чтение).

Беседа по содержанию рассказа.

Игровые упражнения:

 «Раздели на слоги первую пословцу»,

 «Физкультминутка –  игра «Пальчики»,

 Тренировочные упражнения «Подели на слоги 2 предложения в тексте рассказа»

«Покажи движения лисы»,

«Словесно опиши внешний вид лисы»

29.

30.

21.01.23.01.

Чтение «Лошадка».  Потешки  «Как у нашего кота» заучивание

Способствовать развитию интереса и способностей к чтению.

Познакомить с рассказом К.Д.Ушинского «Лошадка» Самостоятельное чтение детьми вслух (жужжащее чтение).

Беседа по содержанию рассказа.

Помочь заучить потешки

Игровые упражнения:

«Делим слова на слоги хлопками и шагами»,

 «Физкультминутка –  игра «Аист»,

Заучивание «Как у нашего кота с показом»,

«Читай и записывай знаками».

31.

32.

28.01.

30.01.

Чтение пословиц о сказке.

Способствовать развитию интереса и способностей к чтению.

Помочь объяснить смысл пословиц.

Вспомнить сказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка».

Способствовать развитию графических навыков.

Игровые упражнения:

«Прочитай пословицы»,

«Узнай сказку по сюжетной картинке п и напиши её название»

«Физкультминутка –  игра «Карусель»,

«Подскажи словечко»,

«Нарисуй Курочку Рябу, как показано на рисунке»

33.

34.

05.02.

07.02.

Русские народные сказки «Как аукнется, так и откликнется»,  «Лиса и козёл».

Способствовать развитию интереса и способностей к чтению.

Вспомнить жанры устного народного творчества. Познакомить с русскими народными сказками «Как аукнется, так и откликнется»,  «Лиса и козёл».

Игровые упражнения:

«Буквы  рассыпались - составь название сказки (Лиса и козёл)»,

 «Физкультминутка –  игра «Паровоз»,

«Подскажи словечко».

35.

36.

12.02.

14.02.

Транспорт.

Способствовать развитию интереса и способностей к чтению.

Поощрять желание читать и отгадывать загадки.

Фонетический разбор слов - транспорт, вертолёт. «Способствовать развитию графических навыков.

Игровые упражнения:

«назови одним словом и запиши»,

«Допиши последнее слово в конце стихотворения»

Фонетический разбор слов транспорт, вертолёт.

«Физкультминутка –  игра «Кузнечики»,

«Нарисуй вагончики как показано на рисунке»

37.

38.

18.02.

20.02.

Профессии.

Способствовать развитию интереса и способностей к чтению.

Поощрять желание читать предложения и добавить словечко.

 Фонетический разбор слов – художник, врач.

Анализ предложения по интонации.

Игровые упражнения:

«Прочитай и добавь словечко»,

«Узнай, на какой слог падает ударение»

 «Физкультминутка – игра «Вороны»,

«Измени интонацию предложения»,

«Помоги Антошке поделить слова на слоги».

39.

40.

25.02.

27.02.

Весна.

Способствовать развитию интереса и способностей к чтению.

Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха.

Закреплять умение делить слова на слоги и выделять ударный слог.

Поощрять желание разгадывать загадки, решать  ребусы и читать пословицы.

Игровые упражнения:

«Отгадай загадку»,

«Отгадку соедини с картинкой»,

 «Физкультминутка – игра  «Очень трудно так стоять…»,

«Читаем текст «Пришла весна…»,

«Буквы рассыпались».

41.

42.

04.03.

06.03.

8 марта. Т.Шорыгина «Встану утром рано»

Способствовать развитию интереса и способностей к чтению.

Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха.

Закреплять умение делить слова на слоги и выделять ударный слог.

Поощрять желание разгадывать ребусы и читать пословицы. Способствовать развитию графических навыков.

Игровые упражнения:

«Прочитай стихотворение»,

«Напиши поздравление»,

«Нарисуй букет»,

«Физкультминутка – игра «Часы»,

«Читаем отрывок из стихотворения».

«Решай  ребусы по первому звуку, обозначь на письме буквой и прочитай пословицу»

43.

44.

12.03.

14.03.

Лес.

Способствовать развитию графических навыков.

Способствовать развитию интереса и способностей к чтению.

Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха.

Закреплять умение делить слова на слоги и выделять ударный слог.

Поощрять желание  отгадывать загадки.

Игровые упражнения:

«Напиши, какие ещё животные живут в лесу»,

«Отгадай загадки, запиши отгадки»

 «Физкультминутка – игра  «Зайка серенький сидит»,

«Нарисуй грибы и жёлуди».

45.

46.

19.03.

21.03.

Птицы.            Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Дятел»

Способствовать развитию интереса и способностей к чтению.

Совершенствовать навык чтения.

Чтение загадок о птицах.

 Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха.

Закреплять умение делить слова на слоги и выделять ударный слог.

Поощрять желание  отгадывать загадки.

Познакомить  с рассказом                   К.Д. Ушинского «Дятел»

Игровые упражнения:

«Придумай название по картинке одним словом»,

 «Отгадай загадки»,

 «Физкультминутка – игра «Птички в домике сидят»,

«Закончи предложение»

 «Графическое изображение птиц»».

47.

48.

26.03.

28.03.

Страничка для чтения  В.Даль «Старик-годовик»

Способствовать развитию интереса и способностей к чтению.

Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха.

Закреплять умение делить слова на слоги и выделять ударный слог.

Вспомнить рассказ В.Даля «Старик-годовик» .

 Первичное чтение воспитателем. Затем читают дети вслух (жужжащее чтение).

Беседа по содержанию.

Поощрять желание  разгадывать кроссворды.

 Способствовать развитию графических навыков.

Игровые упражнения:

 «Прочитай пословицы и поговорки»,

«Скажи, почему так говорят»,

 «Физкультминутка – игра «Карусель»,

«Я читаю»

49.

50.

02.04.

04.04.

Ребусы.

Поощрять желание  детей решать ребусы и читать полученные слова.

Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха.

Закреплять умение делить слова на слоги и выделять ударный слог.

Способствовать развитию интереса и способностей к чтению.

Игровые упражнения:

 «Слово, схема»,

«Звук, буква, слово»,

 «Физкультминутка – игра  «Зайка»,

«Реши ребусы на заданный слог, букву»,

«Реши ребусы по началу и концу», «Прочитай слова»

51.

52.

09.04.11.04.

Кроссворды.

Поощрять желание  детей решать кроссворды и читать полученные слова.

Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха.

Закреплять умение делить слова на слоги и выделять ударный слог.

Способствовать развитию интереса и способностей к чтению.

Игровые упражнения:

 «Реши кроссворд и прочитай, ты узнаешь, в каком месяце пойдёшь в школу» ,

«Какой звук потерялся»,

«Допиши правильно»,

 «Физкультминутка – игра  «Мы бегаем кругом»,

«Разгадываем первые ребусы»,

«Отгадываем загадки».

53.

54.

16.04.

18.04.

Цветы.

Совершенствовать навык чтения слов и предложений Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха.

Закреплять умение делить слова на слоги и выделять ударный слог.

Поощрять желание  решать кроссворды о цветах. Способствовать развитию графических навыков.

Игровые упражнения:

 «Реши кроссворд»,

«Физкультминутка – игра «Буратино»

 «Предмет, слово, схема»,

«Раскрась только те цветы, которые растут в саду»

55.

56.

23.04.

25.04.

Насекомые.

Совершенствовать навык чтения слов и предложений Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха.

Закреплять умение делить слова на слоги и выделять ударный слог.

Игровые упражнения:

«Загадки и отгадки»,

«Реши кроссворд»,

 «Соедини правильно»

«Физкультминутка – игра  «Жук»  

«Раскрась насекомых, которые летают, и обведи тех, которые ползают»,

«Нарисуй божью коровку»

57.

58.

06.05.

08.05.

Природные явления.

Чтение Ф.Тютчев «Люблю грозу в начале мая»

Способствовать развитию интереса и способностей к чтению.

Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха.

Закреплять умение делить слова на слоги и выделять ударный слог.

Поощрять желание разгадывать ребусы.

Игровые упражнения:

«Подчеркни слова, обозначающие народные предметы»,

«Подбери схему к словам радуга, гроза, листопад, снегопад»

 «Физкультминутка – игра «Волчок»,

«Отгадай ребусы по первому звуку, обозначь на письме буквой и прочитай слово»

59.

60.

14.05.

16.05.

 Лето.

Способствовать развитию интереса и способностей к чтению.

Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха.

Закреплять умение делить слова на слоги и выделять ударный слог.

Поощрять желание разгадывать загадки, решать ребусы и читать пословицы. Способствовать развитию графических навыков.

Игровые упражнения:

«Подскажи словечко»,

«Чтение загадки»,

«Буква потерялась»,

 «Физкультминутка – игра «Кузнечики»,

«Реши ребусы по первому звуку, обозначь на письме буквой и прочитай пословицу «Предмет , слово, схема»,

«Чтение текста»,

«Раскрась картинки, которые относятся к лету»

61.

62.

20.05.

22.05.

Скоро в школу.

Способствовать развитию интереса и способностей к чтению.

Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха.

Закреплять умение делить слова на слоги и выделять ударный слог.

Игровые упражнения:

 «Прочитай пословицу, как ты понимаешь её смысл»,

«Определи предложения по интонации»,

«Физкультминутка – игра «Хомячок»,

«Составь и запиши предложение»,

«Обозначь предложение графически».

63.

64.

28.05.

30.05.

Чтение стихов о временах года. А.Плещеев «Лето», «Весна»; К.Бальмонт «Осень»; И.Суриков «Дремлет лес ни звука», «Зима».

 Игровые упражнения:

 «Подбери схему предложения»,

 «Физкультминутка – «Пальчиковая гимнастика»,

«Чтение стихов о временах года»,

« Буквы рассыпались- составь слово», «Найди модель слова», «Прочитай стихотворение к этому слову».

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Тема (раздел)

Формы занятий

Приёмы и методы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

1-8

Гласные и согласные звуки и буквы

«Алфавит».

Закрепление пройденного материала.

Путешествие в страну Грамматику.

Игра по станциям «Звукоград», «Буквоград». Путешествие в страну гласных и согласных звуков.

Пение гласных звуков.

Обозначение – домики с красными окошками, синими, зелёными

Словесные методы: беседы, чтения, объяснения,  напоминания, рассказывания.

Наглядный метод – рассматривание домиков с гласными и согласными  звуками и цветных иллюстраций к игровым упражнениям над словом. Методы сравнения и обобщения. Игровые упражнения «Загадки и отгадки», «Физкультминутки, игры  

«Слово – схема».

«Лента гласных и согласных букв». Демонстрационный  и раздаточный материал  «Азбука». Набор картинок и цветных иллюстраций к изучаемым звукам и буквам. Четверостишия, загадки, пословицы, крылатые выражения.

 Схемы - модели слов.

Участие в конкурсе «Знатоки гласных и согласных букв и звуков».

Игра                      «Поле чудес»

9-20

Осень.

Игры со словом. Овощи. Фрукты. Домашние животные.                

Дикие животные».

«Игрушки.

Дидактические игры со словом

«Напиши название картинки одним словом»,

«Найди гласные звуки, обозначь на схеме»,

«Раздели слово на слоги» «Подскажи словечко». «Читаем загадку и пишем отгадку» «Фруктовый кроссворд», «Буквы рассыпались - Собери название осеннего месяца»,

Словесные методы: беседы, чтения, объяснения, напоминания, рассказывания.

Наглядный метод – рассматривание иллюстраций по темам. Методы сравнения и обобщения. Игровые и практические упражнения «Загадки и отгадки», «Физкультминутки,  игры «Слово – схема».

Демонстрационный и раздаточный материал                             « Азбука».                    «Лента гласных и согласных букв». Фруктовый кроссворд. Сюжетные картинки, иллюстрации к изучаемым темам.       Четверостишия, загадки, пословицы, крылатые выражения, схемы - модели слов.

Игра по станциям «Звукоград», «Буквоград».

(кроссворды, ребусы)

21-30

Жанры устного народного

творчества.

Слушание, чтение: русские народные сказки

«Как аукнется, так и откликнется», «Лиса и козёл». Авторские рассказы К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна»,

«Лошадка»

Работа с текстом, выборочное чтение. Пересказ по опорным словам.

Словесные методы: беседы, чтения, обсуждения, объяснения, рассказывания, напоминания.

Наглядный метод – рассматривание иллюстраций к сказкам и рассказам, сравнения и обобщения. Игровые упражнения: «Делим слова на слоги хлопками и шагами», «Подели на слоги 2 предложения в тексте рассказа»

«Покажи движения лисы»,

«Словесно опиши внешний вид лисы»

Демонстрационный  и раздаточный материал « Азбука» «Лента гласных и согласных букв». Иллюстрации к изучаемым  сказкам .

Пословицы, крылатые выражения.

Схемы - модели слов.

Участие в конкурсе рисунков

«По страницам знакомых сказок».

31-38

Зима.

Новый год. Транспорт. Профессии.

Путешествие под Новый год»                    Загадки о зиме, Рассказать как люди готовятся к новому году. Чтение текста, рассматривание иллюстраций. Способствовать развитию интереса и способностей к чтению.

Словесные методы: беседы, обсуждения, объяснения, чтения, рассказывания, напоминания.

Наглядный метод – рассматривание иллюстраций. Практические методы сравнения и обобщения. Игровые упражнения: «Слоговые листочки»,

«Напиши письмо Деду Морозу»

Демонстрационный материал «Азбука», «Лента гласных и согласных букв». Иллюстрации по темам. Четверостишия, загадки, пословицы, крылатые выражения,            схемы - модели слов.

Участие в конкурсе чтецов

«Зима».

39-52

Весна. Природные явления. Чтение Ф.Тютчев «Люблю грозу в начале мая» Лес. Птицы.            Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Дятел»

8 марта. Т.Шорыгина «Встану утром рано»

Путешествие в весенний лес.

Словесные методы: беседы, обсуждения, объяснения, чтения, рассказывания, напоминания.

Наглядный метод – рассматривание Практические иллюстраций по темам,  методы сравнения и обобщения. Игровые упражнения «Отгадай загадку»,

«Отгадку соедини с картинкой»,

«Реши ребусы по первому звуку, обозначь на письме буквой и прочитай пословицу «Предмет , слово, схема».

Демонстрационный материал « Азбука». Набор картинок и цветных иллюстраций к изучаемым звукам и буквам. Четверостишия, загадки, пословицы, крылатые выражения.

Схемы  -модели слов – красные, зелёные , синие квадраты, лента гласных  и согласных букв.

Викторина «Перелётные птицы»

53-64

Лето Страничка для чтения  В.Даль «Старик-годовик» Ребусы. Кроссворды.

Скоро в школу.

Игры со словами. Разгадывание кроссвордов и ребусов.

Словесные методы: беседы, рассказывания, напоминания, объяснения. Наглядный метод – рассматривание иллюстраций по темам.  Практические методы: тренировочные упражнения, сравнения и обобщения.

Демонстрационный материал  «Азбука». Лента гласных и согласных букв. Набор картинок и иллюстраций к изучаемым  темам.

Четверостишия, загадки, пословицы, крылатые выражения, кроссворды, ребусы.

Игра по станциям «Звукоград», «Буквоград».

(кроссворды, ребусы)


Список литературы:

  1. С.В. Бурдина «Изучаем грамоту».
  2. В.Волина «Учимся играя».
  3. Е.В.Колесникова «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 6-7лет»
  4. Е.В.Колесникова «Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет «Я начинаю читать»
  5. Т.И.Кондранина «Сборник текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения»
  6. В.В.Коваленко, С.В.Коваленко «Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ш.Ж»
  7. В.В.Коваленко, С.В.Коваленко «домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков С,З,Ц»
  8. В.Степанов «Весёлая азбука»
  9. Г.П.Шалаева «Букварь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...